Рустам Минниханов поручил совету по предпринимательству провести исследование самозанятости в Татарстане Фото: «БИЗНЕС Online»

МИННИХАНОВ ПОРУЧИЛ УЗНАТЬ МОТИВЫ И ОПАСЕНИЯ САМОЗАНЯТЫХ

В последний раз особенно ярко тема легализации самозанятых была поднята в ходе расширенного заседания совета по предпринимательству при президенте РТ в апреле 2018 года. Тогда сами самозанятые высказали свои опасения, что легализация микробизнеса ни к чему хорошему для них не приведет. В результате президент РТ Рустам Минниханов поручил совету по предпринимательству провести исследование самозанятости в регионе с целью определить возможные мотивы самозанятых при переходе в легальный статус предпринимателя, выявить их опасения, этому препятствующие. Сегодня бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов озвучит результаты, с которыми «БИЗНЕС Online» смог ознакомиться заранее. Конечной целью исследования должна стать разработка программы, направленной на вовлечение самозанятых в легальную экономику.

Напомним, что в конце июня президент РФ Владимир Путин одобрил предложение главы ФНС Михаила Мишустина с 1 января 2019 года провести эксперимент по сбору налога на профессиональный доход с самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей. Для того чтобы отработать технологию, были выбраны четыре пилотных региона — Москва, Московская и Калужская области, а также Татарстан. Самозанятым предложат регистрироваться в специальном приложении, к которому они смогут привязать банковскую карту или счет, а уже с нее будет автоматически идти списание налогов. При этом в качестве «морковки» гражданам предложат 10 тыс. рублей в качестве первоначального налогового капитала. Предполагается, что регистрация в один клик и бонус в виде налогового капитала простимулирует самозанятых к переходу в легальное поле.

Главный вопрос дискуссии — размер налога. Ранее были озвучены предложения сделать ставку в размере 3% от дохода при оказании услуг физлицам и 6% — юрлицам при условии, что доход самозанятого не превысит 10 млн рублей в год. Контролировать доход самозанятых планируется за счет ужесточения контроля за транзакциями через банковские карты и стимулирование клиентов самозанятых требовать с них чек после оплаты. Например, предлагается создать систему баллов за запрос чека, которыми потребитель сможет оплачивать часть своих собственных налогов.

По словам Нагуманова, сейчас власти республики изучают разные варианты реализации пилотного проекта. Окончательное решение будет принято до конца июля, после изучения представленных сегодня результатов исследования. Отметим, что предыдущая попытка вывести самозанятых из тени фактически провалилась. В 2017 году были внесены изменения в статью 23 ГК РФ, предусматривающие в отношении отдельных видов предпринимательской̆ деятельности работу без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Самозанятым предлагали уведомительный порядок постановки на учет в налоговых органах, при этом в качестве бонуса освободив от уплаты НДФЛ в течение 2017–2018 года. Однако на это повелись лишь 1289 человек по всей России, в том числе 29 — в Татарстане.

. Путин одобрил предложение Мишустина с 1 января 2019 года провести эксперимент по сбору налога с дохода самозанятых граждан. Были выбраны четыре пилотных региона — Москва, Московская и Калужская области, а также Татарстан
Фото: kremlin.ru

39% ЭКОНОМИКИ РОССИИ — В СЕРОЙ ЗОНЕ

В Налоговом кодексе РФ дается следующее определение самозанятых граждан: физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и оказывающие услуги исключительно физическим лицам для личных, домашних или иных подобных нужд без привлечения наемных работников.

Росстат приводит цифру в 15 млн самозанятых на конец 2017 года. Однако, по оценкам федеральной налоговой службы, численность самозанятого населения значительно больше — около 25 млн человек. С этой оценкой коррелируют данные исследовательского центра национального агентства финансовых исследований (НАФИ), согласно которым почти каждый пятый россиянин работает на себя. В Татарстане, по оценкам экспертов из ряда республиканских ведомств (Татарстанстат, фонд обязательного медицинского страхования, министерство труда, занятости и соцзащиты РТ), ориентировочное количество граждан, находящихся в серой зоне в Татарстане, — 300 тыс. человек.

По данным НАФИ, самые распространенные виды деятельности среди опрошенных, работающих на себя, — торговля (11%), строительство (9%) и ремонт (5%), а также мелкие бытовые услуги (5%). Реже были отмечены услуги в сфере транспорта (такси и перевозки грузов, а также водители и автомеханика) — по 4%. Программистами, рабочими и учителями/воспитателями подрабатывают по 3% опрошенных. Также были названы косметические и парикмахерские услуги, производство изделий, приусадебное хозяйство, кулинария, медицинские услуги и сфера безопасности (по 2%).

Как отмечают эксперты, развитие информационного общества, снижение транзакционных издержек, высокое проникновение социальных сетей привели к новому буму самозанятости. Социальные сети дали гражданам простую и недорогую возможность продвижения своих товаров и услуг.

Согласно данным исследования международной ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA), 33,6 трлн рублей от ВВП страны (39%) приходится на серую экономику, в том числе на самозанятое население, чьи доходы сейчас не облагаются налогами. Понятно, что для государства очень важно получить контроль над таким гигантским пирогом.

. Росстат приводит цифру в 15 млн самозанятых на конец 2017 года. По оценкам ФНС, их численность значительно больше — около 25 млн человек
Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

«ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РЕСПОНДЕНТЫ НЕОХОТНО ИДУТ НА КОНТАКТ, ВЫРАЖАЮТ НЕДОВЕРИЕ И ОПАСАЮТСЯ ПОСЛЕДУЮЩИХ ПРОВЕРОК»

Согласно имеющемуся в распоряжении «БИЗНЕС Online» отчету, основная часть исследования проводилась методом фокус-групп. Всего было сформировано 10 таких групп по 8–10 человек в каждой. Каких-то особых требований к участникам не предъявлялось, главное, чтобы они в прошлом или настоящем были вовлечены в незарегистрированную предпринимательскую деятельность. Будущих респондентов искали через мониторинг рынка соответствующих товаров и услуг и прямое приглашение. В каждую группу входили представители различных отраслей, возрастов, уровня дохода.

Как отмечают составители доклада, организация встреч с самозанятыми, работающими без юридического оформления, потребовала больших усилий. «Потенциальные респонденты неохотно идут на контакт, выражают недоверие и опасаются последующих проверок со стороны правоохранительных и контрольно-надзорных органов», — говорится в документе. Так, для сбора запланированных в рамках программы исследования 10 групп потребовалось пригласить около 1 тыс. самозанятых.

Наиболее закрытыми к общению группами самозанятых оказались представители строительно-ремонтной сферы и водители. Охотнее всего на диалог шли кондитеры, репетиторы, журналисты, копирайтеры, SMM-специалисты, дизайнеры, представители индустрии красоты (парикмахерские, косметические услуги).

Кроме того, составители доклада отмечают фактор возраста — люди в возрасте от 18 до 35 лет с интересом отнеслись к исследованию и возможности принять участие в фокус-группах, тогда как мужчины и женщины старше 35 лет ссылались на занятость, нежелание сотрудничать с государственной структурой, безразличие к вопросу и перспективам развития самозанятости в целом. Самозанятые неоднократно подчеркивали, что для них важнее всего спокойствие и безопасность.

По итогам исследования было выделено несколько обобщенных характеристик самозанятого населения Татарстана. Так, для молодых людей в возрасте 18–35 лет работа в классическом понимании (например, офисная работа с 9:00 до 18:00) некомфортна, так как загоняет в жесткие рамки графика, а сверхурочная работа в данном случае воспринимается как тяготы, которые не оправдываются ни повышенной зарплатой, ни хорошим отношением со стороны руководства и коллег. Некоторые респонденты отмечали, что готовы вернуться к наемному труду, но при условии свободного графика.

«Зачем мне работать в офисе, подчиняться какому-то распорядку, когда сейчас я сама могу контролировать и формировать собственный график? Вот на днях я закончила выполнять заказы только в восемь утра и дальнейший день строила исходя из собственных потребностей. Я не могу себе позволить такое, если работать в офисе», — рассказал исследователям один из участников фокус-группы, работающий кондитером.

Сегодня Тимур Нагуманов озвучил результаты исследования, конечной целью должна стать разработка программы, направленной на вовлечение самозанятых в легальную экономику

«Я ЗНАЮ ВСЕ САНИТАРНЫЕ НОРМЫ НЕ ХУЖЕ, ЧЕМ В ЛЮБОМ КАФЕ»

По словам участников фокус-групп, они знакомы с нормами, предъявляемыми к их деятельности, и соблюдают их в работе. Впрочем, зачастую санитарные нормы исполняются самозанятыми с некоторыми «бытовыми» допущениями — часть норм технически невозможно выполнить в домашних условиях. В связи с этим некоторые самозанятые из сферы кулинарии высказывались о необходимости создания системы упрощенных санитарных норм специально для тех, кто работает на дому. Другие предприниматели утверждают, что соблюдают абсолютно все саннормы и готовы пройти сертификацию, если это гарантирует им защиту от проверок.

«Мы специально оборудовали отдельную комнату, где я могу печь торты. Купили два холодильника для разных продуктов, специальную печь, но соблюдать все санитарные правила в домашних условиях нереально! Вы знаете, сколько всего надо только для одной обработки яиц? Это же требования для ресторанов. Нужно, чтобы для „домашних“ кондитеров были немного другие правила игры», — приводятся в исследовании слова неназванного 31-летнего надомника.

Другой участник опроса заявил, что он дипломированный кондитер и знает все санитарные нормы не хуже, чем в любом кафе. «У меня дома на кухне стерильная чистота — я там готовлю продукцию для себя, клиентов, друзей, близких, детей. Если ко мне нет претензий по санитарным нормам, зачем меня проверять? Можно один раз нас как-то сертифицировать или обучить, принять сертификационный экзамен и оставить в покое на какое-то время», — считает он.

. Примечательно, что участники исследования воспринимают самозанятость как свою основную трудовую деятельность, подходят к ней сознательно
Фото: ©Виталий Тимкив, РИА «Новости»

«ЕСЛИ ГОСУДАРСТВУ НУЖНЫ МОИ ДЕНЬГИ, ТО ПУСТЬ ВЗАМЕН ПРЕДОСТАВИТ МНЕ ВОЗМОЖНОСТЬ СПОКОЙНО РАБОТАТЬ»

Примечательно, что участники исследования воспринимают самозанятость как свою основную трудовую деятельность, подходят к ней сознательно. В каждой фокус-группе присутствовали два-три респондента, которые считают самозанятость необходимым этапом перед переходом в легальное поле, обязательным этапом развития своего дела. Однако такой подход, как выявило исследование, нехарактерен для сферы образования (репетиторство) и строительства.

Большинство участников фокус-групп заявили, что готовы платить налоги, работать открыто и прозрачно, проявляют лояльное отношение к государству. Примечательно, что последнее утверждение характерно как для молодежи, так и для людей среднего возраста. При этом видение справедливого размера налогов различается. Наибольшее недовольство со стороны самозанятых вызывает необходимость платить фиксированные взносы в фонды социального страхования и пенсионный фонд.

В частности, самозанятые указывают на то, что налоги для ИП не дают предпринимателю тех же гарантий от государства, что и уплата НДФЛ наемным работником — тот может вернуть часть денег в виде налогового вычета при покупке квартиры, оплате за медицинские услуги или обучение в вузе.

«Если государство придумает какой-то общий патент на работу, то я готова платить его раз в год, только пусть меня никто не трогает. Мне не хочется разбираться с отчетностью, ходить по налоговым, но и работать в серую небезопасно. Если государству нужны мои деньги, то пусть взамен предоставит мне возможность спокойно работать», — прокомментировал проблему уже упомянутый ранее 31-летний кондитер.

Опрошенные предприниматели отмечали, что после выхода из теневого сектора им придется повысить стоимость своих услуг Фото: «БИЗНЕС Online»

НЕВОСТРЕБОВАННОСТЬ НА РЫНКЕ ТРУДА, НИЗКАЯ ЗАРПЛАТА, САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Согласно отчету, основными причинами выбора самозанятости как основного вида деятельности является невостребованность на рынке труда по выбранной специальности, низкая заработная плата при официальном трудоустройстве, а также возможность самореализоваться в интересующей сфере.

«Заканчиваешь университет, начинаешь искать работу, а потом выясняется, что на рынке труда ты, весь такой хороший, никому не нужен. А там, где нужен, хотят, чтобы ты работал за копейки, даже если у тебя есть опыт», — отметил 25-летний молодой человек, работающий иллюстратором.

Ключевыми факторами, которые определяют работу без регистрации в качестве ИП, было названо нежелание заниматься «бумажной волокитой и хождением по контрольно-надзорным органам» для официальной регистрации, лицензирования, сертификации, получения разрешительных документов, большой размер налога для ИП, который не покрывают доходы самозанятых, а также сложность и запутанность системы сдачи налоговой отчетности. Кроме того, по мнению самозанятых, требования к учету и отчетности регулярно меняются, что создает для них риски, связанные с нарушениями из-за незнания этих изменений.

Опрошенные предприниматели отмечали, что после выхода из теневого сектора им придется повысить стоимость своих услуг, что делает их менее конкурентоспособными на фоне других предпринимателей, которые продолжают работать на себя. В том числе опрошенные самозанятые отмечали нежелание тратиться на контрольно-кассовую технику.

«Мне не хочется платить налоги, потому что на выходе получается, что я отдам все свои деньги. Я понимаю, что, если не хочешь, заставят, каким-нибудь образом они (правительствоприм. авторов доклада) придумают, как обложить нас налогами, потому что лишних денег не бывает», — уверена 29-летняя женщина, занимающаяся изготовлением украшений.

Также среди самозанятых распространено мнение, что ведение официальной предпринимательской деятельности неизбежно сопряжено со взяточничеством — для беспрепятственного продолжения деятельности бизнесу необходимо откупаться от проверок и нападок проверяющих. Как отмечают составители доклада, формирование такого стереотипа о властных структурах среди самозанятых происходит под влиянием друзей, коллег или родственников, которые вели или ведут легальный бизнес и сталкивались с подобными проблемами.

Самозанятые понимают, что нелегальная деятельность может привести к проверкам со стороны контрольно-надзорных органов Фото: mon.tatarstan.ru

ВЫВОДЫ: САМОЗАНЯТЫЕ РАССЧИТЫВАЮТ ТОЛЬКО НА СЕБЯ, ИГНОРИРУЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВА. НО ЭТО НЕТОЧНО

«Граждане переходят в статус самозанятых по различным причинам: от осознанного выбора до невозможности найти работу с достойным уровнем оплаты. В наибольшей степени среди самозанятых представлены те, кто пришел к данному виду деятельности в силу социально-экономических обстоятельств (невозможность найти работу) или в силу стремления самостоятельно выбирать приоритеты в распределении своего времени на работу, семью, учебу», — делают вывод составители доклада.

Один из явных признаков, объединяющих самозанятых, — психологическая автономность от государства, низкий уровень патерналистских настроений. Они предпочитают не полагаться на власть и рассчитывают на себя, игнорируя социальные гарантии и выплаты. Нагляднее всего такая тенденция прослеживается при общении с самозанятыми предпринимателями, которые работают в сером поле, вне государственного регулирования.

Самозанятые понимают, что нелегальная деятельность может привести к проверкам со стороны контрольно-надзорных органов. Они готовы легализовать свой «домашний» бизнес, но для этого им недостаточно мотивации и понимания того, какие преимущества принесет им официальная регистрация, кроме освобождения от повышенных рисков.

«В отношениях с новым поколением граждан, которые готовы относиться к государству как к партнеру, необходимо реализовывать политику открытости и взаимной выгоды по принципу „ты — мне, я — тебе“. В противном случае, при отсутствии государственной гибкости, открытости при взаимодействии с новой формацией предпринимателей, бизнес по-прежнему останется вне легального поля», — предупреждают авторы документа.

Заканчивается доклад неожиданным пассажем — в целях объективизации полученных результатов предлагается провести углубленный репрезентативный социологический опрос среди самозанятых. Тем самым исследователи отчасти снимают с себя ответственность за решения, которые правительство Татарстана намерено принять в ближайшие дни.