«Красная маркировка — это не кирпич, на который нельзя проехать, это скорее домашнее задание», — объясняли сегодня ученые на презентации новой маркировки для «молочки» в Москве. К пилотному эксперименту Роспотребнадзора присоединилась компания Danone. Как выяснил «БИЗНЕС Online», татарстанские пищевики считают, что система пока не достаточно продумана — зеленая маркировка может появиться на спреде, практически полностью состоящем из разных наполнителей и заменителей.
Добровольная маркировка продуктов питания цветами «светофора» — красным, желтым и зеленым — сообщает о содержании жиров, насыщенных жирных кислот, соли и сахара
63% СМЕРТЕЙ СПРОВОЦИРОВАНЫ АЛИМЕНТАРНО-ЗАВИСИМЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Сегодня в подмосковном поселке Ильинское в гипермаркете «Карусель» на 26-м километре автодороги Балтия-1 состоялась «презентация добровольной маркировки „Светофор“ на молочной продукции». Именно так анонсировали мероприятие в пресс-службе Роспотребнадзора. Но по факту речь шла о присоединении к пилотному проекту этого ведомства компании Danone.
Напомним, добровольная маркировка продуктов питания цветами «светофора» — красным, желтым и зеленым — сообщает о содержании жиров, насыщенных жирных кислот, соли и добавленного сахара на 100 г продукта. Если содержание конкретного вещества в продукте выше суточной нормы потребления, то этот сектор должен отмечаться красным. Средние значения маркируются желтым цветом, низкие — зеленым.
Инициатором проекта стал Роспотребнадзор. Специалисты ведомства обеспокоены, что в России растут заболевания, связанные с приемом пищи. Около 63% cмертей спровоцированы алиментарно-зависимыми заболеваниями. А цветовая дифференциация, по задумке инициаторов, должна наглядно проинформировать потребителя о составе того, что он ест.
Вообще, в Роспотребнадзоре о проблеме всерьез задумались еще два года назад. В октябре 2016 года глава ведомства, главный санитарный врач РФ Анна Попова на встрече с сенаторами в Совете Федерации рассказала об этой идее: «Мы предлагаем новый подход к маркировке продуктов питания — цветовая индикация. Полезные продукты — зеленым, промежуточные — желтым, красным — когда у продукта высокое содержание сахара, соли или [если продукт] содержит только заменители».
Анна Попова: «Главная задача «Светофора» — сформировать у людей привычку питаться здорово»
Через год были разработаны две системы маркировки продуктов, используя которые можно выбрать здоровый сбалансированный рацион. А в апреле 2018 года проект «Светофор» публично поддержала министр здравоохранения Вероника Скворцова. При этом в минздраве решили отказаться от обсуждавшейся ранее идеи деления продуктов питания на здоровые и не очень. Сегодня в Роспотребнадзоре подчеркивают, что цветовая индикация не отражает опасности или вреда для здоровья.
И вот 1 июня стартовал пилотный проект. Первым участником этой акции стала компания «Юнилевер Русь», которая отметила маркировкой свое мороженое. Теперь в программу включился один из крупнейших производителей молочной продукции.
В Роспотребнадзоре подчеркивают, что цветовая индикация не отражает опасности или вреда для здоровья
«В САМОМ САХАРЕ НИЧЕГО ПЛОХОГО НЕТ. НО ОН ТАКОЙ ВКУСНЕНЬКИЙ И ЕГО ЛЕГКО ПЕРЕЕСТЬ»
Danone разместил цветовую индикацию на 11 наименованиях своих товаров — на биойогурты «Активиа» и мягкий творог «Био Баланс». Маркировка на эти продукты и была продемонстрирована на презентации, которая состоялась прямо среди торговых рядов магазина, который не был закрыт. Решили обойтись без ограждений. А скопление телекамер привлекало внимание и сотрудников гипермаркета, и покупателей, некоторые из которых весело обсуждали происходящее и снимали необычную для данного места «движуху» на свои смартфоны. Маркировка, конечно, была только зеленая. Однако из-за того, что баночки с йогуртом тоже были зеленого цвета, а наклейки небольшого размера, разглядеть их можно было не сразу.
«Чем хороши молочные продукты? При относительно небольшом количестве калорий они содержат довольно много питательных веществ. Это полноценный молочный белок, аминокислоты, фосфор, большое количество кальция. Молочные продукты являются основным источником кальция в нашем рационе. Он находится в связке с белком и очень хорошо усваивается. В отличие, например, от кальция, который находится в зеленых листовых овощах, — просвещала представителей СМИ специалист по питанию Олеся Волох. — Белки, жиры, углеводы нам нужны, чтобы организм функционировал, клетки синтезировались. Но есть ингредиенты, которые надо уменьшать в рационе. Это насыщенные жиры, которые приводят к риску развития атеросклероза. Сахар тоже рекомендуется ограничивать. В самом сахаре ничего плохого нет. Но он такой вкусненький и его легко переесть. И можно получить много лишних калорий. Но вообще не бывает неправильных продуктов, бывают неправильные рационы».
Виктор Тутельян: «Надо приучить людей правильно читать этикетки»
Наконец в «Карусели» появилась Попова, и директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Retail Group Станислав Наумов показал высокопоставленной гостье полки с маркированной продукцией. А затем Поповой предоставили первое слово. Глава Роспотребнадзора была немногословна.
— Сегодняшняя акция — свидетельство тому, что проект, который мы запустили, успешен. У нас есть большой производитель, который присоединяется к маркировке. Она сегодня носит добровольный характер. Главная задача «Светофора» — сформировать у людей привычку питаться здорово. Привычку питаться таким образом, чтобы сохранить свое здоровье и его приумножить... Молочная продукция — это почти 30 процентов всего объема продовольствия, продаваемого в торговых сетях в стране. Это крайне значимый сегмент продукции. Это продукция для детей, ее хорошо покупают люди пожилого возраста. Эта продукция формирует базовые показатели здоровья в нашей стране. Как и во многих странах мира», — сказала Анна Юрьевна, ни разу не упомянув имени «виновника торжества». Очевидно, что глава Роспотребнадзора хотела избежать каких-либо инсинуаций относительно того, что она рекламирует конкретную компанию.
Тем временем научный руководитель ФИЦ питания и биотехнологии, академик РАН Виктор Тутельян говорил журналистам о глобальном вызове XXI века — «пандемии ожирения». Эта проблема стала очень актуальной и для нашей страны, и с этим надо что-то делать, так как за избыточной массой тела следует целый букет заболеваний, которые сокращают жизнь человека и даже убивают.
Академик также подчеркнул, что мы должны добиться показателей, которых требует президент, то есть повысить продолжительность жизни до 80 лет. «Один из самых главных, мощных рычагов этого — здоровое питание. Надо приучить людей правильно читать этикетки и смотреть на критические отметки сахара, жиров и соли, — отметил академик и добавил, что „Светофор“ — архиважный проект для сохранения здоровья. — Зеленый — можно есть практически в неограниченных количествах в разумных пределах, желтый — будь внимательным, красный — не опасно для жизни, но подумай и съешь немножко».
Где гарантия, что производители будут самолично ставить не зеленую, а желтую и красную маркировки, ведь подсознательно покупатели будут считать такие продукты вредными?
«КРАСНАЯ МАРКИРОВКА — ЭТО НЕ «КИРПИЧ», НА КОТОРЫЙ НЕЛЬЗЯ ПРОЕХАТЬ»
Во время пилотного проекта специалисты компании изучат, как потребитель будет реагировать на маркировку. «Понимает ли он ее, замечает ли он ее на полке, что нужно сделать, чтобы она была более понятной и заметной. И по результатам этого пилота будем принимать решение о продолжении эксперимента», — сказала региональный вице-президент Danone по корпоративным отношениям в России и СНГ Марина Балабанова. «Обычно, когда такие инициативы возникают, потом тихо гаснут сами собой, потому что не до конца проработаны и продуманы. Но сейчас у нас серьезный партнер с сильными компетенциями. Пилотный проект расширяется, и мы рассчитываем, что информация будет доходить до каждого покупателя и каждый россиянин сможет купить полюбившийся ему продукт», — сказал Наумов.
Однако в связи с нововведением возникает резонный вопрос: где гарантия, что производители будут самолично ставить не зеленую, а желтую и красную маркировки, ведь подсознательно покупатели будут считать такие продукты вредными? C этим вопросом корреспондент «БИЗНЕС Online» обратилась к участникам презентации.
Марина Балабанова: «По результатам этого пилота будем принимать решение о продолжении эксперимента»
Наумов ответил, что нужно начать с позитивной линейки и приучить людей к зеленым значкам: «Вопрос не в том, что вы в магазине увидели красную наклейку, а в том, что ее увидите в холодильнике. Нужно с детства обращать внимание на состав продукта. А красная маркировка — это не кирпич, на который нельзя проехать, это скорее домашнее задание». Балабанова также добавила, что красная маркировка — это не значит, что продукт нельзя есть: «Этот цвет говорит о том, что продукт нужно употреблять в умеренных количествах. Умеренность — основа здорового питания. Конечно, не надо себе отказывать в удовольствии совсем, но нужно понимать, что если на продукте красная маркировка, то не ешьте его каждый день. Его можно позволить себе раз в неделю. Как некое лакомство, если это сладкий продукт».
Наумов также считает, что производитель, скорее всего, будет менять структуру своей поставки. В ней будет больше продукции, маркированной зеленым цветом. А пилотный проект может показать, что помимо цветового варианта визуализации могут быть и другие формы. «Посмотрим, если потребителю будет достаточно и мы не сократим продажи, то оставим все как есть. А если возникнут какие-то потери и у нас, и у производителей, то лучше тогда найти какой-то другой знак», — сказал Наумов.
Тутельян, в свою очередь, напомнил, что сейчас большинство торговых сетей на первые ряды полок ставят продукты, у которых завтра-послезавтра заканчивается срок годности. «Почему нельзя по-человечески сделать? Отдельно поместить и снизить цену. Ведь большинство потребителей хап — и в сумку, и не смотрят на срок годности. А это показатель безопасности. Я покупаю, я должен иметь гарантии, — сказал Тутельян. — Наша задача — научить людей правильно мыслить, стоя в магазине. Мы достигли изобилия продуктов, но у нас до сих пор нет культуры правильного выбора».
При этом Наумов также заверил, что программа не повлияет на цены: «Наши партнеры имеют возможность удерживать свои цены на комфортном уровне и для торговой сети, и для конечного потребителя».
Наумов заверил, что программа не повлияет на цены: «Наши партнеры имеют возможность удерживать свои цены на комфортном уровне и для торговой сети, и для конечного потребителя»
«КРАСНЫЙ ИЛИ ЖЕЛТЫЙ КРУЖОК БУДЕТ СОЗДАВАТЬ ЧУВСТВО ЛОЖНОЙ ОПАСНОСТИ»
«БИЗНЕС Online» спросил у участников молочного рынка из Татарстана, планируют ли они запускать маркировку своей продукции, какого цвета — зеленого, желтого или красного — будет больше на упаковке и, главное, что это даст для их бизнеса.
Ауфар Галиев — генеральный директор АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат»:
— Мы поддерживаем все инициативы, направленные на разграничение качественной и некачественной продукции на прилавках магазинов, и считаем, что вопрос действительно назрел. Однако система маркировки «Светофор», на мой взгляд, в том виде, в каком она сегодня обсуждается, не будет выполнять этой задачи.
Сливки, сметана или творог — это базовые продукты для потребления, без которых многие люди просто не представляют своей жизни, а появившийся на их упаковках красный или желтый кружок будет дезинформировать потребителей и создавать чувство ложной опасности. Зато зеленая маркировка может появиться на спреде, практически полностью состоящем из разных наполнителей и заменителей.
Возможно, маркировать надо, но сама система должна быть тщательно продумана. Скажем, в Финляндии цветной маркировкой отмечают продукты с повышенным содержанием соли. Само по себе появление разноцветных кружков на этикетках ничего не даст.
Мария Жаркова — директор по корпоративным отношениям региона «Центр» (Волга)» ГК Danone в России:
— Мы подтверждаем участие в этом проекте. Но также хотим сказать, что это пилот, мы посмотрим вместе с ретейлером, как он сработает, обратит ли на него внимание потребитель и так далее, и только после этого можно будет что-то планировать в долгосрочной перспективе. Большинство наших продуктов полностью соответствуют зеленой маркировке, и в пилотном проекте на стаканчиках с нашей продукции она и будет.
Алена Белоглазова — руководитель КФХ Белоглазова:
— Отношусь к этому как к маркетингу, не более. Если у нас даже сейчас не могут фальсификат убрать, что говорить о цвете? Сейчас производитель, использующий красители, стабилизаторы и немолочные жиры, старается об этом не писать, что говорить о добровольном указании неполезных веществ?
В отношении молочной продукции считаю более эффективным обязать производителей окрашивать спред и сырный продукт в розовый цвет, а творожный продукт в голубой (как вариант). Тогда в случае, если спред имеет вкусный желтый цвет — это мошенничество, и никакой катавасии с документами и сменой этикеток! Такой опыт есть в зарубежных странах, и опыт очень успешен. А люди без лупы смогут определить, что они приобретают.
Максут Ахметшин — директор Мамадышского маслодельно-сыродельный комбината «Азбука сыра»:
— Если это будет общепринято, то мы тоже будем маркировать свою продукцию. Потому что мы сырный продукт не выпускаем, производим только ГОСТовские сыры. Мы производим 1100 тонн сыров в месяц, и все они ГОСТовские. Если нужно будет зеленую маркировку наклеить — без проблем, мы наклеим! Если это позволит увеличить продажи, то мы это будем делать.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.