УНИКС завершил сезон, заняв четвертое место в Единой лиге ВТБ. Регулярный чемпионат казанцы провели на высоком уровне, уступив лишь ЦСКА, а в «Финале четырех» проиграли сначала «Химкам», а потом «Зениту». Если еще совсем недавно никто не сомневался, что клубу нужно продолжить сотрудничество с главным тренером Димитрисом Прифтисом, то теперь не все так очевидно. В ситуации разбиралась спортивная редакция «БИЗНЕС Online».
УНИКСу нужно дать ответ на очень сложный вопрос: этот сезон – потолок для Прифтиса или лишь набросок на что-то великое в следующем сезоне?
ПРОХЛАДНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
Летом 2017-го УНИКС подписал контракт на два года с греческим тренером Димитрисом Прифтисом. По информации «БИЗНЕС Onilne», в соглашении оставлено право прекратить отношения после первого сезона, если такая инициатива пойдет со стороны клуба. Еще недавно была уверенность, что УНИКС не воспользуется этой опцией, ведь в регулярном чемпионате команда заняла второе место и проиграла только в двух матчах с ЦСКА. Впрочем, приоритетной цели – Евролиги – так и не удалось добиться. В Кубке Европы команда остановилась в четвертьфинале, а в «Финале четырех» лиги ВТБ потерпела два поражения и в итоге заняла 4-е место.
К поражению от «Химок» нет никаких вопросов – всем понятно, что в нынешней ситуации УНИКС мало что может противопоставить клубу-олигарху. Но в игре с «Зенитом» казанцы показали очень блеклую игру и фактически отдали бронзовые медали. Это поражение можно оправдать эмоциональным выгоранием и спорным судейством, но факт остается фактом: все успехи Прифтиса пришлись на регулярку.
Вернемся в самое начало.
Антон Понкрашов попросил тренера Евангелоса Спиридиса перекинуть на его планшет запись матча с «Црвеной Звездой». УНИКС возвращался с предсезонного турнира в греческом Ираклионе, где занял третье место. Понкрашов сказал, что у него «обалденные впечатления» от команды, и поделился мнением, что этот УНИКС был похож на тот, что Казань видела при Андреа Тринкьери. В сезоне 2013/14 команда под руководством итальянца показала один из самых ярких сезонов в истории, сыграв в финале Кубка Европы.
В самолете Понкрашову передали планшет с записью. Антон стал внимательно наблюдать за матчем с сербами, где вышел в стартовой пятерке, набрал четыре очка и отдал столько же передач. Он несколько раз перематывал любую атаку, где, по своему мнению, совершил ошибку. Пускай даже незаметную. Понкрашов мотал головой, скрипел зубами, покачивал ногой – переживал любую ошибку так, как будто она была первой. На вопрос, зачем ему разбирать рядовой предсезонный матч, Антон ответил: «Тренер посоветовал самим посмотреть на свою игру». Прифтис сидел на кресле сзади. Он тоже смотрел в планшет. «Что там?» – спросили грека. «Игра „Зенита“ и „Дарушафаки“», – ответил он, приподняв свои очки. Через 10 дней УНИКС разгромил «Зенит» +34 (94:60) в первом матче сезона. Похвалил ли Димитрис команду? Как бы не так. «Не скажу, что мы показали идеальную игру. Надо быть более стабильными в защите», – отметил Прифтис.
Димитрис был далеко не первым в списке кандидатов на пост главного тренера УНИКСа. Поначалу переговоры с наставником проходили, как рассказывают в клубе, «прохладно» и «сдержанно». Клуб связался с несколькими игроками, которые были знакомы с Димитрисом по сборной Греции (ходят слухи, что среди них даже легендарный Василис Спанулис), и все они высказались о специалисте в положительном тоне. Уровень тренера подтверждался и тем, что летом он мог возглавить сборную Греции. Конечно, в списке федерации Димитрис тоже не был первым: сначала греки связались с Георгиосом Барцокасом из «Химок» и Димитрисом Итудисом из ЦСКА. Но тем не менее. Прифтис отдал сборной семь лет, он работал с каждым тренером в национальной команде, кроме Тринкьери, а его «Арис» стал четвертым в чемпионате, уступив только грандам. На предложение федерации Димитрис ответил отказом, потому что хотел сосредоточиться на поиске нового клуба. Им оказался УНИКС.
Селекция казанцев при Прифтисе казалась спорной. Главным новичком стал 35-летний центровой Стефан Ласме, который был вынужден год выступать в Америке из-за того, что в 2016 году турки дисквалифицировали его за положительную допинг-пробу. Стефан рассказывал, что для него Прифтис стал одним из решающих факторов перехода в УНИКС: они работали вместе в «Панатинаикосе», и Ласме был уверен, что тренер сможет найти лучшее применение его игровым качествам. Остальные новички казанцев если и были известны, то в узких кругах – на уровне Евролиги звездой считался только Ласме.
Но сезон показал, что селекция прошла без промахов. Летом Прифтис подошел к каждому подписанию со всей серьезностью и использовал все свои контакты, чтобы добыть максимум сведений об интересном ему игроке. Связывался греческий специалист и с Китом Лэнгфордом. Уже по ходу сезона защитник сказал, что в УНИКСе подобрался состав, который мог бы составить конкуренцию в Евролиге. Больше всего Кита удивило, что Прифтис уже тогда, во время их разговора, владел всей необходимой информацией, чтобы проявить себя в России.
60–70%, ЧТО ПРИФТИС ОСТАНЕТСЯ
В адаптации Димитрису, как говорят, помог его коллега по «Химкам». Барцокас в подробностях рассказал Прифтису, чего стоит ждать в России, и поддержка от специалиста такого уровня не могла не подбодрить Димитриса. Другой греческий тренер – Стефанос Триантафуллос, который сейчас помогает Барцокасу в штабе «Химок», – еще летом в материале для «БИЗНЕС Online» намекнул, что Прифтис заслуживает доверия от УНИКСа. «В большинстве случаев греческие тренеры показывают себя с лучшей стороны, когда покидают Грецию. УНИКС с хорошим бюджетом и местом в Кубке Европы – отличное место для первого заграничного опыта Димитриса», – писал Стефанос.
Если про Димитриса и есть какие-то истории или мнения, которые выставляют его с плохой стороны, то их очень сложно найти. Греческие журналисты говорят о нем в положительном тоне, и в январе мы опубликовали их истории о Димитрисе – такие красивые, будто речь о литературном персонаже, а не реальном человеке. Вспомним одну из них. Первым клубом, где Димитрис работал главном тренером, был «Кавала» – второй дивизион чемпионата Греции. Однажды его игрок Василис Симтмак получил серьезную травму на тренировке. После обследования Василис пришел домой. Раздался звонок, баскетболист открыл дверь, и у порога стоял Прифтис. Как вспоминают греки, Димитрис сказал Василису: «Ты в этом городе один, так что тебе нужна помощь. Можешь положиться на меня в любой момент».
Заботливое отношение Прифтиса к игрокам почти сразу заметили и в УНИКСе. Он всегда защищал даже тех игроков, которые не всегда получали игровое время. Говорить, что Димитрис публично критиковал кого-то в своей команде, даже не приходится. Тренер лишь один раз повысил голос на игроков, когда они расшумелись во время открытой тренировки. Также в клубе зауважали специалиста за его скромность. За весь сезон Прифтис попросил у УНИКСа только машину с ручной коробкой передач. Пользуется он ей, правда, редко, предпочитая пешие прогулки.
Важным фактором оказалась и амбициозность Прифтиса. Грек никогда не играл в Евролиге с командами, где был главным тренером. Он знает, что такое элитный уровень, он понимает, каково становиться чемпионом, он знаком с высокими ожиданиями и ответственностью. Но все это Димитрис прошел в демо-версии, с позиции помощника. Приглашение в УНИКС оказалось для него новым вызовом. Три года Прифтис работал в «Арисе», который трясло из-за финансовых проблем и перестановок в руководстве. Да и весь бюджет клуба был как зарплаты некоторых игроков в России. В Казани же Прифтис хотел показать, что он готов к новому уровню, что он заслуживает более комфортные условия для работы, что он может распоряжаться большими финансами. Если бы УНИКС смог пригласить условного Барцокаса, он не нашел бы в своей работе такие дополнительные смыслы.
При Прифтисе команда сразу же набрала обороты, стартовав с пяти побед подряд. В дальнейшем УНИКС забрался на первое место в лиге ВТБ, а в Кубке Европы команду стали называть одним из фаворитов. Самое важное, что под руководством Прифтиса на казанские матчи стало приходить больше людей. Средняя посещаемость УНИКСа в лиге ВТБ составила 3969 человек – это чуть ли не в три раза больше, чем в прошлом сезоне (1448). Понятно, что рост вызван не только игрой команды, но нельзя отрицать, что в этом сезоне на УНИКС просто приятнее смотреть.
Прифтис хочет, чтобы его команда была ориентирована на оборону. Он часто говорит игрокам про важность использования рук при защите один на один – поэтому во время матчей Димитрис машет руками, словно ему бросают воображаемые мячики. При всем этом УНИКС показывал яркую, живую, комбинационную атаку. Также Прифтис использовал широкую ротацию в 8–9 игроков и не допускал, чтобы кто-нибудь просиживал на скамейке большие отрезки сезона. По неизвестной причине такое грамотное распределение нагрузок не помогло УНИКСу сохранить силы на концовку сезона. Многие эксперты отмечают, что УНИКСу просто не хватило физической подготовки, чтобы вырывать концовки матчей «Финала четырех».
По завершении регулярки в УНИКСе уточняли, что позиции у Прифтиса «прочные». Уже сам выход в «Финал четырех» можно было считать успехом, ведь даже клубы уровня «Локомотива» не смогли добраться до этого этапа. Но после поражения от «Зенита» обстановка поменялась, и сейчас не все так очевидно. В скором времени рынок наполнится большим количеством специалистов, чьи запросы УНИКС может потянуть. Если раньше можно было дать 95%, что Прифтис продолжит тренировать УНИКС, то теперь – 70%, если не 60%. Сам тренер предсказывал такой вариант событий: перед полуфиналом с «Химками» он говорил, что в случае поражений в «Финале четырех» об успехах команды в регулярке все забудут.
В скором времени УНИКСу нужно дать ответ на очень сложный вопрос: этот сезон – потолок для Прифтиса или лишь набросок на что-то великое в следующем сезоне?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.