БЫВШИЙ ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК  ТАТАРСТАНА РАССКАЗАЛ «БИЗНЕС ONLINE» О ДРУЖБЕ С ПЕРВЫМ КОСМОНАВТОМ ПЛАНЕТЫ

Сегодня историческому полету Юрия Гагарина – 50 лет. За это время о первом космонавте Земли написаны тонны литературы, в которых есть и пара строчек о Казани, куда Юрий Алексеевич приезжал несколько раз. О том, как встречали Гагарина в Татарстане, куда возили, чем, в конце концов, кормили, рассказал бывший первый секретарь Татарского обкома КПСС Фикрят Табеев.

КАЖДЫЙ ХОТЕЛ ПРИКОСНУТЬСЯ К ГАГАРИНУ

- Фикрят Ахмеджанович, каким запомнился вам день 12 апреля 1961 года?

- Я был на выезде, где-то под Казанью, насколько помню, теплицу новую мы построили. Осматриваем ее, и тут мне дежурный из обкома сообщает, что полетел Юрий Гагарин. Я немедленно вернулся в Казань, сел возле радио и, кажется, так безотрывно весь день и слушал, что происходит. По Казани ходили импровизированные демонстрации молодежи. Даже не можете себе представить, какая радость была!

- Гагарин приезжал в Казань в августе 1967 года на советско-японский молодёжный фестиваль. Чья это была идея – пригласить первого космонавта?

- Я уж и не помню. Но, не скрою, ход мысли был такой, что очень хотелось нам для этого торжественного мероприятия какую-то сенсацию сделать.

- Первое впечатление от Гагарина?

- Потрясающее! Да он и дальше только так и воспринимался. А улыбка его! Он был очень скромным человеком, никогда не рисовался. И с первой же секунды видно – умница! Удивительный человек!

 

Юрий Гагарин и Фикрят Табеев

 

- Вы с ним сразу на «ты» начали общаться?

- Конечно. Без всяких вопросов.

- Куда его водили в Казани?

- Например, устроили актив молодежный – очень, непривычно шумный. И шёл он очень долго. Почему? Да очень просто – каждый хотел подойти к Гагарину и даже не то что поговорить, а прикоснуться!

«ОН МЕНЯ ТО ФЕДЕЙ, ТО ФИКРЯТОМ НАЗЫВАЛ»

- А помимо Казани куда-нибудь возили?

- В теньковский колхоз.

- Почему именно туда?

- День был прекрасный, солнечный, и Юра говорит: «Давайте прогуляемся по реке». А Теньки, во-первых, очень красивое место. Во-вторых, там отличная рыболовецкая бригада была. В-третьих, председатель колхоза - очень хороший человек. Ну и там, на берегу, у нас дом был, родник. Взяли «омик» и несколько маленьких катеров – целая эскадра получилась – и поехали туда. Как только стало известно, что приехал Гагарин, вся деревня посмотреть на него пришла. До вечера там отдохнули, пообедали. Смотрели, как рыбу ловят сетями - стерлядку! Колхозники сделали импровизированный хор, пели песни. Гагарина всего заобнимали, зацеловали – дышать не давали! И он хоть бы выразил недовольство… А председатель колхоза решил с нами в Казань поехать: когда, говорит, еще Юру увижу?! И чуть ли не всю дорогу с ним в обнимку сидел, и Юра не сопротивлялся. Я раза два пытался его у председателя вырвать, но безуспешно! Ха-ха!

- А чем кормили?

- Да ничем таким особенным. Помню, обедали в Боровом Матюшино, где у нас был скромный особняк – пять-шесть комнат. Всё как обычно - эчпочмаки, губадия. Но как раз был сезон меда, и я приказал привезти целый бидон свежего. Юра меня спрашивает: «Федя (он меня то Федей, то Фикрятом называл), можно мне стакан меда выпить?» Можно-то можно, говорю, но имей в виду – это очень сильный напиток, поэтому холодную воду потом нельзя пить. Но он всё равно потихоньку почти целый стакан выпил. Потом его чаем поили.

- На всех казанских фотографиях Гагарин в военной форме, он что, её не снимал?

- В официальные места он обязательно форму надевал, а, например, по берегу Волги мы в обычных рубашечках и брючках ходили.

- Вспоминают, Гагарин был довольно шебутным, а в молодости так и вовсе хулиганистым. Это как-то проявлялось?

- О! Помню, пошли на речную прогулку. Я за штурвалом большого обкомовского катера, а Юра с первым секретарем ЦК ВЛКСМ Сергеем Павловым легли на нос. Идём на приличной скорости, и тут они - брык в воду! А ведь пеньки могли быть – не по фарватеру же шли. И сзади эскорт чуть ли не впритык, но, слава Богу, быстро среагировали, отвернули. Я остановил катер, начал немножко ругаться. Затащили их на борт, и я им больше на носу не разрешил сидеть.

«ЧАСТО ВИЖУ ЮРУ ВО СНЕ»

- Сколько раз Гагарин приезжал в Казань?

- Раза три. А ещё здесь бывали Валентина Терешкова, Адриан Николаев, Петр Климук и другие космонавты. С Терешковой, помню, вышли на Баумана, так столько народу собралось, что не могли пробиться оттуда. Окружили и не пускают! Пришлось свою гвардию крикнуть, чтобы сделали дорогу.

А с Юрой встречались и в Москве. Один раз я приехал утром, положил чемодан в номере и побежал в ЦК КПСС на совещание, которое было долгим и нудным, и вернулся только часов в пять. Смотрю, дежурная по этажу улыбается. Я, говорит, Гагарина закрыла в вашей комнате, а то уже народ начал собираться. Оказывается, он через ЦК комсомола узнал, что я приеду, пришел меня встретить, но опоздал, и так, поджидая меня, целый день просидел в гостинице. Сначала в коридоре, а потом в моей комнате, ему туда и обед принесли. Обнялись… Не знаю, почему он ко мне так относился.

- Как вы узнали, что Гагарин погиб?

- Я вам сейчас свою тайну расскажу… Где-то дня за два до гибели Юры один лётчик принес мне от него фотографию. Мы с Гагариным фотографировались (да можно было целый альбом нащелкать, но как-то об этом не думали) – на природе и так далее, а тут - стандартная фотография, как на документы, чуть голубоватого цвета. И рукой написано: «Фикряту, моему любимому, на долгую память. Юрий Гагарин». И всё. С чего вдруг? Ведь мы с ним нередко виделись, мог и сам передать. Этот лётчик сказал, что Юра куда-то торопился, но вдруг будто что-то вспомнил, порылся в портфеле, нашел эту фотографию, надписал и сказал: «Передайте Фикряту»… А узнали о его гибели сразу.

- Пятидесятилетие полета будете отмечать?

- Уже начал! Ребята из Казани приехали, наградили меня памятной медалью в честь пятидесятилетия полета Юры.

- Юрий Алексеевича вспоминаете?

- Очень часто. Незабываемый, удивительный был человек! И часто вижу Юру во сне.

Тимур Латыпов

«БИЗНЕС Online» благодарит за помощь в подготовке материала руководителя пресс-центра полпредства РТ в РФ Дину Аляутдинову. 

Юрий Гагарин в лагере Волга, август 1967 года

 

Встреча в Казани

 

Юрий Гагарин и первый секретарь Татарского обкома ВЛКСМ Раис Беляев на ХХIII съезде КПСС

 

Юрий Гагарин и председатель Совета Министров ТАССР Гумер Усманов в Казани

 

В лагере "Волга"

 

Фото: Владимир Зотов, archive.gov.tatarstan.ru

Майя Кристалинская "Нежность"
Музыка Александры Пахмутовой
Слова Сергея Гребенникова и Николая Добронравова