Марина Измайлова: «Необходимо полностью пересмотреть подход строительства агропромпарков и других производственных площадок. Полагаю, что нужно идти по второму пути – опираться на инновационный, системный подход» Фото: Сергей Елагин

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО – ЭТО НЕ ТОЛЬКО КАРТОШКА НА ГРЯДКЕ, ЭТО СЛОЖНАЯ ЦЕПОЧКА ПРОЦЕССОВ

– Марина Николаевна,  мы встречались с вами три года назад. Тогда вы рассказывали о том, легко ли женщине конкурировать в мире бизнеса, да еще столь специфичного – инжинирингового. Что изменилось за это время?

 – Многое изменилось. В 2017 году я вернулась к управлению компанией, и с этого момента мы стали больше внимания уделять консалтингу, бизнес-планированию, стратегии развития, маркетинговым исследованиям, привлечению инвестиции под проекты заказчиков.

Именно потому, чтобы проекты были наиболее рентабельны, а заказчики не возвращались через год с проблемами, мы усилили консалтинговое направление. Нам удалось усилить нашу команду специалистами высокого уровня. Им по плечу как разработка крупных индустриальных проектов федерального масштаба, так и планирование стратегии развития небольших предприятий. Мы не только рассчитываем рентабельность будущего производства, но и учитываем риски, изучаем рынок, логистические пути.

Отмечу, что в сфере наших интересов появилось еще одно, на мой взгляд, очень перспективное направление – проектное управление в сфере АПК. После участия моей компании в реализации проекта «Агропромпарк «Казань» и в других сельскохозяйственных проектах стало очевидно, что в сельском хозяйстве есть огромный потенциал для развития нашей республики.

– Кстати, агропромышленные парки сегодня  популярная тема, планируется даже тиражировать их по всей республике. На ваш взгляд, могут ли они действительно быть эффективными производствами или это очередная история про освоение бюджетных средств? Тем более что мы помним, с какими трудностями на первоначальном этапе столкнулось руководство агропромышленного парка «Казань», главные из которых – отсутствие внятной концепции в момент его открытия и сложности с наполнением резидентами.   

– Действительно, этот вопрос очень актуален сегодня. У нас есть два пути. Первый (по которому мы идем сегодня) – строительство каждого агропромпарка как обособленного объекта, к тому же созданному по типовому проекту, который будет создавать внутреннюю конкуренцию и перенасыщение продукции с коротким сроком хранения.  Второй путь – инновационный, то есть трансформация сферы АПК с помощью агропромпарков. Но для этого необходимо произвести анализ рыночных ниш, плацдармов для открытия новых бизнесов и строительства технологических цепочек.

«В бизнесе надо рассчитывать на команду, на партнеров, на людей, с кем ты идешь рука об руку, потому что один в поле не воин»Фото: Сергей Елагин

Приведу пример: наша республика продает сельскохозяйственное сырье (к примеру, молоко, зерно) в другие регионы России, где его перерабатывают, упаковывают и возвращают нам с высокой добавленной стоимостью.  Из того же соседнего Башкортостана привозят переработанную молочную продукцию, которая была произведена в нашей республике! При этом фермеры РТ находятся в режиме ожидания: купят у них продукцию или нет их, заберут ли весь объем и по какой цене. Кроме того, что мы теряем добавленную стоимость, налоги, так еще и не создаем рабочих мест! Это ниша, которую мы не используем, как и множество других, – необходимо поставить ситуацию с головы на ноги. Не под фермера создавать производство, а фермеру предлагать гарантированные объемы закупок и производить соответствующий ассортимент продукции, определенный спросом потребителей по предварительно заключенным ранее договорам. Сельское хозяйство – это не только картошка на грядке или пшеничное поле. Это сложная цепочка процессов, начиная от посева семян, выращивания, хранения, глубокой переработки и реализации продукции, целью которых является продовольственная безопасность России. И это уже не только сельское хозяйство, но и объединение таких смежных отраслей, как машиностроение, легкая промышленность, подготовка кадров, строительство новой инфраструктуры и агропромышленных парков.

Речь идет о системном, комплексном подходе.

– Вы полагаете, что необходимо вернуться в плановое хозяйство?

– Именно так. И поверьте, фермеры воспрянут, так как мы снимем с них огромное количество проблем: куда деть урожай, где хранить сырье, как реализовать продукцию. Все эти задачи могут решать АПП.

Поэтому необходимо создать единую систему агропромпарков, способную объединить фермеров, потребительскую кооперацию в новые сельскохозяйственные кластеры, которые будут выращивать продукцию для переработки под конечного покупателя и обозначенные объемы. Это могут быть овощной кластер, плодово-ягодный, молочный, сырный, мясной. И если мы заранее определили, какие возможности есть у района, какова инфраструктура, особенности почвы, а главное –заранее заключили договоры с фермерами и производителями на закупку и сбыт сельскохозяйственной продукции, то мы не только избежим внутренней конкуренции, но и нарастим объемы производства, создадим условия для развития переработки и смежных производств.


НЕОБХОДИМО ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕСМОТРЕТЬ ПОДХОД СТРОИТЕЛЬСТВА ПРОМПАРКОВ

– Радужная получается картина. А на какие средства будет осуществляться переработка, хранение и реализация готовой продукции? Ведь строительство агропромпарков предполагается за счет бюджетных средств.

– Сейчас планируется, что оборудование для переработки будут закупать фермеры на собственные средства с поддержкой госпрограммы развития системы кооперации. Но здесь мы неизбежно столкнемся с проблемой своевременной закупки оборудования и вводом его в эксплуатацию в сроки сдачи всего объекта. Объясняю почему. Во-первых, у фермера не всегда есть свободные средства на закупку оборудования, а если он получает деньги от государства, то оборудование аграрий должен установить не на своем подворье, а в агропромпарке, где на него ляжет еще и оплата аренды. Во-вторых, если фермер не приобретет оборудование или решит заняться другим производством, то мы получаем новую проблему. Необходимые коммуникации и инженерные сети закладываются на этапе проектирования, расчеты мощностей производятся, исходя из технологии и будущего производства – таким образом, сдать объект и ввести его в эксплуатацию мы можем только при наличии технологических линий, разработанных при проектировании. Если оборудования нет, то АПП останется пустующим.

– Какой вы видите выход из ситуации?

– Необходимо полностью пересмотреть подход строительства промпарков и других производственных площадок. Полагаю, что нужно идти по второму пути – опираться на инновационный, системный подход, для которого нужно разработать новую финансовую модель управления и создание всех агропромпарков. Это должен быть единый проект, в который мы можем встраивать новые и новые пищеперерабатывающие производства, в зависимости от развития кластеров и выявления пустующих рыночных ниш, продукцию на экспорт. Причем форма управления может быть разная и зависит от источника финансирования –государственно-частное партнерство или привлечение крупных инвесторов. Главное – освободить фермеров от проблем сбыта и производства, отдать эти сферы деятельности предпринимателям, тем самым впустить бизнес в сельское хозяйство. Не может аграрий одновременно работать на земле, на заре доить коров, в обед производить готовый продукт, а вечером вставать за прилавок.

«Проектов много. Наши заказчики – из разных уголков России и стран ближнего зарубежья»Фото предоставлено «СтандартПродМаш»

– Но ведь в республике есть опыт успешных производственных площадок в сельскохозяйственной сфере!

– Опыт есть, но увы, действующие производственники нередко сталкиваются с проблемами. Приведу один пример: в нашу компанию обратился предприниматель, у него вполне успешный бизнес с серьезными объемами производства продукции, которая экспортируется за рубеж. Он попросил разработать концепцию нового завода по производству спредов. Мы проанализировали его проект, разработали стратегию его развития и поинтересовались: какая помощь ему была бы интересна, чтобы этот проект реализовался в масштабах Татарстана? Он ответил, что первое – ежедневный объем в 100 тонн молока, второе – производственная площадка на тысячу квадратных метров и железнодорожная ветка, потому что весь его продукт уходит на экспорт в Киргизию и Узбекистан. И еще – ну и хоть какая-нибудь государственная поддержка. Мы нашли в Сабинском районе такую производственную площадку с железнодорожной веткой и там же ему гарантировали необходимые объемы молока. Но вот с господдержкой не вышло: мы проанализировали  госпрограммы, которые у нас есть, и, к сожалению, выяснили, что такого предпринимателя поддержать у нас нет возможности ни по одной программе, а в других регионах ему уже нашли и инвестора, и госпомощь пообещали. Как вы думаете, остался он в Татарстане? Такие примеры очень важны: если бы предприниматель развернул свое производство здесь, в нашей республике, решился бы вопрос с избытком молока в районе, возникли новые рабочие места, увеличились поступления в бюджет от налогов действующего предприятия.  Безусловно, мы должны держаться за таких предпринимателей, но пока система АПК не трансформируется, мы будем постоянно сталкиваться с подобными примерами.

– На ваш взгляд, какова перспектива проекта развития инновационного сельского хозяйства?

– Перспективы колоссальные! И мы рано или поздно придем к этому подходу, потому что выхода другого просто нет. Кооперация все-таки когда-нибудь заработает, но чтобы она заработала эффективно,  в экономике нужно поменять подход именно к планированию.

Планируется, что оборудование для переработки будут закупать фермеры на собственные средства с поддержкой госпрограммы. Но здесь мы неизбежно столкнемся с проблемой своевременной закупки и вводом его в эксплуатациюФото: Сергей Елагин

СЛОВО «КОЛХОЗНИК» НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ РУГАТЕЛЬНЫМ

– Марина Николаевна, вы владелец инжиниринговой компании, откуда у вас интерес к сельскому хозяйству?

– Я продолжаю рассуждать как бизнесмен и вижу в сельском хозяйстве большой потенциал для роста экономики нашей страны. Кроме того, еще со школы я усвоила, что все ресурсы делятся на возобновляемые и невозобновляемые. И углеводороды, которые сегодня так активно добывает и продает Россия, – ресурс конечный. И когда закончится нефть или изобретут новый вид топлива, наша страна останется без основного источника доходов. А вот сельское хозяйство – ресурс возобновляемый. Если за землей ухаживать, вкладывать в нее труд, деньги и любовь, то пользоваться можно на протяжении многих веков, она будет нас кормить, давать урожай и станет основой для процветания и людей, и страны. Когда мы начинали проект «Агропромпарк «Казань», я еще не имела необходимой компетентности и инструментов для реализации масштабных проектов в сфере АПК, которые имели бы трансформационное значение для отрасли. Эти инструменты, а также системный подход в решении подобных задач я получила в Московской школе управления «Сколково». А «Сколково» – это не только про знания, это про мышление. Там раздвигают границы сознания, учат мыслить масштабно, находить новые смыслы. Кроме того, это сообщество единомышленников, которые заняты конкретными проектами. Это пространство Networking (нетворкинга), то есть формирование вокруг себя круга людей, каждый из которых профессионал в какой-то своей области и может дать экспертный совет. И это экономит уйму времени. Про «Сколково» я могу говорить часами, поэтому меня лучше остановить!

– Чего вы ждете от нового министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева?

– Ждем от Дмитрия Николаевича Патрушева реформ Петра Аркадьевича Столыпина! А если серьезно, то жду возвращения России статуса аграрной державы! В годы столыпинских реформ Россия была главным поставщиком зерна на мировом рынке, кормила всю Европу. Крестьяне получили возможность богатеть – и богатели. Поэтому сегодня я хочу, чтобы сельское хозяйство стало двигателем экономики России, чтобы слово «колхозник» перестало быть ругательным, а крестьянский труд давал возможность жить зажиточно и достойно.

«Я стараюсь использовать несколько подходов. Есть специалисты с опытом, способные самостоятельно решать задачи, – к ним подход один. Но есть и те, которым нужно ставить задачу и спрашивать результат»Фото: Оксана Черкасова

– Вопрос про ваш основной бизнес: какие проекты реализованы и насколько они успешны?

Проектов много. Наши заказчики из разных уголков России и стран ближнего зарубежья. К примеру, недавно мы установили в Узбекистане линию водоподготовки для Джизакского аккумуляторного завода, а в Беларуси оснастили завод «Будмаш» и ООО «Наша вода» пищевыми производствами. Кроме этого, нашими постоянными заказчиками являются компании «РЖД», ПАО «Корпорация ВСМПО-Ависма», компания «Боинг». А в Татарстане запущены несколько технологических линий в различных отраслях – ООО «Хотнинская вода», СПК «Каймак», Дрожжановский Промпарк – производство крышки изиоупен, ООО «Индустрия пивоварения»,  ООО «Троя» в Республике Ингушетия и в других регионах РФ. Перечислять можно долго.

В БИЗНЕСЕ НУЖНО РАССЧИТЫВАТЬ НА КОМАНДУ

– Несколько вопросов личного характера. У вас есть сын – какого принципа в воспитании вы придерживаетесь?

– Моему сыну 12 лет, воспитываю я его на личном примере. Я уверена: чтобы мы ни говорили детям, какие книги им ни читали, они всегда в первую очередь смотрят на поведение родителей. Приведу пример: стоило мне один раз утром пройти в уличной обуви до выключателя в квартире, то же самое вечером повторил сын. Я говорю: «Мы не ходим по дому в уличной обуви!» А он отвечает: «Ты же сама утром проходила!» То есть надо быть примером во всем. Так же и в бизнесе, где только личным примером можно создавать ту культуру, которая в дальнейшем поддерживается в коллективе.

– Какой вы руководитель: авторитарный, демократичный?

– Я стараюсь использовать несколько подходов. Есть специалисты с опытом, способные самостоятельно решать задачи, – к ним подход один, они не требуют контроля со стороны руководителя, я полагаюсь на их мнение, и здесь скорее демократичные отношения. Но есть и те, которым нужно ставить задачу и спрашивать результат. Только с гибким подходом можно выстраивать команду и делать серьезные проекты.

– Есть ли у вас принципы, от которых вы никогда не откажетесь?

– Безусловно, такие принципы есть. Если человек обманул тебя единожды, то положиться на такого человека я, к сожалению, не смогу. Доверия нет. И в нашей компании основной принцип – это честность и порядочность.

– Давайте представим ситуацию: к вам приходит начинающий предприниматель и говорит: «Марина Николаевна,  подскажите, как построить успешный бизнес?» Что вы ему ответите?

– Я отвечу, что прежде чем делать серьезный шаг, нужно рассчитывать рентабельность, риски, все тщательно просчитать. То есть просто так, с кондачка, делать серьезные вложения нельзя.

– В бизнесе только на себя нужно рассчитывать?

– Вы что! В бизнесе надо рассчитывать на команду, на партнеров, на людей, с кем ты идешь рука об руку. Потому что один в поле не воин.