«Муниципальная власть занимается этим факультативно, главы поселений полностью этим не озадачены», — указал сегодня в Госсовете РТ министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов на недостаточность пропаганды кооперации «на местах». Новое бюджетное учреждение под «это» уже создается, деньги есть, а если не хватит — под нож пустят другие программы поддержки. О том, как минсельхоз РТ проводит операцию «Сельхозкооперация» — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Марат Ахметов и Юрий Камалтынов
ВСЕ ДЛЯ КООПЕРАЦИИ: МАРАТ АХМЕТОВ СОЗДАЕТ НОВОЕ ГБУ И ХОЧЕТ УСИЛИТЬ РАБОТУ «НА МЕСТАХ»
Сегодня в стенах Госсовета РТ фермеры, чиновники, кооператоры и депутаты из республики и регионов РФ рассуждали о том, как развивать и что делать с сельскохозяйственной кооперацией в республике. «Был такой период, когда данному направлению не уделялось должного внимания, рушились старые схемы взаимодействия. Система кооперации была мощным двигателем в советское время», — открыл первую научно-практическую конференцию «Кооперативное движение в системе развития сельских территорий» зампредседателя Госсовета РТ Юрий Камалтынов.
Министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов начал с того, что в сельской местности проживают более 900 тыс. жителей республики (23%), есть 450 тыс. личных подсобных хозяйств, 5 тыс. крестьянских фермерских хозяйств. Все вместе они произвели в 2017 году продукции на 130 млрд рублей, которая, по словам Ахметова, «требует эффективной товарной реализации». Для сравнения: совокупный объем услуг сельхозкооператоров составляет 23 млрд рублей. Министр указывает на необходимость вовлечения в оборот и эффективного использования заброшенных земель. «К сожалению, я это каждый раз отмечаю, на местах власть относительно пассивна, — признал Ахметов. — Особенно поселенческая власть пассивна. У нас потенциал населения значительно выше!»
Глава Новошешминского района РТ Вячеслав Козлов с этим не согласился. «Да, может быть, работа недостаточная, но каждый глава района, сельского поселения делает все, но не все получается», — сказал Козлов.
Ахметов считает, что курировать эту работу в районах должны люди, занимающие должность не ниже замглавы района или замруководителя исполкома. В министерстве потребкооперацию курирует отдельный заместитель Ришат Хабипов, в помощь ему создается ГБУ «Центр кооперативных компетенций». Ахметов хочет видеть в каждом районе представителя новой структуры.
«Ни в коем случае на местах нельзя факультативно заниматься деловой активностью сельского населения, — считает Ахметов. — На местах муниципальная власть занимается этим факультативно, главы поселений полностью этим не озадачены. Тем более здесь не стоит проблема, откуда брать деньги». Министр уточнил, что в 2017 году на поддержку фермеров было направлено 1,6 млрд рублей, в этом году на грантовую поддержку уже направлено 400 млн рублей. За 2015–2018 годы 28 сельхозкооперативов РТ получили грантов на 432 млн рублей.
«РАЗОБЩЕННО МЫ НАУЧИЛИСЬ ПРОИЗВОДИТЬ МНОГО ПРОДУКЦИИ, НО В ЧАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ...»
Ахметов убежден, что резервов у сельскохозяйственных кооператоров достаточно и показатель в 23 млрд рублей производимых услуг должен увеличиваться в полтора раза и более, поскольку те же КФХ и ЛПХ производят продукцию на 130 млрд рублей. «Разобщенно мы научились производить много продукции, но в части реализации материальная база нуждается в большей поддержке», — подчеркнул министр.
Завкафедрой менеджмента и торгового дела Российского университета кооперации, председатель ассоциации молочных производителей Московской области Дмитрий Валигурский и вовсе дошел до заявления, что будущее России за планово-рыночной кооперативной экономикой. «Мы приходим в магазин, на полках 44 наименования молока, а фермерское 45-е, — возмущался Валигурский. — В Россию на пять лет вперед завезли сухого молока, сможем мы с ними конкурировать? Задача кооперации — наладить сбыт. Мы, производители, понимаем цену вопроса, но мы не рыночники. Нас этому никто не учил».
Как стало известно на совещании, Татарстан попал в число пилотных регионов программы развития сельхозкооперации в РФ. «Это большая ответственность, но, с другой стороны, там мало денег», — обозначил ситуацию Ахметов, не исключив, что ради федеральной придется «резать» другие программы поддержки.
Тахир Хадеев
Председатель комитета Госсовета РТ по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахир Хадеев предложил разобраться, куда потом реализовать продукцию, прежде чем ее производить. «Населению, кооперативам нужно предоставить готовые типовые бизнес-планы с выходом на реализацию продукции», — ответил на собственный вопрос Хадеев, продолжив тем, что кооперативы могут создавать собственные магазины или «магазины в магазинах» (полки с фермерской продукцией в торговых сетях).
Что-то похожее уже есть в соседнем Башкортостане — об этом рассказал начальник отдела кооперации уже созданного в РБ «Центра сельскохозяйственного консультирования Республики Башкортостан». А представитель Ульяновского аграрного университета Ильдар Нуретдинов рассказал, что в области есть свой фермерский бренд «Симбирская деревенька» и даже небольшой логистический центр потребкооператива «Симбирскагро» (с холодильным и производственным оборудованием).
ПОТРЕБКООПЕРАЦИЯ В РТ: «НЕ ВСЕГДА БЫВАЕТ СЛАДКО», ПРЕИМУЩЕСТВА И ТРУДНОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ
Глава комитета же добавил, что для кооперативов остаются недоступными льготные кредиты. Есть и трудности с оформлением кооператива — зарегистрировать его можно только в 18-й налоговой инспекции в Казани, и все пайщики должны участвовать в этой процедуре. «Несколько раз возвращают документы из-за ошибок, но у кого их не бывает? И каждый раз кооператив оплачивает пошлину, а после второго раза у многих пропадает интерес к созданию кооператива!» — сетует Хадеев.
А вот глава КФХ «Рамаевское» Фарид Хайрутдинов рассказал о своей схеме кооперации с фермерами: выведенных в инкубаторе утят КФХ передает «коллегам» на откорм, а через 42 дня выкупает у них уже готовых для забоя уток. Взяв стадо на 10 тыс. голов, фермер может выручить 1 млн рублей.
«Не всегда бывает сладко, конечно, — оговорился Хайрутдинов и рассказал о том, что сейчас КФХ строит цех глубокой переработки. — Строим не для того, чтобы заработать, а чтобы сельчанам продать подороже».
Фарид Хайрутдинов
Министр позднее заметил, что, когда Хайрутдинов уходил из «Эдельвейса», у него не было ни одного седого волоса. «Вошел в кооператив — и стал седым!» — пошутил Ахметов. «Но волосы меня не покинули!» — ответил под смех зала Хайрутдинов.
Тут Хайрутдинов сказал, что при поддержке Марата Готовича его КФХ выиграло «тендер» в рамках одной из госпрограмм и получит 30 млн рублей на постройку цеха. «Тендер не выигрывают при поддержке Марата Готовича», — осторожно заметил министр, а Хайрутдинов поправился, что так или иначе министр «показал направление».
Гендиректор КФХ считает, что есть необходимость возведения для кооператоров единого логистического агроцентра, который смог бы снижать издержки при доставке продукции в сети, потребителям.
«Суши, пиццу же развозят напрямую потребителю! — напомнил Хайрутдинов. — Необходимо обойти тех товарищей, которые сегодня сидят у меня на шее. Я трачу 6 рублей со ста рублей, чтобы довезти до „Ашана“! То же самое тратят другие. Если нас будет 20 человек, то потратим два рубля».
Затронул Хайрутдинов и тему зонтичного бренда «Национальная торговая марка». Выяснилось, что за три года существования ГУП «Национальная торговая марка» во главе с Илсуром Сафиуллиным выдало разрешение на использование торгового знака только 12 предприятиям, в их числе нет КФХ «Рамаевское».
«Нужно выполнить некоторые требования, — сказал Сафиуллин в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Мясо стандартное, а мы хотим, чтобы оно соответствовало более высоким стандартам. У продукции должна быть уникальность. Они подтягиваются, и я думаю, что в этом году мы достигнем с ними договоренности».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 73
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.