Ураза-байрам в этом году совпал со священной пятницей, сделав праздник разговения для мусульман особенно желанным и ожидаемым. VIP'ы встречали сегодняшний день в Галеевской мечети, в резиденции муфтия РТ. Здесь Камиль Самигуллин призывал сохранить родной язык, развеял предрассудки, связанные с никахом в эти дни, и приготовил гостинцы для тех, кого дома никто не ждет. «БИЗНЕС Online» также побывал на гаит-намазе, где так и не дождались президента Казахстана.
Ураза-байрам в этом году совпал со священной пятницей, сделав праздник разговения для мусульман особенно желанным и ожидаемым
СОРВАВШЕЕСЯ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ ДЛЯ ТАТАРСТАНСКИХ МУСУЛЬМАН
Ожидалось, что Ураза-байрам-2018 для мусульман Татарстана станет поистине историческим. Дело в том, что в Казань прибыл президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, в муфтияте с большой долей уверенности, пусть и неофициально, заверяли, что он посетит богослужение в Галеевской мечети вместе с президентом РТ. Кстати, пресс-служба Рустама Минниханова изначально отрицала такой сценарий, но накануне официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова не исключила того, что Нурсултан Абишевич вместе с мусульманами совершит гаит-намаз, но только почему-то в мечети «Кул Шариф». Событие было бы неординарное, хотя бы потому, что никогда еще, по крайней мере в современной России, глава какого-либо государства не вставал в один ряд с верующими на праздничном намазе вместе с руководством республики.
Придет или не придет лидер Казахстана в резиденцию муфтия — при подходе к офису ДУМ РТ это было трудно разобрать. Меры безопасности такие же, как в прошлые годы: проход через рамку металлоискателя, вежливые, но настойчивые полицейские требуют показать содержимое сумок... Вроде ничего особенного. Второй признак посещения иностранным гостем какого-нибудь мероприятия — это массовое присутствие представителей диаспоры. Таковых в толпе корреспондент «БИЗНЕС Online» не заметил. Большинство иностранцев внутри Галеевской мечети оказались узбеками по национальности. Единственный признак прихода «VIP-кунака»: служба безопасности президента Татарстана не разрешала людям садиться в первые два ряда. Обычно так делают, когда должна прибыть особо важная персона. Забавно было наблюдать, как рядовые мусульмане тщетно пытались разместиться на переднем фронте молящихся. Их желание объяснимо, ведь посланник Аллаха говорил: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто стоит в первом ряду (в коллективном намазе) или в первых рядах».
В ожидании наступления 6:30 по Москве — именно на это время была запланирована проповедь Камиля Самигуллина — чтец Корана читал отрывки из Священной Книги, имам Галеевской мечети Тимергали Юлдашев рассказал о ценности месяца Рамадан и привел одно из его чудес: «Аллах всегда нам во время уразы посылает прохладную погоду. Это ответ на вопрос, почему сейчас лето холодное. Тем самым Всевышний дает облегчение постящимся, показывает свое уважение к нам». В итоге праздничные наставления уже Камиля хазрата начались с 9-минутным опозданием, сразу же, как прибыли VIP-гости. Назарбаева среди них не было, Минниханов пришел с 10-летним сыном Искандером. Также Галеевскую мечеть посетили мэр Казани Ильсур Метшин, председатель национального совета «Милли Шура» и вице-премьер Василь Шайхразиев, его коллега по правительству Шамиль Гафаров, руководитель аппарата президента Асгат Сафаров. После того как они расселись в первом ряду, лидер татарстанских мусульман начал свою проповедь.
Праздничные наставления Камиля хазрата начались с 9-минутным опозданием, сразу же, как прибыли VIP-гости. Назарбаева среди них не было, Минниханов пришел 10-летним сыном Искандером
«И ЕСЛИ ЗАВТРА МОЙ ЯЗЫК ИСЧЕЗНЕТ, ТО Я ГОТОВ СЕГОДНЯ УМЕРЕТЬ»
Речь муфтия началась с зачитывания праздничных телеграмм, как он сказал, «двух президентов». Сначала в оригинале, по-русски, Самигуллин процитировал обращение Владимира Путина, затем телеграмму Минниханова, но уже на языке великого Тукая. Любопытно было наблюдать, как во время оглашения миннихановского поздравления сам автор что-то говорил на ушко сыну Искандеру.
Председатель ДУМ РТ обнадежил собравшихся на гаит-намаз, приведя хадис пророка Мухаммеда, где говорится: «Тому, кто постился в Рамадан с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прошлые грехи». Он напомнил о трех степенях поста — это пост обычных людей, когда ограничиваются воздержанием от употребления пищи, питья и супружеских отношений. Вторая степень — пост избранных, когда, кроме этих трех ограничений, верующие воздерживаются от совершения любых грехов. Однако высшей степенью является пост избранных из избранных, при котором человек сдерживает свое сердце от любых мыслей, кроме мыслей о Всевышнем.
Признаться честно, таких праведников не так много среди мусульман. Что там, тяжело достичь даже второго уровня уразы, хотя стремиться к совершенству — это обязанность правоверного. Муфтий Татарстана призвал умму к единению: «Мусульмане должны быть едины. Нам нечего делить: у нас одна религия, одна Священная Книга, одна нация, одни традиции, один язык, сохранить который — наша обязанность». Как бы откликаясь на идущие в Госдуме баталии вокруг судьбы национальных языков, он привел высказывание богослова и просветителя Шигабутдина Марджани, 200 лет со дня рождения которого мы отмечаем в этом году: «В религии нет трех вещей, но эти вещи сохраняют ее. Это национальный язык, национальная одежда и национальные обычаи». Также Самигуллин процитировал стихотворение «Родной язык» аварского поэта Расула Гамзатова: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть».
А тех, кто был расстроен из-за того, что завершился благословенный месяц, в котором награда за деяния увеличивается в сотни раз, Самигуллин поспешил успокоить. Мол, Рамадан ушел, но держать уразу можно и в наступившем месяце, ведь тому, кто дополнительно постится в течение шести дней Шавваля (наступившего месяца — прим. ред.), Аллах засчитывает это так, будто он постился в течение целого года. По окончании праздничной проповеди глава уммы совершил в качестве имама гаит-намаз, после которого шла традиционная хутба, но уже на арабском языке.
«30 ДНЕЙ ПРОШЛО В РАДОСТНЫХ ХЛОПОТАХ»
Согласно традициям, завершилось богослужение чтением Корана, рецитацию которого совершил сам муфтий республики, а вот мольбу к Всевышнему с просьбой одарить всех счастьем обоих миров возносил главный казый или шариатский судья ДУМ РТ Джалиль Фазлыев. Он считается среди руководства централизованной религиозной организации наиболее красноречивым и искусным мастером татарских проповедей. По окончании гаита Самигуллин проводил через специальный выход в передней части мечети Минниханова и других VIP'ов. Они не стали участвовать в ритуале приветствия — у татарских мусульман есть обычай после намаза здороваться друг с другом за руку.
Выручил всех имам Галеевской мечети, призвав верующих совершить рукопожатия. Тем временем народ спешил к выходу. Чувствовалось, что люди испытывают двоякие настроения — от радости по случаю окончания уразы до грусти от того, что завершился благословенный месяц Рамадан. Люди поделились с корреспондентом «БИЗНЕС Online» тем, как прошел их пост. «Держать уразу было легко, сейчас планирую навестить родных, поздравить их с праздником, пойти на работу. Я тружусь на железной дороге, а она никогда не отдыхает», — скромно сказал человек, представившийся Азатом Ахметшиным. Как выяснилось позже, он является генеральным директором пригородной пассажирской компании «Содружество». Тургун Нуретдинов, узбек из Кыргызстана, которые уже более двух десятков лет проживает в Казани, тоже говорит о легкости уразы: «Почему пост только 30 дней, почему не 60? Как только привыкнешь к посту, на душе становится спокойно, и он резко так заканчивается. Так было хорошо, очищается душа и тело. Сейчас иду домой — жена организовала праздничный завтрак, в гости придут дети, внуки». По словам индивидуального предпринимателя, у него на родине намного тяжелее держать пост, сейчас там стоит 30-градусная жара.
А вот председатель всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин в этом году выполнить важное предписание Аллаха не смог по состоянию здоровья, но атмосферу Рамадана ощутил в полном объеме. «30 дней прошли в радостных хлопотах, меня много приглашали в гости, я ходил на ифтары и сейчас ощущаю праздник Ураза-байрам», — сказал заместитель председателя исполкома всемирного конгресса татар «БИЗНЕС Online». Он спешил к праздничному столу, у татар принято на гаит печь блины, а вот для тех, кого никто не ждет дома, духовное управление мусульман Татарстана приготовило сюрприз — во дворе резиденции муфтия каждому желающему вручали одноразовую пластиковую тарелку с двумя блинчиками, конфеткой и стаканом крепкого чая.
Мусульмане торопились передохнуть, ведь уже к 12 часам им нужно идти на пятничную молитву — джума-намаз, про который, между прочим, имамы в мечетях говорят, что он по степени стоит выше, чем два праздничных. То есть сегодня двойной праздник. Кстати, муфтий РТ в своей проповеди опроверг одно из широко распространенных заблуждений, которое есть у татар: якобы нельзя жениться между двумя праздниками — Ураза-байрамом и Курбан-байрамом. Оказывается, предыстория этого мнения восходит ко временам пророка Мухаммеда, когда был такой же, как сегодня, день — гаит-намаз и пятница. К посланнику Аллаха пришел человек, попросил его прочитать ему никах, время было ближе к джума-намазу, и Мухаммед сказал желающему бракосочетаться: мол, ты что делаешь, меж двух праздников хочешь жениться, подожди окончания намаза. Отсюда все и пошло, хотя сам пророк совершил обряд никаха с Аишей именно между праздниками разговения и жертвоприношения.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 60
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.