«В годы Великой Отечественной войны государственные органы постарались сохранить основные принципы оплаты труда, принятые в советском государстве» «В годы Великой Отечественной войны государственные органы постарались сохранить основные принципы оплаты труда, принятые в советском государстве» Фото: Российский государственный архив кинофотодокументов

В 1920-Х ГОДАХ «ЯЗЫКОВОЙ ВОПРОС» БЫЛ ВАЖНОЙ ЧАСТЬЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Миргарифан Замалеевич Азизов, будущий министр финансов, а затем и председатель Совета министров Татарской АССР, начинал свою трудовую биографию 18-летним юношей на Украине, на Макеевской шахте №28 шахтером-углекопом. Жизнь заставила его уехать на заработки далеко от своей малой родины – из деревни Старое Шаймурзино Симбирской губернии, где он родился 14 (27) апреля 1907 года. После трех лет тяжелейшей работы Азизов в 1928 году поступает и оканчивает курсы по реализации татарского языка, организованные при тогдашнем республиканском парламенте – ЦИК Татарской АССР.

В 1920-х годах «языковой вопрос» был важной частью национальной политики государства. Ее характер и цели напрямую зависели от тех задач, которые ставила перед собой партия большевиков. Положив в основу своей национальной политики право на национальное самоопределение, большевики первоначально ратовали за равноправие наций и национальных языков, а привилегии, принадлежащие одной нации или одному из языков, признавались недопустимыми и противоконституционными. Но в то же время они стремились укрепить советскую власть и внедрить свою идеологию в сознание населения. Для этого на местах государство создавало управленческую прослойку, состоящую из представителей коренных этносов, которая выражала предельную лояльность власти. В этой прослойке и оказался экс-шахтер, будущий глава республиканского правительства.

Довольно быстро он поднимается по служебной лестнице, чему, разумеется, способствовало вступление в ВКП(б) в 1931 году, а также успешная учеба и окончание сначала Елабужского рабочего факультета (1933), а затем и Казанского финансово-экономического института (1933–1937). Через 5 лет выпускник КФЭИ возглавит народный комиссариат ТАССР в самые тяжелые годы для страны и республики – в Великую Отечественную войну.

«ДЕНЬГИ В ВОЙНУ ТОЖЕ БЫЛИ!»

«В годы Великой Отечественной войны государственные органы постарались сохранить основные принципы оплаты труда, принятые в советском государстве, – рассказала корреспонденту „БИЗНЕС Online“ известный казанский историк Айсылу Кабирова. – Но вместе с тем кардинально изменившиеся условия непосредственным образом влияли на масштабы и срочность выполнения производственных заданий, требуя разработки новых расценок, развития сдельно-премиальной системы, введения дополнительных форм стимулирования труда граждан. Следует подчеркнуть, что часть современных исследователей довольно скептически оценивают роль заработной платы в военное время и придерживаются той точки зрения, что ее значение, как основного экономического рычага, было значительно ослаблено функционированием карточной системы».

«В действительности так оно и было, – читаем в книге „Война и общество: Татарстан в 1941–1945 годах“. – Вместе с тем <...> нельзя списывать со счетов существование колхозных рынков и магазинов коммерческой торговли, где рядовые граждане могли в случае крайней нужды приобрести необходимые для выживания продукты и товары. Резкое повышение цен в торговой сфере в военный период заставляло людей трудиться с еще большей отдачей, чтобы соответственно увеличить размеры своего денежного довольствия для удовлетворения тех или иных потребностей. А это обстоятельство, на наш взгляд, свидетельствует о реальном потенциале денежного эквивалента их труда на производстве.

Газета «Правда» за декабрь 1947 года Газета «Правда» за декабрь 1947 года

Хочется обратить внимание <...> еще на одно обстоятельство, связанное с тем, что у наших современников, особенно молодого поколения, сложилось ложное представление о военных годах: подавляющее большинство молодежи считает, что введение карточной системы отменяло деньги. В реальности же и продовольственные, и промышленные товары приобретались за наличные средства, карточки лишь формально гарантировали их нормированное обеспечение. Требовалось также оплачивать коммунальные платежи, проезд в общественном транспорте, погашать налоги и т. п. Поэтому вопрос о размерах и регулярности денежных выплат являлся в военный период совсем не праздным».

И без того сложную механику функционирования финансового хозяйства ТАССР, помноженную на трудности военных и послевоенных лет, Азизов успешно возглавлял в течение 7 лет. Об оценке его вклада говорит сам факт назначения Азизова на высшую правительственную должность республики в 1950 году – председателем Совета министров Татарской АССР.

«К НАЧАЛУ 1950-Х ГОДОВ ТАТАРИЯ РАСПОЛАГАЛА САМЫМИ КРУПНЫМИ В СТРАНЕ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ЗАПАСАМИ НЕФТИ»

В бытность Азизова наркомом финансов ТАССР была отменена система продовольственных карточек – в 1947 году. «Жизненный уровень населения нашей страны неуклонно растет, – констатирует газета „Красная Татария“ уже в 1950 году. – Это находит отражение в непрерывно увеличивающемся товарообороте. Торговые организации получают от промышленности все больше продовольственных и промышленных товаров. Заметно улучшается качество выпускаемых изделий. <...> В первом году послевоенной пятилетки советский потребитель становится все более требовательным. Наш рабочий, колхозник, интеллигент хочет видеть на полках магазинов богатый выбор изделий. От слаженной и бесперебойной работы казанских заводов и фабрик во многом зависит удовлетворение спроса населения республики  <...> Отсюда понятно, насколько важно, чтобы эти предприятия отвечали требованиям потребителя, чтобы они давали продукцию в полном соответствии с планами. Но вместо постоянного расширения ассортимента число планируемых наименований продукции сокращается. Программа выполняется, но за счет менее трудоемких изделий...»

Тогда правительство республики достаточно оперативно среагировало на критику, и ряд отраслей промышленности выправили положение.

К началу 1950-х годов Татария располагала самыми крупными в стране промышленными запасами нефти (430 млн тонн). Однако нефтедобывающая промышленность в целом по стране была развита слабо, так что предстояло в ускоренные сроки создать в Татарии самую мощную в Советском Союзе нефтяную базу. Этой задаче была подчинена деятельность множества производственных, хозяйственных, партийных и общественных организаций. Разумеется, этой же задаче подчинена и деятельность правительства республики.

25 января 1949 года приказом министра нефтяной промышленности СССР Николая Байбакова в соответствии с распоряжением Совета министров СССР от 16 января 1949 года был организован Татарский нефтедобывающий трест «Татарнефть». В его состав вошли Шугуровский и Бавлинский укрупненные нефтепромыслы и контора бурения №3 треста «Туймазанефть». Трест «Татарнефть» располагался в городе Бугульме. Тем же приказом создан Ромашкинский нефтяной промысел и строительно-монтажное управление треста.

В 1950 году заработало знаменитое Ромашкинское месторождение. За его открытие группе нефтяников Татарии, специалистов научно-исследовательских учреждений и министерства нефтяной промышленности СССР присуждена Государственная премия СССР. Советское государство объявило «всемерное ускорение разведки и разработки нефтяных месторождений в Татарской АССР одной из важнейших задач в деле обеспечения выполнения 10-летнего плана развития нефтяной промышленности» (из постановления Совета министров СССР о мероприятиях по ускорению развития добычи нефти в Татарской АССР от 28 апреля 1950 года). Тем же постановлением Совета министров СССР было организовано объединение «Татнефть», в состав которого включены нефтедобывающие тресты «Бавлынефть», «Бугульманефть», буровой трест «Татбурнефть», строительно-монтажный трест «Татнефтепромстрой», проектная контора «Татнефтепроект». Именно в это время правительство республики возглавил новый его глава — Азизов.

ХОЗРАСЧЕТ – ВСЕМ ОТРАСЛЯМ ПРИМЕР

При Азизове в республике стал внедряться экономический метод хозяйственного расчета в промышленности и на транспорте. Последовательное его внедрение во все отрасли промышленности и транспорта стало мощным орудием в борьбе за осуществление народнохозяйственного плана. Хозрасчет способствовал развитию у коллективов предприятий инициативы в деле мобилизации внутренних ресурсов и бережного расходования материалов. Он создавал реальную заинтересованность у каждого рабочего в перевыполнении производственного плана, в снижении себестоимости продукции и повышении накоплений. О лидере по освоению нового экономического метода – коллективе Казанской железной дороги – читаем в периодической печати тех лет: «Железнодорожный транспорт тесно связан со всеми отраслями народного хозяйства. От быстрой и сохранной доставки грузов, от снижения стоимости перевозок во многом зависит успешное выполнение программы великих работ послевоенной сталинской пятилетки. Вот почему транспорт в своем развитии должен не только не отставать, но идти впереди других отраслей промышленности, чтобы тем самым был открыт простор для всемерного роста их производительных сил. От железнодорожников страна требует постоянного и еще более энергичного наращивания мощностей транспорта, укрепления его экономики, повышения рентабельности. Внедрение хозяйственного расчета во все звенья производства приобретает особое значение.

О том, какой экономический эффект дает умелая организация хозрасчета, говорит опыт Юдинского отделения Казанской магистрали. Оно сейчас является законченной хозрасчетной организацией, самостоятельно финансирующей свои станции, вокзалы, оборотные локомотивные депо, кондукторские резервы, пункты водоснабжения, склады топлива и другие производственные и вспомогательные предприятия».

К концу 1950-х годов на селе был отменен трудодень как основная форма оплаты в сельской местности, малые размеры которого в денежном выражении делали, с точки зрения большинства колхозников, труд в сельском хозяйстве непривлекательным и неэффективным. Предпринимаются меры к ликвидации дисбаланса в социально-экономическом и культурно-бытовом положении как городского, так и сельского населения по сравнению с темпами развития экономики – прежде всего в военной и тяжелой промышленности.

Тем не менее видимые послевоенные успехи в экономике ТАССР не спасли от отставки ее руководство (подробнее – на «БИЗНЕС Online»). К концу 1950-х годов, уже при Никите Хрущеве, положение республиканского «генералитета» по ряду причин заметно пошатнулось. Например, в Москве посчитали, что в республике недостаточно активно «продвигают» на полях и в народном сознании любимое хрущевское детище – кукурузу. Стало ли это причиной его отставки, но, так или иначе, в ТАССР происходит смена высшего республиканского руководства. Вместе с первым секретарем Татарского обкома КПСС Зиннатом Муратовым (1905 –1988), первый секретарь Татарского обкома ВКП(б)/КПСС с 1944 по 1957 год – прим. ред.) в 1957 году «ушли» руководителя правительства ТАССР Азизова...

Подготовил Михаил Бирин