Ресторан «Дом татарской кулинарии», закрытие которого приковало к себе внимание казанской общественности, все-таки открыл двери для посетителей Ресторан «Дом татарской кулинарии», закрытие которого приковало к себе внимание казанской общественности, все-таки открыл двери для посетителей Фото: Ирина Ерохина

«МИЛЛИОН, ВОЗМОЖНО, И НОРМАЛЬНАЯ ЦЕНА, НО ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, КАКАЯ КОНЦЕПЦИЯ В ЭТОМ ЗДАНИИ ПОСЕЛИТСЯ»

Ресторан «Дом татарской кулинарии», закрытие которого приковало к себе внимание казанской общественности, все-таки открыл двери для посетителей. В этом сегодня лично удостоверился корреспондент «БИЗНЕС Online», посетивший заведение в разгар обеденного перерыва. Как ранее сообщал «БИЗНЕС Online», ресторан с полувековой историей, который входил в империю Роберта Мусина, закрылся по решению ЗАО «Управляющая компания ТФБ Капитал», которая распоряжается зданием на ул. Баумана, 31/12. После краха ТФБ руководство компании сменилось, а с ним и подходы к арендаторам — прежняя арендная плата была признана непомерно заниженной, а новую ДТК просто не смог потянуть, потому и закрылся.

Корреспондент нашего издания заметил, что с дверей ресторана исчез прикрепленный пару недель назад листок бумаги, сигнализировавший о закрытии ДТК. Ко входу подошла молодая пара, которая осторожно прошла вовнутрь. Однако молодые люди покинули заведение уже через пару минут, направившись в соседнее кафе «Дом чая». «Вам что-то не понравилось?» — поинтересовался корреспондент у посетителей. «Нет, нет, что вы! Мы просто зашли посмотреть интерьер», — живо призналась девушка, а ее спутник угрюмо промолчал.

Действительно, первое, что бросается в глаза внутри, — это огромных размеров богатое фойе, оформленное исключительно в татарских цветах и орнаментах. Ольга Николаева, которую нам представили как директора ДТК, оказалась на месте и любезно согласилась побеседовать с корреспондентом нашей газеты. По данным справочного сервиса «Контур.Фокус», полномочия у Николаевой шире: она является и единственным учредителем ООО «Бар-ресторан ДТК» (в 2016 году общество получило убыток в 78 тыс. рублей при выручке в 4,3 млн рублей). В фирме ООО «ДеКарт», которая также размещается на Баумана, 31/12, Николаева — директор при учредителе Роберте Гараеве, и показатели этой компании значительно выше — в 2016 году выручка общества составила 64,4 млн рублей, но и убыток — 1,2 млн рублей. Однако на рынке считается, что оба учредителя — номинальные собственники, исторически ресторан входит в сферу влияния бенефициара ТФБ Мусина.

Ольга Николаева заметила, что и между «ТФБ Капитал» и АСВ можно поставить знак равенства, и именно из-за нового руководства УК легендарный ресторан оказался в сложной ситуации Ольга Николаева заметила, что между «ТФБ Капитал» и АСВ можно поставить знак равенства, и именно из-за нового руководства УК легендарный ресторан оказался в сложной ситуации Фото: Максим Кирилов

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Николаева заметила, что между «ТФБ Капитал» и АСВ можно поставить знак равенства и именно из-за нового руководства УК легендарный ресторан оказался в сложной ситуации. «Так произошло потому, что новые собственники здания не те, с которыми мы изначально работали... Часть собственников поменялась, и вместе с ними поменялись аппетиты. В будущем они хотят 1 миллион рублей в месяц за аренду всего здания. Почти в 4 раза арендную плату увеличили. Если не сойдемся на приемлемую сумму, то придется новое здание искать», — рассказала учредитель «Бар-ресторан ДТК».

Николаева сообщила, что ее компания арендует пустующий сейчас подвал, два этажа, которые занимает собственно сам ДТК, а на третьем этаже размещаются офисы. Аренда всех помещений ранее обходилась ресторану в 300 тыс. рублей, а в июле арендодатель поднял ее до 450 тыс. рублей. Плюсом ко всему идет счет по «коммуналке» — 300 тыс. рублей. Общая площадь арендованных помещений составляет 2,5 тыс. кв. метров. Таким образом, арендная ставка для ДТК без «коммуналки» вырастет со 120 рублей за «квадрат» до 400.

Офисы на третьем этаже ресторан раньше сам сдавал по субаренде, теперь такой возможности нет. Да и желающих занять их немного, заметила Николаева, слишком невыгодные условия. Сейчас над ДТК расположены административные кабинеты заведения вроде бухгалтерии, часть помещения арендует преподаватель иностранных языков, а также еще один предприниматель.

По словам Николаевой, все здание ресторану сегодня не нужно – максимум 1-2 этажа из трех (плюс подвал — прим. ред.), но собственник дробить площади не хочет, а просит всю сумму и сразу за все, что под крышей По словам Николаевой, все здание ресторану сегодня не нужно – максимум один-два этажа из трех (плюс подвал), но собственник дробить площади не хочет, а просит всю сумму и сразу за все, что под крышей Фото: Максим Кирилов

По словам Николаевой, все здание ресторану сегодня не нужно – максимум один-два этажа из трех (плюс подвал), но собственник дробить площади не хочет, а просит всю сумму и сразу за все, что под крышей. В беседе с нашим изданием Николаева также напомнила, что в последний раз капремонт здания по улице Баумана, 31 производился аж в 2004 году и сегодня оно требует капитальных вложений – «там же позолота, не просто краска».

«Миллион, возможно, и нормальная цена для здания целиком, но зависит от того, какая концепция в этом здании поселится, — рассуждает Николаева. — То есть ресторан содержать за миллион, используя один этаж, – это ненормальная цена. Если на каждом этаже расположить какой-то отдельный бизнес, то тогда, возможно, да — какие-то офисы, бар, запустить сувенирщиков... Не надо забывать, что вход в здание один. Это очень усугубляет ситуацию. Даже если тут два концепта кафе открывать – первый и второй этаж, то нужны разные входы. Смешение потока покупателей нежелательно».

Вместе с тем, судьба ДТК на Баумана, еще окончательно не решена, пока ресторан проработает еще от силы месяц, так договорились собственник и арендатор Вместе с тем судьба ДТК на Баумана еще окончательно не решена, пока ресторан проработает еще от силы месяц — так договорились собственник и арендатор Фото: Ирина Ерохина

«СТОЛЬКО ПЛОЩАДЕЙ И НЕ НАДО РЕСТОРАНУ, ЕСЛИ ЧЕСТНО СКАЗАТЬ...»

Пока ресторан проработает еще от силы месяц — так договорились собственник и арендатор. При этом, по словам Николаевой, с «ТФБ Капитал» обсуждалась и возможность продлить пребывание арендатора на прежних условиях до конца августа. «Будем разговаривать, все так призрачно – сегодня одна цена, а завтра уже вторая. Все зависит от того, кого они найдут на это здание. Они ищут вообще покупателей, я так думаю, потому что это все-таки АСВ», — пояснила директор ДТК.

Пока владелец здания ищет новых арендаторов, ДТК также не теряет время зря, отыскивая для себя запасные варианты для переезда. «Мы ищем место. Есть варианты, мы думаем, смотрим. Не все места подходят под общепит, не везде есть возможность разместиться с вытяжками и всем оборудованием. Мы обязательно что-то найдем. Если мы сможем договориться, то мы останемся здесь. Нам бы хотелось остаться здесь», — подчеркнула Николаева.

А дела в целом, по ее словам, у ресторана сейчас идут весьма хорошо. Правда, днем, в обеденное время, наш корреспондент не нашел в заведении посетителей – все столики были пусты. «Перспективы-то нормальные. Единственное – договориться об аренде. Конечно, столько площадей и не надо ресторану, если честно сказать. Времена меняются, концепции меняются, все упрощается. Сегодня, наверное, гостям не нужен такой размах, какой был лет 15 назад, вот эта помпезность, величие. Надо, наверное, быть собственником здания, чтобы содержать все в идеальном порядке именно в этой ценовой категории», — заключила директор ДТК.

Начальник юридического департамента УК «ТФБ Капитал» Любовь Тимофеева в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» подтвердила, что в результате переговоров с арендатором был достигнут компромисс только на июль Начальник юридического департамента УК «ТФБ Капитал» Любовь Тимофеева в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» подтвердила, что в результате переговоров с арендатором был достигнут компромисс только на июль Фото: Ирина Ерохина

«МЫ ИНТЕРЕСЫ ПАЙЩИКОВ ЗАЩИЩАЕМ, ЗАНИЖЕННАЯ ЦЕНА ДЛЯ НАС УБЫТОЧНА»

Представитель собственника помещений также не настроен на продолжение отношений с ДТК. Начальник юридического департамента УК «ТФБ Капитал» Любовь Тимофеева в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» подтвердила, что в результате переговоров с арендатором был достигнут компромисс только на июль. При этом ДТК сам попросил этот месяц для решения своих организационных вопросов. «Они предложили свою цену, мы настаиваем на рыночной, потому что мы интересы пайщиков защищаем. Заниженная цена для нас убыточна, поэтому мы с ними нашли компромиссный вариант. Сейчас они в течение месяца решают свои организационные вопросы, и если найдут другое помещение, то в конце июля съедут, — пояснила Тимофеева. – Мы, понимая их организационные проблемы, пошли им навстречу. Мы немного подняли цену, что не соответствовало нашим запросам и рыночной цене, но пошли на их предложение, учитывая трудности крупного бизнеса».

Напомним, один из старейших ресторанов Казани «Дом татарской кулинарии» закрыл свои двери 19 июня. Причины разлада собственника и арендатора связаны с перипетиями вокруг лопнувшего Татфондбанка (ТФБ). Историческое здание на улице Баумана, 31/12 находится в составе одного из четырех ПИФов под управлением ЗАО «Управляющая компания ТФБ Капитал». В начале этого года в фирме произошли перемены, которые позволяют сделать предположение, что команда Мусина утратила над ней контроль и «ТФБ Капитал» теперь контролирует АСВ. В феврале 2018 года сменился генеральный директор — им стал москвич Никита Глазунов, до этого нигде не занимавший руководящих постов и не учреждавший юрлица, а сама УК перерегистрировалась из Казани в Москву.

«Дом татарской кулинарии» — это культовое казанское заведение общепита. Ресторан ведет свою историю с 1967 года, когда было принято решение о его строительстве на улице Баумана «Дом татарской кулинарии» — это культовое казанское заведение общепита. Ресторан ведет свою историю с 1967 года, когда было принято решение о его строительстве на улице Баумана Фото: Ирина Ерохина

«Дом татарской кулинарии» — это культовое казанское заведение общепита. Ресторан ведет свою историю с 1967 года, когда было принято решение о его строительстве на улице Баумана. Заведение открылось в 1969 году и стало самым известным местом общепита татарской кухни. Первым шеф-поваром ресторана был легендарный Юнус Ахметзянов — почетная вывеска в его честь до сих пор висит на фасаде здания, а на первом этаже работает музей его имени. Повар по крупицам собирал редкие татарские рецепты блюд и готовил их публике, а также написал с десяток книг, посвященных татарской кулинарии. На первом этаже ДТК располагались кафе на 120 посадочных мест и магазин «Кулинария», в числе прочего ресторан готовил комплексные обеды. «При Ахметзянове ДТК работал как конвейер. Мы подавали комплексные обеды по рубль сорок, рубль пятьдесят. Очередь из студентов и тех, кто на Баумана работал, вытягивалась на лестницу», — вспоминала один из поваров ресторана Фатыма Мазитова.

В 2002–2004 годах прошла масштабная реконструкция здания. Обновленный «Дом татарской кулинарии» был торжественно открыт в присутствии Минтимера Шаймиева и Камиля Исхакова, а также дочери легендарного повара Фариды Давидовой В 2002–2004 годах прошла масштабная реконструкция здания. Обновленный «Дом татарской кулинарии» был торжественно открыт в присутствии Минтимера Шаймиева и Камиля Исхакова, а также дочери легендарного повара Фариды Давидовой Фото: shaimiev.tatarstan.ru

В 2002–2004 годах прошла масштабная реконструкция здания. После нее общая площадь ДТК составила более 5 тыс. кв. м, торговая — 600 кв. метров. Обновленный «Дом татарской кулинарии» был торжественно открыт в присутствии первого президента РТ Минтимера Шаймиева и мэра Казани Камиля Исхакова, а также дочери легендарного повара Фариды Давидовой. Трехэтажное здание богато отделали внутри — в интерьере использованы сусальное золото, венецианская мозаика, мрамор и красное дерево. На первом этаже тогда расположились два зала казино, бар и музей. Второй этаж — это ресторан на 100 мест, банкетные залы. Третий этаж заняли офисы. Возле здания ДТК предусмотрен паркинг на 20 автомобилей. Средний чек, как выяснял «БИЗНЕС Online», составляет порядка 1,5 тыс. рублей. В 2000-е годы ресторан несколько отстал от жизни, оставаясь дорогим и пафосным заведением, в первую очередь рассчитанным на туристов и корпоративные банкеты. Отчасти подкосила заведения и не сыгравшая ставка на организацию в нем казино. Однако ресторан с полувековой историей неизменно представлял лицо татарской кухни, и его закрытие было воспринято общественностью и как удар по национальной культуре.