На этой неделе префект Центрального административного округа Сергей Байдаков заявил, что новые офисы и торговые центры могут перестать строить в центре Москвы. Он подчеркнул, что такие меры позволят, в частности, улучшить транспортную ситуацию в округе. Журналисты «БИЗНЕС Online» поинтересовались у представителей бизнес-сообщества Татарстана: перенесли бы они офис своей компании из центра города ради решения транспортных проблем?
Валерий Абсалямов - директор торгового дома недвижимости «Валери»:
- Зачем? Офисы в центре – это то, что уже сложилось. Я не вижу смысла свой офис переносить. Только если филиалы. Перенести можно торговые центры, так как добираться всем на окраины удобнее, да и жилья там, как правило, больше. Центр, он больше деловой и низкоэтажный, поэтому жилья здесь меньше. Основная масса народа у нас живет в Азино, на Кварталах, Горках. Привязка к крупным супермаркетам была бы логична. Офисы же – это совсем другое.
Не могу оценить, насколько месторасположение офисов влияет на его эффективность. В нашем бизнесе, по крайней мере, такой связи нет. Много офисов находятся не в центре, а в районах - и успешно работают. Конечно, офисы в районах – менее удобно, но с развитием метро они станет доступнее.
Но я лично человек центра, к центру я просто привык. Все мои родственники еще с XVII века жили в центре, поэтому для меня важно иметь офис в центре города. Но, согласен, что чем ближе к центру, тем больше пробок. Правда, Квартала - не центр, а пробок там тоже много. На улице Декабристов, Южной трассе, проспекте Победы - всё битком. Мало сейчас улиц, где нет пробок. Изначально новые районы города надо было строить не так. Сначала надо строить многоуровневые развязки, а потом дороги, у нас же все сделали наоборот. Как минимум, это надо было делать в 90-х годах.
Руслан Шакиров - генеральный директор ОАО "Авиакомпания "Татарстан":
- Я считаю, что месторасположение компании может акцентировать ее значимость. Например, офисы крупных банков, правительственных организаций должны оставаться в центре - для того, чтобы подчеркнуть свой статус. В таком случае адрес компании может повлиять на эффективность бизнеса. С эстетической стороны, если компания способна содержать красивое здание, преображающее архитектуру города, - ее месторасположение может быть любым. Если же бизнес связан с производством и офис - это типовое здание или обычное помещение, в таком случае можно переехать в промышленный или «спальный» район. С точки зрения транспортной ситуации в городе, я не думаю, что перенос офисов решит проблему с пробками. Через центр проходят основные дороги, связывающие различные районы Казани между собой, поэтому транспортный поток самым не уменьшится.
Махмут Аслиев - директор делового центра ОАО «Дом Кекина»:
- Нет, мы не готовы и не собираемся переезжать из центра. Да и как мы переедем – дом Кекина, что ли, перевозить? Мы сами сдаем офисные помещения в аренду, у нас тысячи квадратных метров свободных площадей пустуют. О том, влияет или нет месторасположение офиса на эффективность бизнеса, судить не берусь, но, наверное, влияет – раз все стремятся в центр. Переезжать за город многим элементарно невыгодно. Для успешного развития бизнеса офис должен находиться хотя бы в пределах «первой линии» Казани, недалеко от центра.
Мурат Ахмеров - директор ООО "Тектум" (ТЦ "Караван"):
- У нас офис в центре, потому что так сложилось исторически. Сейчас нет ни одного офиса в центре, где не было бы проблемы с подъездными путями и парковками, будь то «Корстон», «Сувар» или «Караван». Понятно, что в центре города, в частности, в Вахитовском районе, офисы будут востребованы всегда, тем не менее, привлекательным, по моему мнению, является Ново-Савиновский район. И бизнес-центр «Сфера» тому яркий пример: он заполнен и востребован. Тысяч на 30-35 посетителей можно построить офис на Кварталах, и он будет востребован. Не обязательно класса «A», пусть они будут в центре, но класса «B», «B+» можно. На Кварталах много земли, есть возможность по парковкам, хорошая возможность по выездным путем, развязкам. Я бы отнес офисы класса «B», «B+» именно в районы, но не в Соцгород, конечно, а ближе. Когда будут развязки, оттуда можно будет за семь минут до центра доехать.
Все равно мы постепенно подходим к проблемам Москвы. Когда у нас выпал снег, люди же по два-три часа в пробках стояли. Это немыслимо! Если не внести какие-то законодательные ограничения сейчас, в будущем бизнес может захлебнуться в пробках. В Москве, помню, был случай, когда люди строили офисы, а потом там их запретили строить, и они срочно переводили офисы в помещения другого назначения, например, в гостиницы.
Тенденция переноса офисных помещений из центра на окраины характерна для всей Европы. В Москве также переносят офисы из центра за МКАД. Я наблюдаю за развитием холдинга «Единая Европа» в Москве, так они давно уже перенесли свой офис и склад за МКАД. Там и дешевле земля, и меньше проблем с транспортными пробками.
Тимур Баданов - управляющий директор офисного центра Казани Premium group:
- Из центра мы переезжать точно не будем. У нас в центре расположены смежные с нашим бизнесом банки, бухгалтерия, финансовые подразделения. Было бы сложно работать, если бы офис наш был на окраине. Но я слышал, что многие казанские бизнесмены все-таки переезжают из центра, открывая офисы на окраине, – из-за огромных пробок, которые случаются в центральной части города, когда порой невозможно проехать. Сама по себе эффективность бизнеса от расположения офиса не обязательно зависит: все определяется тем, какой у вас бизнес. Если, опять же, большинство офисов ваших партнеров и клиентов располагаются в центре, переезжать отсюда было бы неправильно. Думаю, что перенос офисов из центра Казани отчасти улучшил бы ситуацию с транспортными проблемами города, но не сильно, – мы бы этого даже не заметили.
Виталий Логинов - председатель союза архитекторов РТ, гендиректор ВЭЛП:
- Офисы в центре должны присутствовать, только если они могут обеспечить себя достойной стоянкой, подземной и надземной. Совсем без офисов центр будет мертвым. Но небольшие компании я бы из центра перенес. Это делается во всех развитых странах. Правда, там офисы занимают не более 10 процентов, а у нас все из крайности в крайность. Расположение офисов необходимо, конечно, определять правилами застройки города, которых у нас нет. Сначала бы действительно перенести офисы из центра, а потом вообще запретить в центре на машинах ездить. А при каждом офисе в центре нужно сделать стоянку. До того, как на Колхозном рынке сделали платную стоянку, туда нельзя было подъехать. Получалось, что тот, кто приехал за продуктами, на рынок попасть не мог. Но сейчас сделали так: если приезжаешь на час, деньги не берут, а если на пять часов – плати по полной программе. Есть еще масса всевозможных приемов для регулирования движения. Ну и просто запрещать нельзя, движение нужно организовывать. Если просто запрещать, нарушений будет много.
Виктор Токарев - гендиректор ЗАО "Ас-Ком":
- Из центра нужно выводить административные здания муниципального и республиканского уровня с большим числом работников и с большим числом посетителей. Это так же, как из Москвы убрать все значимые мероприятия и проводить их в регионе. Тогда нагрузка на транспорт будет значительно меньше. В Европе многие компании мирового значения находятся не в центре, а на окраинах. Некоторые из них снимают 50 - 60 квадратных метров в центре для контакт-визитов. А сами чиновники в центре не размещаются: это дорого и труднодоступно. В центр Лондона запрещен въезд автотранспорта. Пропуск туда имеют две - три машины. Даже сотрудники крупных компаний, офисы которых в центре, ездят на работу на метро или автобусах. Есть в Лондоне и территория «Зеленой мили», куда запрещен въезд любого транспорта. На мой взгляд, это очень разумно. Что касается маленьких офисов в Казани, то если они обслуживают сами себя, например, если это турагентство, то пусть существует в центре, а если это бизнес-офис, который работает на телефоне и куда приходят в день два-три человека, то можно и перенести.
Тимур Тимуршин - директор ООО «Татнефтепродукт-Медиа»:
- Я считаю, что идея перенести торговые и офисные центры из центра города на его окраины, безусловно, здравая, тем более, если в центре города, как у нас в Казани, располагаются памятники архитектуры, просто исторические здания, парки и так далее. В этом отношении Казань значительно проигрывает тому же Нижнему Новгороду, в котором исторический центр остается историческим, а не застроен чем попало. Актуальность этой концепции так же придают слухи о попытке построить на месте парка "Черное озеро" стоянки для автомобилей.
Проектирование офисных и торговых объектов за пределами города или на его окраинах позволит решить массу проблем, не нужно будет перегружать и без того находящуюся в критическом состоянии бытовую инфраструктуру города, электросети, канализацию, водоснабжение. Можно будет заранее планировать удобные парковки, подъездные пути, дорожные развязки, перенаправить транспортные и пассажирские потоки по удобным направлениям, имеющим необходимую емкость. Сократится количество большегрузных машин в центре города, строители, смежники и другие организации получат дополнительные заказы, стоимость аренды торговых и офисных площадей снизится, появятся удобные решения типа "офис+склад+торговля в одном месте". На мой взгляд, количество "плюсов" такого подхода значительно перевешивает вероятные "минусы".
Юлия Талызина – коммерческий директор ООО «ИНВЭНТ»:
- Все зависит от особенностей деятельности компании. Если речь идет о компаниях, работающих в людьми, то в этом случае месторасположения офиса должно быть удобным, а это, как правило, центр, посещение которого удобно для живущих и работающих в разных районах. Опять же представительская функция очень важна: сложно себе представить успешную инвестиционную или коммерческую компанию, в офисе которой шикарная отделка, где-нибудь на окраине. Если же имидж - не составляющая часть бизнеса компании, то месторасположение компании значения не имеет.
София Трофимова - управляющий семейного торгового центра МЕГА:
- Офис нашей компании располагается на территории торгового центра МЕГА. При проектировании магазинов IКЕА и торговых центров МЕГА компания отдает предпочтение участкам с большой площадью, что предусмотрено нашим проектом. Такого рода участки, как правило, находятся за чертой города. Это дает дополнительные возможности как для улучшения внутренней инфраструктуры объекта - строительства больших комфортабельных парковок, планирования подъездных путей к объектам. Как правило, компания IКЕА инвестирует в строительство прилегающих дорог и мостов с целью обеспечить удобство подъездных путей. При строительстве объектов мы уделяем повышенное внимание проектированию и возведению всей необходимой инфраструктуры, чтобы наш торговый центр был доступен как для общественного транспорта, так и для посетителей на личных автомобилях. Для дополнительного удобства мы организовали бесплатные желтые автобусы МЕГА, на которых посетители могут добраться до МЕГИ. Так, при открытии нашего проекта в Казани мы инвестировали в строительство подъездных путей и пешеходного моста. С течением времени, в связи с активным строительством и появлением новых жилых районов в непосредственной близости от нашего торгового центра, возникла необходимость улучшения транспортной ситуации, в связи с чем нами было принято решение об инвестициях в установку светофора на перекресте улиц Сахарова и Беговая.
Роберт Хайруллин - генеральный директор ЗАО «Управляющая компания «АС Менеджмент» (инвестиционная группа компаний ASG):
- Государственные власти, безусловно, должны контролировать развитие и сегментирование города согласно утвержденному генеральному плану. Но подходить к этому вопросу нужно не простым запретом, а принятием комплексного решения по организации самодостаточной среды проживания в любом районе города. Здесь в равной степени должны присутствовать деловые, жилые и общественные кварталы. Нет смысла вообще что-либо сдерживать искусственно: в рамках закона рынок сам определит качество, количество и местоположение необходимых ему офисных и торговых помещений.
Проблемы с транспортом делают офисы в центре малопривлекательными, но при этом из-за дороговизны земли ставки аренды достаточно высоки. Поэтому арендаторы при прочих равных, выбирают офисные объекты, находящиеся в развитых районах города. Если рассматривать Казань, то так и выходит - многие новые офисные и торговые объекты расположены не в центре города, а в развитых спальных районах, находящихся в транспортной доступности от центра. В частности, наши бизнес-центры, расположенные в Советском, Московском, Кировском, Приволжском районах (Сибирский тракт, улицы Журналистов, Восстания, Проточная, Цеткин, Кулагина), пользуются у арендаторов популярностью. В центре идет строительство либо элитного жилья, либо становится популярной застройка многофункциональными комплексами, включающими торговые, офисные и жилые объекты. Государственное регулирование должно сводиться к решению проблемы транспортной доступности – это строительство развязок, развитие парковочных зон, а также к законодательному регулированию определенных критериев проектирования и строительства новых административных зданий.
Надежда Замалиева
Сергей Афанасьев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.