ПО ЗАДАНИЮ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ

«Ансат» будет представлен в полицейском варианте, и это потенциальный хит продаж: МВД России и Росгвардия, по сути, только начинают оснащаться легкими вертолетами. Между тем и полицейские, и гвардейцы уже оценили возможности «Ансата»: этот вертолет в специальном летном отряде МВД РФ по Татарстану (сегодня — Авиационный отряд специального назначения Управления Росгвардии по РТ) появился еще в 2012 году. Летчики подразделения сразу отметили, что у машины нет серьезных детских болячек. Также они подчеркивали простоту управления и неприхотливость «Ансата» — например, то, что его можно без проблем хранить не в ангаре, а на улице.

С тех пор «Ансат» (в переводе с татарского — «простой») серьезно вырос. Напомним, на недавней выставке HeliRussia 2018 ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ, входит в АО «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех») представило обновленную машину. Она на 100 кг легче серийной. Вертолет оборудован новой авариестойкой топливной системой. Носовая часть, капоты и стабилизатор изготовлены из композиционных материалов. Также заменено светотехническое оборудование. Базовый тип компоновки пассажирской кабины возможен в двух вариантах. Первый обеспечивает перевозку до 8 пассажиров. Второй подразумевает установку нового медицинского модуля, погрузку пострадавшего через боковую дверь или через люк в задней части и установку четырех кресел. Кабина пилотов может быть либо классической, с электромеханическими приборами, либо «стеклянной», с четырьмя многофункциональными индикаторами.

Изменился и «Ансат» для правоохранительных структур. Нынешняя версия создавалась в рамках программы «Полицейский вертолет» по техническому заданию силовых ведомств России и предназначена для выполнения патрульных и спасательных операций, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях и экологических катастрофах. Вертолет оснащен платформами для транспортировки группы специального назначения от 4 до 6 человек, а также фермой для десантирования с применением устройств скоростного спуска. Также установлена оптико-электронная система, обеспечивающая круглосуточный обзор, обнаружение и распознавание объектов. На выставке полицейский «Ансат» представлен в варианте с медицинским модулем.

Конечно, важны не только характеристики вертолета, но и выстроенность всей системы его эксплуатации — то, насколько она готова к работе, способна быстро решать возникающие проблемы по обеспечению безопасного и эффективного использования машины, а это невозможно без ритмичности производства, поэтому немаловажно то, что КВЗ наращивает выпуск «Ансатов»: как заявило руководство «Вертолетов России», в 2018 году построят 45 таких машин.

ВЕРТОЛЕТ-«ЭКСТРЕМАЛ»

Также в казанской части экспозиции «Вертолетов России» — Ми-8МТВ-5. Машина представлена в модном пиксельном камуфляже, но гнаться за модой этому варианту знаменитой «восьмерки» смысла нет — он уже стал бестселлером международного масштаба (за границу поставляется под индексом Ми-17В-5).

Напомним, Ми-8МТВ-5 создан конструкторскими силами КВЗ и на его средства. Именно с этой модификацией связаны все крупные контракты в новейшей истории предприятия, например белорусский (12), индонезийский (12), египетский (24), венесуэльский (40). Также Ми-17В-5 покупали и покупают Таиланд, Кения, Мексика, Сербия и другие страны. Особняком стоит Индия: в 2016 году КВЗ закончил выполнение двух заказов, поставив в эту страну 151 (!) машину. И конечно, нельзя не вспомнить о двух американских контрактах (на 33 и 30 вертолет) для афганских сил безопасности. Примечательно, что конгресс США не раз пытался заблокировать сделку как наносящую вред оборонной промышленности США, но безуспешно — Пентагон настоял на том, что Ми-17 подходят для условий Афганистана лучше всего. Любопытно, что в Афганистане на Ми-17 летали и союзники США, например Канада и Польша.

Словом, Ми-8МТВ-5 (Ми-17В-5) не зря называют бестселлером отечественного вертолетостроения. Такая популярность объясняется прежде всего соотношением цены и качества. Здесь можно выделить два главных момента.

Первый. Ми-17 дешевле зарубежных аналогов. Да, по «навороченности» он, возможно, им уступает, но не проигрывает в эффективности. Да и отставание от иностранных конкурентов в технических бонусах весьма условное, ведь Ми-17В-5 по желанию заказчика может быть оснащен стеклянной кабиной. Плюс Ми-17 — одна из немногих машин, находящихся почти вне тенденции роста стоимости вертолетной техники. На Западе производятся все более дорогостоящие машины с различным дополнительным оборудованием. В результате даже развитые страны не в состоянии купить необходимое количество вертолетов нового поколения.

Второй. Ми-8МТВ-5 (Ми-17В-5) отлично показывают себя не только в обычных, но и в экстремальных условиях. Это вообще своего рода опознавательный знак машины. К примеру, в Индии вертолеты с лучшей стороны проявили себя в операциях по обеспечению военных в сложных условиях высокогорья и при экстремально низких температурах. Показательна характеристика, которую дают Ми-17В-5 в Мексике: «Мы использовали их в спасательных работах, на борту наших кораблей. Когда произошло цунами в Индонезии, они участвовали в оказании помощи населению. Также Ми-17 летали на помощь гражданам Мексики, пострадавшим от ураганов... Хотя Ми-17 — не специализированные морские вертолеты и обычно не работают в такой враждебной среде, мы заставляем их работать и в этих условиях. Ми-17 летают на 800 километров от берега, а это требует большой надежности и безотказной работы всех систем».