За приобретенный комплекс, общая площадь которого составляет без малого 5 тыс кв.метров, Абдулнасыров заплатил 150 млн рублей За приобретенный комплекс, общая площадь которого составляет без малого 5 тыс. кв. м, Руслан Абдулнасыров заплатил 150 млн рублей Фото: Олег Спиридонов

«У НАС С ТТС ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ»

Крупная сделка произошла на авторынке Челнов. Казанский бизнесмен Руслан Абдулнасыров приобрел у ООО «Банковский долговой центр» (БДЦ, структура, близкая к Ак Барс Банку) автомобильный комплекс на проспекте Хасана Туфана, который строил в середине 90-х годов Ильдар Зиннуров — основатель крупнейшей некогда в Закамье автомобильной группы «Сапсан». С 2013 года, когда автоимперия Зиннурова была признана судом банкротом, три челнинских автосалона перешли к ГК «Прогресс», тесно связанной с компаний «АКОС» Александра Старикова. До того момента, как у самого «Прогресса» возникли финансовые трудности и имущество отошло к БДЦ, компания представляла на этой локации бренды Volvo, LADA и УАЗ. Также работал единый участок по кузовному ремонту. Общая сервисная мощность комплекса рассчитана на единовременный прием 28 автомобилей.

За приобретенный комплекс, общая площадь которого составляет без малого 5 тыс. кв. м, как сообщил нам один из участников рынка, Абдулнасыров заплатил порядка 150 млн рублей. По другим данным, общая стоимость автоцентров составила 160 млн рублей, из которых 30 млн — это собственные средства компании, а остальное — кредит от Энергобанка (принадлежит братьям Айрату и Илшату Хайруллиным).

Сам Абдулнасыров завершение сделки с БДЦ в своем аккаунте в «Фейсбуке» сопроводил комментарием (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.): «Все друзья, мы закрыли Закамский регион в Татарстане! 10 июля открыли большой автомобильный комплекс в Набережных Челнах! Поздравляйте нас, мы это заслужили! Теперь мы работаем в четырех городах нашего региона Казань, Нижнекамск, Альметьевск и наконец-то Челны! Пока здесь будет работать бизнес по продаже автомобилей с пробегом, дальше будет видно, либо все так останется или оформим на это место дилерство. Ребята у нас какие молодцы, все на подъеме, заряженные переть в гору. Сейчас наше время! Надо этим пользоваться! Поздравляю своих коллег с этим знаменательным открытием. Заезжайте в гости по адресу: проспект Хасана Туфана, 3А».

Руслан Абдулнасыров: «Пока здесь будет работать бизнес по продаже автомобилей с пробегом, дальше будет видно. Сейчас наше время! Надо этим пользоваться!» Сам Абдулнасыров завершение сделки с БДЦ в своем аккаунте в «Фейсбуке» сопроводил комментарием «Сейчас наше время! Надо этим пользоваться!» Фото: «БИЗНЕС Online»

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он подтвердил, что автосалон по продаже подержанных автомобилей уже открыл свои двери для покупателей с 10 июля, но раскрывать сумму сделки не стал, сославшись на коммерческую тайну. «Наша картинка такая — так как там расположено три шоу-рума и три сервисные зоны, мы планируем разместить официальных дилеров трех популярных брендов, о которых я сейчас просто говорить не могу, — поделился планами Абдулнасыров. — Думаю, что в этом случае сразу же активизируется компания „ТрансТехСервис“ (ТТС) и начнет предпринимать определенные усилия, чтобы нам помешать. У нас в любом случае с ними есть определенные разногласия. Думаю, что им, как и мне самому, тоже не понравилось бы, если бы рядом с моими шоу-румами появилось бы три шоу-рума конкурента».

Напомним, ранее ТТС выкупил у структур предправления Акибанка Ильдара Галяутдинова три автосалона по этому же адресу, в которых были представлены бренды Volkswagen, Škoda и Audi. Более того, фольксвагеновский салон компания успела уже переформатировать под стандарты KIA. А сам автосалон Volkswagen при этом заехал на площади, где раньше продавались автомобили с пробегом.

«Полагаю, что с нашим приходом в Набережные Челны „ТрансТехСервис“ будет считать, что кто-то явился на их историческую родину и пытается там проводить какие-то активности, — продолжает тему соперничества Абдулнасыров. — Если уж называть вещи своими именами, то до последнего времени практически весь автобизнес Набережных Челнов был в руках одной компании — „ТрансТехСервиса“. У других компаний не было таких возможностей для развития. И естественно, у клиентов в этом смысле тоже возможности были ограничены. Если челнинец решал себе покупать автомобиль, то путь у него был только один — в компанию „ТрансТехСервис“».

Автосалон «Апельсин» был основан в 2004 году в Казани. Это была одна из первых компаний на казанском рынке, которая попыталась придать процессу покупки-продажи подержанных автомобилей хоть сколько-нибудь цивилизованный вид Автосалон «Апельсин» был основан в 2004 году в Казани. Это была одна из первых компаний на казанском рынке, которая попыталась придать процессу покупки-продажи подержанных автомобилей хоть сколько-нибудь цивилизованный вид Фото: Олег Спиридонов

Вложить в реконструкцию и оборудование автоцентров, а также в благоустройство прилегающей территории Абдулнасыров, по его собственным словам, планирует от 70 до 85 млн рублей. Он уверен, что в долгосрочной перспективе вложения окупятся. «Мы играем вдолгую, потому что мы себе это можем позволить. Даже если что-то пойдет не так, у нас же работающий бизнес, он же не заложенный», — заявил он, однако источника средств для сделки не раскрыл.

Отметим, что один из участников рынка, с которым побеседовал корреспондент нашего издания, предположил, что сделка могла быть совершена в интересах Александра Колесова — главного бенефициара компании «КАН-Авто». Таким образом, мол, казанская компания пытается «максимально тихо и бесконфликтно» войти на историческую родину ТТС. «Дружба там однозначно есть, такая хорошая, долгая дружба. Не знаю, на чем она основана, я в эти вещи не вникал, но дружба есть», — заключил эксперт. Сам Абдулнасыров участие «КАН-Авто» отрицает. «При чем тут вообще Колесов? У Александра свой бизнес, у меня свой!» — заявил бизнесмен газете «БИЗНЕС Online».

«Полагаю, что с нашим приходом в Набережные Челны «ТрансТехСервис» будет считать, что кто-то пришел на их историческую родину и пытается там проводить какие-то активности» «Полагаю, что с нашим приходом в Набережные Челны «ТрансТехСервис» будет считать, что кто-то явился на их историческую родину и пытается там проводить какие-то активности» (на фото — Вячеслав Зубарев) Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ УЖЕ НАУЧЕНЫ ГОРЬКИМ ОПЫТОМ»

Противоречия с ТТС, о которых говорил Абдулнасыров, ярко проявились не сегодня, а еще в январе этого года, когда было объявлено о создании ассоциации автомобильных дилеров Республики Татарстан. Инициатором и, соответственно, президентом объединения выступил Абдулнасыров. Среди татарстанских дилеров, пополнивших ряды некоммерческой организации, вместе с «Апельсином» оказались «Авто-1», АКОС, «Альтернатива», «Барс Авто», «Интер» и «КАН-Авто». В «ТрансТехСервисе» тогда заявили, что их в ассоциацию даже не пригласили. «Я не вижу в этой структуре ничего, кроме желания создать информационный повод. Если бы мне предложили в нее вступить, я бы задал вопрос: зачем мне это?» — давал оценку инициативе председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев.

С тех пор у Абдулнасырова добавился еще один повод недолюбливать конкурента. По его словам, компания ранее рассматривала вопрос о приобретении всех 7 автосалонов, расположившихся на Хасана Туфана. «Когда нам стало известно, что автосалоны выставлены на продажу, мы начали переговоры с собственником самых интересных активов — тех самых, что купила в итоге компания „ТрансТехСервис“, — автосалоны компании „Гранд Авто“. Мы не раз встречались с председателем правления Акибанка Галяутдиновым — и в Казани, и в Челнах, — говорит он. — Сначала договаривались по стоимости, потом о схеме передачи, потому что это был действующий бизнес — склады, машины, запчасти, дебиторская задолженность. Затем подписали соглашение, которое все раскладывало по этапам. И в какой-то момент Галяутдинов перестал брать трубку. И потом уже мне позвонил директор „Гранд Авто“ и сообщил, что их продали „ТрансТехСервису“. Я тогда сказал: „Все понятно, ребята, но так дела не делаются. Мы же с Галяутдиновым уже и по рукам ударили, и на бумаге договоренность была закреплена“. И у меня в голове вообще тогда не укладывалось, что кто-то будет отказываться от сделки. Мы же молодые, жизнь нас как-то должна же учить! Вот она нас учит и воспитывает. Но мы после этой ситуации нос не повесили, решили: раз не удалось купить первые три автосалона, значит, купим следующие три. Поехали к компании „Прогресс“ — хозяину следующих трех автоцентров. Они уже находились в процедуре переоформления имущества. В итоге пришли, ударили по рукам, я, наученный горьким опытом, сразу же отдал аванс. Сейчас уже все оформили», — рассказал бизнесмен.

В «ТрансТехСервисе» предпочли не комментировать сделку Абдулнасырова по покупке автосалонов в Челнах «Думаю, сразу же активизируется компания „ТрансТехСервис“ и начнет предпринимать определенные усилия, чтобы нам помешать»
Фото: Олег Спиридонов

«ВСЕ БРЕНДЫ ЗДЕСЬ УЖЕ ЕСТЬ»

Участники рынка оценивают перспективы нового игрока осторожно. «На мой взгляд, все бренды, которые были бы интересны Набережным Челнам, здесь уже есть, — считает Азамат Джантаев, руководитель сети автосалонов „Германика Авто“. — Все, что людям нужно, они могут купить не выезжая за пределы города. Разве что нет Volvo и Porsche. Поэтому было бы логичнее, если бы речь зашла не об одном дилерском центре масс-бренда на город, а о двух. У ТТС, например, был один центр KIA, теперь их уже два. Нужно, чтобы был не один центр Renault, а два, не один центр Hyundai, а два. Эти бренды входят в топ-5 на российском рынке по объемам продаж. Ну и естественно, чтобы была здоровая конкуренция, собственники у автоцентров должны быть разные. Полагаю, что и Renault, и Hyundai, и KIA для такого шага уже созрели. А по остальным брендам пока что не такие объемы продаж, чтобы открывать вторые дилерские центры. У кого-то автоцентр будет в старой части города, у кого-то — в новой. Клиент сможет выбрать лучший сервис, кто-то будет исходить из того, куда ближе ехать. В одном автоцентре такая акция, в другом — другая».

Азамат Джантаев: «Было бы логичнее, если бы речь зашла не об одном дилерском центре масс-бренда на город, а о двух» Азамат Джантаев: «Было бы логичнее, если бы речь зашла не об одном дилерском центре масс-бренда на город, а о двух» Фото: chelny-biz.ru

Александр Поваров, руководитель отдела продаж ООО «Камавтокомплект» (экс-руководитель департамента Trade-in компании «ТрансТехСервис»), считает, что в Набережных Челнах наблюдается переизбыток брендов. «Представлены практически все, ТТС все заполнил! — говорит он. — Если реально рассуждать, то сейчас у нас только китайские марки еще недостаточно широко представлены. Но ими уже активно занимаются и „Германика Авто“, и „Диалог-Авто“. Корейцы все есть. Японцы какие угодно! Люксовые бренды? Пожалуйста — Audi, Mercedes, BMW, Jaguar, Range Rover. А все, что дороже, думаю, в Челнах просто не купят. Поэтому, считаю, было бы логично, если бы у наиболее популярных брендов появилось бы в городе не по одному, а по два дилера. Работают же два дилера Mercedes в полумиллионном городе — и всем хватает клиентов. Машин по 20 в месяц каждый из них продает. Компания „ТрансТехСервис“ в последнее время на очень серьезный уровень подняла продажи и подержанных автомобилей, войдя в тройку лучших по стране, так что каким-то новым игрокам развить это направление в городе будет очень непросто».

По мнению еще одного участника рынка, высказавшегося на условиях анонимности, Абдулнасыров вполне мог бы открыть в челнинских шоу-румах дилерство Renault или Hyundai. Дистрибьютор, по его словам, смотрит не столько на цифры по продажам по конкретному городу, сколько на продажи в целом по Татарстану. «Если говорить о Renault, ТТС дошел до критичной цифры в 10 процентов. Он даже перевалил за 11 процентов доли общероссийской! Для любого дистрибьютора это критичные цифры. 10 процентов у них край, и им в любом случае надо „разбавлять“ этого дилера. Такая политика существует уже достаточно давно, поэтому, раз отдавать дилерство в Казани им по большому счету было больше некому, они отдали его Колесову. Допускаю, что такой вариант возможен и в Закамье, поэтому Renault в Челнах может появиться легко. С Hyundai немного сложнее, но, думаю, и эта марка может появиться на Хасана Туфана», — заключил эксперт.  

По мнению участника рынка, Абдулнасыров вполне мог бы открыть в челнинских шоу-румах дилерство Renault или Hyundai По мнению участника рынка, Абдулнасыров вполне мог бы открыть в челнинских шоу-румах дилерство Renault или Hyundai Фото: Олег Спиридонов

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ БАНКРОТСТВА

Напомним, автосалон «Апельсин» был основан в 2004 году в Казани. Это была одна из первых компаний на казанском рынке, которая попыталась придать процессу покупки-продажи подержанных автомобилей хоть сколько-нибудь цивилизованный вид. До этого практически все покупки такого плана совершались на авторынке, а в «Апельсине» неискушенному тогда еще покупателю предоставлялась гарантия на купленные автомобили и предлагались на выбор различные кредитные программы. Однако в финансовый кризис 2008–2009 годов компания вошла излишне закредитованной.

Автосалону пришлось пройти через процедуру банкротства. Причем заявление в Арбитражный суд о признании фирмы банкротом Абдулнасыров подал сам, не став ждать, когда этого потребуют кредиторы. Тогда же он заявил, что намерен сохранить присутствие на рынке и провести оптимизацию бизнеса. Бизнесмен закрыл представительства своих компаний в Татарстане и за его пределами (работать тогда осталось лишь два автосалона компании в Казани), сократил персонал на 40% и отказался от планов развития дилерской сети.

Лишь 5 октября 2016 года Арбитражный суд РТ завершил процедуру личного банкротства в отношении самого Абдулнасырова. Среди кредиторов были «Спурт» и «Тимер Банк», в совокупности требовавшие более 13 млн рублей. Однако финансовый управляющий Марат Шарипов пришел к выводу, что у должника ничего нет — невозможно наскрести даже на его собственное вознаграждение. В итоге банкротство закрыли, «добыв» лишь 10 тыс. рублей.

В настоящее время практически все юрлица, где бизнесмен был учредителем или директором, ликвидированы, в том числе ООО «Апельсин», ООО «Апельсин-Авто-Казань», ООО «Афоня».  Действующими остаются лишь та самая ассоциация «Автодилеры РТ» и АНО «Федерация парусного спорта, виндсерфинга и кайтинга Республики Татарстан». И то не совсем понятно, как это возможно, ведь по закону лицо, признанное банкротом, три года не имеет права учреждать юрлица и занимать руководящие должности.

У «Апельсина» есть два действующих автоцентра в Нижнекамске, два автосалона в Альметьевске У «Апельсина» есть два действующих автоцентра в Нижнекамске, два автосалона в Альметьевске Фото: Олег Спиридонов

Тем не менее сейчас у «Апельсина», помимо челнинских салонов, есть два действующих автоцентра в Нижнекамске, где компания на правах официального дилера реализует автомобили LADA и KIA, два автосалона в Альметьевске — автомобили KIA и Ford. В Нижнекамске юрлицо автосалона ООО «Апельсин-Авто» принадлежит Тимуру Абдулнасырову (судя по всему, брату), в Альметьевске — ООО «Армада» некоего Леонида Киселева (ранее Тимур Абдулнасыров был там гендиректором).

Кроме того, в последние годы Руслан Абдулнасыров активно развивал проект «Автосеть.рф» (права на торговый знак принадлежат ООО «Форум» некоего Романа Нахаева), растущий в основном за счет франчайзи. Согласно данным «АвтоБизнесРевю», в 2016 году сеть франчайзи вошла в топ-10 дилеров в стране по объему продаж автомобилей с пробегом. Отметим, что тройку лидеров этого рынка в стране замыкала компания «ТрансТехСервис», нарастившая в тот год продажи на 77% до 9,3 тыс. автомобилей. А вот наилучшую динамику роста показала как раз-таки «Автосеть.рф», у которой реализация подержанных машин за год выросла более чем вдвое. При этом доля автомобилей с пробегом от общего объема продаж превышала 76%, что стало лучшим результатом по рейтингу в целом. В 2017 году компания увеличила продажи новых автомобилей на 56% (до 3,7 тыс. штук), с пробегом — на 113% (до 13,8 тыс. штук). Выручка достигла 6,27 млрд рублей (плюс 99%).

Проект, помимо Казани, представлен еще в 12 городах России — Альметьевске, Буинске, Батайске, Бугульме, Набережных Челнах, Стерлитамаке, Перми, Омске, Чехове, Екатеринбурге, Ижевске, Нижнекамске. Причем в некоторых городах у компании не по одному, а по паре партнеров.

По мнению нашего источника на рынке, после банкротства компания Абдулнасырова смогла подняться опять же благодаря дружбе с «КАН-Авто». «Инициированное Абдулнасыровым в 2009 году банкротство — это был просто маневр. Плюс ни для кого не секрет, по крайней мере на казанском рынке, что Руслан очень сильно дружит с КАНом [„КАН-Авто“], точнее, с его руководителем Александром Колесовым, — утверждает наш источник. — Соответственно, у „КАН-Авто“ был период, когда у них не было еще автосалона по продаже автомобилей с пробегом „КАН-Авто Эксперт“, а trade-in был, и автомобили с пробегом Абдулнасыров покупал у них очень выгодно, перепродавая затем в своих автосалонах. Практически весь trade-in, который был в „КАН-Авто“, забирал Абдулнасыров. Плюс 2 процента — и вперед. А наценка на бывшие в употреблении автомобили доходила затем у него до 20–30 процентов, а то и больше. Если же речь шла об отечественных автомобилях, то и до 100 процентов доходила».

Одним словом, на челнинский рынок пришел игрок с опытом и бескрайними амбициями. Чего только стоят посты Абдулнасырова в социальных сетях (орфография и пунктуация автора сохранены прим. ред.): «Палю контору с потрохами! Кто-то в мае маялся, а мы росли! В мае компания АВТОСЕТЬ.РФ продала 1169 автомобилей! Представляете, одну тысячу сто шестьдесят девять автомобилей! Это на 5% лучше апреля. Маржинальный доход составил 54 681 387 рублей. +8% относительно результатов апреля. Выручка компании составила 362 774 491 рублей. Прибавили 6%. Скоро точно станем миллиардерами! Все что с нами происходит, мне напоминает всплытие из-под воды. Каждый рывок это подъем вверх! У нас появилась жажда достичь своей цели-стать компанией НОМЕР ОДИН в России по продаже автомобилей с пробегом. С каждым махом сил только прибавляется. Болейте за нас и молитесь, пусть у нас все получится!»