Готовность россиян решительно сопротивляться повышению пенсионного возраста заставляет власти придумывать политтехнологические ходы, чтобы оправдать очередную «реформу». Отсюда возня вокруг референдума, который, если состоится, станет тяжелым поражением правительства. Повышение пенсионного возраста пытаются замылить парламентскими слушаниями, после которых недовольство вроде бы должно сойти на нет. Однако не похоже, что повысить пенсионный возраст удастся без больших проблем.
АДАЛЬБИ ШХАГОШЕВУ РЕФЕРЕНДУМ НЕ НУЖЕН
7 августа КПРФ проводит собрание инициативной группы по организации референдума против повышения пенсионного возраста. На нем будет утверждается новая формулировка вопроса, который предлагается вынести на всероссийское голосование.
Прежнюю формулировку ЦИК забраковал — посчитал, что она допускает множественное толкование, и может ввести граждан в заблуждение. А Мосгоризбирком на основании этого заключения отказал в регистрации группы. Теперь, после консультаций с председателем ЦИК Эллой Памфиловой, вопрос звучит так:
«Согласны ли вы с тем, что установленный законодательством РФ о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июля 2018 года возраст, достижение которого дает право на назначение страховой пенсии по старости (для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет), повышаться не должен?»
Если у ЦИК не будет возражений на этот раз, группу придется регистрировать. Тогда вопрос с проведением референдума, результаты которого можно предсказать заранее, перейдет в практическую плоскость. Кремль, понятно, этот сценарий категорически не устраивает. И он всерьез готовится к блокировке такого развития событий.
4 августа глава муниципального округа Таганский, кандидат в мэры Москвы от «Справедливой России» Илья Свиридов также подал в Мосгоризбирком ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению общероссийского референдума по вопросу повышения пенсионного возраста. При этом две параллельные инициативы референдума по одному и тому же вопросу не могут быть разрешены избиркомом одного региона.
Это значит, инициативу коммунистов можно будет завернуть, если референдумом займутся эсеры. Но это, скорее, «план Б». Кремлю, надо думать, не очень на руку позволять «Справедливой России» набирать на протесте политические очки. С точки зрения власти, куда удобнее решить проблему «по-домашнему» — в рамках парламентских слушаниях, где все козыри на руках у «Единой России».
Слушания, напомним, назначены на 21 августа. В них примут участие депутаты, представители кабмина, институтов гражданского общества, эксперты. И уже сейчас — так сказать, на дальних подступах, — слушания подаются как «профессиональная замена референдуму». Об этом 6 августа заявил первый замруководителя фракции «Единая Россия» Адальби Шхагошев.
По его словам, «решение о проведении больших парламентских слушаний по совершенствованию пенсионной системы показывает, что в Госдуме максимально чувствуют общественный нерв». Шхагошев также считает, что вопрос пенсионных изменений «требует глубокого внедрения в детали и экспертного взгляда», и что «предстоящие парламентские слушания это обеспечат».
Другими словами, власть намерена замылить референдум не мытьем, так катаньем. И канализировать протест максимально комфортным для себя способом. Другой вопрос, насколько удастся воплотить этот план в жизнь.
27 июля фонд «Общественное мнение» (ФОМ) обнародовал данные опроса о пенсионной реформе. Доля россиян, которые готовы выйти на митинги против повышения пенсионного возраста в своем городе, составляет 43%. Наибольшая доля, готовых выйти на митинги, это люди 46−60 лет — таких 57%.
Это значит, у Кремля серьезные проблемы. По мнению экспертов, власть откровенно считает людей за дураков, которые не помнят, что у них только что были пенсионные накопления. Пенсионной реформой она нарушает социальный контракт, на котором базировалась стабильность путинской эпохи. А это чревато уже тихой гражданской войной между властью и обществом.
КОММЕНТИРУЕТ ВАЛЕРИЙ РАШКИН:
— Власти не хотят референдума в любом варианте, — уверен член президиума ЦК КПРФ, первый секретарь Московского городского комитета, депутат Госдумы Валерий Рашкин. — Как ни меняй формулировки, невозможно переубедить население в том, что необходимо повышать возраст выхода на пенсию.
Напомню, по данным «Левада-центра», 37% россиян готовы лично участвовать в протестных акциях против пенсионной реформы. 71% хотели бы отмены пенсионной реформы, а 64% опрошенных отметили, что повышение возраста выхода на покой негативно скажется на их жизни.
Замечу, такого количество граждан, готовых выйти на улицу и защищать свои права, не наблюдалось с 1991 года.
Власти эту ситуацию прекрасно понимают. Именно поэтому они запустили предательский, на мой взгляд, вариант референдума через Илью Свиридова. Иначе как ударом в спину согражданам я этот вариант назвать не могу.
Смысл прост: захватить первенство — по закону — регистрации инициативной группы. А потом слить организацию референдума, и даже по этому поводу не оправдываться. Мол, не смогли собрать подписи — и такое бывает.
Чтобы этого не случилось, мы запустили инициативные группы с вопросом о референдуме еще в 20 регионах. Закон это позволяет. Мы будем настаивать на принятии соответствующего решения региональными избирательными комиссиями и ЦИК. Уверен, мы соберем подписи, и заставим Кремль все-таки провести референдум.
— Какими будут результаты парламентских слушаний?
— Проводники реформы попытаются выпустить протестный пар на парламентской площадке. Нам, депутатам от оппозиции, они как бы говорят: первое чтение успешно прошло, так что включайтесь в работу над поправками, чтобы население осталось довольным.
Проблема, однако, в том, что поправками ничего не исправить — в основе нынешнего проекта закона лежит совершенно негодная концепция. Именно поэтому позиция коммунистов однозначная: будут слушания или нет — законопроект нужно вернуть правительству Дмитрия Медведева и больше не выпускать за стены Белого дома.
Выпустить пар, я считаю, не удастся. 21 августа мы пригласим к Госдуме народ, чтобы люди прямо высказали свое мнение парламенту. Пусть депутаты «Единой России» послушают улицу, а не одних только прокремлевских экспертов, которых они пригласят в зал заседаний на 450 мест.
На мой взгляд, что бы власти сейчас ни делали, народ в России не воспримет позитивно пенсионную контрреволюцию.
— Что будет, если «Единая Россия», внеся косметические поправки, продавит законопроект?
— Если после парламентских слушаний «Единая Россия» рекомендует принять законопроект с поправками, народ еще больше взбунтуется. Поймите: люди категорически не воспринимают эту реформу.
Посмотрите на Китай: там, наоборот, началось постепенное снижение пенсионного возраста на пять лет — до уровня 55 лет у мужчин и 50 лет у женщин. В пресс-релизе компартии Китая о таком решении говорится, что не следует волноваться о возможных последствиях для экономики: «В век технологий, когда машины все чаще могут заменять тяжёлый человеческий труд, любое государство обязано позаботиться об отдыхе своих граждан и постепенно улучшать условия их жизни и труда».
Именно так должен выглядеть, я уверен, и путь России. Еще в 1952 году Иосиф Сталин, в своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР», ставил вопрос о переходе на 5−6 часовой рабочий день, чтобы граждане страны могли остальное время тратить на свою личную жизнь, развитие и отдых. И это — очень правильное направление. Люди должны подольше жить полноценной жизнью, а не сдыхать от беспросветного труда, как предлагают нам сегодня идеологи пенсионной реформы.
КОММЕНТИРУЕТ АЛЕКСАНДР ШАТИЛОВ:
— Парламентские слушания сильно запоздали, — считает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Их стоило провести намного раньше — это позволило бы «Единой России» демонстрировать готовность найти консенсус с обществом по пенсионной реформе.
По уму, превентивные мероприятия требовались еще более масштабные, чем парламентские слушания. И начинать их следовало за полгода-год до рассмотрения законопроекта в парламенте. Это смягчило бы общественное мнение, тогда как сегодня пенсионная реформа вызывает сильнейшие неприятие у населения РФ.
На этих протестных настроениях пытается набирать очки и левая, и либеральная оппозиция. И сейчас власти очевидно, что пенсионную инициативу следует продвигать гораздо более тонко, аккуратно и системно.
На мой взгляд, парламентские слушания инициированы еще и для того, чтобы дать возможность Кремлю дополнительно прозондировать ситуацию. Как известно, президент РФ Владимир Путин впервые высказался о реформе только после того, как Госдума одобрила в первом чтении законопроект о повышении пенсионного возраста.
Глава государства заявил, что никакой из предложенных правительством вариантов повышения пенсионного возраста ему не нравится, однако отметил, что изменения в пенсионной системе необходимы. Президент также подчеркнул, что окончательного решения по пенсионной реформе пока нет. «Я, конечно, должен буду послушать все мнения, все точки зрения на этот счет, посмотреть за дискуссией, которая будет разворачиваться, она сейчас разворачивается», — сказал он.
Такое заявление может означать как простую констатацию, что проект прошел лишь первое чтение, так и сигнал о возможном смягчении его норм при окончательном принятии.
Андрей Полунин
«Свободная пресса», 07.08.2018
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.