Челнинского блогера Валентина Куликова остановили на посту «Тула-1» под Челнами и досмотрели, заставив снять нижнее белье. Мужчина решил, что его достоинство унижено, поэтому решил бороться с ГИБДД, растиражировав ролик на YouTube. Масла в огонь подлили федеральные телевизионщики, организовавшие на посту съемки с реквизитом в виде огромных красных трусов. На днях челнинцу, неделю отсидевшему под арестом, пришел ответ от ГИБДД, что он «проявлял признаки немотивированного беспокойства».
«РЕБЯТА, ТАК МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ С КАЖДЫМ!»
Теперь все сотрудники ГИБДД в Челнах знают автомобиль 32-летнего Валентина Куликова. С апреля этого года начал работу его проект «Народный дружинник» на YouTube-канале, где мужчина выкладывает ролики с фиксацией нарушений правил и законов как самими водителями, так и сотрудниками ГИБДД. Однако прославился Куликов не своим блогерским талантом, а тем, что стал непосредственным участником и главным героем конфликтной ситуации, произошедшей еще 8 мая на посту «Тула-1», который расположен на 1039-м км трассы М7 около Челнов, у дамбы Нижнекамской ГЭС.
Видеоролик под названием «Беспредел» был выложен месяц назад и набрал 4,5 тыс. просмотров. 47-минутная видеозапись запечатлела остановку автомобиля, а также полный досмотр транспортного средства и самого водителя инспекторами ДПС. Вечером Куликов с супругой возвращался в город. Остановил машину лейтенант Ленар Шамсиев. Впрочем, выяснить его личность сразу не удается, потому что, как следует из видео, сотрудник не представляется. Куликов на видео пытается выяснить основание для остановки и документы не предъявляет, несколько раз повторяя, что предъявит сразу, как только ему будет названа причина. Однако инспектор тоже идет на принцип и просит коллегу остановить двоих понятых. Куликов при этом сыпет пунктами регламента, а после достает сам документ, чтобы зачитать его инспектору.
— Зачем мне регламент? — спрашивает Куликова инспектор.
— Как зачем? Это ваша служба! Как вам еще донести? Вот 106-й пункт. Основания нужны для проверки документов, — открывает книжку Куликов.
— Оснований на шухере стоять очень много: проводимые операции — это раз, ориентировки. Могу завести вас на стационарный пост и проверить по данным, — объясняет инспектор.
Спор между ними продолжается. За это время к машине подходит второй инспектор и начинает снимать все на камеру. Когда двое понятых найдены, Куликов пытается объяснить им, что они могут отказаться быть понятыми, а кроме того, предлагает инспекторам разъяснить им их права. Однако инспекторы по-прежнему требуют с водителя документы, ссылаясь при этом на ПДД. А Куликов все время требует вызвать ответственного, ссылаясь на возникновение конфликтной ситуации.
Наконец второй инспектор, которым оказался лейтенант Альберт Гарифуллин, не выдерживает и открывает дверь машины, требуя от Куликова пройти с ним на пост, одновременно пытаясь вытянуть его за руку. В этот момент на помощь инспекторам приходят люди в пятнистой форме.
— Не буду я выходить. Я вас боюсь! — говорит Куликов. Правда, спустя еще несколько минут препирательств мужчина все же отдает водительское удостоверение, а потом и документы на машину, но предупреждает, что будет звонить по номеру 102, чтобы прислали ответственного. «А то здесь вообще беспредел творится полный!» — возмущается мужчина.
Правда, звонок не принес никакого видимого результата. Видимо, за то время, что водитель разговаривал с полицией по телефону, инспекторы наконец смогли придумать обоснование остановки и предстоящего досмотра автомобиля. Куликова вновь попросили выйти из машины, объяснив причину досмотра операцией «Нерест». «Ну хотя бы «Нерест», — согласился Куликов с мотивировкой. Весь процесс досмотра, который, по выражению Куликова, больше похож на обыск, «народный дружинник» снимает на камеру. В ходе этого мероприятия в бардачке обнаруживаются патроны от травматических пистолетов, на которые, впрочем, у Валентина имелось разрешение. Больше ничего сверхъестественного не нашлось. Далее задержание продолжилось личным досмотром уже на посту. Досмотрели его с пристрастием, даже трусы с носками заставили снять, чем «унизили его человеческое достоинство», как потом выскажется сам участник инцидента.
Под конец Куликов оповестил инспекторов о том, что будет писать жалобу в прокуратуру. На что ему говорят стандартное «имеете право». «Ребята, так может произойти с каждым», — заканчивает свое видеоповествование Куликов.
СТАТЬ «ДРУЖИННИКОМ» ЗАСТАВИЛ НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ
«Народным дружинником» Валентин стал после того, как в прошлом году сбили его 13-летнего сына. Мальчик ехал на велосипеде по велодорожке и попал под автомобиль, выезжавший со стоянки. Потом он лежал в больнице на вытяжке, проходил полгода в корсете, а сейчас проходит реабилитацию. «И тогда я столкнулся с этим хамством, беспределом, унижением, давлением и беготней. Мне пришлось бегать за сотрудниками ГИБДД и врачами почти 7 месяцев, чтоб мое дело дошло до суда», — вспоминает «народный дружинник». После этого Валентин обложился литературой и начал вчитываться в Конституцию, законы, правила и регламенты.
На резонный вопрос, почему бы сразу не предъявить документы, а не лезть на рожон, Куликов ответил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что пытался дать понять сотрудникам ГИБДД, что они тоже должны подчиняться закону. «Мне просто хотелось услышать причину остановки. Любой сотрудник, по сути, мог сказать что угодно — что я прохожу по ориентировке или еще что-то. Но завязалась конфликтная ситуация, и они хотели выйти из нее победителями — и начали вот этот беспредел. Когда вы останавливаетесь, сотрудники просят вас выполнить ряд требований, но при этом сами же нарушают законы. Они управляющий орган, наделенный властью народом. Они наши слуги. А сейчас все с ног на голову перевернулось. А безнаказанность рождает вседозволенность. Видите, во что это все превратилось. Как они говорят: если человек начинает умничать, если он знает законы, значит, он плохой. Если я начинаю говорить по правилам, значит, я либо пьяный, либо обкуренный, либо у меня есть наркотики, оружие или еще что-то. А сам народ не знает прав своих. Я не только ведь с сотрудниками борюсь. Я не езжу и специально на ровном месте не выковыриваю что-то, чтобы выставить кого-то на посмешище. Я и с нарушителями борюсь, которые ставят автомобиль неправильно, с автохамами, которые при свободной автостоянке в 3 метрах ставят свой автомобиль так, чтоб всем мешало», — объясняет свою философию Куликов.
Сейчас Куликов сожалеет лишь о том, что не спросил тогда, что входит в досмотр по основанию «операция „Нерест“». «Наверное туда какие-нибудь сети входят, рыба, но не в машине обыск устраивают и уж тем более не в трусы лезут. Если сотрудник что-то хочет открыть, он должен водителя об этом просить. А они ползают везде сами. Они тоже привыкли к тому, что им никто не может возразить. У граждан нет сплоченности, и каждый тащит свою обойму сам на себе», — убежденно заявляет Куликов.
КРАСНЫЕ ТРУСЫ И АРЕСТ НА 7 СУТОК
Тем временем, история имела не менее громкое продолжение. Видео досмотра Куликов опять же выложил на своем канале, которое очень заинтересовало журналистов федерального канала. Они прилетели, отсняли видеоматериал с Куликовым и 30 мая поехали вместе с ним на пост «Тула-1» — общаться с другой стороной конфликта. Однако журналистам захотелось немного треша. На видео, которое опять же имеется на YouTube-канале, корреспондент ходит за инспектором, держа в руках красные трусы. Как объяснил Куликов, репортер хотел сделать своеобразный подарок гаишникам.
«Мы приехали, хотели узнать, зачем вы раздели парня. Вам мужчины нравятся больше? Что вы там хотели найти у него?» — задает вопросы инспектору журналист. Куликов в это время все пытается узнать, почему его начали раздевать, если причина остановки была сформулирована как операция «Нерест», ведь сетей и прочих атрибутов рыбака найдено не было. Однако один из инспекторов говорит, что комментарии будет давать только в отделе ГАИ, и неоднократно просит незваных посетителей сначала предоставить документы, а потом, когда выясняется, что документов нет, покинуть помещение.
Информация о визите работников федерального канала быстро долетела до вышестоящего руководства. «На пост стали подтягиваться автомобили с подполковниками, майорами и прочими чинами, — рассказывает Куликов во втором своем видео. — Они стали спрашивать, почему мы не приехали в главное управлении ГИБДД, где нам были готовы дать ответ. На это журналисты сказали, что у них есть право снимать от первых лиц. Но руководство не хотело, чтобы это видео поступало выше и публиковалось где-то на федеральных каналах. И было принято решение изъять наши вещи, а нас самих задержать. После доставления в отдел на меня был составлен протокол за неповиновение сотрудникам полиции. Были изъяты все мои вещи и вещи журналистов. Журналистам было предложено удалить видеозапись и уехать в Москву. На что они согласились, а я был доставлен в суд, где на меня наложили арест на 7 суток до 6 июня», — рассказывает Куликов. После недельной отсидки мужчина пришел за личными вещами и обнаружил, что его телефон и видеокамера были отформатированы.
«ВЫ ДАЖЕ НЕ УКАЗАЛИ, ДЛЯ ЧЕГО ВЫ МЕНЯ РАЗДЕЛИ!»
Последний по этому инциденту ролик «народный дружинник» опубликовал уже в конце июня. В нем он зачитывает ответ от ГИБДД на его обращение через официальный сайт ведомства. В ходе проверки было установлено, что Куликов сначала отказался предоставлять документы, но предоставил их позже — после долгой разъяснительной беседы. «Это у них беседа такая», — напоминает мужчина о том, что его пытались вытащить из машины.
Далее мужчина цитирует приводимый в ответе пункт 2.1.1 из ПДД о том, что при дорожном движении водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать для проверки водительское удостоверение. «Я думаю, по законному требованию я должен передавать, а не от того, что хочет сотрудник», — комментирует вновь этот момент Куликов.
Как говорится в ответе, согласно видеозаписи, причина остановки транспортного средства в полной мере понималась Куликовым явно, а также озвучивалась инспектором. Согласно рапортам сотрудников ГИБДД, в ходе общения Куликов проявлял признаки немотивированного беспокойства, без причины нервничал, уклонялся от дачи документов для проверки, тянул время. «Это беспокойство, когда тебя трое сотрудников хотят вытащить из автомобиля», — вновь напоминает Куликов. Однако именно совокупность перечисленных признаков и специфического поведения послужило поводом заподозрить наличие в транспортном средстве запрещенных и ограниченных в гражданском обороте предметов или веществ, орудия либо предмета совершения административного правонарушения в рамках проводимого мероприятия «Нерест». «Вы понимаете, что здесь они несут?» — удивляется «народный дружинник».
Вызов ответственного лица к месту конфликта не является обязательным и осуществляется при необходимости. А ситуация, описываемая как конфликтная, исчерпана. «Но там была необходимость!» — вновь заявляет принципиальный «дружинник».
Как говорится в ответе, согласно видеозаписи, причина остановки транспортного средства в полной мере понималась Куликовым явно, а также озвучивалась инспектором
Под конец в документе очень витиевато написано, что «подробный анализ видеоматериалов в контексте изложенного специфического восприятия, смысловых оттенков выражений и словосочетаний свидетельствует о наличии у отдельных специальных групп запроса на более категорическую, вплоть до буквальной, формализацию озвучания причины остановки транспортного средства и детализацию наименования занимаемой должности». При этом предложения Куликова в ГИБДД намерены учесть в процессе повышения уровня профподготовки инспекторов ДПС.
«Вы даже не указали, для чего вы меня раздели! — откладывая в сторону ответ от ГИБДД, возмущается на камеру Куликов. — Почему ни в одном из протоколов не указано основание досмотра? У вас везде пункт 84.13 ПДД, а где 106-й пункт регламента?»
По словам Куликова, после того как вся ситуация стала достоянием общественности, в органы поступило больше 500 заявлений и жалоб на раздевание при личном досмотре. В отношении же своих сотрудников ГИБДД вину не признало, и, по информации Валентина, никто из них наказан не был. Единственное, что фигурирует в ответе ведомства, — то, что один из сотрудников не представился. Сейчас Куликов ждет ответа от следственного отдела Челнов, куда прокуратура передала жалобу «дружинника».
«БИЗНЕС Online» обращался за комментарием на ситуацию в республиканское управление МВД по РТ, однако ответа получить не удалось.
«КУЛИКОВ ПРОИГНОРИРОВАЛ ТРЕБОВАНИЯ ПОКИНУТЬ ПОСТ И В РЕЗУЛЬТАТЕ БЫЛ ДОСТАВЛЕН В ОТДЕЛ ПОЛИЦИИ»
После выхода материала МВД по РТ направило комментарий в редакцию «БИЗНЕС Online» по поводу инцидента. Приводим позицию ведомства без сокращений.
08.05.2018 на стационарном посту дорожно-патрульной службы «Тула-1», расположенном на 1039-м километре автомобильной дороги М7 «Волга», сотрудниками отдельной роты ДПС ГИБДД УМВД России по городу Набережные Челны для проверки документов, предусмотренных пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, в соответствии с п. 84.13 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 23.08.2017 №664, был остановлен автомобиль Honda Accord, под управлением жителя города Набережные Челны Валентина Куликова.
Инспектор ДПС, в соответствии с пунктом 89 Административного регламента, без промедления подошел к водителю, представился, кратко сообщил причину остановки. Согласно разъяснениям, сформулированным Верховным судом Российской Федерации, остановка транспортного средства в целях (по основанию) проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз сама по себе является основанием для такой проверки документов.
Далее на основании статей 27.7, 27.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях в присутствии двух понятых был осуществлен досмотр транспортного средства и личный досмотр водителя. При проведении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при водителе, и досмотра транспортного средства были соблюдены все нормы закона, предусматривающие порядок производства таких действий.
30.05.2018 сотрудниками ГИБДД на стационарном посту ДПС «Тула» гражданину Куликову было предложено покинуть пост, однако данные требования им были проигнорированы. В результате Куликов был доставлен в отдел полиции.
Постановлением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 30.05.2018 действия сотрудников полиции были признаны правомерными, гражданин Куликов В.С. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного ареста сроком на 7 суток. Куликовым В.С. данное постановление было обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан, который оставил решение Набережночелнинского городского суда без изменений.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 378
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.