В топ-500 лучших школ России в этом году попали две из Набережных Челнов – это все та же гимназия №26 и лицей №78 В топ-500 лучших школ России в этом году попали две из Набережных Челнов — это все та же гимназия №26 и лицей №78 Фото: «БИЗНЕС Online»

«В РЕЙТИНГЕ ШКОЛ ВСЮ РАБОТУ НЕ ОТРАЗИШЬ — ЭТО ПРОСТО-НАПРОСТО НЕВОЗМОЖНО»

В Набережных Челнах перед началом учебного года традиционно обнародуют свежий список лучших и худших школ. Абсолютными лидерами, как и годом ранее, стали гимназия №26 и лицей №78. В пятерку лучших по-прежнему входят гимназии №77, 57 и 76, а вот дальше картина сильно меняется. Так, школа №61 спустилась с 6-го на 10-е место, №34 потеряла аж 9 позиций, переместившись с 7-й на 16-ю строчку. В то же время школа №50 набрала 8 очков и попала в топ-5 (с 13-го на 5-е место), сразу за ней следует гимназия №32, подтянувшаяся с 11-го на 6-е место. Самый большой рывок вперед за год сделали два учебных заведения — это школа №19 (с 25-го на 7-е место) и лицей-интернат №84 (с 24-го на 9-е место).

«Мы сделали больший акцент на индивидуальных развивающих беседах с учащимися и их родителями, — объяснил секрет успеха директор лицея-интерната №84 Шамиль Закиров. — Также применили электронную зачетную систему — прежде всего в 9-х и 11-х классах. Система позволила в автоматическом режиме увидеть, какие ошибки допущены, и сразу предоставила их для анализа учителю. Так, педагог тратит меньше времени, проверяя письменные работы, у него появляется больше возможностей, чтобы работать над исправлением ошибок. Мы также улучшили позиции в муниципальном рейтинге олимпиад. Кроме того, более осознано стали применять индивидуальный подход к обучению. В рейтинге школ всю работу не отразишь — это просто-напросто невозможно. Хотя отчасти на определенном этапе польза от него есть. Скажем, это некий стимулирующий фактор для корректировки работы».

Примечательно, что в этом году исполком использовал новый подход к составлению списков образовательных учреждений. Все школы поделили на три категории: лицеи и гимназии, средние общеобразовательные школы и основные общеобразовательные школы (без 10-х, 11-х классов). Лидирующие позиции в первой категории заняли школы №26, 78, 57, 76, 77, 50, 32, 2, 19, 61, 84. Лучшими среди средних общеобразовательных учреждений стали №58, 60, 10, 4, 25, 46, 15, 21, 56, 23, среди основных общеобразовательных — №29, 53, 6, 44, 51.

Худшими школами Челнов признаны №81, 20, 38, 49, 9, 55, 5. Три последние были аутсайдерами и в прошлом году. По словам начальника управления образования Винера Харисова, 22% городских школ в этом году показывают низкие образовательные результаты. «В течение ряда лет мы реализуем проект по повышению качества обучения в таких школах, — отметил Харисов на августовской конференции. — В настоящее время в проект вошло пять школ: №5, 9, 17, 20 и 29, где по нашим обязательствам должна наметиться положительная динамика образовательных результатов».

По словам начальника управления образования Винера Харисова, 22% городских школ в этом году показывают низкие образовательные результаты По словам начальника управления образования Винера Харисова, 22% городских школ в этом году показывают низкие образовательные результаты Фото: «БИЗНЕС Online»

В топ-500 лучших школ России в этом году попали две из Набережных Челнов — это все та же гимназия №26 и лицей №78. В прошлом году челнинских учреждений в этом списке было 6 — с первыми двумя соседствовали № 57, 76, 77, 32. Известно, что при создании рейтинга школ в расчет берется множество факторов, включая результаты олимпиад, ЕГЭ, качество воспитательной, спортивной работы, питания и прочие. Так, согласно отчету управления образования, олимпиадный показатель на высоте у школ №26, 32, 50, 57, 76, 77, 78 и 75, на низком уровне — в учреждениях №1, 5, 9, 12, 13, 17, 38, 43, 48, 55. Если брать стобалльников, которых в Челнах в целом по сравнению с прошлым годом стало на 9 больше, то лидируют здесь гимназии №26 и №76, лицей №78, школы №60 и №19, гимназия №77. По одному стобалльнику также есть в школах №8, 24, 25, 84, 40, 46.

По результатам аттестации из 19 выпускников Татарстана, набравших максимальное количество баллов по трем предметам, — 8 школьников из автограда (ученики гимназий №2, 26, 76, лицея №78, школ №17 и 56). В рейтинге 20 школ республики, выпускники которых достигли лучших результатов по математике и русскому языку, есть четыре челнинских: гимназии №26, 76, 57 и лицей №78.

Впрочем, в исполкоме считают, что этого недостаточно. В июле 2018-го на одном из деловых понедельников мэр Челнов Наиль Магдеев поручил разобраться с директорами школ из-за низкого числа стобалльников. «Надо разобраться, почему наши школы при одинаковом подушевом финансировании работают ниже общегородских и общереспубликанских результатов. Деньги везде те же самые. 80 процентов детей начиная с 1-го класса в одинаковых стартовых условиях. Государство деньги всем школам выделяет. Вот в чем парадокс! За красивыми цифрами надо же еще и в причинах разбираться. Два директора школы получают примерно одинаковую зарплату. У одного результаты хорошие, большое количество стобалльников, а у другого в школе через дорогу — та же самая зарплата, у учителей его — та же самая зарплата, а результата — ноль. В чем причина? Не во всем государство виновато... Школы мы строим, одна школа больше миллиарда рублей стоит. Но что будет внутри? Это уже вопрос к работникам образования. Дайте результат!» — потребовал Магдеев.

По результатам аттестации из 19 выпускников Татарстана, набравших максимальное количество баллов по трем предметам, восемь школьников из автограда По результатам аттестации из 19 выпускников Татарстана, набравших максимальное количество баллов по трем предметам, — 8 школьников из автограда Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ РАНЬШЕ БЫЛО ОБЩЕСТВО МЫСЛИТЕЛЕЙ, СЕЙЧАС СДЕЛАЛИ ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

Анализируя успехи и неудачи образовательных учреждений Челнов, «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием к руководителям двум бессменных школ-лидеров. Директор гимназии №26 Андрей Сальников в разговоре с корреспондентом сказал, что они, в общем-то, «не делают ничего особенного» и «никакого секрета нет».

«Достаточно просто хорошо выполнять свою работу, — сказал Сальников. — Школа каждая индивидуальна. Причины низких показателей — не столько в вине руководства и коллектива, сколько в состоянии общества. Хотя так говорить не совсем правильно. Нельзя сказать, что только директор или учителя виноваты. В первую очередь это недостаток финансирования в 1990-х, 2000-х годах, в кризис. Во-вторых, кардинально поменялось отношение общества к школе. Если раньше было общество мыслителей, сейчас сделали общество потребителей — оно стало таким и по отношению к школе. Это очень четко проявляется. Родители не занимаются своим ребенком, считая, что это должна делать школа».

«Самое главное в школе — это учитель, — считает директор лицея №78 Зоя Редько. — Будет хороший учитель — будет рейтинг, будет результат. Поэтому работа с кадрами — это залог успеха школы. Ну и мотивация детей, заинтересованность. Очень многое зависит именно от этого сочетания. Сотрудничество с родителями должно быть, чтобы школа могла доходчиво донести до родителей важность и необходимость мотивации ребенка на учебу. Это не всегда получается сделать. Самое главное — надо формировать педагогический коллектив таким образом, чтобы он отвечал поставленным задачам. Квалификация учителя должна быть высокой, чтобы реализовывать сложные программы. Тогда будет результат».

Андрей Сальников: «Причины низких показателей — не столько в вине руководства и коллектива, сколько в состоянии общества» Андрей Сальников: «Причины низких показателей — не столько в вине руководства и коллектива, сколько в состоянии общества» Фото: chelny-biz.ru

Как сообщил «БИЗНЕС Online» Харисов, в этом году ни с одним директором школы не расторгли контракт из-за низких показателей. Хотя в прошлом году таких случаев было целых два. Впрочем, руководители школ не раз добровольно покидали посты из-за скандалов — одним из последних стало увольнение директора гимназии №76 Марсели Сабировой. Ее уход произошел на фоне отказа школы принимать детей в 1-й класс. Из 16 жалоб, написанных родителями будущих первоклассников, 10 были поданы на администрацию гимназии. Руководство учебного заведения в нарушение ст. 67 №273-ФЗ «Об образовании» отказывало в приеме учеников, ссылаясь на то, что у них уже нет мест. Позже учреждение возглавила директор школы №40 Елена Плотникова — она же была самым состоятельным директором по итогам 2016 года (2,7 млн рублей). К слову, в текущем году на отказе принимать первоклашек попался и директор школы №24 с углубленным изучением предметов.

Говоря о кадровых перестановках, стоит упомянуть еще несколько. Например, в минувшем году сменился директор в школе №36 «Золотая горка» — место Риммы Гайсиной заняла Лейла Адилова, ранее возглавлявшая центр психологической и профориентационной работы в вузе. Сегодня «Золотая горка» потеряла в рейтинге четыре позиции — спустилась с 8-го на 12-е место. Ушла с должности по собственному желанию и директор СОШ №9 Эльвира Крупнова — учебное заведение возглавила Лада Потапова, руководившая художественной школой №1. СОШ по итогам прошлогоднего рейтинга заняла последнее 59-е место, в этом году она также оказалась в хвосте списка средних общеобразовательных школ (23-е место). В мае сменились директора в школах №13 и 45, а руководитель гимназии №54 Ильдус Галиев, возглавлявший ее 31 год, ушел на пенсию. Вместо него был назначен Рамиль Исаев, работавший замначальника управления образования исполкома Тукаевского района. К слову, за год гимназия сделала значительный скачок вперед — с 38-го места рванула на 15-е.

При создании рейтинга школ в расчет берется множество факторов, включая результаты олимпиад, ЕГЭ, качество воспитательной, спортивной работы, питания и прочие При создании рейтинга школ в расчет берется множество факторов, включая результаты олимпиад, ЕГЭ, качество воспитательной, спортивной работы, питания и прочие Фото: «БИЗНЕС Online»

ДИРЕКТОРА-МИЛЛИОНЕРЫ И СКАНДАЛЫ В СОЦСЕТЯХ

Уместно вспомнить, что некоторые челнинские школы с неплохими показателями не так давно засветились на нарушениях. Так, в этом году из школы № 60, занявшей 2-е место в списках СОШ, уволили троих учителей, которые завышали оценки ученикам. Отметки детей за контрольные работы и итоговые оценки за четверть оказались выше, чем по результатам всероссийской проверочной работы (ВПР), а результаты ВПР, в свою очередь, ниже школьных показателей.

Другой пример: весной прошлого года в соцсетях разгорелся скандал, вызванный видеозаписью урока из школы №18. На ней педагог повышает голос на учеников 1-го класса. В прокуратуре заключили, что женщина «использовала непедагогические методы воспитания, тем самым унизила честь и достоинство малолетних». Директор школы Наиль Гайнуллин получил представление устранить нарушения и привлечь учителя начальных классов к дисциплинарной ответственности. В прошлом году школа занимала 21-е место в рейтинге, в этом — оказалась на 18-м.

Что касается личных доходов директоров, то самый большой — у Ларисы Кузавковой, директора школы №25 (2,8 млн рублей). Следом идет директор школы №30 Алена Каримова (2,4 млн), руководитель СОШ №10 Ирина Бодрова и СОШ №52 Сайфи Кайбышева (1,4 млн). 1,3 млн заработали Виолетта Рагузина (СОШ №32) и Николай Осипов (СОШ №22), 1,2 млн — Фаниса Аглиуллина (прогимназия №64), Ильшат Усманов (СОШ №24), Рамзия Зайнуллина (СОШ №56). Кроме того, миллион есть у директора гимназии №61 Светланы Казанкиной, руководителя гимназии №76 Плотниковой, Михаила Вардакова (СОШ №21), Марса Гафурова (СОШ №35), Танзили Камаловой (СОШ №46), Лизы Набиуллиной (СОШ №58) и главы лицея №78 Редько.