«На самом деле это надо делать», — заявил накануне о повышении пенсионного возраста лидер ФНПР Михаил Шмаков, заявив, что готов принять реформу с учетом ряда оговорок. Тем временем до регионов этот поворот, похоже, не дошел. Профсоюз «Нижнекамскнефтехима» выступил с официальным заявлением, в котором раскритиковал законопроект правительства. Как выяснил «БИЗНЕС Online», открыто выступить против готовы и на других предприятиях Закамья. Правда, КАМАЗ пока держит паузу.
Производство сегодня и так держится на плечах пожилых, заявляют в челнинских компаниях, чаще предпочитая при этом брать молодежь
КАК НИЖНЕКАМСКИЕ НЕФТЕХИМИКИ ПРОЯВИЛИ СОЛИДАРНОСТЬ С ПРОФСОЮЗАМИ
Нефтехимики из Нижнекамска проявили неожиданную солидарность с профсоюзами России и Татарстана, выступив накануне вечером с заявлением против повышения пенсионного возраста. Инициативная группа профсоюзной организации отправила петицию на портал российской общественной инициативы и активно участвовала в интернет-голосовании против пенсионной реформы. Об этом сама компания «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ) объявила на сайте своего корпоративного издания «Нефтехиммедиа».
В сообщении предприятие, входящее в холдинг «ТАИФ», напоминает о том, что новый этап широкого обсуждения общественности начался после того, как правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму законопроекты о повышении пенсионного возраста. Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) ранее неоднократно выступала против этой меры. 16 июня 2018 года в Доме правительства РФ состоялось внеочередное заседание российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений. Профсоюзная сторона РТК не поддержала законопроект. Профсоюз НКНХ считает, что повышение пенсионного возраста в нынешних экономических условиях неизбежно приведет к негативным социальным последствиям, отрицательно повлияет на ситуацию на рынке труда и создаст конфликт поколений. «Принятие такого законопроекта может вызвать рост социальной напряженности в обществе», — говорится в сообщении. Отмечается, что изменения в пенсионном законодательстве вызвали «широкие обсуждения в трудовых коллективах», во всех членских организациях ФНПР по регионам, в том числе и Республике Татарстан. По результатам направлены обращения в адрес президента РФ, председателя правительства РФ, на официальные адреса государственных органов, органов местного самоуправления и депутатам Госдумы от РТ.
«ОО „Объединенная профсоюзная организация НКНХ РХП“, члены профсоюза — работники ПАО „Нижнекамскнефтехим“ и ее дочерних организаций поддерживают позицию ФНПР против повышения пенсионного возраста», — резюмируется в заявлении.
«Вы собираетесь голодать? Я — нет. Хотя врачи рекомендуют кушать поменьше», — так Михаил Шмаков прокомментировал протестные планы одной из организаций в связи с грядущей пенсионной реформой
ШМАКОВ: «ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ГОЛОДАТЬ? Я — НЕТ»
Накануне же глава федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков собрал пресс-конференцию в Москве, которая была приурочена к созданию все той же петиции на имя премьер-министра Дмитрия Медведева от лица ФНПР, однако надежд журналистов профсоюзный начальник не оправдал. Несмотря на то что формально ФНПР не поддерживает идею повышения пенсионного возраста, резкой критики внесенного в Госдуму законопроекта не прозвучало. Сложилось даже впечатление, что Шмаков и Ко просто пытаются «отбыть номер». Тем более что ФНПР не отвергает пенсионную реформу в принципе, а лишь требует принять ее в пакете со своими предложениями.
С перечисления этих предложений, которые больше похожи на набор благих пожеланий, и начал Шмаков. Зарплаты, по его мнению, должны расти, как и количество рабочих мест для высоковозрастных работников. Требует пересмотра и методика определения прожиточного минимума. Еще одно предложение связано с проведением реформы системы обязательного пенсионного страхования, в рамках которой надо предусмотреть ряд мер. Это создание пенсионных подсистем для страхования различных категорий работников, прекращение практики предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным категориям страхователей, унификация порядка назначения и получения пенсий для всех категорий наемных работников, включая госслужащих, депутатов и членов Совета Федерации. «Мы предлагаем конкретные меры по совершенствованию пенсионной реформы», — резюмировал Шмаков, подчеркнув, что не планирует консолидироваться ни с какими партиями и организациями. Тем более что многие преследуют «популистские цели».
«Мы хотим, чтобы реально решилась эта проблема, а не так, что главное — прокукарекать, а солнце может и не вставать. Мы хотим, чтобы реально было эффективно»
«Вы собираетесь голодать? Я — нет. Хотя врачи рекомендуют кушать поменьше», — так он прокомментировал протестные планы одной из организаций в связи с грядущей пенсионной реформой.
Не собирается ФНПР разрывать или менять формат отношений и с «Единой Россией». Шмаков признал, что по данному вопросу с партией власти могут возникнуть разногласия, но в целом он оценивает отношения положительно. Выводить на улицу своих сторонников глава ФНПР, похоже, тоже не планирует, хотя «для пиара уличные действия более зрелищны» и на этом вопросе «пиарятся все кому не лень, особенно деструктивные силы». «Если бы мы пиарились, я бы употреблял более интересные и емкие в стиле русского устного языка определения. Но мы хотим, чтобы реально решилась эта проблема, а не так, что главное — прокукарекать, а солнце может и не вставать. Мы хотим, чтобы реально было эффективно», — сказал Шмаков.
«Пенсионеры очень хорошо работают, они более ответственны. Не в обиду молодежи будет сказано, это опытные люди, которые много лет отработали по данной специальности»
Глава профсоюзов также вспомнил, что в 1996–1997 годах его приглашали на Лубянку и предупреждали об ответственности за происшествия на митингах протестов. Теперь же, по его словам, «докапываются до мышей».
«Начинают вбрасывать фейковые новости по поводу меня, моих близких, жены, детей. Это демократия? Или травля а-ля Трамп? Мы сейчас наблюдаем атаку на лидера», — сказал Шмаков и добавил, что эти атаки связаны с тем, что ФНПР начинает острую борьбу с неправильными решениями. Однако по факту никакой острой борьбы не наблюдается. Федерация независимых профсоюзов России скорее за реформу, но с оговорками. «На самом деле это надо делать. То, что данный вопрос поднят и в виде законопроекта внесен в Государственную Думу, — хорошо, потому что это вскрывает весь пласт противоречий, который накопился сегодня в области пенсионного обеспечения, — сказал глава ФНПР и добавил. — Необходимо повышать пенсионное обеспечение наших пенсионеров. Безусловно, президент прав. И мы его в этом поддерживаем».
«ПРОИЗВОДСТВО СЕГОДНЯ ДЕРЖИТСЯ НА ПЕНСИОНЕРАХ И ЛЮДЯХ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА»
Тем временем к «Нижнекамскнефтехиму» в своем протестном порыве вполне могут примкнуть и другие профсоюзные ячейки Татарстана. Председатель профсоюзной организации КБК Римма Ризванова сообщила «БИЗНЕС Online», что компания поддержит протест профсоюзов России. Она считает, что необходимо проработать вопрос по категориям работников с учетом того, в каких условиях они трудятся и на каком производстве. Сегодня по уставу КБК женщины могут работать до 58 лет, мужчины — до 63. «На нашем производстве организована четырехсменная работа, — сказала она. — И у нас определенная доля женского труда. Если наши женщины, которые трудятся достаточно напряженно, до 55 лет еще как-то способны в сменных условиях доработать, то до 63 — однозначно нет. Пенсионеры и будущие пенсионеры не бывают все на одно лицо. Есть физический труд, есть напряженный умственный труд, совмещенный умственный и физический. Наше мнение однозначно. Естественно, вопрос повышения пенсионного возраста стоит, уйти от этого сегодня нельзя, но здесь нужно внести рациональные, взвешенные, мудрые предложения. Полного неприятия реформы быть не должно — время все-таки подсказывает нам, что дальше тупиковая ситуация. Но надо это сделать разумно, не шарахаясь из стороны в сторону, не экспериментируя, не как во времена Черномырдина: „Хотели как лучше, а получилось как всегда“. Наши люди ко многим вещам относятся с понимаем, когда надо. Нужно сделать так, чтобы это было не столь болезненно. Реформа — это эволюционный, а не революционный путь. Конечно, мы не говорим о каких-то активных формах — перекрытие улиц, пикетирование. Это не наш путь, так невозможно выработать какие-то компромиссные решения».
Рафаэль Юнусов: «Этот вопрос требует более глубокой доработки. Возможно, реформа неизбежна»
Гендиректор ЗАО «Челны-Хлеб» Рафаэль Юнусов считает, что подход к повышению пенсионного возраста в стране должен быть более осторожным, при этом бойкотировать реформу в компании не собираются.
«Я считаю, что подход сейчас спешный, без детального изучения многих процессов, — прокомментировал Юнусов газете „БИЗНЕС Online“. — Этот вопрос требует более глубокой доработки. Возможно, реформа неизбежна. Я тоже общаюсь с людьми, мне пишут, в социальных сетях читаю — в какой-то степени озабоченность людей я разделяю. Я сам пенсионер уже 9-й год, все еще работаю. Меня это не коснется, но тем не менее для многих людей данная реформа является полной неожиданностью и вызывает вполне понятные возмущения. Я считаю, правительство должно подойти к этому вопросу более осторожно и сдержанно».
Сейчас в ГК «Челны-Хлеб» работают 3942 человека, из них 408 — пенсионеры. По словам Юнусова, люди старшего поколения более ответственно подходят к своим обязанностям. «Пенсионеры очень хорошо работают, они более ответственны. Не в обиду молодежи будет сказано, это опытные люди, которые много лет отработали по данной специальности», — заключил гендиректор ЗАО «Челны-Хлеб».
Начальник отдела по работу с персоналом ОАО «Булгарпиво» Гузель Галиева призналась «БИЗНЕС Online», что не рассматривает на работу людей старше 45 лет. О «своих» возрастных сотрудниках здесь заботятся и ценят их, но «со стороны» не принимают — в компании считают, что в таком возрасте слишком сложно адаптироваться к новому. Пенсионную реформу в компании однозначно не поддерживают. «Пенсионеры работают не просто так, а потому, что пенсия маленькая, — сказала Галиева. — Добавить женщине 8 лет — это стресс. Если бы приняли решение на два года повысить, это еще как-то прошло бы, но 8 лет! Мужчинам — на 5 лет повысить! У нас мужчины после пенсии, по-моему, просто помирают. У меня много кто ушел на пенсию, а потом приходит справка о смерти. Говорить о том, что у нас уровень жизни высокий... Я не знаю, откуда они эти цифры взяли, мне даже самой интересно».
А вот работникам челнинского резидента ТОСЭРа — компании Haier — о пенсиях думать пока рано: средний возраст сотрудников там всего 32 года, а в штате пенсионеров буквально один-два
По мнению Галиевой, пенсионная реформа может привести к сильному дефициту рабочих мест. «Если бы государство обеспечило всех рабочими местами, было бы здорово, — сказала она. — Но на нашем заводе я не могу позволить себе такой роскоши. У меня нет мест. Мы живем в такое время, когда оптимизировали все и функционал вырос в три раза. Бедному пенсионеру разве хочется в такой скорости работать? Он даже переключаться так быстро не может. Те, кто работал на заводе 30 лет, работают. У меня есть женщины, которые и в 65 работают. Тяжело, конечно, но работают. Что правительство хочет им предложить? Те, кто работает, так и будут работать, а что будет с теми, у кого нет работы?»
На КАМАЗе категорически отказались комментировать вопрос о повышении пенсионного возраста ввиду того, что законопроект еще не принят. Руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев сообщил лишь средний возраст работников — на сегодня он составляет 45 лет. «Пенсионеров мы не гоним. Они у нас работают в обычном режиме. Если уходят, то по собственному желанию. Более того, мы заинтересованы в людях старшего возраста, потому что они обладают опытом и компетенциями, которые зачастую средние и высшие учебные заведения не дают. Мы их рассматриваем как наставников. У нас лояльное отношение к людям старших возрастов, и мы не видим тут никаких проблем с их работой», — сообщил «БИЗНЕС Online» Афанасьев.
А вот работникам челнинского резидента ТОСЭРа — компании Haier — о пенсиях думать пока рано: средний возраст сотрудников там всего 32 года, а в штате пенсионеров буквально один-два. Тем не менее специалист по социальной работе предприятия Алсу Хузина предположила, что руководство вряд ли положительно будет относиться к повышению пенсионного возраста, потому что молодой сотрудник, несмотря на отсутствие опыта, физически выносливее, а на предприятии как раз такой труд и используется. «ИТР составляет всего пятую часть от общего количества сотрудников, а отдача сейчас требуется от человека 24 часа в сутки, грубо говоря. Человек в возрасте физически не сможет выдерживать такие нагрузки. Молодые-то уходят, потому что они не привыкли работать: малейшее ужесточение требований — и они начинают искать место потеплее. Вообще, у нас [в России] человек может не выйти на работу совершенно спокойно, даже не объяснив причин, не предупредив коллег. Я сейчас не говорю об ИТР, а именно о рабочих специальностях. Для них это норма, причем неважно, для молодых или пожилых. Китайцев это приводит в шок. Они работают до самой старости, потому что у них менталитет немного другой», — рассказала Хузина.
Кстати, специалист по соцработе сообщила о том, что сейчас на Haier как раз зарождается некое подобие профсоюзного движения. «Буквально вот только неделю-две назад началась работа в этом направлении. Это даже не профсоюз в чистом виде — будем составлять коллективный договор, создадим инициативную группу, утвердили должность социального работника. Это пока только у нас на предприятии так. Татарстан ведь всегда впереди планеты всей, а сотрудникам надо как-то объединяться, тренинги проводить, взаимовыручка должна быть, моральный коллективный дух, традиции», — объяснили причины создания собеседница издания.
«Позиция, в принципе, у всех одинаковая — все против, трогать нельзя, оставьте все как было»
«УСЛЫШАТ ЛИ ПОЗИЦИЮ ПРОФСОЮЗОВ? УСЛЫШАТ, ПОЙДУТ НА НЕКОТОРЫЕ УСТУПКИ»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали выступление профсоюза «Нижнекамскнефтехима» против повышения пенсионного возраста.
Юрий Прохоров — председатель республиканского комитета профсоюза работников образования и науки РФ:
— Наш отраслевой профсоюз входит в состав ФНПР. Прежде чем появился этот законопроект, мы посылали многочисленные обращения в адрес Путина, когда он выступал на прямой линии, — обращения не поднимать пенсионный возраст. Он же тогда заявил, что данный вопрос не рассматривается. К сожалению, не успели отгреметь фанфары после выборов, как мы получаем согласованный правительством законопроект. Это вызывает удивление. Мы, естественно, против, линия наша одна и та же.
В сфере образования после выхода на пенсию [по старости] продолжают работать процентов 18 сотрудников. Но говорить об этом здесь несколько некорректно, потому что у нас есть педагогическая пенсия: имея 25 лет педагогического стажа, учитель может оформить пенсию. Если учитывать таких, то их у нас продолжает работать до 40 процентов, хотя возраст может быть и 45, и 50 лет. Мы боялись за эту пенсию, но видим, что данная льготная пенсия для педагогического состава пока не трогается.
Услышат ли позицию профсоюзов? Услышат, пойдут на некоторые уступки, но в основе своей правительство будет стоять до конца. Сейчас работаем с депутатами Госдумы от Татарстана, каждому послали обращения. Работаем таким образом. Наверное, будут отраслевые центральные советы — они примут решения [о проведении митингов].
Николай Мильченко — председатель объединения профсоюзов Татарстана (ОПТ):
— Профсоюз «Нижнекамскнефтехима» является подразделением федерации независимых профсоюзов России, которую возглавляет Михаил Шмаков, а в Татарстане ранее возглавляла Татьяна Водопьянова. Предлагают ли в профсоюзе «Нижнекамскнефтехима» что-то особенное, помимо поддержки позиции ФНПР? Я этого не услышал.
Позиция, в принципе, у всех одинаковая — все против, трогать нельзя, оставьте все как было! ФНПР, Шмаков, как всегда, вроде бы против, но тем не менее их бы устроило, если бы женщинам повысили возраст на пять лет, как мужчинам! Они как на восточном рынке торгуются — не скидываете 10 рублей, то скиньте хотя бы пять. Сейчас покричат-покричат, договорятся, а потом никуда не выйдут и ничего не сделают! Я считаю, что любое повышение незаслуженное — мы просто не доживем до этого возраста.
Никакие меры правительства не заставят собственника и работодателя принимать на нормально оплачиваемые должности юристов, экономистов, финансистов, даже программистов в возрасте. Человеку, допустим, останется лет пять до пенсии, а молодые поджимают, поэтому дорабатывать старики будут не по профессии, а на ниже оплачиваемых работах. А если нет накоплений, то вести они будут нищенский образ жизни.
Не очень хорошо отношусь к политикам, поэтому хотелось бы вести работу с профсоюзами, выступать на митингах единым профсоюзным фронтом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 76
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.