Любопытная композиция появилась сегодня на новом променаде по ул. Декабристов рядом со зданием «Татмедиа» Любопытная композиция появилась сегодня на новом променаде на улице Декабристов рядом со зданием «Татмедиа» Фото: Амир Сафин

«НАКОНЕЦ-ТО ЖИВОЙ ПАМЯТНИК, А НЕ СТАТИЧНЫЙ, А ТО ОБЫЧНО ГРОЗНЫЕ ЛЮДИ СТОЯТ И КУДА-ТО СМОТРЯТ»

Возводить малую скульптурную форму начали сегодня утром с помощью крана. А монтировать под джазовую музыку, раздающуюся с фан-феста, закончили после обеда. Однако пока скульптурная композиция находится за ограждением — видимо, для того, чтобы все подсохло и она прочно укрепилась на этом месте.

Памятник представляет собой композицию из двух советских школьников, играющих в футбол после уроков. Один застыл в позе Игоря Акинфеева, готовясь поймать мяч, а второй парень готов нанести удар, для чего, собственно, и замахнулся ногой по мячу.

— Посмотри-ка, и кеды такие же, как у нас в детстве были, — радостно воскликнул прохожий, который одним из первых увидел новый памятник.  

И действительно, если внимательно присмотреться к ребятам, то принадлежность к советской эпохе видна по атрибутам. На одном из парней ремень с бляхой, на которой нарисована пятиконечная звезда, на школьной форме — нашивка, на которой изображена раскрытая книга на фоне восходящего солнца. Такая форма была у каждого советского мальчишки. По словам скульптора Асии Миннуллиной, к отображению эпохи в одежде подходили тщательно, специально искали, к примеру, кеды того времени. И ранцы, которые расположились неподалеку от пацанов, — также точная копия советских школьных портфелей.  

По нашей информации, скоро у этого небольшого монумента появится надпись примерно такого содержания: «Эта скульптурная композиция посвящена всероссийскому детско-юношескому турниру „Кожаный мяч“, который начал проводиться по инициативе легендарного советского вратаря Льва Яшина с 1964 года и является самым массовым соревнованием по футболу среди юных футболистов».


Не успели композицию водрузить на ее постоянное место, как прохожие уже активно вступили в обсуждение:

— Наконец-то живой памятник, а не статичный, а то обычно грозные люди стоят и куда-то смотрят. А тут хоть дворовые мальчишки и футбол, — говорит рыжеволосая мама своему чаду.

— Мам, смотри, пацанов-то два, а портфеля тут стоит три, — подметил ребенок.

Асия Миннуллина была удивлена такой прозорливостью прохожих, которые заметили такую, казалось бы, мелочь, однако призналась корреспонденту «БИЗНЕС Online», что это еще не вся композиция.

— Там будет лавочка и на ней будет сидеть болеющая детвора в галстуках. Просто не успели к окончанию чемпионата мира все сделать. Каждая скульптура не должна иметь адресность. По сути, это собирательный образ. Это, на мой взгляд, очень хорошая мысль — воссоединить историю в единую цепь, не считать ее после революции по новой, после 90-х заново. Это посыл, чтобы люди соединяли ленту времени, чтобы она не прерывалась. Потому что это все мы. Да, это мы расстреляли царскую семью, но и хорошего много было. К примеру, в каждом дворе был каток, были футбольные площадки. Дети были предоставлены сами себе, поскольку родители зарабатывали деньги. Мальчишки играли в футбол район на район. А потом площадки исчезли, появились ОПГ. Ребята начали уже район на район с палками ходить. После чемпионата мира по футболу жизнь не заканчивается. И не начинается с чистого листа. Нужно  цеплять непрерывность истории.

Памятник представляет из себя двух советских школьников, играющих в футбол после школы Памятник представляет собой композицию из двух советских школьников, играющих в футбол после уроков Фото: Амир Сафин

«МЫ ПОМРЕМ, ПАМЯТНИК ИЗ БРОНЗЫ ОСТАНЕТСЯ. ПОЭТОМУ НУЖНО ДУМАТЬ, КАК ОН БУДЕТ СТОЯТЬ ВО ВРЕМЕНИ,  А НЕ ТОЛЬКО ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО К ПРАЗДНИКУ»

Чувствовалось, что Миннуллина, которая внимательно следила за процессом установки скульптуры, находится немного в смешанных чувствах. С одной стороны, ей очень импонирует то время, она сама с удовольствием рассказывала, как зимой во дворе вытаскивала шланг, чтобы заливать каток, а потом сама стояла в валенках на воротах. С другой стороны, как и, наверное, любому художнику, ей не нравилось, что на изготовление бронзовой скульптуры отводилось мало времени.

— Никогда не дают времени нормально поработать над скульптурой, никогда, — сокрушалась она. — Это же бронза. Мы помрем, памятник останется. Поэтому нужно думать, как памятник будет стоять во времени, а не только делать что-то к празднику. Нельзя так гнать.

Миннуллина рассказала, что ей предложение о данной работе поступило месяца за два до начала мундиаля. Крайне малый срок для такого рода работы. Идея композиции принадлежит мэру Казани Ильсуру Метшину.

— Эта большая площадка, много средств в нее вложено, — говорит скульптор. —  Шарики на возбуждение ярких эмоций не действуют. Хотелось что-то живое, поэтому и пришла такая идея.

В мэрии города затруднились ответить на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о стоимости, источнике финансирования и сроках появления всей композиции целиком.

К слову,  первая городская скульптура Миннуллиной была выполнена неподалеку — это был памятник афганцам возле издательства, который в этом году поменял свою дислокацию и теперь базируется в парке Победы. Также ее авторству принадлежат и другие малые скульптурные формы в городе, которые полюбились как горожанам, так и гостям столицы: памятник благотворителю Асгату Галимзянову под кремлем, на лужайке напротив цирка (эту работу художник выполняла по заказу первого президента РТ Минтимера Шаймиева), памятник Качалову, который стоит в атриуме драмтеатра, памятник Кул Гали в парке Тысячелетия, композиции «Загадки Шурале» возле театра им. Камала, памятник казанским водовозам возле здания «Водоканала» (улица Горького)...  Теперь еще и скульптура советским школьникам.

«Время казанского граффити, с которыми были связаны неудачи, прошло. Портрет лидера сборной Хорватии Луки Модрича оказался счастливым для этой команды» «Время казанского граффити, с которыми были связаны неудачи, прошло. Портрет лидера сборной Хорватии Луки Модрича оказался счастливым для этой команды» Фото: «БИЗНЕС Online»

В КАЗАНИ ИГРАЛИ РОНАЛДУ, МЕССИ, НЕЙМАР, И ГРЕХ ЭТИМ НЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ

Установка оригинальной скульптуры — не единственное городское событие, посвященное финальным дням чемпионата мира по футболу. На  улице Баумана сегодня, перед финалом ЧМ, появится новое граффити. На нем будут изображены главный тренер французов Дидье Дешам, мэр Парижа Анн Идальго, скульптура Ники Самофракийской и другие символы страны. На граффити также будет изображена надпись: Nous sommes avec vous! («Мы с вами!»)

В пресс-службе татарстанской столицы заявили: «Время казанского граффити, с которыми были связаны неудачи, прошло. Портрет лидера сборной Хорватии Луки Модрича оказался счастливым для этой команды. Чтобы уравнять шансы в финале чемпионата мира по футболу между сборными Хорватии и Франции, было решено подготовить в столице Татарстана новое граффити с изображением главного тренера французской команды Дидье Дешама, мэра Парижа Анн Идальго и символов Франции. Мы поддерживаем нашего друга Анн Идальго и в ее лице всю сборную Франции. Мэр Парижа — это настоящий победитель, которая выиграла право на проведение летних Олимпийских игр в столице Франции в 2024 году. Мировые спортивные состязания — невероятный праздник, который является украшением любого города. Мы надеемся, что граффити принесет удачу сборной Франции и после чемпионата мира Анн Идальго, Дидье Дешам или игроки команды посетят Казань».

Как мы видим, столица РТ стремится закрепить у себя историю мирового мундиаля.

Глава госкомитета по туризму Сергей Иванов, выступая на вчерашней пресс-конференции в городском пресс-центре, отметил, что опыт всех стран, которые проводили чемпионат мира, показывает, что после него в течение двух-четырех лет турпоток растет большими темпами, и Татарстан также не упустит эту возможность. В Казани играли Роналду, Лионель Месси, Неймар, и грех этим не воспользоваться:

— У нас же есть дом, где жил Владимир Ленин, вот так же теперь есть стадион и все остальное, где играли и жили великие футболисты...

Сергей Иванов отметил, что опыт всех стран, которые проводили чемпионат мира, показывает, что после него в течение двух-четырех лет турпоток растет большими темпами, и Татарстан также не упустит эту возможностьФото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ ВЕЛИКИЕ ИГРОКИ ОСТАВИЛИ ГДЕ-ТО СВОИ АВТОГРАФЫ ИЛИ У НАС БЫЛА БЫ СВОЯ «АЛЛЕЯ СЛАВЫ», ГДЕ ФУТБОЛИСТЫ ОСТАВИЛИ ПОСЛЕ СЕБЯ СЛЕДЫ ОТ РУКИ, НОГИ, ТОГДА БЫЛО БЫ БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНО»

Мы поинтересовались у экспертов «БИЗНЕС Online», действительно ли подобные фишки могут стать магнитом для туристов и какую роль в этом может сыграть появление новых скульптурных форм.

Сергей Пасечник — генеральный директор Companion SP:

— Безусловно, тот факт, что в Казани прошел крупнейший футбольный чемпионат, сыграет на привлечение туристов и поспособствует росту туристического потока. ЧМ — это большой опыт, во-первых, для нас как для принимающей стороны, во-вторых, для всех служб сервиса. Это международный опыт и хороший шлейф, который останется после мундиаля. Например, мои гости остались очень довольны, были приятно удивлены чистотой Казани, безопасностью, а также радушием людей.

Могут ли появиться благодаря этому новые туристические маршруты? Не знаю. Интересно ли смотреть просто, скажем, на номера, места проживания даже звездных футболистов? Наш стадион сам по себе красив, и если игроки оставили там где-то свои автографы или у нас была бы своя «Аллея славы», где футболисты оставили после себя следы от руки, ноги, тогда было бы более интересно. Но это у нас, кажется, как-то не предусмотрели.

Что касается вот таких малых архитектурных композиций, они всегда вызывают интерес. Люди приходят фотографироваться, прогуливаются мимо, играют рядом, все это полезно.  

Рамиль Мифтахов — гендиректор туристического агентства «Персона грата»:

— Конечно же, туристическая программа в городе будет скорректирована. Футбольные места, объекты будут включены в общие обзорные программы, чтобы можно было говорить, что у нас проходил чемпионат мира по футболу и здесь играли великие футболисты, здесь жил Неймар, а здесь — Месси. Но это вплетется в общую программу как дополнительная информация о Казани. А отдельный маршрут по местам чемпионата... Ну спрос рождает предложение, и если такое предложение есть, значит, будет какой-то потребитель. Да, отдельный маршрут может быть разработан, но насколько он будет пользоваться спросом — это уже покажет время.

Азамат Сабиров — генеральный директор компании AVT:

— Если говорить о туристическом потенциале, то, конечно, многие страны увидели города России, в которых проводился чемпионат мира. И Казань здесь показала себя лучшей со всех сторон: организации, отдыха, приема болельщиков, команд, безопасности. Тут Казань заняла первое место. Ну и я считаю, что по красоте и компактности для туриста столица Татарстана показала себя с наилучшей стороны. Думаю, что болельщики тех стран, которые у нас побывали, активно будут рассказывать о нашем городе, такое сарафанное радио. Прилетев домой, человек расскажет о Казани как минимум двум своим друзьям, а дальше армия болельщиков у нас будет увеличиваться. Думаю, надо использовать этот момент и работать с фан-клубами этих стран для того, чтобы таким образом привлекать туристов в Татарстан.

Что касается новой архитектурной композиции — если мальчик на воротах будет с лицом Акинфеева и нога у него будет в том же известном всей России положении, тогда, я думаю, все жители будут к этому месту приезжать, чтобы потереть золотую  ногу голкипера. Тогда да, будет здорово. Чем больше таких фигур — я их называю местом притяжения, — тем лучше.

Для Казани очень важно — я об этом давно говорил и Сергею Иванову, и в мэрии города, — что лучше вместо заборов, которые они на всех почти дорогах сделали, создавать именно места притяжений. Ненужные помещения, объекты отдавать бесплатно под музеи современного искусства, для галереи, для того, что будет интересно туристам. Я думаю, что если бы мэрия — и вообще республика — в этом плане проработали бы какую-то программу, то и памятников было бы больше, и интересных мест.

У нас сейчас охоту отбили вообще что-либо создавать, какие-то арт-вещи, потому что власть знает, как наказывать за все это. То есть существует регламент, по которому ты всегда неправ и будешь наказан, а регламента, помогающего создавать интересные арт-объекты в городе, которые будут интересны туристам, — такого нет. Например, в Майами есть целый район Винвуд-Арт-Дистрикт, где можно раскрашивать стены и так далее, куда переехала вся богема. Что-то подобное надо создавать в Казани.