«При каких обстоятельствах вы участвовали в заседаниях комиссии?» — начал накануне свой допрос Рамиль Галеев на судебном процессе по делу «лизинг-грантоедов» «При каких обстоятельствах вы участвовали в заседаниях комиссии?» — начал накануне свой допрос Рамиль Галеев на судебном процессе по делу «лизинг-грантоедов» Фото: Регина Шафиева

«ЕСЛИ ПРЕДСТАВЛЕНА НАЛОГОВАЯ СПРАВКА, ЗНАЧИТ, ПРЕДПРИЯТИЕ БЛАГОНАДЕЖНОЕ»

«При каких обстоятельствах вы участвовали в заседаниях комиссии?» — начал накануне свой допрос гособвинитель, помощник районного прокурора Рамиль Галеев на судебном процессе по делу «лизинг-грантоедов». Вопрос был адресован свидетелю обвинения — заместителю министра промышленности и торговли РТ Алмазу Хусаинову. 30-летний чиновник рассказал, что примерно в 2014–2015 годах он несколько раз принимал участие в работе конкурсной комиссии по программе «Лизинг-грант» в качестве эксперта. «Я был официально включен в эту комиссию как представитель министерства промышленности. Необходимо было озвучивать наше экспертное мнение по тому или иному проекту», — пояснил Хусаинов.

— Вы как эксперт изучали представленные комиссии материалы или нет? — задал вопрос Игорь Турушев, адвокат единственного заключенного в СИЗО предпринимателя Васильева.

— Нет.

— А почему? — с удивлением осведомился Турушев.

— Потому что материалы предоставлялись непосредственно на самом заседании.

— А каким образом тогда вы как член комиссии, как эксперт проверяли благонадежность предприятия?

— Если в пакете документов представлена какая-нибудь налоговая справка или выписка, у нас нет полномочий перепроверять. Мы берем за основу те финансовые модели, те показатели, которые в проекте заложены. Исходя из них, мы принимали решение.

В допрос включился судья Наиль Камалетдинов, который переспросил, действительно ли до голосования, после выступления кандидатов представитель профильного министерства или ведомства высказывал свое мнение. Хусаинов ответил, что решения члены комиссии принимали исключительно исходя из собственного мнения, которое они могли либо высказать публично, либо нет.

После проведенных допросов защита подсудимых уже сделала некоторые выводы. Один из них можно сформулировать так: эксперты, которые заседали в комиссии, не представляли никакой угрозы для замыслов преступников, потому что они не вникали глубоко в суть представляемых заявок и не были заинтересованы в качественной проверке заявителей. Никто не интересовался тем, кем лоббируются интересы предпринимателей, но все эксперты надеялись на то, что кто-то проверяет достоверность поданных документов.

Фарид Сафин: «Когда Хайдар Хайруллович организовал ассоциацию, для того, чтобы сплотить членов ассоциации, он лично выезжал перед Новым Годом на своей машине в одежде Деда Мороза» Фарид Сафин: «Когда Хайдар Хайруллович организовал ассоциацию, для того чтобы сплотить членов ассоциации, он лично выезжал перед Новым годом на своей машине в одежде Деда Мороза» Фото: Регина Шафиева

«ЧЕЛОВЕК ОН ЧЕСТНЫЙ, ПОРЯДОЧНЫЙ, ОТВЕТСТВЕННЫЙ, НО, КАК ОКАЗАЛОСЬ, СЛИШКОМ ДОВЕРЧИВЫЙ»

Со стороны защиты на допрос вызвали бывшего вице-президента ассоциации МСБ по РТ, а ныне председателя совета и генерального директора компании ОАО «Ваш быт» Фарида Сафина, который не уставал повторять в суде, что вся вина Хайдара Хайрулловича в том, что он слишком доверчивый. Сам Сафин никогда не участвовал в работе конкурсной комиссии и мало что знал об ее деятельности, но зато он хорошо знаком со своим шефом. В суде гендиректор ОАО «Ваш быт» даже вспомнил случай из 2000-х, историю о том, как он познакомился с супругой Халиуллина.

— Когда Хайдар Хайруллович организовал ассоциацию, для того чтобы сплотить членов ассоциации, он лично выезжал перед Новым годом на своей машине в одежде Деда Мороза, ездил по офисам членов ассоциации, поздравлял, а супруга его сопровождала, — рассказал Сафин.

В первую очередь адвоката Халиуллина Дениса Егорова заинтересовал все тот же деловой обед в «Туган авылым», на котором присутствовал бывший президент ассоциации МСБ, экс-руководитель центра поддержки предпринимательства при минэкономики РТ Дилюс Шавалиев и сам Сафин. Председатель совета ассоциации заметил, что их деловые обеды открытые. По его словам, к ним часто приходят чиновники разных рангов. Это, в свою очередь, немного смутило защиту Халиуллина, но адвокат продолжил задавать вопросы на эту тему.

— Наблюдали ли вы, как он передавал сверток с деньгами Шавалиеву?

— Чтобы какие-то конверты или свертки... Я такого не помню, наверняка бы обратил внимание.

— Почему вы решили, что обратили бы на это внимание?

— Когда за одним столом сидели, пили чай, если бы кто-то что-то отдал, я бы обратил внимание. И другие бы обратили внимание. Но такого не было.

По словам Сафина, на деловые обеды в ассоциацию заявиться мог кто угодно — несколько раз там бывал президент Республики Татарстан Рустам Минниханов.

— Вы давно в ассоциации, расскажите о личности Хайдара Хайрулловича, — попросил адвокат. 

— Хайдара Хайрулловича я действительно знаю давно. Это один из, наверное, первых предпринимателей Республики Татарстан. Когда он предложил создать ассоциацию предпринимателей, мы его поддержали. Человек он честный, порядочный, ответственный, но, как оказалось, слишком доверчивый. Просто попал в такую ситуацию и оказался под расследованием судебным... Я считаю, что это только из-за того, что он человек доверчивый, мягкий, а так могу охарактеризовать его как доброжелательного, активного члена нашего общества, который даже в убыток, может быть, себе делал что-то полезное для людей. Поэтому я могу охарактеризовать его как человека положительного со всех сторон, честного, порядочного, ответственного, но, к сожалению, к людям доверчивого.

— В чем выражалась доверчивость? — защитник решил направить комплиментарную речь свидетеля в нужное русло. 

— Он поручал людям выполнять какие-то обязанности, но из-за своей доверчивости не контролировал, насколько эффективно выполняется работа, и не оценивал, какие последствия могут быть. Я считаю, что можно было быть, конечно, более жестким. Но скажу, что ассоциация — это добровольное общество предпринимателей. И предприниматели, которые входят в ассоциацию, на самом деле не обязаны отчитываться ни перед ее президентом, ни перед остальными о своей деятельности. Да, им поручается членами ассоциации возглавлять какие-то направления работы, уходить в какие-то комитеты, общественные советы, госучреждения, но каждый самодостаточен. Они уже состоявшиеся предприниматели и понимают ту ответственность, которую несут перед обществом, решая те или иные вопросы. За них отвечать руководство ассоциации, во-первых, не может, во-вторых, не в состоянии.

— Было ли такое, что организации не вносили членские взносы в ассоциацию? Таких случаев очень много. На самом деле предприниматели, которые входят в ассоциацию, обязаны вносить членские взносы. Но у кого-то не хватает денег в данный момент, и он обещает, что заплатит попозже... Естественно, Хайдар Хайруллович доверял их обещаниям и никого за горло не брал.

Адвокат Халиуллиной выяснила у Сафина, что тот знал главного свидетеля обвинения Тимура Аюпова лишь по тем громким делам, которые за ним тянутся, и никогда с ним не общался. Но свидетель выразил уверенность в том, что именно Аюпов причастен ко всем хищениям и никоим образом не Халиуллин.

«Хайдар Хайруллович — он как консолидирующая сила. В данном случае получилось так, что Аюпов его подставил. Более того, он подставил всю ассоциацию. Как будто бы ассоциация участвует в каких-то грязных, черных делах. Естественно, я считаю, что и Халиуллина Марина не виновата», — защищал чету Халиуллиных в беседе с нашим корреспондентом Сафин уже по окончании заседания.