В Челнах у Алмаса Идрисова не задалось с самого началаФото: Олег Спиридонов

«20 КАДРОВ СЕРОГО» ОТ ИДРИСОВА

На три с небольшим года хватило стойкости у теперь уже бывшего главного архитектора Набережных Челнов Алмаса Идрисова — сегодня на деловом понедельнике мэр города Наиль Магдеев объявил о замене его 31-летним специалистом службы градостроительного развития (САГ) Василем Набиуллиным. Все три года профессиональная репутация Идрисова подвергалась испытанию публичным недовольством заметной части горожан — сопротивление встречала практически любая идея главного архитектора. С учетом пенсионного возраста Идрисова, которому две недели назад исполнилось 68 лет, понятным и логичным выглядит его нежелание продолжать борьбу за свой образ города против невидимого, но громкого коллективного оппонента. «Алмас Ахтямович попросился на отдых, — сообщил сегодня Магдеев, — Более легкую работу мы ему подберем, он человек творческий».

В Челнах у Идрисова не задалось с самого начала. Он переехал в автоград главным архитектором с аналогичной должности из Альметьевска в январе 2015 года, и практически сразу оказался в центре коррупционного скандала. Негативный шлейф настиг его «своевременно»: не успел архитектор познакомиться с новым окружением, как из Альметьевска пришли вести о возбуждении уголовного дела против Идрисова по подозрению в превышении должностных полномочий. В следственный комитет тогда поступило заявление о том, что Идрисов якобы в 2011–2012 годах собирал деньги за бесплатные муниципальные услуги и, в частности, получил 408,3 тыс. рублей с ОАО «Таттелеком». Пару месяцев спустя дело было закрыто, а сама попытка неформально охарактеризована как провокация против нового архитектора, по слухам, неугодного некоторым крупным строителям.

Осадок тем не менее остался, и уже первые шаги Идрисова, связанные с общей концепцией облика современных Челнов, были встречены в штыки. Архитектор поставил перед собой задачу добавить красок панельным Челнам, в целом отвечая вечным жалобам на их серость. Он даже завел блог под неоднозначным названием «20 кадров серого», в котором писал: «Когда мы просматриваем эти фотографии, возникает вопрос: где мы находимся? Наверно в промышленной зоне, скажите вы. Но нет, не в промышленной зоне, а в жилой среде... среди домов города Набережные Челны, в жилом микрорайоне! Это грустно. Это беда». (Орфография и пунктуация автора сохраненыприм. ред.) Возможно, Идрисов действительно выбрал — с одной стороны — кардинальный, а с другой — слишком экономный вариант решения проблемы: управляющим компаниям было поручено раскрасить посеревшую плитку домов яркими цветами. Получилось дешево и аляповато, жители в свои оценках не скупились на эпитеты, из которых больше прочих прижилась характеристика «кислотные дома». По мере развития полемики Челны, прежде «серые», все чаще стали называть «белым городом на Каме», на белизну которого покусился варяг.

Идрисов поставил перед собой задачу добавить красок панельным Челнам. Он даже завел блог под неоднозначным названием «20 кадров серого»Фото: Олег Спиридонов

Дальнейшая косметическая работа Идрисова над лицом города проходила в атмосфере не более дружелюбного, но уже пассивного отношения населения вплоть до лета 2017 года, когда на торце одного из домов 26-го микрорайона появилось изображение ребенка с кубиками. Новый негативный резонанс вызвало не столько содержание, сколько качество исполнения. «Откровенное убожество», «Некрасивый беззубый гигантский ребенок», «Почему у ребенка лицо разным цветом?» — на подобные оценки в соцсетях челнинцы не скупились. Позже выяснилось, что мальчик с кубиками еще и чересчур перекликается с графической рекламой производителя детских игрушек.

Среди профессиональных черт Идрисова можно выделить две: его считают принципиальным противником точечной застройки и он готов выносить на суд профессионального сообщества любой важный для города проектФото: Олег Спиридонов

АНСАМБЛЕВАЯ ЗАСТРОЙКА И ТЯГА К КОЛЛЕГИАЛЬНОСТИ

Муниципалитет со своей стороны всегда публично поддерживал Идрисова, приехавшего в город по приглашению мэра. Отметим, что впервые архитектора пытался переманить в Челны еще Ильдар Халиков, но тогда у альметьевского специалиста не сложились отношения с замом по строительству, которым тогда был Мунир Гайнуллов, и Идрисов не остался. В 2015 году он стал одним из первых назначенцев Магдеева, который с компетенциями архитектора познакомился еще в Бугульме. С 1978 по 1990 год Идрисов возглавлял там архитектурную службу, а Магдеев в конце этого периода уже работал в местном горкоме КПСС завотделом пропаганды. Из Бугульмы Идрисов уехал в Лениногорск, а Магдеев, став главой района, мог предметно оценить его наследие.

В Лениногорске Идрисов не задержался, уже в 1992-м на три года уехав проектировать телецентр в Нижнем Новгороде. Позже, с 1995-го по 1999-й, он преподавал теорию и историю архитектуры в Казанской государственной архитектурно-строительной академии — в вузе, из которого и сам выпустился в 1973 году. Большое признание пришло на посту главного архитектора Альметьевска, где Идрисов утвердился с 1999 года вплоть до переезда в Челны. Здесь он стал заслуженным архитектором РТ и получил несколько значимых наград, в том числе федерального уровня — от Союза главных архитекторов России и от Академии художеств РФ.

«Алмас Ахтямович попросился на отдых. Более легкую работу мы ему подберем, он человек творческий»Фото: Олег Спиридонов

Среди профессиональных черт, которыми наделяли коллеги Идрисова, можно выделить две, особенно важных для автограда. Во-первых, его считают принципиальным противником точечной и приверженцем ансамблевой застройки. Во-вторых, за 12 лет руководства градостроительством в Альметьевске при Ильшате Фардиеве и Фоате Комарове он доказал готовность выносить на суд профессионального сообщества любой важный для города проект. Челнинские архитекторы, остро нуждавшиеся во внимании и контакте с властью, помнили и хвалили Идрисова за это, а он не подвел, вскоре после назначения внедрив альметьевскую традицию градостроительных советов. Совет стал настоящим бичом для застройщиков, добрая половина всех представленных проектов заворачивалась на доработку, но благодаря публичности мероприятий жители и профессиональное сообщество получили возможность знакомиться с перспективами застройки и выражать свое отношение на этапе эскизов, а не по факту.

О художественных вкусах самого Идрисова можно судить по его ответу на вопрос о лучших строениях автограда. Среди таковых он перечислил монументальные однотонные здания мэрии (в былые годы народ называл его «пентагоном»), и шахматного-шашечного клуба, а также гигантский цилиндр «Тюбетейки» и свежеотреставрированное здание БСМП.

Василь Набиуллин Василь Набиуллин — наследник архитектурной династии Фото: nabchelny.ru

ПРОБЫ ПЕРА: СРЕДНЯЯ ШКОЛА В ВИДЕ ОРБИТАЛЬНОЙ СТАНЦИИ

Новый главный архитектор в ответ на вопрос о ценных находках в архитектуре Набережных Челнов отмечал бульвар Энтузиастов за его ландшафтную организацию. Несмотря на молодость и не слишком ответственную должность в МУПе, оценить подходы Набиуллина челнинцы могли уже давно. В частности, нынешнее сдержанное цветовое решение для здания Городского дворца творчества детей и молодежи Набиуллин предложил еще будучи школьником 10-го класса. На 3-м курсе КГАСУ он выполнил проект реконструкции казанского ЦУМа, также принятого в работу. В 19 лет спроектировал агрохимическую лабораторию, на открытие которой приезжал лично Минтимер Шаймиев, в конце 2010-х участвовал в реконструкции Комсомольского рынка в Челнах.

Весьма показательно и его собственное описание концепции, предложенной им для реновации архитектуры муниципальных средних школ. В 2010 году Набиуллин представил на открытом региональном конкурсе архитектурных эскизов в Калининграде работу «Школа будущего», за которую получил хрустальную статуэтку. «Проектируемая школа имеет свой образ — образ орбитальной станции, — рассказывал молодой архитектор прессе о своем видении организации учебного процесса. — Все здание состоит из отдельных модулей, связанных через центровой узел — главный вестибюль школы. Каждый модуль — отдельный отсек. Данный подход позволяет при необходимости модифицировать существующую планировку с целью увеличения количества модулей и постепенно вводить в эксплуатацию части здания...» Набиуллин тогда считал, что подобный проект хорошо вписался бы в Набережных Челнах. Одновременно он отмечал нехватку архитектурных доминант в автограде и «чего-то оригинального».

О Набиуллине также известно, что он наследник архитектурной династии — по тому же профессиональному пути пошли его мать и старшая сестра. «Это уникальная профессия, которая совмещает в себе точный расчет и творчество», — объяснял личную любовь к архитектуре нынешний назначенец. Уроженец Челнов окончил КГАСУ в 2009 году по специальности «реставрация и реконструкция архитектурного наследия», затем недолго поработал в компании «Эфор-констракшн» и в «ЭГК-Проекте» у братьев Ахмадиевых и уже с 2011 года закрепился в челнинском СГР. Весьма вероятно, что на должность его рекомендовал именно Идрисов, который в августе прошлого года упоминал Набиуллина в числе своих доверенных помощников.


Сегодняшнюю новость о назначении Набиуллина челнинцы не пропустили — встретили пожеланиями и за полдня сформировали для нового архитектора общественную повестку. Так, ему уже рекомендовали подумать над сносом панельных домов на набережной реки Мелекески, остановить «детсадовскую раскраску города», перестать «застраивать город сараями», а представители уммы выразили надежду на выделение места под мечеть на центральном проспекте Мира. Интересно в этом смысле, что в 2011 году Набиуллин выставлялся на очередном архитектурном конкурсе с проектом соборной мечети в Москве.

Сам он, отметим, не особо захвачен соцсетями: на своей странице «ВКонтакте» за десяток лет оставил всего несколько сообщений, среди которых постов, связанных с профессиональной деятельностью и художественными вкусами, не обнаружено, зато имеются подписки на архитектурные сообщества. В других пабликах картина в целом та же — регистрация есть, желания делиться мнениями нет. Что ж, теперь у Набиуллина есть шанс заявить о себе не словом, но делом.

«ТУТ НЕПРИЯТНОСТЕЙ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЧЕГО-ТО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» строители и архитекторы пока осторожно оценивают кадровые перемены в исполкоме. Что же касается наследия Идрисова, то оно, по их мнению, неоднозначно, как и сама фигура бывшего руководителя.

«Наверное, он уже пожилой, надо его пожалеть — нервы-то трепать с нашей братией не каждый сможет, — высказался гендиректор ООО УКС „КамГЭСэнергострой“ Альберт Петров. — Поспокойнее работу найдет и продолжит. Я вам скажу, должность эта — не сахар. Было такое выражение у Курмашева (Юлдуз Курмашев — первый секретарь Тукаевского райкома и Елабужского горкома КПСС — прим. ред.): „Эта работа — как хомут с гвоздями“. Тут неприятностей больше, чем чего-то положительного — зарплаты или чего-то еще.... Незавидная должность». О работе предыдущего архитектора Петров высказался сдержанно: «Что мог — то делал. Шибко ругать его нельзя. Мне не нравилось, как он разукрасил дома, но я об этом уже говорил. Петухов нарисовал».

Председатель союза архитекторов Набережных Челнов Ринат Сафиуллин довольно резко отреагировал на новое назначение. 

«За последние 10 лет в Челнах не было ни одного сильного архитектора, — сказал он. — А в других регионах, наоборот, хвастаются, когда они „добывают“ хорошего главного архитектора. Это помогает городу. Я считаю, что это слабость наших руководителей: они боятся хороших архитекторов. А в городе они есть. А этого парня ставят.... Во-первых, мне его жалко. Во-вторых, он зря соглашается. Зачем? Чтобы просто как бегунок — подпись ставить? Чтобы в случае чего сказать, что это он виноват? Откуда он знает? У него ни опыта, ничего нет. Даже опыта проектирования, опыта градостроительного. Как так может быть? Второй город республики, это просто унижение. Похожий пример — Нижнекамск, там тоже поставили молодого парня, у которого ни опыта, ничего нет.  Полгода поработал — вынуждены были вернуть старого главного архитектора. Но ведь вернуть его невозможно, поэтому поставили советником. Он принимает решения, а подпись ставит совершенно другой человек — молодой и слабый. Все-таки власть формирует свою команду — значит, им так нравится. Может быть, это слабость не только нашего города, но и министерства строительства». 

Сафиуллин отметил, что новому главе управления неплохо было бы для начала собрать у себя всех архитекторов и пересчитать, сколько их осталось и чем они занимаются, понять, с кем он будет работать. После этого можно начать обсуждать существующие проблемы в формате круглых столов. «В принципе, мне нравилась трудоспособность и старание Алмаса Ахтямовича, — дал оценку Сафиуллин. — Может быть, это была слишком сильная работа. Когда сильный главный архитектор, он все сам может: мало совещается, мало советуется. У нас ведь в городе много своих архитекторов — есть ветераны, есть молодые. Главный архитектор, конечно, принимает, окончательное решение сам, но советоваться с остальными было бы хорошо для города и для него тоже. Ведь другие архитекторы не настаивают, чтобы было именно так, как они говорят. Послушал — и принял бы решение».

Бывший главный архитектор Челнов, гендиректор «Челныпроект» Вячеслав Нилов отозвался об Идрисове как об «уникальном человеке со своим особенным мировоззрением». «Это мировоззрение художническое, оно свойственно только немногим людям, — сказал Нилов. — У него [Идрисова] взгляд на жизнь точно не бытовой, не обывательский, не меркантильный. Это человек, которому совершенно не свойственны финансовые проблемы, мысли о благополучии. Это особенный человек — я сужу по нему, потому что я его знаю 50 лет. Мы с ним в 1973 году вместе поступили в институт и после обучения не расставались по жизни. Я был главным архитектором Бугульмы и, уходя, его рекомендовал — поставили. Будучи главным архитектором Челнов, я был связан с ним, когда он был в Альметьевске.... В общем, по жизни мы с ним как два товарища, поэтому я имею право судить о нем как о человеке. Его художнический взгляд многим не нравится — кстати говоря, мало кто из художников почитаем в обществе. Взять Ван Гога, Гогена — они получили признание только после смерти». При этом Нилов отметил спорный художественный взгляд Идрисова: многоцветье, раздражающая декоративность, излишняя аппликативность здесь имеют место быть. «Это не смертельный диагноз, не нравится — перекрасят, — считает Нилов. — Я эту яркость, кстати, не разделяю, но с уважением отношусь к его вкусу».

Несмотря на близкие отношения, о поиске Идрисовым места поспокойнее Нилов не знал. «Для меня это большая новость, — сказал он. — Он со мной этим не делился, не могу предположить, какие есть на то у него причины. Но желание рисовать, заниматься живописью у него преобладало всегда — может быть, это его осознанный выбор. Может быть, критика какая-то сподвигла его.... Я этого сказать не могу, потому что не знаю. Но в том, что он привнес свою яркую индивидуальность в город, ничего плохого нет. Чего не скажешь о его предшественниках».