ПОМОЩНИК МЕДВЕДЕВА РАССУЖДАЕТ О «КАЗАНСКОМ ФЕНОМЕНЕ»

Помощник президента России Аркадий Дворкович в своём интервью рассказал о том, зачем Казань подала заявку на проведение чемпионата мира по водным видам спорта, почему Олимпиада и Универсиада серьезного ущерба экономике не принесут и как Татарстан с федеральным центром разделят финансовые издержки по казанскому матчу претендентов ФИДЕ. 

«ЗА СПОРТИВНУЮ ПОЛИТИКУ У НАС ОТВЕЧАЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО»

- Начать хотим с вопроса, который часто задают наши читатели - об управлении российским спортом. Грубо говоря, кто у нас в этой области самый главный? Президентом Олимпийского комитета России является вице-премьер Александр Жуков, тогда как Виталий Мутко возглавляет министерство спорта. Однако многие спортивные вопросы зачастую решаются на еще более высоком уровне. Так кто же сегодня руководит российским спортом?

- За спортивную политику у нас отвечает правительство. И, значит, первым лицом является премьер-министр Владимир Путин, тем более что он сам очень спортивный человек. Именно премьер принимает наиболее значимые решения. Иногда он сам о них объявляет, иногда это делают другие - после доклада ему. Разумеется, существует распределение обязанностей и внутри правительства. Александр Жуков курирует министерство спорта и ход подготовки к Олимпиаде в Сочи. Собирает на тему спорта совещания, принимает решения, надзирает за расходами. Одно из важных для страны событий - Универсиаду-2013 - напрямую курирует первый вице-премьер Игорь Шувалов. Кроме того, он стал заместителем премьера в наблюдательном совете Оргкомитета чемпионата мира-2018 по футболу.

Существует еще Совет по спорту, который возглавляет лично Дмитрий Медведев. Это орган скорее совещательный, нежели исполнительный, хотя многие поручения даются именно после обсуждения их на совете. Президент вообще уделяет спорту немало внимания.

«РАСХОДЫ НА СПОРТ НЕ ПРИНЕСУТ НИКАКОГО СЕРЬЁЗНОГО УЩЕРБА ЭКОНОМИКЕ»

- Сменим тему. Вопрос к вам как к экономисту. В последнее время Россия забирает себе всё больше международных соревнований, в том числе и самого высокого уровня. Это, конечно, замечательно, но нет ли опасений, что расходы на организацию этих турниров достигнут некоей критической черты?

- На самом деле на сегодняшний день все затраты на спорт в рамках страны относительно небольшие. Приведу лишь один пример. С момента получения Россией права на проведение Олимпийских игр в Сочи и до момента проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, то есть за двенадцать лет, страна вряд ли потратит на это больше триллиона рублей, хотя и это число, возможно, несколько завышено. Для сравнения: недавно принята десятилетняя программа вооружений, которая предполагает расходы в размере 20 триллионов. Просто чтобы вы понимали масштаб цифр. Так что никакого серьёзного ущерба экономике, о чём вы и спрашивали, расходы на спорт не принесут, это исключено. Могут ли спортивные соревнования принести стране пользу - это другой вопрос.

- А зачем нам сразу целая серия мировых первенств? К примеру, на днях стало известно о заявке Казани на проведение чемпионата мира по водным видам спорта, да и разговоры о возможном проведении первенства по велогонкам на шоссе всё сильнее...

- Здесь, как правило, речь идет не о наследии, а об имидже страны. На мой взгляд, это важно. Кроме того, огромных затрат эти соревнования не требуют, зато россияне получат возможность смотреть эти турниры вживую. Разве этого мало?

«В ТАТАРСТАНЕ ПОНЯЛИ, ЧТО С ПОМОЩЬЮ СПОРТА МОЖНО ЛЕЧИТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ НЕДУГИ»

- Ваша запись в твиттере: "И давайте без откатов", появившаяся после получения Россией футбольного чемпионата мира, стала знаменитой. Наверное, ни для кого не секрет, что многие в нашей стране считают: все эти соревнования проводятся только потому, что кто-то хочет погреть на этом руки. Можно ли, на ваш взгляд, минимизировать коррупционную составляющую во всех этих проектах?

- Можно. Вообще это зависит исключительно от людей, управляющих процессом. Про Сочи ничего не могу вам сказать, так как совсем не занимаюсь этой темой. Зато хорошо представляю, каким образом идёт подготовка к универсиаде в Казани. В Татарстане вообще особый стиль управления, за счеёт которого удается минимизировать такого рода издержки. Видимых скандалов на тему, о которой вы сказали, там не было.

- Что вы имеете в виду под "особым стилем управления"? И что мешает перенести опыт Татарстана на другие регионы страны?

- В Казани все процессы, в том числе финансовые, намного плотнее контролируются правительством республики. Скопировать такой стиль, на мой взгляд, невозможно, потому что речь идет об особой национальной традиции. Другое дело, что у такого подхода можно перенимать лучшее.

- Универсиаде-2013 уделяется грандиозное внимание на всех властных уровнях, хотя, если говорить откровенно, в последние десятилетия этот турнир с точки зрения большого спорта утратил значительную часть своей привлекательности. Видимо, упор делается на социальную значимость Универсиады?

- Главное достоинство спортивной составляющей Универсиады - возможность проверить в деле следующее поколение российских атлетов, которое в скором будущем придёт на смену нынешнему. Хочу подчеркнуть и то, что инициатива в деле проведения универсиады принадлежала самому Татарстану. Эта республика вообще старается не пропускать интересных для себя проектов, потому что она на основе этих самых проектов развивается. Строится инфраструктура, делается много хорошего для республики. К слову, наследие универсиады будет немалым. Студенческая деревня, к примеру, останется таковой в прямом смысле этого слова - там будут общежития. Эти Игры принесут и много другой пользы.

- Клубы из Казани сегодня входят в число лидеров практически во всех командных видах спорта. Для вас этот "казанский феномен" удивителен?

- Нет, потому что отчётливо просматривается общий принцип, которым Татарстан руководствуется. За счёт спорта там поднимают национальное самосознание. Не националистическое, подчеркиваю, а национальное. Когда сразу несколько казанских клубов стали чемпионами России, люди поверили в то, что при должной работе и должном отношении возможны большие победы. Да, это требует немалых денег. Но если интерес к занятиям спортом повысится, если через несколько лет это скажется на здоровье людей, значит, выгода получена. С помощью спорта можно лечить социальные недуги - преступность, наркотики, пьянство. Все это хорошо видно на примере татарстанского опыта.

«МЫ ЗНАЛИ, ЧТО У НАС В КАЗАНИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ НЕ БУДЕТ ВООБЩЕ»

- Как известно, вы - председатель Наблюдательного совета Российской шахматной федерации. Может быть, именно потому, что в Татарстане особый стиль управления, вы и предложили провести в Казани матчи претендентов?

- Когда в ФИДЕ возник скандал из-за проблемы участия армянского шахматиста в соревнованиях на территории Азербайджана, мы выступили в роли миротворцев. Причём сказали: если ещё кто-то вызовется провести матчи претендентов, то мы не против, а если никого больше нет, то мы готовы таким образом урегулировать ситуацию. Татарстан оказался единственным, кто на это способен. Просто мы знали, что там у нас организационных проблем не будет вообще, что они всё сделают как надо. А финансовые издержки мы разделим.

- Позвольте ещё несколько сугубо шахматных вопросов. По правилам ФИДЕ страна - организатор матчей претендентов имеет право выставить своего номинанта. В Казани же будет играть номинант от Азербайджана гроссмейстер Мамедьяров. Почему наша федерация на это согласилась?

- Это было частью компромисса.

- Компромисс за наш счёт?

- Да, миротворческие усилия за счёт России. Иногда на это надо идти, чтобы показать, что мы лидеры в шахматном мире, что мы влияем на принятие решений. Да, издержки есть, но главное - это создает правильную репутацию стране.

 «Спорт-Экспресс»
(в сокращении)