Директор
музея истории ГУЛАГа Роман Романов
заявил, что в России на основании некоего
секретного приказа уничтожаются архивные
карточки с данными о репрессированных
в СССР. Об этом он сообщил в письме к советнику президента, председателю СПЧ
Михаилу Федотову, попросив разобраться
с ситуацией, пишет «Коммерсантъ».
Как следует из письма, о практике уничтожения карточек узнал исследователь Сергей Прудовский, который разыскивал информацию об одном репрессированном крестьянине. Он запросил информацию о нем в УМВД по Магаданской области, но там ему сказали, что личное дело заключенного было уничтожено еще в 1955 году «согласно приказу тех лет». Вместе с этим оказалась уничтожена и архивная учетная карточка, а это было сделано на основании межведомственного приказа под грифом «Для служебного пользования» от февраля 2014 года. Приказ подписан МВД, минюстом, МЧС, минобороны, ФСБ, ФСКН, ФТС, ФСО, СВР, генпрокуратурой и государственной фельдъегерской службой, пояснили в УМВД.
В этом приказе говорится, что «срок хранения карточек на осужденных — до достижения ими (осужденными) 80-летнего возраста». Срок хранения карточки на человека, которого разыскивал Прудовский, истек в 1989 году, поэтому она была уничтожена по акту от 11 сентября 2014 года, говорится в ответе УМВД.
«Ъ» обнаружил еще один случай уничтожения материалов. В 2014 году жительница Московской области пыталась найти информацию о своем родственнике, осужденном в 1939 году, но в УМВД по Магаданской области ей ответили, что карточка отложена на уничтожение на основании служебного приказа. Она подала иск в ВС РФ, но он его не удовлетворил, а в Конституционном суде ее иск принять отказались.
Прудовский отмечает, что уголовные дела граждан хранятся в ФСБ или госархивах (в них содержится дата осуждения и сведения о приговоре). При этом информация о том, куда был отправлен приговоренный к лагерям и выжил ли он, находится только в этих самых учетных карточках, которые хранятся в МВД. «И эта информация после уничтожения карточки предается забвению», — описывает суть проблемы Прудовский. Председатель СПЧ Федотов заявил «Ъ», что изучит проблему. «Мы всегда будем защищать сохранение архивных материалов, они содержат очень важную историческую информацию», — сказал он, отметив, что архивы в первую очередь — это средство противодействия фальсификации истории.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.