. Михаил Мишустин на встрече с Путиным предложил создать специальное мобильное приложение, с помощью которого самозанятые смогут регистрироваться в ФНС, не выходя из дома, а также осуществлять платежи «фактически без налоговой отчетности»
Фото: kremlin.ru

НАЛОГООБЛОЖИТЬ САМОЗАНЯТЫХ

Накануне руководитель федеральной налоговой службы Михаил Мишустин на встрече с Путиным предложил создать специальное мобильное приложение, с помощью которого самозанятые смогут регистрироваться в ФНС, не выходя из дома, а также осуществлять платежи «фактически без налоговой отчетности». Он предложил отработать технологию пилотно в четырех регионах: Москве, Московской и Калужской области и в Татарстане, по аналогии с тем, как это было с онлайн-кассами. Путину идея понравилась, и он дал добро на начинание. По оценкам ФНС, сейчас в России порядка 25 млн самозанятых граждан.

Как ранее писала газета «Ведомости», мобильное приложение для самозанятых будет работать как касса, к которой привяжут карту или счет, с которого автоматически будет списываться налог. Для тех, кто оказывает услуги людям, ставка будет около 3%, а для работающих с юрлицами — 6%. Налог заменит НДФЛ и страховые взносы. При этом регистрироваться в качестве ИП будет не нужно, но использовать такой режим можно будет только в том случае, если доход не превышает 10 млн рублей в год.

Сегодня в интервью «Коммерсанту» Мишустин рассказал о будущем налоге более развернуто. «Для миллионов наших сограждан актуальна простая проблема: я работаю, я как-то обеспечиваю себя, но я не плачу налоги, что будет, например, с моей пенсией, с оплатой услуг здравоохранения? Люди при этом понимают, что для них просто не определен их правовой статус, и этот правовой статус должно определить государство, что и предполагается сделать», — рассуждает глава налоговой службы. В «спецрежим» самозанятых будут заманивать «морковской» под названием «налоговый капитал на развитие» в размере 10 тыс. рублей. «Мы думаем о предоставлении самозанятым в момент регистрации налогового капитала на развитие, за счет чего может быть уменьшена примерно на четверть в год сумма платежей к оплате. Это, мы думаем, около 10 тысяч рублей при регистрации — есть стимул выписывать чеки», — пояснил Мишустин. Кроме того, покупатели, которые приобретают у самозанятых продукцию, могут получать налоговый вычет по своим налогам, добавил глава ФНС. «Это 1,5 процента от размера покупки, до 10 тысяч рублей в год, — есть стимул требовать чеки», — отметил глава ФНС. О том, какой кнут припасен для тех, кто не захочет пользоваться ненавязчивым сервисом, Мишустин умалчивает, но, надо полагать, и за этим дело не станет.  С другой стороны, в соцсетях многие самозанятые выражают опасение: заманив в «западню» и собрав базу данных, государство может войти во вкус и повысить налоги, скрыться от которых будет сложнее. 


Любопытно, что еще в декабре 2017 года известный оппозиционер Алексей Навальный опубликовал ролик про девушку Ксению, которая занимается производством чая и варенья, но не платит налоги. «Все, что должна будет сделать Ксения при моем президентстве, это написать e-mail, уведомляющий о том, что она занимается своим делом, и платить очень небольшой фиксированный патент в случае, если ее деятельность приносит прибыль. Все — больше ничего, никаких проверок, согласований, никакой отчетности и бухгалтеров». Сбылась мечта Алексея Анатольевича?

«ТАМ КИШЕЧНЫЕ ПАЛОЧКИ... А ПОТРЕБИТЕЛИ ЭТОЙ КРЕМОВОЙ ПРОДУКЦИИ В ОСНОВНОМ ДЕТИ!»

В Татарстане тема обеления самозанятых приобрела особый резонанс в связи с выступлениями владелицы «Бахетле» Муслимы Латыповов, которая пошла крестовым походом против «мамочек с тортиками». На встрече Владимира Путина с женщинами, которая проводилась накануне 8 Марта, она лично передала его помощникам папочку с предложениями. В интервью «БИЗНЕС Online» Латыпова рассказала, что в ней были претензии к самостийным пекарям, которые не оформляют документы, не платят налоги и ломают тем самым бизнес легальным производителям. В апреле 2018 года на VIII расширенном заседании совета по предпринимательству при президенте РТ Латыпова вновь подняла эту тему.


«В 2017 году я начала следить за псевдопредпринимательством. Оно заполонило соцсети. Все, кто реализует продукцию через соцсети, не платят налоги, нет отчислений в социальные фонды. Этот бизнес забирает у нас объемы», — заявила Латыпова. Она рассказала, что решила проверить, что именно предлагают предприниматели, которые делают торты для детей на дому.

«К нам приходят, фотографируют и продают за 5 рублей. Потом производят дома, в бане, в гараже, где есть домашние животные. Где проходит анализ на сырье? Где оно закупается? Есть ли бактерицидные лампы? Ответов на эти вопросы нет», — возмутилась владелица «Бахетле». Латыпова за свой счет отправила на независимую экспертизу то, что купила в интернете. «Деньги потратили на это дело, ничего бесплатно не делают, тем более для „Бахетле“. По микробиологическим показателям продукция оказалась не соответствующей нормам — вот что такое самозанятость. Нужно это остановить, Рустам Нургалиевич!» — обратилась она к президенту РТ Рустаму Минниханову.

Глава республики не стал рубить с плеча и заметил, что нужно сделать так, чтобы эти люди были полезны для себя и общества. «Но стихийно это не должно быть. Этим начинают пользоваться недобросовестные люди. Все это должно быть персонифицировано. Для мамочек мы должны создать условия. Мы подумаем. Эти жены и мужей не будут пилить — это очень важный момент: мужики спасибо скажут», — высказал Минниханов свое не только президентское, но и чисто мужское мнение. 

Тимур Нагуманов в своем «Инстаграме» сообщил, что совет по предпринимательству при президенте РТ начал исследовать тему самозанятости в республике Фото: «БИЗНЕС Online»

 ОТ ВЫПЕЧКИ ТОРТОВ ДО ГРУЗОПЕРЕВОЗОК И ИНТЕРНЕТ-ФРИЛАНСА

По поручению Минниханова темой занялся бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов. В своем «Инстаграме» он сообщил, что совет по предпринимательству при президенте РТ начал исследовать тему самозанятости в республике — «от выпечки тортов до грузоперевозок и интернет-фриланса». Сегодня по просьбе «БИЗНЕС Online» омбудсмен поделился промежуточными итогами этой работы. 

«Запрос на легализацию и механизмы, позволяющие работать вбелую, изначально появился со стороны самих самозанятых — тех, кто хочет вести деятельность официально, но в силу разных причин не готов взять на себя все требования и обязательства ИП или ООО. Они хотят выйти в легальное поле, потому что понимают, что серая деятельность – это их полная незащищенность. Это большой риск не только возможных проблем с проверяющими органами, но и отсутствие социальных гарантий, государственной поддержки. До тех пор, пока самозанятые не зафиксированы в правовом поле в качестве предпринимателей, у государства и у меня как у бизнес-омбудсмена нет возможностей и механизмов, чтобы защитить их интересы и права. Кроме этого, работающие в тени самозанятые воспринимаются легальными предпринимателями как недобросовестная конкуренция и в этой связи подвергаются прессингу», — говорит Нагуманов.

Совет по предпринимательству сейчас проводит исследование, цель которого — понять сферы, в которых люди работают на себя, и найти мешающие им ограничения. «Сейчас, на промежуточном этапе исследования, мы понимаем, что около 80 процентов самозанятых предпринимателей готовы и стремятся к легализации в том или ином виде. Один из важных факторов, которые сдерживают легализацию самозанятых, — размер налогов, предусмотренных сегодня для ИП и ООО. Средний чистый доход людей, самостоятельно работающих на себя, — около 30 тысяч рублей в месяц. Делать отчисления в фонды и платить налоги с этой суммы бессмысленно, это оставляет предпринимателя почти без дохода вовсе. Патентная форма налогообложения тоже устроит далеко не всех самостоятельных предпринимателей. Многие из людей, работающих на себя, получают доход нерегулярно, либо сумма их заработка нестабильна — им невыгодно приобретать патент на весь период заранее, если они не уверены, что „отобьют“ эти деньги», — констатирует бизнес-омбудсмен. 

Он отмечает, что удобство администрирования налогов и отчетности — это тоже очень значимо для самозанятых, как и для прочих налогоплательщиков. «Мы видим пример малого, среднего, крупного бизнеса, которому требуется формировать и содержать целые отделы специалистов только под задачу администрирования и сдачи отчетности, постоянно сталкиваясь с разными сложностями — доначисление налогов, пени, штрафы, проверки и так далее. В этом смысле понятный прозрачный налог, который не требует никаких усилий по администрированию, — это то, что нужно самозанятым. Если мы поможем им, создадим абсолютно простые прозрачные процедуры и правила, снимем все бюрократические барьеры, возможно, многие самозанятые предприниматели в будущем смогут масштабироваться, открыв свои компании. Создание комфортного механизма легализации самозанятых может также стать стимулом для роста молодых предпринимателей. Многие из них начинают свое дело с самостоятельного оказания различных услуг заказчикам. Чем проще для них будет шаг к статусу предпринимателя в правовом поле, тем выше шанс на то, что в будущем они откроют ООО, ИП, продолжат рост и развитие», — считает Нагуманов. 

Он заверил, что совет будет внимательно следить за запуском и ходом пилотного проекта в Татарстане. «Возможно, эффект притока налоговых платежей в бюджет от него будет незначимым — крайне важно, чтобы проект стал одним из этапов развития качественной деловой среды в республике», — считает омбудсмен.

Один из важных факторов, которые сдерживают легализацию самозанятых, — размер налогов, предусмотренных сегодня для ИП и ОООФото: ©Илья Питалев, РИА «Новости»

«ЭТО МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ ДОХОД, О КАКИХ НАЛОГАХ РЕЧЬ?»

«БИЗНЕС Online» поинтересовался у фрилансеров и экспертов, какой должна был оптимальная система налогообложения для занятых.

Айдар Садыков — шоумен, экскурсовод:

— Чем проще будет организована эта система, тем лучше. Человек должен иметь возможность очень просто и за минимальный отрезок времени зарегистрироваться в качестве самозанятого гражданина. Это ведь не какой-то большой или даже малый бизнес, — это микроскопический бизнес. Это репетиторы, надомники-швеи, экскурсоводы, которые часто работают только в определенный период. И у них должен быть не ежемесячный и не ежеквартальный, а просто ежегодный или один на три года патент. Его надо продавать по самой минимальной цене в 5–10 тысяч рублей или вообще выдавать бесплатно. Потому что туда идут люди с достатком ниже среднего, которые не смогли устроиться в государственные структуры, которые не имеют возможности взять кредит на открытие своего бизнеса, которые своим трудом, своим умом пытаются хоть как-то выжить в сложившейся ситуации. 

Стоимость патента должна быть минимальной или он вообще должен быть бесплатным. Нужно учитывать, что у самозанятых граждан работа бывает сезонная — три месяца в год или даже меньше. Но если государство не может обеспечить людей работой и они вынуждены искать работу сами, то просто для учета, для статистики, такой патент должен выдаваться бесплатно. Должна быть просто регистрация самозанятых граждан без выплат и налогов, так как доходы у этих людей не очень большие. Дай бог, чтобы в месяц эта сумма у них сравнялась с МРОТ. Это микроскопический доход. О каких налогах тут вообще может идти речь?

Государство сейчас вообще должно сделать налоговые послабления, не брать никаких денег с людей. Работают они – и слава богу. Лишь бы на митинги не ходили, лишь бы не выражали свое недовольство. Занимаются люди своим делом, не просят ничего от государства — так пусть оно хотя бы не мешает им работать!

Марина  печет тортики на заказ по интернету:

— Мое занятие начиналось как хобби: сначала пекла торты для своей семьи и знакомых, потом стала брать заказы по интернету. Конечно, я не регистрировала ни ИП, ни юридическое лицо. Ведь при оформлении ИП минимальный платеж в год составит 30 тысяч рублей, откуда я возьму такие деньги? Мой доход составляет от 5–6 до 15 тысяч рублей в месяц, все зависит от наличия заказов. Иногда по несколько месяцев нет заказов, иногда сразу несколько. Значительная часть стоимости торта — это продукты, расходы на электричество, воду. 

С одного тортика я зарабатываю примерно 700 рублей. Но это же ручная работа, которая отнимает несколько часов, к вечеру ноги просто гудят! А бывает, и вообще работаю без прибыли, если поступает очень интересный заказ, за который мне самой интересно взяться – азарт! С чего я должна платить налог, мне же тоже нужно на что-то жить?

В случае, если налоговая будет жестко блокировать банковские карты самозанятых, я бы перешла на новую систему, если бы условия были нормальные. Лучше платить какую-то фиксированную сумму: заплатил — и меня не трогает никто, но не больше 10 тысяч рублей, чтобы отстали от нас. И лучше распределить эту сумму по месяцам. 

Я сама регулярно прохожу медосмотр. От санитарных служб ко мне никогда не было претензий. Я же не буду из грязных продуктов готовить – если человек отравится моим тортом, я же себе хуже сделаю. Мне это невыгодно.

«ЛУЧШЕ БЫ МОЛЧАЛИ, ТОГДА СКОРЕЕ МОЖНО БЫЛО БЫ ОБЛОЖИТЬ САМОЗАНЯТЫХ» 

Павел Медведев  финансовый омбудсмен:

— Для того чтобы граждане более-менее добровольно отдали свои деньги кому-нибудь, они должны этому кому-то доверять. А кому они сейчас должны отдать деньги? Тем, кто некоторое время тому назад говорил, что у нас не будет повышения пенсионного возраста, или кому-то другому? Тем, кто каждый день говорил, что как минимум 6 лет не будет никаких изменений в налоговой системе? «Налоги повышаться не будут!» — говорили они. Этим людям должны они свои деньги отдать?

Боюсь, что это кончится дополнительным общественным напряжением. Я уверен, что граждане должны платить налоги, но все-таки надо попытаться выглянуть в окошко и посмотреть, какие граждане и какие налоги. Может быть, сейчас себе дороже заниматься этим вопросом? Очень много неприятностей у нас сейчас сосредоточилось в одной точке. Бензин подорожал, на пенсию придется выходить позже, НДС вырастет на 2 процента, а за ним и цены вырастут, вопреки обещаниям больших начальников. Лучше бы молчали, тогда скорее можно было бы обложить самозанятых. Тариф ОСАГО придется отпускать. Уже целый класс людей имеет неприятности от закредитованности. Все это вместе народ не переварит. Вы спрашиваете, не лучше ли для самозанятых патент, чем налог в 3–6 процента... А какая разница, в какой форме мы им предъявим требования, которые они заведомо не выполнят? Мне кажется, сегодня это вопрос совершенно неактуальный.

Егор Макаров — председатель гильдии малого и среднего бизнеса Казани:

— С точки зрения предпринимателя чем меньше налоги, тем лучше. У патента тоже есть свои достоинства, но есть и свои недостатки. А вдруг не пойдет дело, а патент-то ты уже оплатил, то есть уже вложил деньги? А если это станет взиматься с налогообложения, то все будет с прибыли. Вот здесь свои плюсы. И, по-моему, налог от 3 до 6 процентов не очень большой, нормальный. Я бы назвал его оптимальным.

У нас в республике самозанятые составляют, наверное, процентов 70 от всего малого бизнеса. При этом 90 процентов из них работают в торговле, в основном в розничной торговле. Немножко – в сфере обслуживания, парикмахеры, портные. Но их совсем немного. В основном, процентов 60, — это женщины от 40 лет.