Городской автопарк пополнился 94 автобусами «МАЗ-203», купленных в лизинг

ПЕРЕВОЗЧИКИ КАЗАНИ В ПРЕДДВЕРИИ ЧМ-2018 ПОШЛИ В ЛИЗИНГ

Сегодня на площади Тысячелетия руководству города во главе с мэром Казани Ильсуром Метшиным показали новую партию из 94 автобусов «МАЗ-203», купленных в лизинг городскими автотранспортными предприятиями. Всего в этом году будет куплено 139 дизельных автобусов Минского автомобильного завода. На очереди поставка первых 104 газомоторных «Лотосов» на базе лицензионных «МАЗ-206» и «НЕФАЗов».

С утра красные автобусы длинной вереницей выстраивались у стен центрального стадиона. До приезда гостей их внимательно обходили одетые в повседневную форму водители, местами был слышен ровный звук урчащих «мерседесовских» двигателей. Автобусы приобрели МУП «ПАТП-2», МУП «ПАТП-4», ООО «КПАТП-9» и ООО «УМ-4», обслуживающие в общей сложности 80% городских автобусных маршрутов. Они перевозят 154 млн пассажиров в год.

«Поздравляю вас с новой техникой!» — обратился к руководителям автотранспортных предприятий градоначальникПожав руки коллегам, он по-молодецки перепрыгнул откинутый желтый пандус одной из машин. «Какие новшества?» — поинтересовался Метшин у главы МУП «ПАТП-2» Альберта Мухаметшина.

Ильсур Метшин: «Чемпионат закончится, гости, участники уедут, а все это останется горожанам»

По словам главы МУПа, увеличили количество форточек и их размеры. Двигатель у автобуса — производства Mercedes-Benz OM 906 LA максимального в РФ экологического класса Евро-5 на мочевине (в предыдущей партии 2012 года ставили класс «Евро-3»). «Выше только звезды, — вставил градоначальник, услышав про экокласс. — Это и экология, и удобство обслуживания».

Более того, у автобусов полностью низкий пол со всех трех дверей. Стали удобнее сиденья (словно не веря словам, мэр пощупал одно из кресел), модернизирована отопительная система, появилось мягкое светодиодное освещение, дополнительные крышные вентиляторы.

«Одно дело наши планы по замене подвижного состава, но МУПы, частные компании это поддержали, — сказал Метшин в общении с транспортниками и поблагодарил их. — Это совершенно новый стандарт качества обслуживания! Как и все ведущие города, мы за то, чтобы приоритет был у общественного транспорта. Это возможно только при высоком стандарте и уровне обслуживания людей. Чемпионат закончится, гости, участники уедут, а все это останется горожанам».

По данным исполкома Казани, доля пассажиров, предпочитающих пользоваться городскими автобусами, увеличивается. В 2017 году городской пассажирский транспорт перевез 257,3 млн пассажиров, что на 2% больше 2016 года. Доля автобусов в общем объеме перевозок выросла по сравнению с 2016 годом до 74,6%. 

У автобусов полностью низкий пол со всех трех дверей

ГАЗОМОТОРЫ ИЗ КИТАЯ И ПЛАНОВЫЙ РЕЖИМ ОБНОВЛЕНИЯ: СЛЕДУЮЩИЕ ЗАКУПКИ — В 2020 ГОДУ

По словам председателя городского комитета по транспорту Айдара Абдулхакова, по мере износа в течение последних 10–11 лет в городе постоянно обновляется подвижной состав. Для автобусов большой вместимости предельный износ наступает через 10 лет, для машин средней вместимости — 8 лет.

«Чемпионаты приходят и уходят, а автобусы будут служить нашим жителям», — подтвердил слова мэра глава транспортного комитета.

Следующее обновление — примерно через два года. «В 2020 году истекает срок у автобусов среднего класса, которые перевозчики покупали в 2012 году, — добавил Абдулхаков в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Далее обновление произойдет в 2022 году, на замену пойдут большие автобусы, купленные в 2012 году. И вот так постепенно весь парк будет поддерживаться в нормативном состоянии».

Автобусы пришли в Казань не сегодня: поставки продолжаются уже несколько недель, пояснил Абдулхаков. Часть машин уже прошла техосмотр, запрограммировали автоинформаторы и выпустили на маршруты. Несколько партий пришли в течение последних дней. Сегодня на площадке было 94 «МАЗа» из 139.

Важный момент: в Казани к середине лета помимо «МАЗов» появятся и газомоторные автобусы. Это 22 машины марки Lotos (аналог «МАЗ-206» выпускается по лицензии компанией «Раритек» в Набережных Челнах) и 82 «НЕФАЗа». «Мы идем в ногу со временем, — сказал Абдулхаков. — На сегодняшний день газовые автобусы являются приоритетом развития российского автопрома. Мы решили апробировать и эти автобусы». Ранее по ряду причин предпочтение отдавалось дизелю.


По всей видимости, к выбору техники перевозчики подходили очень ответственно. Например, «НЕФАЗ» выбран с китайским двигателем марки Weichai. Хорошо это или плохо? По статистике, эти моторы неплохо зарекомендовали себя в России. И перед подписанием контракта перевозчики побывали на производстве этих двигателей в Китае. Завод автоматизирован, на нем сведен к минимуму ручной труд. «В самом Китае очень много газовых автобусов с двигателями этой компании, с пробегом более 10 лет без нареканий», — отметил Абдулхаков. Weichai поставляет двигатели в 60 стран мира и ежегодно на его заводах выпускаются сотни тысяч моторов.

«Новые автобусы — всегда радость и для водителей, и для перевозчиков, — говорит Абдулхаков. — Чем старше автобус, тем чаще нужен ремонт, тем неохотнее на нем работают водители...»

Стоимость газового автобуса без учета госсубсидии — примерно 11,5 млн рублей. Дизельные «МАЗы» по прайсу имеют стоимость 9,7 млн? однако казанским покупателям удалось законтрактовать их с хорошими скидками, отметил собеседник «БИЗНЕС Online». Объясняется такая политика производителя объемами поставок и давним сотрудничеством c Казанью.

Стали удобнее сиденья, модернизирована отопительная система, появилось мягкое светодиодное освещение, дополнительные крышные вентиляторы

ТАРИФЫ НА ПРОЕЗД ОБНОВЯТ ВМЕСТЕ С АВТОБУСАМИ?

Всего на городских маршрутах Казани работает 748 автобусов, и покупки этого года обновят автопарк перевозчиков на 45% — он станет одним из самых новых среди регионов страны, на первом месте столица РТ будет и по числу машин класса «Евро-5». Всего же за последние два года в Казани появился 351 новый автобус.

Все показанные сегодня автобусы также оснащены видеокамерами для обзора салона, для наблюдения за водителем и для обзора дорожной обстановки по ходу движения, а также видеорегистраторами. Кроме того, «МАЗ-203» оборудован электронной системой пожаротушения. Срок службы автобуса составляет 1 млн км пробега до капитального ремонта, или не менее 10 лет кузову. Максимальная пассажировместимость — 105 человек, мест для сидения — 28.

Впрочем, глава МУП «ПАТП-2» в общении с «БИЗНЕС Online» ранее сообщал, что взятые в лизинг машины заставят перевозчиков во второй половине года обратиться в госкомитет по тарифам для обоснования увеличения тарифов на проезд в общественном транспорте.

«Нам нужно сделать первоначальный взнос, затем оплачивать лизинговые платежи, — объяснил Мухаметшин. Иных вариантов у перевозчиков нет, но причины не только в этом. Надо еще как-то мотивировать сотрудников. — На сегодняшний день и зарплата не устраивает водителей, происходит их отток в Москву, Питер, где зарплата выше, чем у нас». Еще раньше председатель городского комитета по транспорту также заявлял о том, что объективная необходимость в повышении тарифов уже назрела.

Фото и видео: metshin.ru