Часовые «затмения» системы ветеринарной сертификации «Меркурий» связаны с большим наплывом желающих подключиться, рассказали вчера на брифинге в «Татмедиа». Что делать, если система зависла, а отправлять продукцию нужно срочно, и кто ответит за потери сельхозпроизводителей из-за сбоев «молочного ЕГАИС», узнавал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Часовые «затмения» системы ветеринарной сертификации «Меркурий» связаны с большим наплывом желающих подключиться, рассказали вчера на брифинге в «Татмедиа»
«ПОСЛЕДНЯЯ МИЛЯ» «МЕРКУРИЯ»
До введения системы электронной ветеринарной сертификации «Меркурий» осталось всего 10 дней. Как известно, бумажные ветеринарные сертификаты в России утратят свою силу 1 июля 2018 года. С этого момента документы на целый ряд животноводческой продукции (молоко и молочная продукция, колбаса, яйца, птица, мясо, консервы и др.) можно будет оформить только электронно. О том, как идет внедрение «молочного ЕГАИС» в Татарстане, накануне на пресс-конференции в «Татмедиа» рассказали представители Россельхознадзора по РТ и ветеринарной службы Казани.
Начальник отдела пограничного ветеринарного контроля на государственной границе РФ и транспорте Россельхознадзора по РТ Ильшат Мухаметшин рассказал «БИЗНЕС Online», что сейчас его ведомство работает в авральном режиме, об отпуске никто и не мечтает. Около месяца назад начался вал обращений от тех, кто тянул до последнего (многие думали, что сроки вновь перенесут или отменят вовсе) и вдруг решился подключиться. Однако Татарстану для заветного отчета о стопроцентной готовности к введению «Меркурия» еще придется приложить немало усилий.
«Готовность предприятий по производству и реализации готовой продукции следующая: предприятия социального питания (детсады, школы) — 76 процентов, предприятия общественного питания (кафе, рестораны, столовые) — 56 процентов, предприятия розничной реализации (магазины и супермаркеты) — 55 процентов, оптовой реализации — 90 процентов, предприятия по производству готовой продукции (молокозаводы, мясные и рыбные цеха, убойные пункты) — 90 процентов», — сообщил Мухаметшин журналистам. Общая готовность к вводу системы в республике оценивается в 70%. «70 — это средняя готовность по республике (по всем видам подконтрольной продукции — прим ред.). У нас хорошо подключились сетевые розничные магазины, но у нас есть проблемы с розничными небольшими магазинами, которые мы называем ларьками», — говорит ветврач.
По данным Россельхознадзора по РТ, всего в республике 79 тыс. предприятий занимается производством и оборотом продукции, которую теперь необходимо проводить через «Меркурий». Однако 63 тыс. из них составляют личные подсобные хозяйства (ЛПХ), из которых только 13 тыс. продают свою продукцию юрлицам, а значит, должны брать электронный ветсертификат (остальные реализуют десяток яиц или крынку молока физлицам или едят сами). Несложно подсчитать поэтому, что реально отчитываться «электронному ветеринару» в РТ нужно будет порядка 29 тыс. организациям. На данный момент, как нам пояснили в ветслужбе, личные кабинеты в «Меркурии» уже завели около 25 тыс. организаций. Так что, готовность можно считать довольно высокой. К тому же стало известно, что готовая молочная продукция скоро будет выведена из-под действия системы, о чем на днях заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, так что эта категория, вероятно, скоро выпадет из списка подконтрольных «Меркурию».
В целом доля пользователей, которые забивают данные в «Меркурий» самостоятельно, пока не так велик: около 90% документов заполняют сами ветврачи, а у них готовность близка к полной боевой — 99% своих документов они уже оформляют в системе.
«У нас хорошо подключились сетевые розничные магазины, но у нас есть проблемы с розничными небольшими магазинами, которые мы называем ларьками»
«ОЖИДАЕМОГО КОЛЛАПСА МЫ НЕ ОЖИДАЕМ»
Много проблем с подключением к «Меркурию» возникает в личных подсобных хозяйствах — напрямую выходить в систему научились от силы 3–4 тыс. ЛПХ (из 13 тыс. обязанных). Причины игнора системы различны: кто-то не хочет принципиально, кто-то не имеет компьютера или навыков работы с ним, у других просто нет доступа к интернету — да, и такое бывает. В Татарстане есть еще такие глухие места, что и констатировали участники встречи.
«У нас была плохая ситуация с ЛПХ, но благодаря региональной инициативе она выправляется, так что ожидаемого коллапса мы не ожидаем», — выдал случайный оксюморон ветеринарный врач ветеринарного объединения Казани Булат Нуриахмитов. Речь о том, что для сохранения объемов производства молока в Татарстане (а РТ по этому показателю номер один в России) власти республики приняли компромиссное решение: за отказ от «Меркурия» молочников не карать, а работу по оформлению ветсертификатов перепоручат ветврачам или трейдерам, собирающим молоко. Правда, для этого потребуется заключить договор и платить энную сумму за лабораторные исследования. Нуриахмитов говорит, что за последние время «очень мощно» отработали районные ветслужбы — вместе с местными властями были проведены сходы граждан и совещания с юрлицами.
Журналисты поинтересовались: частных молочников освободили от «молочного ЕГАИС», а будут ли действовать послабления для некрупных переработчиков?
— У семьи пять коров, из молока производят корт, сметану, у них это все забирают и в кафе реализуют. Нужно ли им сертифицировать продукцию?
— Семья с пятью коровами уже относится к категории ЛПХ. Им, как переработчикам, нужно обращаться к госветврачам, которые есть в каждом районе или в участковом пункте (таких от двух до пяти в районе), для оформления электронного ветеринарного сертификата. Рестораны, кафы не имеют право получать данную продукцию без электронного документа, — ответил сотрудник ветобъединения Казани.
— А если соседка соседке продала десяток яиц? — уточняет журналистка.
— Продажи продукции физических лиц друг другу мы не регулируем, — успокоил ветврач.
Общая готовность к вводу системы «Меркурий» в республике оценивается в 70%: «70 — это средняя готовность по республике»
«ВРЕМЯ ЗАДЕРЖЕК УВЕЛИЧИВАЕТСЯ, ЭТО СТОИТ КОНСТАТИРОВАТЬ»
У пользователей «Меркурия» возникает масса вопросов к системе еще и потому, что она работает небезупречно. Чем ближе 1 июля, тем проблем все больше. «Происходят часовые задержки системы каждый день. И сейчас время задержек увеличивается, это стоит констатировать», — признал ветврач. Нуриахмитов объяснил это тем, что сейчас происходит массовая регистрация производителей в системе, особенно из «отстающих» регионов. «Россельхознадзор говорит о десятикратном заделе прочности, их позиция такова, что они не будут пока наращивать мощности своих серверов, объясняя это тем, что оборудование быстро устаревает, и что они смогут при потребности увеличить эту мощность в течение трех-четырех месяцев», — добавил представитель ветслужбы невеселых новостей.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался, кто возместит потери производителей, которые могут возникнуть из-за того, что система довольно регулярно виснет. «Если будет официально зарегистрирован сбой, который не позволит работать в „Меркурии“, то производителям готовой молочной продукции можно будет не сопровождать продукцию электронными документами. Что касается продукции высшего ветеринарного риска, кроме живых животных, мы иметь право оформлять старые добрые бланки строгой отчетности. Что касается живых животных, то они будут ждать восстановления работы системы», — раскрыл кухню Нуриахмитов. Случаи сбоя будут официально публиковаться на сайте федерального Россельхознадзора.
— Вы сказали, живые животные подождут? На жаре цыплята, утята за час могут передохнуть, кто будет компенсировать?
— Задача перевозчика — обеспечить им нормальные условия, — рассудил Нуриахмитов.
Но перебои ведь могут случиться из-за проблем с интернетом, кто за это ответит?
— Здесь одна рекомендация — ждать, — признался ветврач.
Еще вопрос — сможет ли система «тормознуть» лейкозное молоко (от коров, больных лейкозом) или молоко с антибиотиками? Ветврач признал, что в Татарстане 10–14% такого молока. «По техрегламенту у такого молока ограниченная „судьба“. Добросовестный завод не сможет принять его с 1 июля. Но правила борьбы с лейкозом позволяет подвергать его высокотемпературной обработке и далее отправлять в продажу. Так что при соблюдении условий переработки оно будет приниматься», — немного путано пояснял ветврач. А вот молоко с антибиотиками в республике научились грамотно «отфильтровывать» на стадии приемки продукции сами молзаводы.
У пользователей «Меркурия» возникает масса вопросов к системе еще и потому, что она работает небезупречно. Чем ближе 1 июля, тем проблем все больше
ПРОЩАЙТЕ, ПОДДЕЛКИ?
Мухаметшин постарался рассказать о плюсах «Меркурия»: «В режиме онлайн по номеру сертификата в отношении каждой партии товара можно будет увидеть: кто и когда произвел продукт, из какого сырья, где это сырье было выработано, из каких животных, сведения об эпизоотическом благополучии места выхода груза, в каких условиях хранится продукция и где она в итоге будет продаваться». С вводом «Меркурия» прошлое должны уйти проблемы с поддельными и крадеными ветсертификатами.
Журналисты поинтересовались: неужели так много воровали и подделывали? «Некоторые нерадивые предприниматели научились их подделывать таким способом: получают ветеринарно-сопроводительные документы, стирают данные и заново заполняют их на свой лад. Когда они будут в „Меркурии“, подделать документы будет невозможно», — считает Мухаметшин.
В Татарстане такая липа встречается один раз в два месяца, причем идет она, как правило, из других регионов. «Мы сталкиваемся, как правило, не с подделкой документов, а с кражей бланков строгой отчетности — по причине халатности на местах, — говорит Нуриахмитов, — Такие бланки должны храниться в сейфах, но часто они хранятся в обычных шкафах, куда имеет доступ любой человек».
Сроки введения «Меркурия» переноситься не будут — поставил все точки на «i» Мухаметшин. Он пояснил, что, действительно, при этом вводится мораторий на штрафы — как минимум до конца 2018 года. Максимальным же наказанием на переходный период станет предупреждение.
«Каждая партия по требованиям «Меркурия» должна проходить ветсанэкспертизу, о чем в сертификате должна быть поставлена отметка»
«МЕРКУРИЙ» НЕ РАБОТАЕТ, МОЛОКО НЕ ОТГРУЗИШЬ»
Пользователи «Меркурия» неоднократно на страницах нашего издания высказывали свои сомнения по поводу работоспособности «молочного ЕГАИС». Председатель КФХ Белоглазова Алена Белоглазова жаловалась, что для мелких переработчиков система становится дополнительной проблемой — для работы с ней требуется нанимать отдельного человека, поскольку самому вести весь учет сложно, также требуется оплатить интеграцию с системой.
Директор по корпоративным отношениям «Данон» в Поволжье Мария Жаркова указывала на сложности операционного характера: «Конкретная ситуация: в хозяйстве отключили свет или нет интернета — „Меркурий“ не работает, молоко не отгрузишь». По ее данным, на практике встречаются и другие сложности. Например, молоко приехало на завод, но его почему-то не видно в электронной системе.
«Каждая партия по требованиям „Меркурия“ должна проходить ветсанэкспертизу, о чем в сертификате должна быть поставлена отметка. Ветсанэкспертизу имеет право производить только сотрудник государственных органов. То есть хозяйство должно везти свое молоко сначала на экспертизу, только потом на завод, рискуя превысить допустимые законом 36 часов доставки от дойки до завода», — говорит представитель «Данона».
Как считает Жаркова, система «Меркурий» не дает возможности отслеживать молочный фальсификат, так как видит только входящее сырье, но не видит рецептур и немолочных компонентов. Она привела интересный пример: «При тестировании на кемеровском филиале АО „Данон Россия“ „Меркурий“ „позволил“ из 3 тонн молока произвести 10 тонн сливочного масла, притом что для производства одного килограмма масла (в пересчете на сливки) требуется 20 килограммов молока!»
С начала эксплуатации «Меркурия» в Татарстане было выдано более 12 млн электронных ветсертификатов. Ежедневно в республике выдается 50 тыс. таких документов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.