Юрий Чайка Юрий Чайка рассказал, как непросто всегда складывались отношения генпрокуратуры РФ с правоохранительными органами Великобритании Фото: kremlin.ru

ЮРИЙ ЧАЙКА: «ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ОТКАЗАЛАСЬ ВЫДАТЬ РОССИИ БОЛЕЕ 60 ЧЕЛОВЕК»

В пасхальный день, 8 апреля, генпрокуратура РФ «воскресла» от долгого сна и решилась обнародовать тайны, которые берут свое начало в далеком 2003 году. Речь идет об обстоятельствах, при которых беглый олигарх Борис Березовский когда-то получил политическое убежище в Великобритании, а также об истории его взаимоотношений с Александром Литвиненко и другими эмигрантами, обосновавшимися в свое время в «Лондонграде». В связи с этим в воскресенье генпрокурор Юрий Чайка дал интервью телеканалу «НТВ», а уже на следующий день, 9 апреля, его заместитель Саак Карапетян созвал специальный брифинг для прессы, на котором продемонстрировал журналистам несколько «пыльных» документов из прокурорского архива. При этом сомневаться в подлинности данных документов, по всей видимости, не приходится. Поражает другое: почему об этом стали говорить только сейчас, ведь большинство персонажей этой запутанной истории давно умерли? В марте 2013 года загадочным образом ушел в мир иной олигарх Березовский, чей труп был найден в запертой ванной комнате в местечке Аскот в 40 км от Лондона. Что касается Литвиненко, то он, как известно, погиб от полония еще осенью 2006 года. Тем не менее новости по этим историческим (без преувеличения) фигурам продолжают появляться и сейчас — на этот раз в исполнении Чайки и его помощников.

В интервью НТВ Чайка рассказал, как непросто всегда складывались отношения генпрокуратуры РФ с правоохранительными органами Великобритании. Так, начиная с 2002 года прокуратура отправила английским властям запросы о выдаче более 60 человек, обвиняемых на родине в экономических преступлениях, и ни на один не получила внятного ответа. Зато, как можно понять из откровений генерального прокурора, именно эти люди со временем составили ядро будущей общины «Лондонграда», где стали находить приют и убежище многие из тех, кто заявлял, что в России ему угрожает опасность от «кровавого режима».

Одним из первых в этом ряду стал сам Березовский. Как известно, в 1999 году всесильный олигарх, до этого откровенно помыкавший первым президентом РФ Борисом Ельциным, начал испытывать первые проблемы со стороны правительства Евгения Примакова. Однако на тот момент Березовский весил в российской политике несравнимо больше, нежели Евгений Максимович с его премьерским креслом. Поэтому примаковское правительство было отправлено в отставку, а так называемое дело «Аэрофлота», фигурантом которого числился олигарх, подверглось заморозке. Затем наступил 2000 год, когда в качестве компромиссной фигуры между ельцинским и примаковским векторами кресло президента РФ занял Владимир Путин. Однако в путинской России Борису Абрамовичу места не нашлось. В 2001 году Березовского все-таки объявляют в федеральный розыск, и вскоре он всплывает в Лондоне в качества акционера компании, созданной братом экс-президента США Джорджа-Буша-младшего. Генпрокуратура РФ начинает требовать его экстрадиции в Россию, напоминая, что здесь олигарх является фигурантом дела о мошенничестве (на этот раз в рамках махинаций с акциями и автомобилями ЛогоВАЗа). Лондонская полиция поначалу вроде бы идет навстречу и даже ненадолго задерживает Березовского, но затем выпускает его под денежный залог. Оказавшись на свободе, олигарх тут же просит у Великобритании политического убежища и оказывается под защитой Женевской конвенции. Но окончательно утвердиться в статусе беженца Борису Абрамовичу удается лишь тогда, когда он убеждает английские власти в том, что Москва готовила на него покушение.

В этом контексте и следует воспринимать вчерашние обещания Чайки наконец-то рассказать правду об этом «покушении». «Все провокационные действия официального Лондона (по делу Скрипаля) абсолютно идентичны тем, которые они совершали в связи с мнимым покушением на Бориса Березовского в Лондоне и установлением обстоятельств смерти все в той же Англии Александра Литвиненко в ноябре 2006 года», — заявил накануне Чайка НТВ. Он также пообещал, что его коллеги на специальном брифинге пойдут «на беспрецедентный шаг» и покажут журналистам «копии отдельных документов из переписки с МВД Великобритании, в то числе с Терезой Мэй (которая ранее возглавляла министерство)». По словам Чайки, эти материалы прямо указывают на то, что британские власти знали о ложном характере заявления Березовского относительно подготовки покушения на него, но все равно предоставили ему статус беженца.


«КАК ТОЛЬКО БЕРЕЗОВСКИЙ СОБРАЛСЯ ВЕРНУТЬСЯ В РОССИЮ, ПРОИСХОДИТ ФАКТ ЕГО СМЕРТИ»

Нет сомнений, что Великобритания была заинтересована в том, чтобы уберечь Березовского от выдачи в Россию. Заполучив такого жителя «Лондонграда», англичане наверняка рассчитывали, что они станут держателями самых сокровенных «семейных тайн» постсоветского режима в РФ, тем более что о важности своей персоны Березовский кричал больше всех. Если верить Борису Абрамовичу, не кто иной, как он создавал и рушил в России правительства, обеспечивал ресурсами ельцинскую «семью» и «благословил на царствие» тогда мало кому известного Путина. Человек такого масштаба, называвший себя фактическим кукловодом «одной шестой суши» и «крестным отцом Кремля» (термин Пола Хлебникова), безусловно, был нужен Лондону. Оставалось лишь узаконить пребывание Березовского в Англии и найти предлог для отказа РФ в его выдаче. И здесь на историческую сцену выходит бывший гражданин Казахстана Владимир Терлюк.

Как рассказал на сегодняшнем брифинге советник генерального прокурора РФ Николай Атмоньев, Терлюк вместе с семьей проживает в Великобритании с 1999 года. В 2006 году он впервые обратился в генпрокуратуру РФ с письменным заявлением о предоставлении ему защиты, поскольку, по его словам, постоянно подвергался угрозам со стороны Березовского и Литвиненко, но британские правоохранители отказывались его защищать.

Нельзя сказать, что фамилия Терлюка прежде никогда не всплывала в прессе, — на сайтах, специализирующихся на компромате, это довольно известная личность. Именно его в начале нулевых назначили на роль «чекиста», который по поручению Москвы якобы готовил убийство беглого олигарха. Но тогда Терлюк фигурировал под псевдонимом Петр, и в качестве такого он даже дал на аудио признательные показания о том, что собирался убить Березовского.


Сам Березовский в своем письме в министерство внутренних дел Соединенного Королевства изложил версию покушения на него на 96 листах, упомянув о том, что эту миссию Москва якобы возложила на агента СВР Терлюка. Правда, чуть позже мнимый Петр отказался от своих признательных показаний, заявив, что дал их под давлением Литвиненко и руководителя международного фонда гражданских свобод Александра Гольдфарба. В открытых источниках можно найти информацию, как именно Терлюк злоумышлял устранить Березовского: по версии олигарха и его окружения, он будто бы собирался пролить ядовитую жидкость на костюм Бориса Абрамовича прямо в зале Лондонского суда, после чего закурить сигарету. Дым должен был вызвать немедленную химическую реакцию и превратить жидкость в бинарный яд. О том, что произошло бы в этом случае с самим Терлюком, судьями и всеми присутствующими, в версии не оговаривалось. Однако властями Великобритании она была принята безоговорочно, и Березовский получил убежище в качестве потенциальной жертвы «кровавого режима».

Всего через три года Березовский неожиданно ссорится с Литвиненко, и в ноябре 2006 года бывший подполковник госбезопасности умирает в лондонской больнице в страшных мучениях. Как заявил на брифинге Атмоньев, «в ходе следствия было установлено у нас, что к ноябрю 2006 года, когда Литвиненко погиб, у него существенно испортились отношения с Березовским. Литвиненко мог дать изобличающие его показания». Тем не менее официальный Лондон склонен возводить вину за смерть Литвиненко на бывшего сотрудника российских спецслужб, а ныне депутата Госдумы Андрея Лугового, а также на предпринимателя Дмитрия Ковтуна.

Однако в итоге изобличающие показания дает все тот же Терлюк, которому Англия отказывает в защите по программе свидетелей. Тогда, в апреле 2007 года, в эфире РТР выходит интервью с Терлюком-Петром, который рассказывает о том, что Литвиненко и Березовский накачали его психотропными препаратами и заставили взять на себя якобы готовившееся покушение на Бориса Абрамовича.

В том же году в деле неожиданно всплывают материалы, собранные немецкой прокуратурой в Гамбурге, которые свидетельствуют, что полоний находился в Лондоне еще до приезда туда Лугового и Ковтуна. На это обстоятельство сослался на сегодняшнем брифинге и Атмоньев.

«Согласно постановлению прокуратуры Гамбурга от 6 ноября 2009 года, оценка всех собранных прокуратурой Гамбурга доказательств, в том числе полученных и из Великобритании, в частности данных об установленных британскими органами следствия местах заражения полонием-210, указывает на то, что полоний находился в Лондоне еще до прибытия туда Лугового и Ковтуна 1 ноября 2006 года», — заявил Атмоньев. То обстоятельство, что немецкая прокуратура вообще занималась этим делом, советник Чайки объяснил тем, что в 2006 году Ковтун прилетел в Лондон из Гамбурга. Однако, по заключению гамбургских прокуроров, наибольшее заражение полонием было обнаружено в лондонском офисе Бориса Березовского, а также в организме некоего гражданина Италии Марио Скарамеллы. «Наши немецкие коллеги со ссылкой на данные, полученные из Великобритании, отразили, что Литвиненко встречался с Марио Скарамеллой 1 ноября (2006 года) еще до встречи с Луговым и Ковтуном», — пояснил Атмоньев, и резюмировал. — Считаем и имеем для этого все основания утверждать, что на тот момент в ликвидации Литвиненко был наиболее заинтересован Березовский. А факт обнаружения радиоактивных следов в его офисе лишний раз это подтверждает».

Что касается смерти самого Березовского в марте 2013 года, то, как заявил на брифинге заместитель генпрокурора РФ Саак Карапетян, никому иному, кроме Великобритании, не было это выгодно. Существует версия, что незадолго до своей гибели Борис Абрамович собирался вернуться в Россию и даже закидал Путина прошениями на эту тему. Тому могло быть несколько причин: от провалившегося в 2011–2012 годах «болотного майдана» до банального одиночества и финансового кризиса, которые якобы испытывал олигарх. «Но, как только Березовский, как следует из прессы и его заявлений, собрался вернуться в Россию, в этот момент происходит факт его смерти, — высказал свое недоумение Карапетян. — Кому это было выгодно, чтобы Березовский не въезжал в РФ, не разглашал ту закрытую информацию, которой он обладал? Это очевидно — в первую очередь британским властям». (Официальная версия смерти Березовского пока что сводится к самоубийству, которое вроде бы не предполагает насильственного характераприм. ред.)

Также на прокурорском брифинге была высказана любопытная версия о том, что на месте неизвестно кем отравленных Сергея Скрипаля и его дочери мог оказаться вышеупомянутый Терлюк. Однако в последний момент, по словам Карапетяна и Атмоньева, на роль очередной жертвы «кровавого режима» было решено назначить Скрипаля.

«ВООБРАЗИТЕ МИ-6, КОТОРАЯ НАЗЛО ПУТИНУ МАЖЕТ СЕБЯ ДЕРЬМОМ»

О том, удалось ли генпрокуратуре РФ открыть миру глаза на «козни» Великобритании, и насколько эффективна такая линия защиты против атаки со стороны Мэй, «БИЗНЕС Online» поинтересовался у своих экспертов.

Александр Минкин — обозреватель «МК»:

— Прокуратура в России не самостоятельна. Она выполняет распоряжения Кремля. Единственным независимым прокурором был Алексей Казанник, его терпели всего полгода. А все остальные генпрокуроры — Степанков, Ильюшенко, Скуратов, Устинов — ушли бесславно (мягко говоря). И Чайка уйдет бесславно. Все прежние были замечены в каких-то непристойных скандалах. Причем непристойность (в случае Скуратова) была не только в том, что речь шла о девках в сауне, а в том, что эти развлечения были невозможны на зарплату генерального прокурора. Эти развлечения стоят гораздо дороже. Подумайте, кто их оплачивал: ученые, врачи или бандиты?

Итак, прокуратура у нас не является независимой. Прокуратура говорит то, что ей велят. И поэтому вообще неинтересно, что она говорит.

Убийства в Лондоне, сделанные английской разведкой, это чушь. И вот почему. Английская разведка существует очень давно и очень высоко ставит свой престиж. Убийство Литвиненко в центре Лондона, и «полуубийство» Скрипаля — такие убийства каждый раз становятся ее позором. Это позор английской разведки, что в столице Англии можно убивать кого попало, что разведка прямо у себя под носом не может обнаружить и предотвратить политические убийства. Чем мешал англичанам Березовский? Чем Литвиненко им мешал? А вот чем они досаждали Кремлю — совершенно понятно. Обвинения, непрерывно выкрикиваемые Березовским и Литвиненко, предательство Скрипаля — это все враждебные действия не по отношению к английской королеве, а по отношению к Путину.

Если бы английская разведка хотела сделать гадость Путину, она могла бы убивать его врагов где-нибудь в Бангладеш. Но делать это прямо у себя под носом — значит, позориться на весь мир. В такое трудно поверить. Вообразите Ми-6, которая назло Путину мажет себя дерьмом.

Эдуард Лимонов — писатель, политик, создатель запрещенной партии «НБП», председатель исполкома коалиции «Другая Россия»:

— Я думаю, что в эти обвинения, может быть, никто на Западе и не верит, но воспользуются случаем, чтобы использовать их и, в частности, это дело Скрипалей против нас. Чтобы заткнуть нас и отодвинуть в роль третьестепенной державы, в роли которой мы находились все время с начала 90-х годов до 2014 года. Нам не дают подняться, и это надолго. А может быть, и навсегда — кто знает.

Тут бессмысленно доказывать свою невиновность или заискивать. По поводу нас всем западным миром принято решение, чтобы выдворить нас из числа великих держав и никогда больше туда не допускать.

И все эти попытки доказать свою невиновность выглядят скорее жалкими. На мой взгляд, никто к этим аргументам прислушиваться не будет. Решение принято, и пересмотру оно не подлежит. Вообще, все, что происходит в деле Скрипаля, шито белыми нитками. Даже кота уничтожили, как вещественную улику. Скорее всего, это вообще была инсценировка. Не похоже это на отравление. Это так долго не длится — месяц. Просто сфабриковали такой предлог, чтобы объяснить такое недружественное, враждебное отношение к России.

Максим Калашников — член федерального совета «Партии дела», общественный и политический деятель, писатель-футуролог и публицист:

— Я могу сказать только одно: если вы отвечаете на западные санкции, то надо отвечать по существу, а не словами. А это была, думаю, попытка ответа на них. Во-первых, вы не можете рассчитывать на объективную журналистику. На Западе журналистика крайне политизирована — неудобные для себя факты она тут же замнет. Что бы там ни прозвучало сегодня сенсационного, дальше некоторых блогеров не получится это распространить. У Москвы нет мировой информационной системы, сопоставимой с западными коллегами. Откровения генпрокуратуры не смогут изменить мнение мировой общественности. Российская Федерация не относится к числу господствующих стран, которые входят в клуб господ золотого миллиарда, большой семерки. Если вы считаете, что журналистика там объективна, то вы заблуждаетесь, это сказка. Журналистика еще в 90-е годы сербов нарисовала чудовищами, не обращая внимания на преступления ни хорватской, ни мусульманской стороны. Если есть заказ «мочить Москву», то он и будет.

Мне очень нравится, как действует Трамп. Он кроме слов применяет еще и дела. Он раз — и вводит протекционистские пошлины для развития своего производства. Это бьет намного сильнее по тому же Китаю, чем 100 тысяч самых красивых слов генпрокуратуры, Маши Захаровой и так далее. То есть разговорный жанр на сегодня исчерпан. Понятно, что ядерным оружием вы бить не можете, потому что это мировая катастрофа. Переместитесь на поле экономики, на самый сильный фронт борьбы. Мягкая сила хороша, когда у тебя есть мегафон, на котором ты вещаешь на планету, что сопоставимо с западными информационными сетями. У Российской Федерации такого громкоговорителя нет. Russia Today не вытягивает на эту роль. Значит, надо наносить удар там, где противник тебя не ждет. А он думает, что в экономике Российская Федерация беспомощна, и никогда там не нанесет удар. Заходи с того направления, где тебя противник совершенно не ожидает.