После непрекращающейся череды коррупционных скандалов в КНИТУ-КХТИ негативный фон в вузе начал снижаться с избранием нового ректора. Сергей Юшко побывал на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» и рассказал, как Герман Греф помогает ему с разработкой стратегии университета, пояснил детали новой системы оплаты преподавателей и изложил рецепт возрождения доверия оборонки и нефтегазовой промышленности к вузу.
Сергей Юшко: «С июля по декабрь прошло 7 проверок со стороны различных структур. Новых нарушений и эпизодов уголовного дела в вузе нет»
«НИКАКОЙ ОХОТЫ НА ВЕДЬМ В ВУЗЕ НЕ ВЕДЕТСЯ»
Сергей Юшко стал исполняющим обязанности ректора КНИТУ-КХТИ 26 июня 2017 года, в разгар скандалов, связанных с уголовными делами о хищении бывшим руководством вуза бюджетных средств. Как заметил премьер-министр РТ Алексей Песошин, на новую должность Юшко рекомендовал президент РТ Рустам Минниханов, направив соответствующее письмо и в адрес министерства образования и науки России. 15 марта на выборах ректора Юшко одержал победу, набрав 68% голосов выборщиков. Для выборов, в соответствии с уставом, была созвана конференция, на которой присутствовали студенты, преподаватели, ученые, администрация и хозяйственные службы — всего около 400 человек.
На интернет-конференции «БИЗНЕС Online» ректор КХТИ заявил, что во время избирательной кампании ему было страшно потерять лицо в среде профессиональной общественности. Ему советовали убрать реальных кандидатов на выборах и взять так называемых спойлеров, сымитировав выборы, но Юшко на это не пошел.
— Сама процедура выборов ректора в университетах воспринималась очень однобоко, — рассказал он. — Это и явилось причиной той кризисной ситуации, которую мы имели в вузе. Исторически университеты развивались самостоятельно. Роль министерства образования была слаба. Потом министерство стало сильным, стало давать деньги, но ощущение местных руководителей, что «это моя организация, я тут главный, и больше никто мне не указ», осталось. Это неправильное самопозиционирование. Вуз не развивается как вещь в себе, он развивается как источник новой среды. Как только люди поняли, что на предстоящих выборах все не так уж просто, желающих выдвигаться стало немного. Тем более что все от меня ждали простых вещей — слабаков подтягивать, а сильных отодвигать.
По словам Юшко, никакой «охоты на ведьм» в вузе не ведется, однако оставшимся сотрудникам придется привыкать жить иначе.
— Я никого ловить не хочу, но давайте играть по новым правилам. И они вытеснят то, что вы делали неправильно, — объявил об «амнистии» новый ректор. Он отметил, что администрация вуза после громких скандалов все же поменялась, а завкафедрами, директора институтов и деканы остались те же.
— С июля по декабрь прошло 7 проверок со стороны различных структур. Новых нарушений и эпизодов уголовного дела в вузе нет, — подытожил тему Юшко.
Вузу необходима была стратегия работы, чтобы сотрудники понимали, куда двигаться дальше, заметил наш собеседник. Нельзя было упустить коллектив, который соскучился по работе и большие надежды связывал с появлением нового ректора.
«Герман Греф первым начал ставить вопрос нейросетей в работе банка. Он дал нам сотрудницу, которая знает, как меняется Сбербанк, понимает, как управлять изменениями в коллективе, и она с нами поработала»
«С ДУРАКАМИ НИКТО СВЯЗЫВАТЬСЯ НЕ ХОЧЕТ»
Для разработки стратегии привлекли специалистов Сбербанка, на тот момент и. о. ректору удалось встретиться с самим Германом Грефом и обсудить все детали.
— У меня вызывает интерес, как Сбербанк меняется, являясь такой огромной организацией, эдаким «слоном», — отметил Юшко. — Причем не просто косметически. Греф первым начал ставить вопрос нейросетей в работе банка. Он дал нам сотрудницу, которая знает, как меняется Сбербанк, понимает, как управлять изменениями в коллективе, и она с нами поработала.
Совместно с одной из казанских компаний сотрудница Сбербанка в университете проиграла сценарий основных стратегических направлений развития, которые свелись к тому, что вузу нужно стремиться в когорту университетов третьего поколения. Мировая тенденция показывает, что они плодотворно развиваются именно на базе исследовательских технологических университетов. В итоге были определены три составляющие стратегии: образование, наука и коммерциализация.
— Когда не нужны наука и коммерциализация, то это Библия, вера, — полагает ректор. — Ты хорошо молишься, хорошо понимаешь суть, хорошо умеешь читать — это обучение. Но потом, когда человек захотел сам себе что-то объяснить, появились алхимия, университеты, когда у тебя есть и наука, и следующее за ней образование. То есть человек получил что-то научным способом, объяснил и научил, как это сделать. А в рыночной экономике возникло понятие «коммерциализация». Это та же наука не только для производства, но и для того, чтобы еще кому-то свои плоды продать. Эта модель работала и в советское время, потому что наши университеты обслуживали интересы крупной промышленности.
По словам Юшко, изменились и предприятия. Те, кто остался на плаву, конкурируют не друг с другом, а с миром. Им и кадры, и наука нужны конкурентоспособные. Если ты делаешь востребованный продукт, который приносит тебе прибыль, то ты обучаешь навыкам новое поколение, даешь новую профессию вузу. Это и есть университет третьего поколения. И если вуз не способен поставить работников необходимого уровня, то про учебное заведение просто забывают. И сейчас в задачах ректора — восстановить подорванное прошлым руководством доверие к альма-матер.
— И вот тут-то и включается имидж. С дураками никто связываться не хочет, — убежден Юшко. — Крупные промышленные предприятия были лет 10 обижены нашим вниманием и отношением к ним. Мы представляли из себя очень нестабильного и непонятного партнера. Взять историю с «Газпромом» (напомним, поводом для задержания экс-ректора вуза Германа Дьяконова стали подозрения в хищении 1,3 млн рублей; деньги были направлены КХТИ ПАО «Газпром» для проведения образовательных семинаров — прим. ред.). Однако они все равно стали нам помогать, несмотря на разгоревшийся скандал.
Ректор уверяет, что для выстраивания новых отношений вуза с предприятием достаточно было объясниться друг с другом и идти дальше, поскольку кадровый голод никто не отменял. «Газпрому», так же как и нефтехимическим предприятиям, оборонным заводам, нужно развиваться и двигаться вперед. Правда, руководство промышленных гигантов пока не понимает, насколько сам вуз готов работать в этом направлении.
За время, пока Юшко был и. о. ректора, повысился и проходной балл на вступительных экзаменах с 61 до 65,6. В эту приемную кампанию в среднем он может составить 67 баллов
«С ТАКОЙ ОТЧЕТНОСТЬЮ НИКАКОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НЕ СДЕЛАЕШЬ»
Юшко посетовал, что к началу модернизации КХТИ выяснилось, что внутри коллектива сотрудники говорят о разных вещах и существует некое недопонимание.
— Если есть студенческий отряд, то там все понимают, кто сколько заработал и кто какое количество денег между кем поделил. А тут возникает бюджетное и небюджетное финансирование, образование и наука. Научно-педагогические кадры — они где, лекции читают или что-то делают? Плюс использовались старые статистические формы отчетности, в которых можно было развесить лапшу с красивыми цифрами. И понятно, что с такой отчетностью никакой стратегии развития не сделаешь, потому что тебе говорят, что все хорошо: и наука большая, и образование замечательное, и количество людей оптимальное...
В вузе начали переделывать систему отчетности, что привело к новому рейтингу для профессорского-преподавательского состава, определен центр оценки персонала. Оказалось, что в КХТИ оказались нарушены основные соотношения численности студентов к численности преподавателей. В результате оптимизации на улице должны были остаться свыше 130 человек. Вместо этого, правда, пришлось перевести некоторых преподавателей с полной ставки на 0,75, другого выхода не осталось.
— Но мы создали те условия, по которым человек может добрать необходимое ему количество денег, выполняя нужную для нас работу. Мой мобильный у сотрудников есть, приемная всегда открыта. Ко мне немало приходят по вопросам с зарплатой, и мы разбираем каждый случай. Не скрою, что некоторые сотрудники все же получали больше, чем того заслуживали.
Сейчас в вузе создали рейтинг преподавателей, выстроили бизнес-процессы, привязали индикаторы к каждому сотруднику. Следующим этапом станет нормирование затрат. По словам Юшко, в скором времени учебно-вспомогательный персонал выведут на аутсорсинг — не дело в университете иметь, например, большое количество уборщиц. Уже сейчас комбинат питания удалось вывести на нулевые убытки, хотя раньше эта статья всегда была в минусе.
Возвращаясь к преподавателям, ректор подчеркнул, что сейчас у них появится больше возможности для карьерного роста, то есть появились социальные лифты внутри вуза.
— Если ты говоришь: ребята, я сделаю так, что в университете появится магазин атрибутики, то я говорю: делай, мы все равно закупаем такой товар на стороне, лучше уж в себя инвестировать, — привел он пример. — Главное — делай. Вот, пожалуйста, человек будет расти. Или другая преподавательница скажет: давайте я приведу вам умных школьников, они станут отличными абитуриентами. И она будет работать в этом направлении. И таких междисциплинарных вещей гораздо больше, чем история университетского успеха по карьерной лестнице: заведующий кафедрой, декан, проректор и ректор. Да и то если повезет. И тогда молодые люди не чувствуют себя в тарифной сетке, у них складывается ощущение, что они чем-то управляют.
По словам Юшко, КНИТУ-КХТИ привели в пример всему Поволжью, так как там во исполнение «майских указов» не стали поголовно повышать всем зарплату, а решили сделать это исходя из рейтингов преподавателей. Сегодня в среднем сотрудники вуза получают около 62 тыс., однако есть и те, у кого заработок составляет 120 тыс. рублей, поскольку они и у студентов преподают, и в науке задействованы.
За время, пока Юшко был и. о. ректора, повысился и проходной балл на вступительных экзаменах — с 61 до 65,6. В эту приемную кампанию в среднем он может составить 67 баллов.
— Если изучать 70 языков, то и в Гарварде можно учиться постоянно, если деньги есть. Мы же, кажется, подошли к наиболее удобному формату: ты получил минимальный необходимый объем знаний, чтобы начинать карьеру в технологической компании или как техностартапер в малом бизнесе. При этом родители должны заплатить минимальное количество денег, а студент должен потратить минимальное количество времени, — полагает ректор.
Тем не менее стоимость обучения в вузе в ближайшее время все же повысится на 5–7%. Но в основном это ценовое изменение, по словам Юшко, коснется гуманитарных факультетов.
Полную стенограмму интернет-конференции читайте на сайте «БИЗНЕС Online» в ближайшее время.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 141
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.