.
Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПОКА МЫ ЕЩЕ НЕ СОВСЕМ ГОТОВЫ КО ВСЕМ ЭТИМ ВЫЗОВАМ»

«Совсем недавно мы начали говорить о халяльной пище, – сказал президент РТ Рустам Минниханов, – и сейчас у нас уже есть специальная система сертификации. Но, к сожалению, пока мы еще не совсем готовы ко всем этим вызовам». То, что ДУМ РТ в этой сфере не справляется со своими обязанностями, признали и в самом муфтияте: позавчера председатель комитета «халяль» Марат Низамов был уволен со своей должности и на его место назначен Ирек Зиганшин, руководитель фонда «Закят».

После скандала с «халяльной» свининой такого поворота событий ожидали многие. Поэтому нет ничего удивительного в увольнении Низамова, хотя он был всего лишь техническим руководителем, подчиненным и подконтрольным Камилю хазрату. Однако мы не будем вестись на этот отвлекающий маневр, и в сегодняшней статье покажем, что проблема халяль-сферы Татарстана изначально заключалась отнюдь не в Низамове, а именно в самой системе халяль, которую муфтият создавал все эти годы. Это действительно системный кризис.

На чем строится данная система в нормативном отношении? На трех документах. Во-первых, это устав комитета по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ. Во-вторых, это «Правила по производству и реализации продукции и услуг Халяль (Halal)» с тяжеловесным канцелярским шифром ДП РОСС RU.K555.04HXOO-01-2009, отсылку к которым мы встречаем в договорах комитета с подшефными организациями. И, наконец, в-третьих, это фетвы совета улемов ДУМ РТ, которые также регулируют вопросы халяля. По крайней мере, есть одна такая фетва от 05.08.2016 за номером 603, которая имеется в нашем распоряжении.

В этих документах рисуется благостный образ идеальной халяль-индустрии, который ДУМ РТ предъявляет при необходимости всем заинтересованным лицам. Однако на поверку формулировки документов оказались не более чем бутафорией потемкинских деревень, которые призваны лишь замаскировать один крайне неприятный факт: все эти годы татарстанский муфтият нас – простых потребителей халяля – просто напросто обманывал, т. е. под видом халяля подсовывал то, что, согласно его же собственным документам, таковым не является.  Давайте разбираться почему.

Начнем с устава комитета. По каким критериям он квалифицирует товары и услуги в качестве халяльных и харамных? Ответ находим в п. 4.2.2: «Председатель руководит деятельностью комитета в соответствии с требованиями Аль-Корана и Сунны Пророка Мухаммеда, отраженными в религиозном направлении (мазхабе) имама Абу Ханифы». 

Ваш покорный слуга уже многократно писал, что в настоящее время муфтият осуществляет целенаправленную подмену аутентичного учения (мазхаба) самого Абу Ханифы, прописанного в качестве ориентира также и в уставе ДУМ РТ, его средневековой версией, известной как ханафитский мазхаб. Прежде всего это выражается в том, что ДУМ РТ отказывается и даже прямо препятствует публикации переводов трудов Абу Ханифы в области догматики, в которых изложены фундаментальные принципы миролюбия. Более того, с недавнего времени Камиль Самигуллин прямо фальсифицирует учение Абу Ханифы. Так, он выступил переводчиком книги «Дурруль макнун», выдаваемой за произведение «величайшего предстоятеля». У Абу Ханифы такой книги, конечно же, нет. Это знает любой специалист. Впрочем, возможно, что в данном конкретном случае речь идет не столько о злонамеренной провокации, сколько об элементарной некомпетентности.

Как бы там ни было, расхождения между мазхабом Абу Ханифы и ханафитским мазхабом проецируются и на сферу халяль. В частности, хорошо известно, что Абу Ханифа запрещал употребление конины. Этого запрета, кстати, до сих пор придерживаются во многих странах исламского мира. А его ученики Абу Юсуф и Мухаммад Шайбани, напротив, разрешали конское мясо. Налицо противоречие между двумя мазхабами: учителя и его учеников. Зная об этом, Самигуллин как-то писал, что Абу Ханифа якобы за три дня до смерти отказался от своего мнения. Это, конечно же, байки. Если верить такого рода пропаганде, то Абу Ханифа перед смертью отказался чуть ли не от всего своего учения. Странно, но он будто бы выкидывал на свалку истории – заметьте, именно накануне смерти – ровно те взгляды, которые не нравились более поздним ханафитам, т. е. приверженцам ханафитского мазхаба, коих в исконном учении Абу Ханифы не устраивало многое. Кстати, истории о предсмертном «прозрении» Абу Ханифы не что иное, как прямое признание того, что его и ханафитский мазхабы не совпадают или, точнее, совпадают не во всем.

В этой статье мы не будем погружаться в содержательную дискуссию по данной теме. Это требует отдельного разговора. Просто зафиксируем формально-юридический факт: ДУМ РТ и его комитет по стандарту «Халяль» на уровне уставов декларирует приверженность учению Абу Ханифы, а на практике ему не следует. Почему? Потому что муфтият штампует сертификаты халяль для производителей конины за милую душу. Ну и, разумеется, за определенную плату.

Председатель комитета «халяль» Марат Низамов был уволен со своей должности Председатель комитета «Халяль» Марат Низамов был уволен со своей должности Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДУМ РТ БЛАГОСЛАВЛЯЕТ ДЛЯ НАС КАК ХАЛЯЛЬ ТО, ЧТО САМ ТАКОВЫМ НЕ СЧИТАЕТ»

Обычно на такую критику ДУМ РТ отвечает в том духе, что мазхаб Абу Ханифы и ханафитский мазхаб, дескать, суть одно. Мы только что видели, что это не так. Но не будем спорить. На минутку согласимся с таким утверждением. Посмотрим, какие специфические требования в области халяля выдвигаются ханафитами. Они утверждают, что «есть мидии, кальмаров и осьминогов, согласно ханафитскому мазхабу, не разрешается». Но вот что странно: это положение ханафитского мазхаба никак не мешает продавать данные морепродукты магазинам, подконтрольным комитету «Халяль» ДУМ РТ и имеющим от него бумажку, на основании которой они декларируют, что вся продукция на их полках – халяль. По крайней мере, контролер Григорий Кунев к ним никаких претензий не предъявляет. 

Вновь не будем открывать содержательную дискуссию в данной связи и пытаться разобраться в фактической правоте или, напротив, абсурдности подобных предписаний ханафитского мазхаба. Мы сейчас ведем разговор о соответствии деятельности комитета «Халяль» собственным нормативным документам. А в данном контексте мы вынуждены констатировать: муфтият, выдавая свидетельства халяль, делает это в противоречии и с мазхабом Абу Ханифы, и с ханафитским мазхабом, т. е. не соблюдает свой же устав.

Движемся дальше. Открываем второй документ – «Правила по производству и реализации продукции и услуг халяль (Halal)». Это, собственно, и есть тот самый стандарт, которому должны соответствовать производители товаров и услуг в сфере халяль. Читаем п. 7.15. «Перед забоем запрещается: оглушение... птицы и кроликов с помощью электрического тока, молота, топора, удара в жизненно важные точки или органы тела и тому подобное».

А теперь, уважаемый читатель, угадайте с одного раза: соблюдается ли это требование на предприятиях, «контролируемых» комитетом по стандарту «Халяль» ДУМ РТ? За все предприятия ручаться не могу, но на производстве «Челны-Бройлер» это точно не соблюдается: там птицу перед забоем оглушают током. Об этом сообщают источники, знающие фабрику изнутри. Проще говоря, ДУМ РТ благословляет для нас как халяль то, что само таковым не считает.

Читаем дальше п. 7.5: «Перед забоем животных, птицы и кроликов в присутствии мусульманина и эксперта системы „Халяль“ проводится санитарная обработка предубойного загона и цеха забоя ...» Другим словами, санитарная обработка места забоя должна осуществляться двумя людьми. Фактически это означает, что они должны присутствовать на производстве в постоянном режиме, а из этого в свою очередь вытекает, что у ДУМ РТ должна быть целая армия таких людей.

В предыдущей статье я уже показывал, что озвученные контролеры комитета могут охватить лишь в районе 10% сертифицированных предприятий, и попросил комитет озвучить имена тех 10 специалистов, о которых было заявлено на пресс-конференции, попутно сомневаясь в их существовании. Комитет вызов принял, но поднять брошенную перчатку так и не смог. На своем сайте они раскрыли весь свой кадровый состав: и Лолу Самигуллину, и главного бухгалтера, и даже офис-менеджера, но 10 специалистов наскрести, увы, не смогли. Я не буду громить сейчас обнародованный список специалистов, показывая, кто за что отвечает там на самом деле: у комитета теперь новый руководитель, и в этом уже нет смысла. Но просто замечу, что даже если все сотрудники комитета ринулись бы исполнять предписания обозначенного пункта, то их бы все равно не хватило.

«В МИРЕ ОТ ПРАКТИКИ ХАЛЯЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ СМЕШАННЫХ ПРОИЗВОДСТВ ДАВНО УЖЕ ОТКАЗАЛИСЬ»

Отчего же такие строгие требования к санитарной обработке? Все дело в том, «Правила...» исходят из того, что халяль может производиться, чередуясь с харамом. Более выпукло об этом говорится в п. 8.1.4: «Допускается при отсутствии специализированных предприятий, а также отделенных от основного производства цехов и участков вырабатывать продукцию на оборудовании основного производства в дни, согласованные с комитетом по стандарту „Халяль“ при ДУМ РТ или назначенными комитетом по стандарту „Халяль“ при ДУМ РТ мусульманскими организациями после тщательной обработки оборудования, тары, трубопроводов, производственных помещений, участков в присутствии эксперта системы „Халяль“».

Допущение смешанного производства порождает две фундаментальные проблемы. Во-первых, оборудование после прогона харама должно тщательно вычищаться, чтобы не допустить даже малейшего смешения с халяльной продукцией. Но на практике подобного добиться очень сложно. Это одна из причин, как отмечают специалисты, почему в колбасных изделиях ОАО «Царицыно» находили и продолжают находить ДНК свиньи. Во-вторых, смешанное производство чревато сбоями, обусловленными человеческим фактором. Именно так и появилась «халяльная» свинина от ООО «Челны-Мясо», взбудоражившая мусульман Татарстана.

В мире от практики халяльной сертификации смешанных производств давно уже отказались. По международным стандартам, согласно опрошенным экспертам, харамного мяса не должно быть в радиусе как минимум 5 км от халяльного производства. Это одна из причин, почему татарстанским производителям не удается наладить экспорт халяльной продукции в исламские страны. Но возможно ли в российских реалиях вообще отказаться от смешанного производства? Может быть, это недостижимый идеал? С этим вопросом я обратился в международный центр стандартизации и сертификации «Халяль» совета муфтиев России. Его руководитель Айдар  Газизов в ходе разговора отметил, что все это вполне осуществимо и что они сами отказались от сертификации смешанных производств несколько лет назад. Результат не заставил себя ждать. Вот уже четвертый год их подопечные компании экспортируют, причем по нарастающей, халяльную мясопродукцию в мусульманские страны.

Неужели в Татарстане этого не понимают? Конечно же, понимают. Но для того чтобы отказаться от смешанного производства, требуется проявить принципиальность и настойчивость. Но тогда возникает угроза, что республиканские бизнесмены из-под контроля ДУМ РТ уйдут к его конкуренту – в центр по аудиту и контролю «Халяль», который возглавляет небезызвестный Динар Садыков. Кстати, как отмечают участники рынка, с ОАО «Царицыно» именно так и произошло. За нарушение требований от них отказался центр по халялю СМР. Тогда «Царицыно» обратилось в комитет ДУМ РТ. Те рисковать не стали и на сей раз попытались проявить принципиальность. Производителя это не устроило, и он вознамерился найти сертификатора в Казахстане. Но и там, глядя на коллег, им также дали от ворот поворот. И тогда на выручку ОАО «Царицыно» пришел Садыков. В результате в колбасных изделиях этого производителя постоянно обнаруживают ДНК свиньи. В татарстанских пробах их находили в мае этого года, в московских – буквально на днях, о чем свидетельствуют документы, оказавшиеся в моем распоряжении. И это не считая той проверки, о которой я писал в прошлом году. Поэтому в определенном смысле ДУМ РТ является заложником конкурентов и, как следствие, просто закрывает глаза на смешанные производства, благословляя их как халяль. Из этого следует, что если республиканские власти действительно нацелены на разрешение кризиса халяль-индустрии Татарстана, то им придется подходить к проблеме комплексно.

Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПОХОЖЕ, ЧТО СЕРЫЙ СПИСОК ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЕТ»

Конечно же, наличие «халяльных» смешанных производств не устраивает республиканские власти. У нас в Татарстане, как известно, на халяль-сферу возлагают определенные надежды. И я полагаю, что они, так или иначе, подталкивают муфтият к тому, чтобы те начали работать по международным стандартам, т. е. отказались от смешанных производств и помогли наладить, наконец, экспорт халяльной продукции в мусульманский мир. На чем основано такое предположение? На третьем из выше обозначенных документов – фетве совета улемов ДУМ РТ.

По содержанию этот документ прекрасен. Читаем п. 1.: «После изучения международных стандартов в сфере халяль решили считать недопустимым использование линии производства полностью, а также любого отдельного оборудования, задействованного в процессе производства продукции халяль, для производства нехаляльной продукции». В п. 2 комитету ДУМ РТ по стандарту «Халяль» предписывается внести соответствующие изменения в систему сертификации, чего сделано, к сожалению, так и не было.

Странно в этом документе только одно. Внизу стоит подпись не председателя совета улемов ДУМ РТ Камиля хазрата, а всего-навсего его ученого секретаря Дамира хазрата Шагавиева. Почему же муфтий сам не подписал документ? Это странно во всех смыслах – и в юридическом, ибо право подписи принадлежит только председателю совета улемов, и в имиджевом, так как таким образом им упускается возможность предстать реальным защитником интересов мусульман. В свете этого мы можем предположить, что данная фетва принималась вопреки воли муфтия, под давлением извне. Видимо, большие люди, пекущиеся об интересах республики, попросили муфтият привести свою халяльную деятельность в соответствие с международными стандартами. Однако такой поворот сулил утрату источников дополнительного дохода. И тогда, как мы можем догадываться, фетву приняли в обход муфтия.

Возможно, частью этого же пазла являются те факты, о которых я уже писал. Во-первых, муфтият не разорвал отношения с ООО «Челны-Мясо» еще в прошлом году, когда простые мусульмане указывали ему, что значок «Халяль» ДУМ РТ стоит рядом с харамным составом. Во-вторых, если после появления «халяльной» свинины Низамов жестко заявил об отзыве свидетельства у ООО «Челны-Мясо», то Самигуллин лишь настаивал на «приостановке производства халяльной продукции и действия свидетельства комитета до выяснения всех обстоятельств по данному факту». Все это выглядит как нежелание со стороны председателя ДУМ РТ резать курицу, несущую, может, не золотые, но все же определенные яйца. Тогда все логично: решение об запрете смешанного производства потребует от муфтията прекратить сотрудничество с ООО «Челны-Мясо» и другими владельцами смешанных производств. А это уже больно, ибо бьет по карману рублем. Отсюда, надо полагать, и сопротивление муфтия, выраженное отсутствием его подписи в документе.

Для полноты картины добавлю, что за прошедшую неделю ваш покорный слуга натолкнулся на информацию о еще трех «халяльных» компаниях, имеющих благословение от ДУМ РТ, но не внесенных в его официальный реестр. Одно из них, ООО «Ритейл плюс 4», владеет кафе «Гагава», расположенным в ТЦ «Кольцо». Похоже, что серый список действительно существует. По крайней мере, уже четыре кандидата на него есть: ООО «Эдельвейс-Восток», ООО «Карельский продукт», ООО «Ритейл плюс 4» и ООО «Туган авылым бистро».

Впрочем, не исключено, что муфтий отказался ставить подпись под решением совета улемов совсем по другой причине. Все дело в том, что он занял должность его председателя в нарушение устава ДУМ РТ. Устав предполагает своего роду систему сдержек и противовесов. Муфтий – это исполнительная власть. Главный казый – судебная, а совет улемов – так сказать, законодательный орган, который принимает мусульманские нормативно-правовые акты – фетвы. Поэтому естественно, что до Самигуллина никому из муфтиев не приходило в голову совмещать две должности из списка. Камиль хазрат это прекрасно знает и потому скрывает от общественности свое нарушение устава ДУМ РТ. По крайней мере, абсолютно нигде не афишируется, что именно он в настоящее время является председателем совета улемов. И это несмотря на то, что муфтий предпочитает позиционироваться прежде всего как богослов. Вероятно, должность председателя совета улемов ему нужна как запасной вариант для будущего, в случае негативного развития событий. А он, судя по скандалу в халяль-сфере, все ближе и ближе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции