Шаймиев, Метшин и Минниханов встречают делегацию РТ, вернувшуюся с победой из Брюсселя, где были оглашены результаты голосования за города, претендующие на право проведения всемирной летней Универсиады – 2013Фото: Шамиль Абдюшев (нажмите, чтобы увеличить)

1. ИСТОРИЯ ОТ БАРИЕВА. КАК ВСЕ ЗАМЫШЛЯЛОСЬ?

После проведения 1000-летия Казани первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев стал озадачивать свое окружение тем, чтобы привлечь в столицу Татарстана какие-то масштабные события. Этим же было озабочено и наше спортивное министерство, которое я на тот момент возглавлял. Начали прикидывать: Олимпиаду нам никто не даст, чемпионат мира по футболу тоже. А мировой чемпионат по какому-то другому виду спорта выглядел не столь масштабно. Перебирая спортивные события, мы пришли к идее проведения всемирной летней Универсиады.

Правда, состояние спортивной инфраструктуры Казани на тот момент иначе как бедным не назовешь. Из объектов были Центральный стадион, старый Ледовый дворец спорта, плавательный бассейн «Синтез» и «Баскет-холл». Тогда это составляло нашу спортивную гордость в части инфраструктуры. Обосновав наше желание провести Универсиаду, мы начали проводить консультации со специалистами в области спорта и столкнулись с тем, что большинство экспертов нас не поддержали. Общий тон был примерно таков: «Где Казань, а где Универсиада? Не смешите...»

Минтимер Шаймиев, заинтересовавшись этим проектом, взял время на раздумье и через несколько дней дал нам зеленый свет: «Занимайтесь!» На федеральном уровне нас поддержал Вячеслав Фетисов, тогдашний руководитель Росспорта, аналога нынешнего министерства спорта.

Тогда мы с руководством Казани начали прорабатывать вариант подачи заявки на проведение Универсиады-2011. Фетисов добился того, чтобы правительство России поддержало нашу заявку в исполком ФИСУ гарантийным письмом. В проекте заявки Татарстана Шаймиев нашел поддержку у Владимира Путина, хотя изначально это звучало в том смысле, что «вы только поддержите нашу заявку, мы ничего у вас просить не будем». Но поскольку мы достаточно поздно включились в этот процесс, первый раунд выборов проиграли...

Фото: prav.tatarstan.ru

2. ИСТОРИЯ ОТ МЕТШИНА. КАК КАЗАНЬ ПРОИГРАЛА

Произошло это на исполкоме ФИСУ в Турине. Я смотрел потом кадры хроники и видел, как дружно упали наши головы: Рустама Минниханова, который возглавлял нашу делегацию, и моя... Тогда было ощущение, что мы больше никогда не будем заявляться с этим проектом, настолько тяжело он нам давался на начальном этапе. Рустам Нургалиевич позвонил Шаймиеву, который в ответ на эту новость поздравил нас, сказав, что мы большие молодцы в том плане, что за полгода от подачи заявки до выборов мы смогли подняться на второе место среди 6 городов-кандидатов и совсем немного отстали от победившего Шэньчжэня.

Когда мы с Рустамом Нургалиевичем потом приехали в Шэньчжэнь, то осознали, что это поражение было не столь обидным. При всей нашей спортивной уверенности и даже наглости конкурировать с Китаем мы реально бы не смогли. Оказалось, что это город-сказка, который выглядел круче, чем Гонконг.

Что касается наиболее сложного для меня, то это было запоминание текста презентации на английском. Мало того, что там было три страницы текста, так еще и произносить его надо было с определенными эмоциями. Где-то поднять брови, где-то достать платочек и обмакнуть пот со лба. Это что-то! Для меня легче было два вагона муки разгрузить и загрузить обратно.

Уже перед вторыми выборами мы попросили молиться о нашей заявке представителей всех религиозных конфессий, которые есть в Казани: и муфтия, и владыку, и ребе, и представителя католической церкви.

.
Фото:  commons.wikimedia.org / public domain

3. ИСТОРИЯ ОТ БУРГАНОВА. РЕПУТАЦИОННАЯ

В день, когда были выборы, члены исполкома города не уходили с работы, молились за нашу победу, понимая, что в таком случае Казань заметно преобразится.

Кстати, очень многое из того, что было у нас в заявочном списке на Универсиаду, перекочевало потом в заявки на проведение чемпионата мира по водным видам спорта – 2015 и футбольного чемпионата мира – 2018. И даже заявка Красноярска на проведение Универсиады-2019 во многом была сделана по лекалам казанской.

Что касается того времени, то мы только что завершили работу по ликвидации ветхого жилья, отпраздновали 1000-летие, но было желание увидеть Казань по-настоящему европейским городом. На момент выбора Казани в качестве хозяйки Универсиады я пребывал, можно сказать, «в тылу», «на хозяйстве», поскольку Ильсур Раисович зачастую отлучался, выполняя представительские обязанности. Но у него была правильно выстроенная стратегия, что нашу заявку надо презентовать точечно, доводя до каждого из членов оргкомитета наши преимущества. В результате он облетел, наверное, весь земной шар, для того чтобы встретиться с каждым из тех, кто принимал решение по заявке, и каждому лично рассказать и доказать, почему именно Казань должна провести эту Универсиаду.


4. ИСТОРИЯ ОТ МЕТШИНА: ЗОЖ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА И МЭРА

Когда мы прилетели с Рустамом Нургалиевичем в Турин в январе, то время до процедуры заявочной комиссии шло так долго, что мы не выдержали. Договорились пойти в спортзал, который находился при гостинице. Побежали по беговой дорожке и чувствуем, что как будто бы воздуха нет. Ну вот кто меня за язык дернул, я говорю: «На улице солнечно, погода вроде бы хорошая, давайте пробежимся по улице». И мы в футболках, шортах вышли на свежий воздух, который был слишком свежим: плюс 12. Ну раз вышли, решили хотя бы квартал пробежать. Мы же не знали, что этот туринский квартал заканчивается через 3 километра. Побежали и видим, что все на нас смотрят: кто в шубах, кто в пуховиках, кто в муфтах, и тут мы в футболках, шортах. Картина напомнила мне кросс в фильме «Джентльмены удачи». Бежим, бежим, и приходит понимание, что повернуть и побежать назад сейчас будет неудобно. Тем более нас там какие-то члены исполкома ФИСУ увидели по дороге. Надо было проделать этот путь до конца. Бежали до конца квартала где-то полчаса, замерзли и забежали в спортивный магазин якобы присмотреться, но на самом деле погреться.

Когда мы проиграли в заявке, Рустам Нургалиевич в сердцах сказал: «Если бы все члены исполкома ФИСУ, которые недодали нам два пункта на голосовании, видели, как мы зимой в шортах и футболках пропагандируем здоровый образ жизни, то вряд ли они голосовали бы против нас».

Фото: prav.tatarstan.ru

5. ИСТОРИЯ ОТ ЛЕОНОВА: ОБ ИЗМЕНЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ФИСУ

Мы полгода готовились к заявке в Турине, и за это время настолько изучили всю историю, что это родило уверенность в итоговой победе нашей заявки. После поражения было очень обидно, и появилось какое-то внутреннее ощущение, что все на этом не закончится. Но в этот же вечер или на следующий день было принято решение, что мы тут же будем подавать заявку на 2013 год, причем выборы ее хозяйки тогда были перенесены. Хозяйку Универсиады-2013 выбирали буквально через полгода на исполкоме ФИСУ. Получается, наша история переписала регламент международной организации студенческого спорта.

Фото: prav.tatarstan.ru

6. ИСТОРИЯ ОТ БАРИЕВА: О РЕАЛИЯХ «ДОУНИВЕРСИАДСКОГО» ВРЕМЕНИ

Когда начали ходить по высоким кабинетам в поисках поддержки нашей заявки, то далеко не всегда встречали понимание, скорее наоборот. Надо напомнить, что в те времена Казань не могла похвастать проведением спортивных соревнований. Проводя чемпионат России – 2002 по фигурному катанию, мы, казалось бы, обезопасили себя тем, что поселили участников соревнований в наш лучший по тем временам отель «Сафар». Мороз стоял трескучий, в результате чего все фигуристы перемерзли, нам приходилось заниматься покупкой обогревателей в гостиничные номера. Таковы были реалии того времени.

Чтобы переломить эти реалии, мы с министром строительства Иреком Файзуллиным отправились обивать пороги «экономического блока» в федеральном кабмине. И вот там проходит совещание, на котором мы презентуем Казань как будущую хозяйку Универсиады, на экране мелькают ее фотографии, какой она должна быть. А федеральные чиновники сидят хмурые, и один из них заявляет: «Ребята, какая Универсиада? У нас еще ваше 1000-летие вот где сидит», – и проводит рукой по горлу. «Вы и так все федеральные средства забрали. Еще хотите? А ведь, помимо Татарстана, у России еще более 80 субъектов. Ничего вы не получите...» Мы говорим: «Получим». Они злятся. И тогда еще один статусный чиновник нам советует: «Ребята, езжайте в Казань и прямо сейчас откажитесь от вашей сумасбродной идеи, чтобы потом не позориться».

Буквально через пару лет, когда они начали приезжать в Казань, посещать наши объекты, то все критики превратились в больших наших друзей и поклонников Универсиады.

Фото: prav.tatarstan.ru

7. ИСТОРИЯ ОТ БУРГАНОВА. О НАСЛЕДИИ

Это преображение наших критиков в наших друзей я объясню тем, что они увидели, как тут работают. В России же много проектов, и на федеральном уровне могут наблюдать, что деньги на проекты перечисляются, а на местах их не способны освоить. В Татарстане такой проблемы не возникало.

Говоря о наследии Универсиады, чаще вспоминают инфраструктуру, а я хочу сказать о человеческом факторе. Совсем еще недавно, в бытность министром Марата Бариева и меня, нам приходилось делегировать, допустим, на чемпионат России по плаванию трех-четырех представителей Татарстана. Прошло совсем немного времени, и нынешний министр республиканского спорта Владимир Леонов командирует на национальный чемпионат четыре десятка пловцов из Татарстана, а по три-четыре от нас едут на чемпионаты мира и Европы. И это тоже наследие Универсиады, которое придало импульс развитию только одного из 27 видов спорта, по которым соревновались на Универсиаде.

Говоря об Универсиаде, нельзя не сказать о той огромной поддержке, которую оказывал нашей республике Виталий Мутко. Его положительное отношение к Татарстану помогало нам в решении колоссального количества проблем.

Фото: prav.tatarstan.ru

8. ИСТОРИЯ ОТ МЕТШИНАПАРТИЗАНСКАЯ

При подготовке к процедуре заявки Универсиады нам с Рустамом Нургалиевичем пришлось очень много летать. Самый длинный перелет занял в сумме 27 часов. Поначалу мы прилетели в Алжир, потом в Гану, Уганду. А для попадания туда необходимо было сделать прививку от желтой лихорадки. Нас в Уганде встретил посол России, который в машине поинтересовался: «Вы прививки сделали?» – «Да, конечно». И он нам так спокойно: «А они не помогут. Разница в том, что тот, кто сделает прививку, умрет без мучений и конвульсий, тихо и спокойно». И вот мы, «умиротворенные», заходим в местный отель, а там глаза закрываешь, и везде заразные комары представляются. Страшно.

Тогда я лег спать и вижу сон. Будто началась война, а Шаймиев с Миннихановым мне поручили возглавить... партизанское движение. Я в шоке: «Почему опять я?» Мне объясняют: «Отряд будет базироваться в Закамье, а ты там мэром работал, знаешь все ходы-выходы». Говорю: ладно, но у меня условие, чтобы семью эвакуировали. «Нет, – говорит Шаймиев. – Каким образом ты тогда сможешь мирного жителя изобразить?» В итоге я согласился во сне на то, чтобы возглавить партизанское движение, а проснувшись, уже на завтраке, сказал Минниханову, что хватит уже летать, раз такие сны начали беспокоить.

Фото: prav.tatarstan.ru

9. ИСТОРИЯ ОТ БАРИЕВА. О РЫБАЛКЕ НА УНИВЕРСИАДЕ

Как только Казань выиграла право на проведение Универсиады, возник вопрос об увеличении спортивной программы дополнительными видами спорта. Мы были за включение борьбы на поясах, что могло добавить нам медалей. Помимо того, думали о добавлении видов спорта, которые готовы были развивать, но не хватало спортивной базы. К примеру, хотели восстановить в республике школу гребли, для чего необходимо было строительство центра гребли. К тому же это совпадало с желанием тогдашнего президента России Дмитрия Медведева. Когда мы представили ему план спортивных соревнований, куда были вписаны 13 обязательных и 12 видов спорта, включенных в качестве дополнительных, Дмитрий Анатольевич сказал, что «наших» видов должно быть не меньше. И мы включили академическую греблю и греблю на байдарках и каноэ, памятуя, что Медведев в юности занимался греблей на байдарке.

Нас попросили включить в программу Универсиады борьбу самбо, что мы с удовольствием сделали, но на некоторые просьбы никак не могли ответить положительно. Допустим, тогдашний министр чрезвычайных событий Сергей Шойгу активно ратовал за то, чтобы в программу был включен пожарно-прикладной спорт. Как ему откажешь? Мы в ответ извернулись, попросив назвать еще какие-то страны, где этот вид спорта развивается. Более того, нас просили ввести в программу спортивную рыбалку. Тогда же многие спортивные федерации возглавляли высокопоставленные чиновники, и некоторые радели за свой вид спорта таким образом.

Фото: shaimiev.tatarstan.ru

10. ИСТОРИЯ ОТ МЕТШИНА. О ВЛИЯТЕЛЬНОСТИ ШАЙМИЕВА

Как только наша заявка победила, мы поехали в Москву на прием к Игорю Шувалову, первому заместителю председателя правительства России. Тогда мы еще не были знакомы, по-настоящему родным и близким для нас человеком он стал позже. И Игорь Иванович начал совещание словами: «Раз вы обмолвились, что вам ничего не нужно для проведения Универсиады, то принято решение, что вам ничего не дадут. Справитесь с той инфраструктурой, которая у вас уже есть». Повисла пауза, немая сцена, и тут же Минтимер Шарипович вступил. Поначалу произнес короткий спич, поясняющий, что подобные мысли были у нас до того момента, пока мы не познакомились со всеми требованиями, которые есть у ФИСУ перед хозяйкой Универсиады, и не только в отношении спортивной инфраструктуры – по Деревне Универсиады, аэропорту, транспортным развязкам, и все это требует серьезного строительства, а также что не Казань или Татарстан выиграли право на проведение Универсиады, а это победа всей России. Закончив своей короткий спич, он поинтересовался, какой из телефонов Шувалова выходит напрямую к Владимиру Путину. Тут же Минтимера Шариповича связали с Владимиром Владимировичем, и вопросы были решены. По моим ощущениям, я был свидетелем того, что называется «так горы двигаются». После этого разговора уже сам Шувалов коротко переговорил с Путиным, и сказал: «Федеральной программе быть...»

В результате мы начали строительство, которое иначе как грандиозным не назовешь: строительство 14 развязок, 44 пешеходных переходов, 27 спортсооружений. И я хочу выразить огромные слова благодарности казанцам, которые перетерпели все это.

Когда меня спрашивают о главных достижениях Универсиады, я могу ответить, что это, безусловно, сильно улучшило имеющуюся инфраструктуру, но главное, что изменились наши люди. Мы в дальнейшем встречали птенцов нашей Универсиады на многих мероприятиях. С нас сошел налет провинциальности, с которым мы входили в эту историю. Теперь для нас не существует тех вершин, которые мы не могли бы одолеть. И я рад, что остаюсь частичкой этой большой команды, которая, поначалу проиграв Универсиаду, затем все-таки победила. Клевое было время.