Сегодня в центральном парке Буинска состоится церемония открытия фестиваля «Буа: пространство диалога», собравшего театральные коллективы и известных критиков из целого ряда российских регионов и не только. Кстати, фестивальные показы уже идут, причем не только в Буинске, но и в Кайбицах, Тетюшах и Апастово. О том, как идею фестиваля на ура приняли в федеральном минкульте и каким хитрым способом его устроители заполучили одного из самых известных отечественных артистов, — в нашем материале.
В день закрытия фестиваля «Буа: пространство диалога» Сергей Безруков покажет своего «Маленького принца»
«ТЕАТР – ЭТО И СОЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, ПРИОБЩЕНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ, МАКСИМАЛЬНЫЙ ОХВАТ ЗРИТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИИ»
«Публика, несмотря на предполагаемую свою неискушенность, встречала каждый спектакль сосредоточенным, вдумчивым вниманием: драма, эпос, театр абсурда по зрительскому приему практически не проигрывали традиционно популярной комедии», — констатировала год назад на сайте «БИЗНЕС Online» московский критик Анна Банасюкевич, анализируя увиденное на театральном фестивале в Буинске. На этой неделе здесь начался второй по счету подобный форум, который имеет все шансы стать традиционным. Фестивальные показы стартовали еще 15 мая, официальное открытие пройдет сегодня в центральном парке Буинска, а в день закрытия, 24 мая, сам Сергей Безруков покажет здесь своего «Маленького принца». Вместе со звездным артистом выступит молодежный оркестр фонда Sforzando, который представит музыкальное оформление сказки Сент-Экзюпери. В составе оркестра молодые музыканты Казани и РТ
Участниками фестиваля станут 23 театральных коллектива. На мероприятие приедут представители Москвы, Башкортостана, Чувашии, Марий Эл, Удмуртии, Кабардино-Балкарии, Казахстана, Швейцарии и Азербайджана. Коллегия театральных критиков фестиваля представлена известными экспертами в области театрального искусства, сообщает нам пресс-служба минкультуры РТ.
«Особенность данного мероприятия заключается в том, что, во-первых, он проводится в крайне маленьком городе – меньше 20 тысяч жителей, – рассказывает „БИЗНЕС Online“ один из идеологов фестиваля „Буа: пространство диалога“, театральный критик Нияз Игламов. – Проводится с охватом всех районов заволжского региона Республики Татарстан (7 районов). Буинский театр – это единственный театр в этой зоне. У нас в республике 14 государственных, 3 муниципальных театра, частные театры – и все они расположены по эту сторону Волги. При этом Буинск расположен очень выгодно с точки зрения географии: он находится на стыке нескольких областей и республик, через него проходит федеральная трасса, это очень удобное расположение с точки зрения логистики». По словам Игламова, Буинский театр существует достаточно малое время, ему всего лишь 10 лет в государственном статусе, кроме того, театр – «это не только здание, но и социальное искусство, приобщение зрителей, максимальный охват зрительской аудитории, вербовка зрителей».
Наш собеседник указывает, что в театральном мире рассчитывают на то, что Буинск станет той площадкой, где творческие коллективы, причем не только из Татарстана, смогут продвигать свои проекты дальше на российском и международном уровне, для чего в город на эти дни съезжаются эксперты «Золотой маски».
Раиль Садриев: «Идея проведения такого фестиваля появилась после посещения города Авиньон во Франции в 2011 году. Я тогда подумал: маленький городок целый год живет театром – раз в году собираются и кормятся, живут этим»
«ЭТО НЕ СЕКРЕТ, ЧТО НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД К НАМ ЗАЯВИЛИСЬ КОЛЛЕКТИВЫ ИЗ ИРАНА, ГРЕЦИИ, ТУРЦИИ, СЕРБИИ»
О фестивале «БИЗНЕС Online» рассказал его основатель, директор и худрук Буинского государственного драматического театра Раиль Садриев.
– Раиль, как возникла идея самого театрального фестиваля в Буинске?
– Идея проведения такого фестиваля появилась после посещения города Авиньон во Франции в 2011 году. Я тогда подумал: маленький городок целый год живет театром – раз в году собираются и кормятся, живут этим. Это и туристы, и сувениры. Это бывшая папская резиденция – они там прятались, жили, красивая природа, недалеко расположен парфюмерный завод Chanel, лавандовые плантации. Несмотря на это, Авиньон целый год живет за счет сувениров и прочее.
После фестиваля мы планируем провести творческую лабораторию, затем – форум, девизом которого послужили слова Грибоедова: «Как европейское поставить в ряд с национальным». А форум мы хотим провести на тему «Современный национальный театр в контексте мирового театрального процесса». У нас 2019-й – это Год театра в России. Мы будем проводить встречи, творческие мастер-классы, посвященные этому фестивалю или вообще театральной жизни самой России, приглашать специалистов в данной области – не только российских, но и мировых.
– Само географическое расположение Буинска как-то повлияло на концепцию феста?
– Когда в районах Татарстана начали создаваться «дорожные карты», туристические маршруты... Буинск по своей логистике (хотя и нет Волги, но она рядом, железнодорожная станция) – буферная зона для РТ, это ворота в республику для Самарской области, Мордовии, Ульяновска, Марий Эл. Также федеральная трасса позволяет собрать людей. Городок небольшой – 20 тысяч жителей. Вроде бы есть свой театр в отличие от Зеленодольска и других небольших городов. Когда мы в этом году говорили в минкультуры РФ, что хотим создать перекресток национальных театров, а первый фестиваль уже провели, они, конечно, были удивлены, но потом сразу же подхватили: оказалось, что у них тоже есть подобная концепция, выработанная лет 10 назад. И они сказали так, в унисон всем нашим пожеланиям: в России очень много фестивалей, Москва и Питер вообще задыхаются, но они в то же время живут по другим театральным законам, у них своя тусовка. Есть в Казани фестиваль для тюркских народов, в Йошкар-Оле – для угро-финских народов, в Коми – для своих, в Бурятии создается для монгольских, но для всех национальных, всех достойных российских национальных театров такого определенного места и фестиваля нет. Логистика, расположение (ближайший международный аэропорт в Казани – 160 километров, другой аэропорт в Ульяновске – 80 километров, Тетюшская пристань – 35 километров, железнодорожная станция своя – можно до Крыма доехать, федеральная трасса) позволяют собрать здесь все национальные театры Российской Федерации и не только.
Поэтому в прошлом году мы провели такой пробный фестиваль. Вообще, я первый пробный фестиваль сделал два года назад, в марте; собрал национальные театры Удмуртии, Чувашии, Мордовии, Марий Эл, приглашал коллективы из Москвы, а в прошлом году были Коми, Калмыкия, также Башкортостан очень солидно был представлен (Башдрамтеатр, театр «Нур», Салаватский театр; Оренбургский театр). И вот мы хотим на следующий год провести уже фестиваль национальных театров «Буа: пространство диалога». Вот такие у нас амбиции, такие желания, работу в этом направлении ведем, у нас есть прекрасное жюри, солидная группа критиков... Был соответствующий отбор: чтобы качество спектаклей было высоким, тщательно отбирали. Даже есть наши, татарстанские, театры, причем некоторые обиделись: почему нас не пригласили? Все вопросы – к критикам.
Мы в этом году хотели заполучить сюда Эстонию, но у них там вопросы с гонорарами,дорогой. Приезжает Азербайджан, два коллектива из Казахстана, приехал академический театр Российской армии, закрывать мероприятие будет Московский Губернский театр во главе с народным артистом России Сергеем Безруковым. Для нашего маленького Буинска это резонатор нашего фестиваля, хотя было сложно его заполучить.
– Как удалось заполучить такого именитого артиста?
– Здесь такой театральный подход. Московский критик и наш большой друг Александр Вислов подошел к Безрукову и сказал: «Сергей Витальевич, у вас есть спектакль „Бешеные деньги“?» — «Да». — «Ваш герой там говорит: „В Лондоне был, в Стамбуле был, в Астрахани был, в Саратове был“. А в Тетюшах вы были?» — «В Тетюшах не был». — «А Тетюши здесь рядом».
Так и заманили (смеется). Соседние Тетюши и Островский упоминал, и Филатов. Потом мы сами немножко подстроились под Безрукова: человек он очень занятой, съемочные дни у него, фестивали, плюс ко всему он еще и играющий актер. В итоге все удалось, несмотря на неожиданный технический райдер в первую очередь потому, что сцена местного Дома культуры не позволяет оркестрантам развернуться во всю мощь на сцене – 45 инструментов, дирижер, первая скрипка. Большая группа приезжает из Москвы на один день.
– Кто финансирует фестиваль?
– Пока за счет спонсоров, друзей театра. Но мы написали президенту Татарстана Рустаму Минниханову, составили смету. На российский грант мы опоздали подать заявку, не было опыта, сейчас уже знаем: как, куда и когда подавать. Немножко проморгали в итоге, но надеемся на нашего президента.
– А глава района Марат Зяббаров помогает?
– Это вообще отдельный вопрос – новая команда у нас сейчас в районе работает, молодая, хватка и подход у нее иные. В прошлом году такого не было, но в этом году мы чувствуем поддержку со стороны администрации, любые вопросы находят у нее понимание. Руководство района понимает, во что может вылиться этот фестиваль для Буинска, на какой уровень может вытащить город. Это не секрет, что на следующий год к нам заявились коллективы из Ирана, Греции, Турции, Сербии. Я думаю, что театральный Буинск может превратиться в такой татарский Авиньон.
Буинский театр существует достаточно малое время, ему всего лишь 10 лет в государственном статусе, кроме того, театр – «это не только здание, но и социальное искусство, приобщение зрителей
– У вас на фестивале в день проходит по три-четыре спектакля проходит. А зрители есть?
– Есть. В этом году мы придумали такую фишку, пока срабатывает. Мы переговорили с главами нескольких близлежащих районов, и теперь у нас несколько площадок — кайбицкая, тетюшская, апастовская. В отличие от других фестивалей у нас такой комбинированный, синтезированный фестиваль – детские, кукольные спектакли проходят на одной площадке со взрослыми, есть подростковый спектакль, приезжала киношкола при Мосфильме.
Это не только моя идея, все знают, что «сегодня дети – завтра народ», поэтому надо сегодня работать с детьми: чем больше детей пройдет через театральный зал, чем больше детей посмотрит наши спектакли, тем меньше проблем будет в будущем у нас. Есть такая еврейская поговорка: человек, взявший в руки скрипку и научившийся играть, никогда не станет преступником. Может, кому-то и не нравится, что мы заставляем иногда целыми классами приходить на спектакли, но это потом аукнется, позже, лет через 10. И точно так же в близлежащих районах.
И конечно, главы согласились, чтобы и их районы были представлены, хотя фестиваль же называется «Буа: пространство диалога», а не Апас, Тетюши или Кайбицы. В этом плане, конечно, им может быть немножко обидно, но мы живем тут все большой дружной семьей – шесть районов за Волгой, и единственный государственный театр – это мы.
– И что этот фестиваль может дать Буинску?
– Это интересно, для маленького Буинска это какая-то перезагрузка матрицы. Чем больше людей, тем больше внимания. Хорошо, что у нас в Буинске есть все-таки инфраструктура, возможно, она и не соответствует каким-то мировым стандартам, но есть гостиницы, мы всех расселяем, есть трехзвездочные отели... Не каждый районный центр может похвастаться этим в Татарстане. В отличие от них у нас есть и рестораны, кафе, можем накормить. Татарское гостеприимство на первом плане – все обращают на это внимание.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.