Николай Титов: «Когда начинают пинать людей, нет такой эффективности. Инициатива должна рождаться, мы должны дать основу для ее рождения» Николай Титов: «Когда начинают пинать людей, нет такой эффективности. Инициатива должна рождаться, мы должны дать основу для ее рождения»

«КАКОЙ-ТО БОЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОКАЗАТЬ НАМ В ТАТАРСТАНЕ, КАК ДОЛЖНЫ ЖИТЬ СЕЛЬСКИЕ ТРУЖЕНИКИ И СЕЛЬСКИЕ ЖЕНЩИНЫ»

В Набережных Челнах накануне состоялась конференция по вопросам развития кооперативных платформ районов Закамья. Инициатором выступил ТД «Челны-Хлеб», который предложил фермерам обратиться к существующему уже два года кооперативу на промышленной площадке «Экофуд». Замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Николай Титов начал с того, что уровень государственной поддержки малых форм хозяйствования и кооперативов в Татарстане достаточно высок, однако пока хвастаться нечем. Люди научились хорошо производить, а вот качественно перерабатывать и красиво продать на данный момент не умеют. Кроме того, продать в одиночку очень сложно. Озвучивая повестку конференции, Титов напомнил участникам и о поручении президента РТ Рустама Минниханова обеспечить собственной сельхозпродукцией все социальные учреждения республики.

«Есть комбинат общественного питания в Казани, — привел пример Титов. — Он обслуживает 12 районов и Казань, и его товарооборот составляет 9 миллиардов рублей. Вдумайтесь в эти цифры! Эти деньги должны работать на агропромышленный комплекс. Мы ежегодно на весенне-полевые работы потребляем в пределах 20–22 миллиардов рублей средств. Считайте, половина средств лежит у нас под ногами, и это не предел. Арский, Балтасинский, Аксубаевский районы на 100 процентов обеспечивают все социальные учреждения в своих муниципальных образованиях. Примеры есть».

Титов заявил, что создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации являются действенным механизмом адаптации сельского хозяйства к новым экономическим условиям. При этом основная задача данной кооперации — существенное повышение уровня дохода пайщиков и устранение посредников. Сейчас это создание сдерживается разрозненностью сельских товаропроизводителей, отсутствием единого объединяющего центра, а также устаревшей материально-технической базой для заготовки и переработки сырья. Среди минусов также недостаточная система льгот, сильная конкуренция со стороны крупных компаний, высокая стоимость кредитных и заемных средств и нехватка кадров.

Люди научились хорошо производить, а вот качественно перерабатывать и красиво продать пока не умеют. Кроме того, продать в одиночку очень сложно Люди научились хорошо производить, а вот качественно перерабатывать и красиво продать пока не умеют. Кроме того, продать в одиночку очень сложно Фото: «БИЗНЕС Online»

По словам замминистра, в село сегодня можно заманить только зарплатой и социальным устройством. Сейчас в Татарстане в селах проживают около 900 тыс. человек, что составляет почти 24% от общей численности населения. При этом на сельхозпредприятиях трудятся не более 60 тысяч. Организовано более 465 тыс. личных подсобных хозяйств, почти 5 тыс. крестьянских фермерских хозяйств, которые в 2017 году произвели продукции на 130,5 млрд рублей — это 50% всего объема, произведенного в республике. Однако из существующих в Татарстане 204 сельхозкооперативов реально работает не более 50.

Что касается господдержки, то в этом году на каждую программу для начинающих фермеров предусмотрели в полтора раза больше средств, чем в предыдущем, — по 250 млн рублей. За все годы поддержки начиная с 2012-го 821 фермерское хозяйство получило грантов на сумму 1,6 млрд рублей. Средний размер гранта на один кооператив — 21 млн рублей. В этом году получившие гранты кооперативы заявили, что смогут создать более 140 рабочих мест.

Титов отметил, что, когда речь идет о кооперативах, не стоит ограничиваться одним или двумя, можно создать сразу несколько, разной направленности — по переработке, по стрижке скота, по культуре, даже по маникюру.

«У нас мышление такое, что в деревне женщины не должны краситься, а наши деревенские женщины красивее в 10 раз, чем городские, — сказал Титов. — А у нас понятия — колхоз, грязь, калоши, сапоги. Нет, у нас во многих селах есть хорошая инфраструктура. А почему сельское население должно социально жить хуже, чем городское? Какой-то больной человек должен показать нам в Татарстане, как должны жить сельские труженики и сельские женщины».

«И МИНЭКОНОМИКИ, И МИНСЕЛЬХОЗУ УДОБНО, КОНЕЧНО, РАБОТАТЬ С КРУПНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ»

Сегодня «Челны-Хлеб» сотрудничает с 30 фермерскими хозяйствами. Площадка, которую компания предлагает фермерам, занимает площадь в 18,3 тыс. кв. м, из которых 16,9 тыс. кв. м — производственные помещения. Здесь есть готовые инженерные коммуникации, дороги с твердым покрытием и даже ж/д ветка. Причину недостаточного развития кооператива гендиректор Эдуард Юнусов видит в несогласованных действиях по линии государства и предпринимателей и в том, что основная часть текущей работы торгового дома не связана с развитием кооперативной платформы.

«Мы ждем в первую очередь увеличения конкурентной среды, чтобы большое количество малых предприятий, производящих продукцию здесь, в нашей республике, оказалось на нашем рынке, — сказал Юнусов „БИЗНЕС Online“. — Это крайне важно, потому что мы проигрываем федеральным сетям именно в товарах-брендах крупных производителей, которые, конечно же, нас особо не уважают, цены нам не дают, и нам приходится иметь малые наценки и неконкурентоспособность».

Эдуард Юнусов: «Мы ждем в первую очередь увеличения конкурентной среды, чтобы большое количество малых предприятий, производящих продукцию здесь, в нашей республике, оказалось на нашем рынке» Эдуард Юнусов: «Мы ждем в первую очередь увеличения конкурентной среды, чтобы большое количество малых предприятий, производящих продукцию здесь, в нашей республике, оказалось на нашем рынке»

При этом Юнусов выдвинул пожелание о привлечении к проекту кооператива «проектного менеджера», которым вполне мог бы выступить глава какого-нибудь района. С этим предложением он выступил на конференции, однако реакция минсельхоза была негативной.

«Результат получается тогда, когда заинтересовано первое лицо, — сказал Юнусов. — За два года есть много опыта, много пилотных, стартовых решений, но назвать их эффективными пока не получается. Одно из наших предложений — закрепить за нами кого-нибудь из администрации, из исполнительной власти, кто будет вместе с нами работать в этой части, потому что гоняться за фермерами и говорить, что нам вместе нужен кооператив.... Мы немножко эту инициативу уменьшили. Нам нужен хотя бы один глава района, который хочет успешности развития данного проекта».

Замминистра сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Ришат Хабипов сразу обратился с предложением к первому заместителю руководителя исполкома Тукаевского района Ленару Авзалову.

«Ленар Гаязович, вы возьметесь, нет? Тукаевский район — это, будем говорить, огород Набережных Челнов», — сказал Хабипов.

«Тукаевский и Заинский районы — очень сильные районы, — вступил Юнусов. — Но мы знаем, что это территория таких компаний, как „Агросила“, „Камский Бекон“.... Это территория, где производится огромное количество сельхозпродукции. Хотелось бы иметь какой-то район, где нет крупных инвесторов и доля сельхозпродукции достаточно низкая, чтобы глава старался выйти именно через малые образования. Сегодня вообще складывается такое впечатление, не только в Татарстане, что валовая продукция производится в основном крупными агрохолдингами и темпы эти растут. И минэкономики, и минсельхозу удобно, конечно, работать с крупными предприятиями....»

«Эдуард, это не так, — поправил его Титов. — Давайте мы ноту немного изменим. Нельзя так: „Давайте мы опять административный ресурс включим, главе кнут дадим, пусть загоняет!“ Те времена прошли. Да, глава должен держать это на контроле, активизировать население. Здесь сидят руководители крестьянских, фермерских хозяйств, кооперативов — созревшие уже почти люди. И не надо, чтобы глава администрации их пинал. Это не совсем правильный подход. Когда начинают пинать людей, нет такой эффективности. Инициатива должна рождаться, мы должны дать основу для ее рождения».

«Речь идет о том, что мы делаем ошибки, — попытался объяснить Юнусов. — Я говорю о том, чтобы поставить ответственного человека со стороны исполнительной власти, у которого в голове были бы все компетенции собраны и который помог бы перешагнуть через ту территорию, где мы натыкаемся.... Не делать ошибки, а получить экономическую эффективность от освоения денежных средств».

«Каким образом получить эффективность?» — спросили из зала. Вопрос был несколько абстрактен... Естественно, что на него Юнусов в полной мере ответить не смог, лишь сказал, что проект должен быть просчитан по всей цепи, чтобы все затраты были заложены, после чего углубился в цифры.

Минталип Миннеханов: «Это такой психологический удар — пригласили тебя и говорят: «У тебя картошка не очень качественная». Эту же картошку в торговом доме «Дуслык» без разговоров разгрузили, забрали»

«Я ТОЖЕ МЕЧТАЮ ТВОИМИ МЫСЛЯМИ ЖИТЬ, НО НИ ХРЕНА НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ»

Впрочем, заявленная тема была жизненна, поэтому вопросы к главе ТД «Челны-Хлеб» на этом не закончились. Фермер из Тукаевского района Ренат Ханов спросил, что сельхозпроизводитель, вступивший в кооператив, будет иметь, так сказать, на выходе — в процентном, в денежном выражении.

«Чтобы цену прогнозировать, нужно прогнозировать объемы производства, — ответил Юнусов. — А на кооперативных платформах не дай бог кто-то сделает лишний литр молока, лишний килограмм картошки. Сколько фермеров погорело в позапрошлом году, когда был урожай, все бросились производить, а цена упала — все ушли в убыток. Государство должно регулировать объем производства или по крайней мере заходить на стабилизацию ценообразования полученной продукции. И тогда я смогу спокойно сказать, что государство управляет объемами...»

«Государство ничего не будет делать, не будет! — вступил в разговор Титов, вспомнив, видимо, идеологемы 90-х о „невидимой руке“ рынка и государстве — ночном стороже. — Я тоже мечтаю твоими мыслями жить, но ни хрена не получается. Этого у нас нет и в ближайшей перспективе не будет, потому мы должны вариться в каше, которую имеем».

Вступила в полемику с Юнусовым и руководитель КФХ «Белоглазова» Алена Белоглазова, а председатель совета ассоциации фермеров Тукаевского района Минталип Миннеханов вдруг рассказал, как однажды сам неудачно привез товар в ТД «Челны-Хлеб».

«Я сам лично за штурвалом „КАМАЗа“ привожу вам картошку, оставляя полевые дела, — вспоминал Миннеханов. — Сказали: везите конкретно к 10 часам. А туда одновременно привезли арбуз, началась возня. Никто вопрос не решил, и меня бортанули обратно. Это такой психологический удар — пригласили тебя и говорят: „У тебя картошка не очень качественная“. Эту же картошку в торговом доме „Дуслык“ без разговоров разгрузили, забрали».

Интересно, что Титов все-таки вернулся к вопросу главы в роли «проектного менеджера» и добавил, что таким примером вполне может служить глава Арского района Ильшат Нуриев, который в ручном режиме делает заявки на торги для каждого социального учреждения.

«Почему он выигрывает торги? А потому, что объемы поставок в эти учреждения слишком малы и большие операторы туда уже не лезут, им не нужно, — сказал замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ. — Глава тем самым решает, что все социальные учреждения будут обеспечивать за счет собственного района. Эти деньги работают на сельхозпроизводителей. Это решение вопроса. Сейчас каждый пытается вариться в собственном котле — мы становимся тухлыми, невкусными, а мы должны все вариться в одном котле и говорить друг другу: „Стоп, мы уже перегрелись, пора вылезать, принимать решения“».