Владелец медиахолдинга Life Арам Габрелянов на этой неделе, комментируя дискуссию вокруг закона об изучении родных языков, призвал забыть слово «россиянин» и называть всех русскими, пусть и с армянскими, татарскими или иными корнями. Почему он решил высказаться именно сейчас, выражает ли он мнение части федерального истеблишмента и готова ли Москва всерьез сформировать гражданскую нацию в РФ под названием «русские»? На вопросы «БИЗНЕС Online» отвечают Максим Шевченко, Михаил Щеглов и другие.
Арам Габрелянов призвал забыть слово «россиянин» и называть всех русскими, пусть и с армянскими, татарскими или иными корнями
«ВРЯД ЛИ РУССКИМ ПОНРАВИТСЯ, ЕСЛИ В ТАТАРСТАНЕ ИХ БУДУТ НАЗЫВАТЬ ТАТАРАМИ»
Максим Шевченко — журналист:
— Скажу так: пошел ты, Арам Ашотович, куда подальше! Мы сами разберемся, как нам себя называть. Я считаю, что понятие «россиянин» идентично понятию «гражданин». Хотя каждый из нас может являться русским, армянином, татарином и так далее. Концепцию национального взаимодействия придумали люди, которые стояли на позициях развития народов. Россиянин — это гражданин, эти два понятия означают одно и то же. И отказ от позиции быть россиянами, повторяю, это лишение нас всех гражданских прав. Поэтому Габрелянов говорит — он, может, сам этого не понимает — о лишении гражданских прав. Быть французом — не значит быть им по национальности, это означает быть гражданином Франции, обладающим свободными правами. Конституционными, юридическими и так далее. Поэтому я буду стоять на концепции, что есть гражданское поле в России, гражданская позиция и каждый гражданин России — россиянин, житель Российской Федерации. А в нашей стране проживают 163 народа, среди которых есть русские, не русские, армяне, а есть Арам Ашотович. Вот он пусть будет россиянином без нации, без народности.
Леокадия Дробижева — руководитель центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН:
— Конечно, я с этим не могу согласиться. Знаю об этих высказываниях, но мне они кажутся просто удивительными для людей, которые живут в России, которые, естественно, должны понимать, что у нас многонациональная страна и что у каждого народа есть своя национальность. При этом одновременно все мы — граждане России.
Почему сейчас об этом заговорили? Есть мнение Русского народного собора о том, чтобы жители России назывались русскими — такое общее название. Некоторые члены этой организации даже говорили о том, что нужно идти к названию русских как «русичи». Но это одно из представлений, не доминирующее.
Знаете, совсем недавно мы брали интервью в Ханты-Мансийском округе, в прошлом году были интервью в Башкортостане. Беседовали со специалистами и с простыми людьми, с теми, кто связан с распространением какой-то идеологии. К примеру, библиотечные работники, преподаватели, работники СМИ. И это мнение вообще никак не находило поддержки. Это мнение какой-то части политического спектра. Мне кажется, даже просто говорить об этом немного провокационно. Все-таки у нас есть стратегия государственной национальной политики, где говорится об общей концепции многонационального народа (политической нации). Говорится о том, что нашей задачей является распространение гражданской идентичности, российской гражданской идентичности. Может быть и русская гражданская идентичность, и татарская одновременно, но общая же какая-то у нас есть идентичность, самосознание.
Может ли Москва всерьез поставить вопрос о формировании в стране гражданской нации под названием «русские»? На мой взгляд, не может. Потому что во всех странах есть такая политическая нация. Есть англичане, валлийцы, есть британцы. В Британии есть ирландцы, шотландцы, все они граждане Великобритании. В Испании есть каталонцы, есть жители Страны Басков, но все они испанцы. Так и у нас.
Айрат Хайруллин — депутат Госдумы РФ:
— Я читал его высказывание, оно гуляет в интернете. Я категорически не согласен с таким подходом и оно вызывает только раздражение. Потому что у нас многонациональная страна, и она этим и сильна. Сильна с точки зрения разнообразия культуры, нашего исторического прошлого. И каждый народ бесценен, буквально. Поэтому просто так взять и исключить национальную идентичность, особенность, — глупость. И это не только мое мнение, с этим не согласится ни один человек. Те же евреи — насколько гонимый был народ, через тысячи лет они сохранили свою веру, национальность, свою культуру. Да те же армяне хлебнули в своей истории немало, но каждый из них старается сохранить свои корни. Я не знаю ни одного армянина, который бы стеснялся, что он армянин, или бы не гордился этим. Поэтому, я считаю, что этот пост — большая провокация, и ни в коем случае нельзя на нее вестись.
Да, когда мы бываем за границей, то нас всех называют русскими, и мы к этому спокойно относимся. Потому что в данном случае мы воспринимаем это как то, что мы россияне. Я татарин и горжусь этим, при этом я россиянин — гражданин Российской Федерации. Но я не считаю себя русским. Я уверен, что и русские гордятся быть русскими, и вряд ли им понравится, если в Татарстане их будут называть татарами. Повторю: такие вещи может заявлять только провокатор, пятая колонна. У нас есть национальные особенности, но мы граждане одной великой страны. Национальность не дает преимуществ и не делает кого-то лучше. Мордвин, чуваш, грузин, татарин — мы все уважаем наших предков.
«ЕСЛИ ХОТЯТ СОХРАНИТЬ РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ, ТО ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА СТРАНЫ НЕ ДОЛЖНА ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К ЭТОМУ МНЕНИЮ»
Николай Сванидзе — журналист, заведующий кафедрой журналистики Института массмедиа РГГУ:
— А кто такой Габрелянов, чтобы я комментировал? Любой, неизвестно кто, что-то скажет — и сразу все бросаются его комментировать, как будто это генеральный секретарь ООН. Мало ли что он сказал. А сказал глупость, на мой взгляд. «Русский» — это этнический термин. Татарин не может быть русским, потому что он татарин. А россиянин — это гражданин России. И споры по этому поводу достаточно глупы, я считаю.
Егор Просвирнин — политолог, главный редактор «Спутник и Погром»:
— На самом деле, неважно, согласен ли я с таким подходом. Важно, согласны ли с ним потенциальные русские — армянского, еврейского, татарского или какого-либо другого ответвления. Потому что национальность — это в первую очередь самоидентификация. То есть, если человек не считает себя русским, вы можете как угодно его называть, от этого он себя русским считать не начнет. У господина Габрелянова такой очень советский подход, когда национальность прописывали в паспорте. Государство проштамповало, а ты с этим живи, это тебя к чему-то обязывает. Но это бессмысленно. Потому что человек за строчку в паспорте никогда не пойдет воевать, умирать... Настоящая национальность — это та культурно-политическая идентичность, которая способна сподвигнуть большие массы на некое совместное действие, включая коллективную жертву, и она выбирается только самим человеком. Поэтому сам этот подход — мол, давайте всех называть русскими, или как-то еще — повторю, совершенно бессмысленный. Это чисто советское мышление.
По поводу того, почему Габрелянов решил высказаться по теме сейчас и чье мнение он выражает. Знаете, я не очень в курсе внутренних раскладов в администрации президента, в которую Габрелянов вхож настолько, что является ее частью. Поэтому я не очень понимаю, зачем ему понадобилось внезапно всех записать в русские. Могу лишь вспомнить, что похожая инициатива недавно исходила от парламента Чеченской Республики, который предлагал официально дать русским статус государствообразующего народа в Конституции РФ. Тоже неизвестно, почему чеченцам понадобилось защищать статус русских. У нас такая немножко дикая страна, где официально, на уровне закона никаких русских нет и не приходится говорить о каком-то русском вопросе. Единственные, кто об этом вспоминает, это то армяне, то чеченцы, то еще какие-то нацменьшинства. То есть получается, что у нас нацменьшинства — гораздо бо́льшие русские националисты, чем сами русские.
Дамир Исхаков — доктор исторических наук:
— Никакими «русскими» коренные народы здесь не станут, потому что мы как были изначально татарами, так и останемся. У меня множество знакомых, в том числе и других коренных народов, например волго-уральского региона, — никто не собирается менять свою идентичность. Чуваши останутся чувашами, марийцы — марийцами, поэтому армяне могут советовать только своим сородичам что-то, но не другим народам. Потом, в соответствии с Конституцией РФ, эта федерация учреждена волей народов Российской Федерации. Никаких обществ «россиян», тем более под названием «русские», нет. Русские есть как народ, россиян как русских просто нет. Габрелянов решил подыграть русским шовинистам, это сейчас модная тенденция. Он, видимо, хочет заработать некие очки, которые потом будет пытаться реализовать в монетное дело, а может, и политиком хочет стать. Если хотят сохранить Российскую Федерацию, то политическая элита России не должна прислушиваться к этому мнению. Если хотят разрушить федерацию, то тогда да...
«У НАС ТУТ ЗА КРИКАМИ «ГОЛ, ГОЛ!» ПОДКИНУЛИ ВОТ ЭТУ ТЕМУ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:
— Знаете, в мое время рассказывали такой анекдот. Когда Киссинджер приехал к Брежневу, он спросил у его помощника Блатова: «Вы еврей?» Тот: «Нет, я русский». «Я понимаю, я тоже американский», — отвечает Киссинджер.
Если по делу, то глупости это все. Не знаю, на каких постулатах держится LifeNews этого Габрелянова, кто и за что ему платит. Я прочел на днях эту выходку и не понимаю его. Каждый человек привержен к своей национальности, хранит мамин язык. У евреев называется маме лошн — «язык мамы». Он хранит обряды, религию, память о дедах, о кладбищах. Еврейское кладбище отличается от православного.
Человек должен помнить свою культуру, культуру своей нации, песни, сказания, рассказывать сказки детям. Нельзя говорить, что наша нация лучше вашей, потому что... Нельзя этого говорить. Но приверженность к нации надо передавать своим детям. Русские — это русские, евреи — это евреи, татары — это татары, всем есть чем гордиться... Армяне — кстати, я жил в Армении и знаю их резкий восторг своей нацией, потому что у нее многотысячная история.
Повторяю: взгляд Габрелянова — непродуманная глупость, если не провокация. Я всегда говорю в таких случаях, что человек либо дурак, либо провокатор. Третьего нет. Просто так такие посты не рождаются. Почему мы все русские, почему нельзя сказать, что мы все евреи? Давайте мы будем евреями. В Израиле — уж насколько еврейское место, там и то есть другие евреи со своей конфессией, есть евреи-эфиопы, но все они израильтяне. А тут Россия, где сотни национальностей. Калмыки, что ли, русские? Якуты, коми? Глупости это все. Все нации великие.
Михаил Щеглов — председатель общества русской культуры РТ:
— Нет, конечно, не согласен. Я думаю, такие вбросы приводят к ненужному возбуждению людей, которых по численности существенно меньше русских, которые не хотят отказываться от своей идентичности. Тем более с этой больной языковой темой увязывать — это я бы назвал провокацией. Таким образом проверяют «на вшивость» публичное пространство и общество. Но у нас тут за криками «гол, гол!» протащили повышение НДС, пенсионного возраста, потом подкинут вот эту тему межнациональных отношений. Возможно, этот проект нацелен на то, чтобы отвлечь людей от серьезных проблем, я допускаю. Возможно, это проверка напряженности в сфере межнациональных отношений.
Фаузия Байрамова — общественный деятель, писательница:
— Нет, с этим никто не может согласиться. Пусть этот армянин не придумывает всякие небылицы, сами они не пишут ведь себя турками, персами или азербайджанцами, считают армянами, стараются сохранить свой язык, а россиян подстрекают. Пусть русские остаются русскими, татары — татарами, каждый пусть остается в своей нации, а армянин, если хочет себя считать русским, то пусть пишется русским. Сейчас языковой вопрос сгущается, им мало того, что язык убрали из школ, взялись за уничтожение наций. Кто-то думает, что, если мы не будем называться татарами, башкирами или чувашами, тут же превратимся в русских. Но они сильно ошибаются. Раз мы за 500 лет смогли сохранить свой язык, религию, то никогда не станем ни русскими, ни россиянами. Да, мы граждане России, страна одна, но нации разные, и в дальнейшем это так и останется. Почему русские в Прибалтике, на Украине называют себя русскими? Почему-то им не хочется становиться латышами или украинцами. И мы сохраним свой язык, религию, школы. Россия чешет там, где не чешется, не надо трогать нации, и так обстановка нервная.
«КАЖДЫЙ СВОИМ СЕРДЦЕМ В НЕЙ. КТО ЧУВАШ, КТО ЕВРЕЙ...»
Павел Шмаков — директор школы «СОлНЦе»
— Нет, конечно, не согласен с этим. Да, мы все из России, наша родина — Россия, это правда. Но Россия — это федерация. Каждый своим сердцем в ней, кто чуваш, кто еврей, кто татарин — это нормально. А подобные высказывания — то самое перегибание палки в сторону жесткой централизации, в попытке сделать из федерации унитарное государство, в сторону того, чтобы культуры перестали взаимообогащать друг друга, чтобы была единая культура. Помните же, был такой единый советский народ — тут то же самое.
Некоторые люди, в частности Габрелянов, пытаются быть безгрешней папы Римского, услышать, что Путин имел в виду... России выпал редкий шанс, у нее есть возможность, чтобы великие культуры взаимообогащали друг друга: христианство, ислам, иудаизм и прочие, чтобы это была действительно федерация. А некоторые хотят телегу запрячь впереди лошади, чтобы осуществить свои цели. Это нацистская идеология. Помните, говорили: «Истинный ариец», — как когда-то в Америке существовали вагоны только для белых... Это все оттуда. Москва может всерьез поставить вопрос о формировании гражданской нации под названием «русские», но я искренне верю, что Путин этого не позволит. При всей жесткости нашего президента, я убежден, что он умный, талантливый человек.
Индус Тагиров — академик АН РТ:
— Это проявление той же политики русификации страны, только в конкретном и частном выражении. Поэтому с этим я никак согласиться не могу. Мы татары, мы армяне, башкиры, мы узбеки и так далее, но не русские. А русские сами по себе русские, пусть они так и будут, мы будем принимать их в таком виде. Конечно, он выражает мнение определенных кругов, в том числе тех, которые находятся рядом с ним непосредственно. Эта тема стала муссироваться из-за того, что Дума рассматривает вопрос о состоянии языков. Габрелянов не один, конечно, — многие так стараются. Если бы не этот человек, выступили бы другие. Москва давно уже ставит подобные вопросы: сначала как «советский народ», потом «российский народ»... Но этого никогда не будет, потому что ни один нормальный башкир, ни один армянин не смирится с тем, чтобы его называли русским, потому что он не русский, его этническое происхождение иное, у него корни другие, и он чтит свои корни.
Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ:
— Я с 1967 года изучаю историю, в генетике нет такого определения, как русский. Более правильно говорить — россияне. Габрелянов , видимо, хочет услужить, привлечь к себе внимание — это дешевый авторитет. Руководство страны такого не говорит. И это невозможно, потому что есть генетика, корни, есть история каждого народа, есть культура, фольклор. Луга красивы разноцветием — дружбой народов наша страна непобедима, тем более что она многоконфессиональна, связана с конфессиями, а эту тему трогать нельзя.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 568
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.