«Эти пять лет пройдут быстро, и нам уже нужно думать, каким будет общественный транспорт за 2020 годом», — сказал мэр Казани Ильсур Метшин. Город «тормознул» новую транспортную схему, требующую 4,5 млрд рублей ежегодно или повышения тарифа до 49 рублей. О том, почему Казань оставляет схему, максимально близкую к действующей, деталях нового плана за 24 млн рублей, скоростных трамваях, метробусах и неэффективном метро — в материале «БИЗНЕС Online».
Деловой понедельник в исполкоме Казани начался с доклада о подготовке города к ЧМ-2018 по футболу
ЧМ-2018: ГОСТИНИЦЫ ГОТОВЫ НА 100%, ТЕСТОВЫЙ МАТЧ «РУБИНА» С «УФОЙ» И 4 ТЫС. СПЕЦПРОПУСКОВ ДЛЯ АВТО
Сегодняшний деловой понедельник в исполкоме Казани начался с доклада первого замруководителя исполкома Дамира Фаттахова о подготовке города к ЧМ-2018 по футболу. Напомним, в Казани пройдет 6 футбольных матчей.
«Подготовка ведется давно. Тем не менее мы уже на финишной прямой, хотелось бы обсудить план работы на оставшиеся два месяца. Обратный отсчет уже пошел на часы! Мы должны усилить нашу работу», — сказал мэр Казани Ильсур Метшин.
На стадионе «Казань Арена» 7 мая в 19:00 пройдет тестовый матч «Рубина» с «Уфой», на котором протестируют все сервисы чемпионата, в том числе «последнюю милю» (по согласованию с ФИФА радиус этой зоны вокруг «Казань Арены» еще во время Кубка конфедераций – 2017 сократили до 1 километра). Хотя в прошлом году обошлось без введения пропусков для автомобилей, в этом году такие пропуска выдадут жителям 69-го квартала и ЖК «Современник», всего 4 тыс. штук (по одному на квартиру). Выдачей разработанных совместно с правоохранительными органами пропусков будет заниматься администрация Ново-Савиновского района, ТСЖ и управляющие компании.
«Мы договорились с правоохранительными органами, что в этом году мы все-таки введем пропуска, чтобы людям было спокойнее и чтобы сотрудники ГИБДД не по фразе „Я здесь живу“ пропускали жителей к жилым домам», — сказал Фаттахов. Он уточнил, что на спецпропуске будет указан только номер авто.
Фаттахов напомнил, что в прошлом году Кубок конфедераций собрал в городе более 150 тыс. иностранных туристов. Загруженность отелей составила около 90%. А ЧМ обещает быть еще более посещаемым. Пока же, по предварительным данным, Казань во время мундиаля посетят 20 тыс. болельщиков из Франции и более 3 тыс. фанатов из Ирана.
«Все 196 отелей прошли необходимую классификацию и уже сейчас готовы встретить любителей футбола», — сказал Фаттахов, добавив, что особое внимание уделят цветочному оформлению города. В планах также более 200 культурно-массовых мероприятий, запланирован самый длинный за всю историю чемпионата тур главного трофея ЧМ-2018 — в Казани трофей побывает с 17 по 19 мая.
С 11 июня по 15 июля ежедневно в городе будут работать 900 добровольцев на 15 точках у объектов транспорта, станциях метро, на подходах к стадиону «Казань Арена».
«Знаем, в организации таких проектов важна каждая деталь, каждая мелочь имеет значение», — сказал Фаттахов. По его словам, только всем вместе мероприятие можно будет провести на должном уровне. Продолжается подготовка площадки фестиваля болельщиков у «Казана» — там по трансляции на большом экране можно будет увидеть все матчи ЧМ. Менее чем через месяц у «Казана» начнется возведение временной инфраструктуры фестиваля.
«Подготовка к чемпионату мира — командная работа, — сказал Метшин. — Мы вместе: федеральные структуры, оргкомитет — сыгрались за эти годы. Мы умеем взаимодействовать, слышим друг друга и работаем в единой команде. Эта работа ежедневно требует кропотливого труда, возникает масса вопросов, которые нужно решать в режиме реального времени всем вместе, не перекладывая ответственность на плечи друг друга, а подставляя плечи. Каждое большое соревнование имеет свою специфику, у нас было время для работы над ошибками».
НОВУЮ МАРШРУТНУЮ СЕТЬ КАЗАНИ ОТЛОЖИЛИ ДО ЛУЧШИХ ВРЕМЕН — У ГОРОДА НЕТ 4,5 МЛРД РУБЛЕЙ НА СУБСИДИИ И ЖЕЛАНИЯ ПОВЫШАТЬ ТАРИФЫ
На этом же совещании исполком Казани счел невозможным принять к реализации новую маршрутную сеть пассажирского транспорта города, разработанную по итогам конкурса за 23,8 млн рублей. Этим занималось ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ) города Москвы. Необходимость новой пятилетней схемы связана и со значительными изменениями федерального законодательства в сфере пассажирских перевозок. В прошлом году был определен стандарт транспортного обслуживания населения, а с 1 июля вступает новый порядок формирования начальной максимальной цены контракта. Он предполагает обязательное повышение оплаты труда водителей с нынешних 37 тыс. рублей до не менее чем 60 тыс. рублей. Одно лишь это требование серьезно меняет экономику городских пассажирских перевозок.
По оценке специалистов НИИ, существующая маршрутная сеть Казани полностью соответствует федеральному стандарту и имеет оценку выше среднего. Сеть является достаточно удобной для жителей, имеет социально направленный характер. Но ее главный недостаток — очень высокая цена обслуживания. Для сохранения существующей маршрутной сети в новых условиях необходимо дополнительно 4,5 млрд рублей бюджетных субсидий в год либо повышение цены на билеты до 49 рублей. Чтобы не нарушать федеральное законодательство, власти города решили максимально сохранить существующую маршрутную сеть и до 1 июня провести открытые торги, определив таким образом перевозчиков на следующие пять лет. Таким образом, город успевает запрыгнуть в последний вагон ныне действующих законодательных норм. И на пять лет исполнение новых требований федерального законодательства будет отсрочено.
Исполком Казани счел невозможным принять к реализации новую маршрутную сеть пассажирского транспорта Казани, разработанную по итогам конкурса за 23,8 млн рублей
«Субсидии в 4,5 миллиарда рублей нам пока не дадут, но и до 49 рублей поднимать тариф мы не можем, — сказал мэр города. — Хорошо, что у нас есть детальная проработка. Не будем об этом только мечтать, а будем кропотливо работать, чтобы в будущем это все реализовать. Это та самая синица в руках, которая позволит обслуживать население в ближайшие пять лет. Эти пять лет пройдут быстро. И нам уже нужно думать, каким будет общественный транспорт за 2020 годом».
По данным исследования, в случае отсутствия субсидий и сохранения существующих тарифов потребуется существенное изменение маршрутной сети. Маршруты будут не такими длинными, как сейчас. Специалисты НИИАТ предложили привязать их к станциям метрополитена либо к транспортно-пересадочным узлам, чтобы пассажиры из отдаленных районов могли добраться до метро и затем следовать в центр города, а это ведет к неизбежному увеличению пересадок! По словам председателя комитета по транспорту Айдара Абдулхакова, даже введение тарифа с возможностью пересадок в течение часа потребует серьезных дотаций перевозчикам. Предусматривается сокращение дублирующих маршрутов. В случае сокращения вместо нынешних 20 дублей станет 4–5. Маршрутная сеть сократится с 60 до 48 маршрутов, а подвижной состав — с нынешних 843 автобусов до 475.
«Специалисты считают, что нужно увеличивать загрузку метрополитена, развивать скоростные виды транспорта, остановить дублирование трамваев и троллейбусов автобусами, а также дублирование метро наземным транспортом», — сказал Абдулхаков.
По словам Айдара Абдулхакова, даже введение тарифа с возможностью пересадок в течение часа потребует серьезных дотаций перевозчикам
ЗАГРУЗКА МЕТРО — 15% ОТ ЗАПЛАНИРОВАННОЙ, А НА СЕТЬ МЕТРОБУСОВ И СКОРОСТНЫХ ТРАМВАЕВ В БУДУЩЕМ НАДО 15,5 МЛРД РУБЛЕЙ
По данным транспортного комитета, в строительство метро за последние 10 лет вложили более 45 млрд рублей. Но сегодняшний пассажиропоток — лишь 15% от запланированной пропускной способности. Дело в том, что принятый в СССР норматив о строительстве метро в городах с населением 1 млн человек устарел, так как тогда личные авто были нечастым явлением. «Сегодня метро окупается только при численности населения в 2,5–3 миллиона жителей!» — сказал Абдулхаков.
В качестве альтернативы метрополитену предлагается система скоростных видов транспорта (три маршрута трамвая и три метробуса). Они идут по обособленной полосе движения, для них — приоритетный проезд перекрестков. Необходимы также специальные остановки с возможностью оплаты проезда (не в салоне машины, как сейчас, а по типу метро). Также нужен подвижной состав большой вместимости (например, автобусы-гармошки). Все три маршрута метробуса в альтернативной схеме будут начинаться от ж/д вокзала. Один пустят до Дербышек, второй — до улицы Гаврилова, третий — до микрорайона М-14 (за Республиканской клинической больницей). В перспективной схеме также — закольцовка маршрута 5-го трамвая, запуск скоростного трамвая от «Салават Купере» до Северного вокзала, от улицы Завойского до улицы Халитова.
Но удовольствие это при всем удобстве недешевое. Общая ориентировочная стоимость всей данной системы — 15,5 млрд рублей, что составляет примерно 2/3 годового бюджета Казани и примерно сопоставимо со строительством двух станций метрополитена с перегонами. Выбор — две станции метро или шесть наземных скоростных маршрутов по всему городу — специалисты оставили властям.
По словам Абдулхакова, сегодня Казань не готова к реализации этого варианта новой маршрутной сети, однако теперь у города появилось видение, как можно развиваться в ближайшие годы. Перемены необходимы, иначе движение на дорогах упрется в заторы. По данным ГИБДД, общая численность автомобилей в Казани уже составляет более 400 тысяч. То есть на 1 тыс. жителей приходится 325 авто, а ведь еще в 2015 году были прогнозы о том, что при существующих темпах автомобилизации к 2025 году на 1 тыс. жителей будет приходиться 350 автомобилей, что уже означает 8–9-балльные пробки.
«И это через семь лет, можно сказать, уже завтра. А 400 автомобилей на тысячу человек — это вообще коллапс. Просто ничего не движется, — сказал глава транспортного комитета города. — Да, сегодня в ремонт дорог вкладываются миллиарды рублей, однако темпы строительства никогда не поспеют за бешеными темпами автомобилизации».
Меры, предпринятые в последние пять лет, — отмена левых поворотов, запрет въезда грузовиков днем, внедрение системы управления автомобильным движением — себя практически исчерпали. Они еще позволяют временно поддерживать существующее положение. По данным международного рейтинга, Казань уже вошла в число 200 городов с самыми большими пробками (в них автовладельцы проводят до 30 часов в год).
«Единственно возможным способом лечения этой болезни является приоритетное развитие общественного транспорта и проведение сдерживающей политики по отношению к легковым автомобилям», — особо подчеркнул актуальность проблемы Абдулхаков. А уже в общении с журналистами он заявил, что объективная необходимость в повышении тарифов для проезда в общественном транспорте Казани назрела и транспортники просят поднять цену хотя бы на 2,5 рубля — в конце концов, тариф не поднимали два года, было бы справедливо окупить хотя бы инфляционный рост. Но решение будет утверждать госкомитет РТ по тарифам — произойти это может в конце лета текущего года.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 226
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.