В КАЗАНИ ОЗВУЧИЛИ ЗАДАНИЕ ПУТИНА РЕГИОНАМ: ДОВЕСТИ ЗАРПЛАТУ УЧИТЕЛЕЙ  ДО УРОВНЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. РУСТАМ МИННИХАНОВ УДИВИЛСЯ: ГДЕ ВЗЯТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ 10 МИЛЛИАРДОВ?!  

Сегодня в Казани министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко рассказал о новом мегапроекте Владимира Путина. По его словам, вчера поздно вечером на экстренном совещании председатель правительства РФ сообщил, что на дополнительную модернизацию школьного образования на 2011 - 2013 годы в России будет направлено 120 млрд. рублей. На этот год минфин уже одобрил 20 млрд. Новость повергла в шок чиновников, принимавших участие во всероссийском совещании по проблемам образования – за неделю им надо собрать документы…  

ЭТО НЕ ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ! 

Сегодня в Казанской ратуше во время всероссийского совещания по проблемам образования предполагалось обсудить федеральную целевую программу развития общего образования на 2011 - 2015 годы. Однако события вчерашнего дня внесли свои коррективы в регламент масштабного мероприятия. Напомним, что сегодня в Казань прибыли представители исполнительной власти всех субъектов федерации, осуществляющих управление в сфере образования. 

Совещание проходило под председательством министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко с участием президента РТ Рустама Минниханова

Фурсенко сразу же объявил, что планы совещания придётся подкорректировать, поскольку вчера поздно вечером аналогичное совещание собрал премьер-министр РФ Владимир Путин. На нём он объявил о программе дополнительного финансирования региональных систем образования. Главной целью программы является повышение зарплаты учителям средних школ, и как следствие – повышение уровня качества образования. Цена вопроса – 120 млрд. рублей. Причём условия программы – её паритетное финансирование с регионами. Региональные министры оказались поставлены в нелёгкое положение: им предстоит срочно продумать обоснование собственных проектов, чтобы иметь возможность получить федеральную субсидию. Соглашения с центром предстоит подписать уже к 1 августа. 

По сути, сегодня федеральному министру потребовалась поддержка региональных коллег (о чём он неоднократно заявлял в ходе совещания), ибо если они не проработают вопрос как следует, то программа обречена на провал. 

– Сначала мы радуемся, что деньги появились, а потом начинаем понимать – просто так денег не дадут, за всем эти стоят требования, жёсткие условия. Предстоит огромная работа, и её надо сделать за неделю.

Оглядев притихший от удивления зал (за неделю?!), министр подбодрил коллег: «Я думаю, что в этой комнате нет ни одного человека, который бы подумал, что лучше бы этих денег не было, и я бы спокойно жил. Ещё раз повторяю, в региональные системы будет вложено 120 миллиардов! Даже в рамках нацпроектов деньги были существенно меньше. Преступно этой возможностью не воспользоваться!» 

Вряд ли кто-либо из присутствующих в зале мог бы поспорить с министром, но всё же, как выяснилось, вопросов здесь оказалось больше, чем ответов. 

Но сначала Татарстан презентовал свою стратегию развития образования «Килэчэк». Докладывал о ней министр образования РТ Альберт Гильмутдинов. Присутствующие в зале буквально сидели раскрыв рот (а послушать действительно было что), когда Гильмутдинов в подробностях описывал татарстанские ноу-хау в системе образования. 

Это и электронное образование, и грантовая поддержка учителей, и совместные проекты с Сингапуром, и выделение допсредств в 2 млрд. рублей. Наш министр настолько увлекся, что Фурсенко не выдержал и вмешался: «Вы тут всех запугали совсем! Народ уже совсем запуган, сколько в Татарстане делается!». 

ПОВЫСЯТ ЗАРПЛАТУ, ПОВЫСЯТ И ТРЕБОВАНИЯ 

Но главная интрига была впереди. Сначала министры, по призыву Фурсенко, стали активно задавать вопросы, в частности, на кого конкретно распространяется программа и не получится ли так, как это случилось в здравоохранении, когда один врачи стали получать приличные деньги, а другие – остались «на бобах»? 

Здесь последовала довольно резкая реакция Фурсенко: «Если вы думаете, что государство даёт эти деньги потому, что их некуда девать, то вы глубоко ошибаетесь. Я хочу, чтобы все это услышали – эти деньги не предвыборная кампания! Это осознанное решение улучшения ситуации в образовании!». 

Министр ещё раз напомнил, что главной целью программы является улучшение качества образования, где во главу угла ставится учитель и ученик.

То есть, иными словами, повышая зарплату учителю, государство повысит и требования к нему. 

– Я никого не хочу обидеть, – сказал Фурсенко, – вкладывать деньги в неэффективную систему, это не просто ничего не делать, а делать плохо. Вот я так скажу (тут министр слегка замешкался. Поинтересовавшись у Минниханова, присутствует ли здесь пресса, и, получив утвердительный ответ, махнул рукой – Ну, рискну! Не в первый раз говорю лишнее.) Давайте называть вещи своими именами, зарплата учителя и сейчас не такая маленькая, не секрет, что в ряде регионов педагоги уходят из вузов, техникумов, и приходят в школы, где нормальная, надежная зарплата, да ещё и пенсию платят в 45 лет, при условии выслуги. 

СИТУАЦИЮ В ЧЕЧНЕ И МОСКВЕ СРАВНИВАТЬ НЕЛЬЗЯ 

Сам собой возник вопрос – а до какого же уровня следует довести зарплату учителю? 

– Могу только процитировать премьера – до уровня зарплаты в экономической отрасли.

Вот тут и открылась главная проблема – разрыв в отраслях-то по всем регионам разный. У дотационных – он один, у дотируемых – другой. И как найти то решение задачи, которую обрисовал Путин?

И тут Фурсенко опрометчиво попросил озвучить своё мнение Рустама Минниханова. 

– Это, смотря, кто где находится, - сказал президент РТ. - В данном случае мы – доноры, а таких доноров надо отдельно рассматривать. Если мы должны добрать до уровня экономики, то только на год нам нужно субсидий 10 миллиардов рублей. Это невозможно. Так что один шаблон для всех не подходит. И вместо спасибо мы можем получить отрицательные отзывы. Андрей Александрович, я всё-таки считаю, что не везде среднеотраслевую зарплату мы можем догнать, всё будет зависеть от бюджетов. 

– Да, мы в правильное место приехали, сначала нас пугали красивыми картинами, а потом ­ задали вопросы про деньги. Но я не помню случая, чтобы мы с вами, Рустам Нургалиевич, не договорились. 

Договариваться по всей видимости Фурсенко придётся не только с нашим президентом, но и с другими регионами-донорами. Федеральный министр согласился, что несмотря на то, что форма соглашения будет общей, её индикаторы будут рассматриваться индивидуально. 

– Нельзя сравнивать ситуацию в Чеченской республике и ситуацию в Москве, и соглашения должны быть разными – заключил министр. 

Елена Фадеева

фото и видео с сайта prav.tatar.ru