Традиционный оперный гала на 30 августа подарил накануне публике в столице Татарстана ГСО РТ, а также солист Большого театра Андрей Жилиховский и Ольга Толкмит из столичной «Геликон-оперы». О том, какое обещание взял на себя Александр Сладковский, дирижировавший только первым номером программы, почему такие концерты нужно начинать с Дон Жуана, а заканчивать Онегиным и сколько платьев за вечер поменяла сопрано Толкмит, — в материале «БИЗНЕС Online».
«В ЭТОМ И ФИШКА, ЧТОБЫ ЛЮДИ НЕ ДОГАДЫВАЛИСЬ И ДУМАЛИ, ЧТО ВСЕ ЭТО ОЧЕНЬ ЛЕГКО»
В этом году 30 августа наконец-то порадовало Казань безоблачной и теплой погодой. Это обстоятельство, конечно, не могло не внушать оптимизма организаторам «Казанской осени» — традиционного open air Государственного симфонического оркестра РТ у стен Дворца земледельцев. Напомним, что в прошлые годы частенько погодные катаклизмы превращали эти концерты в настоящую проверку на прочность как для Александра Сладковского, его музыкантов и оперных солистов, так и для публики.
«Как будто и не в Казань приехал», — шутил в разговоре с «БИЗНЕС Online» ведущий баритон Большого театра Андрей Жилиховский, когда речь зашла о показаниях термометра за окном. Дело в том, что именитый певец, поющий, к примеру, в Парижской опере и уже имеющий подписанные контракты с Метрополитен-опера, не первый раз участвует в «Казанской осени». А еще артист с ходу отмел предположение, что подобные оперные гала для солистов — это своего рода вид активного отдыха, в отличие, скажем, от работы над серьезной театральной премьерой. «Да вы что, какой отдых! — решительно возразил Жилиховский. — Мы недавно работали полтора месяца над премьерой „Богемы“ в Большом театре, очень серьезно и долго работали. Но там у тебя одна партия, ну, какой-то дуэт, а потом стоишь отдыхаешь. А здесь ты должен спеть 10 сложнейших арий! Это очень все сложно. Но в этом вся и фишка, нужно, чтобы люди не догадывались и думали, что все это очень легко».
Василий Валитов
То, какая серьезная работа проводится перед концертом, было видно по дирижеру Василию Валитову, которому также отводилась одна из главных ролей предстоящим вечером. Заслуженный артист РТ, который часто работает и с ГСО РТ, и с оркестром театра им. Джалиля, после репетиции выглядел как человек, который только что закончил очень трудное, но важное дело. «Такие open air — это достаточно сложное событие. Поскольку, когда ты находишься в концертном зале, то можешь заранее отрепетировать определенные акустические особенности. В открытом пространстве же есть элемент неопределенности, тот же ветер, бывает, что и ноты сдувает у музыкантов. Но мы будем очень стараться, чтобы ровно пройти сегодняшний путь».
У еще одной оперной солистки, партнерши Жилиховского по казанскому фестивалю, Ольги Толкмит из московского театра «Геликон-опера», также был небольшой повод для переживаний перед концертом. «Я не очень комфортно себя чувствую, когда пою в микрофон, поэтому приходится немного в моральном плане настраиваться: не переживай, все будет хорошо!» — рассказала она с улыбкой «БИЗНЕС Online».
При этом мы уже привыкли, что сами «татарстанские симфоники» отнюдь не собираются отдавать пальму первенства на подобных музыкальных вечерах оперным солистом и сами становятся «гвоздем программы». Участники концерта не скрывали своих позитивных эмоций от работы с ГСО РТ худрука Сладковского. «Мне посчастливилось познакомиться с оркестром достаточно давно, прошло уже 10 лет, — говорит Валитов. — И, конечно, нельзя не отметить те колоссальные изменения, которые произошли за 8 лет руководства Александра Сладковского. Масштаб просто поражает. Это оркестр, удивительно чутко воспринимающий музыку. Редко такое бывает, когда весь большой коллектив старается эту музыку прожить. Как раз Государственный симфонический оркестр Татарстана этим отличается. Это его своего рода визитная карточка, и о работе именно с такими оркестрами, я думаю, мечтает любой дирижер». А Толкмит была еще категоричнее: «Оркестр звучит настолько потрясающе, что не хочется заканчивать репетиции».
Андрей Жилиховский и Ольга Толкмит
НАШИ ГОСТИ ПРИЕЗЖАЮТ СЮДА И ГОВОРЯТ: «БОЖЕ, ГДЕ МЫ?» — «В КАЗАНИ!»
Open air классической музыки у Дворца земледельцев 30 августа традиционно начинаются в 20:00, чтобы закончить двухчасовую программу аккурат к праздничному салюту, который отсюда смотрится особенно красочно. К началу представления корреспондент «БИЗНЕС Online» заметил среди публики знакомые лица, хотя VIP-гости были в основном из числа завсегдатаев концертов ГСО РТ в ГБКЗ им. Сайдашева: председатель Верховного суда РТ Ильгиз Гилазов, руководитель агентства «Татмедиа» Айрат Зарипов, глава пресс-службы президента РТ Эдуард Хайруллин. Некоторое оживление вызвало появление министра культуры РТ Ирады Аюповой. Она в сопровождении небольшой свиты предпочла сначала пройти за сцену, а уже потом, после соответствующих приветствий и рукопожатий, заняла место в первом ряду.
Александр Сладковский
Как было сказано выше, бóльшую часть концерта за дирижерским пультом должен был провести Валитов, но открыл его сам маэстро Сладковский. Сначала он в своем эмоциональном стиле продирижировал первым номером программы, это было «Итальянское каприччио» Чайковского. Потом удивился сразу после этого появившимся букетам: «Я не понял, за что сразу столько цветов!» А затем объяснил причины дирижерской рокировки на один вечер: «День города Казани, этого роскошного города! Наши гости приезжают сюда и говорят: „Боже, где мы?“ — „В Казани!“ Поэтому, друзья мои, я вас от души поздравляю. Счастье здесь творить, работать, любить, наслаждаться, дарить радость вам! Спасибо вам большое за то, что вы здесь сегодня с нами. К сожалению, завтра утром я должен быть в Париже на очень важных переговорах. Для того, чтобы туда добраться, мне нужно сейчас улететь. Но я уверен, что вы получите массу удовольствия». Сладовский покинул сцену под бурные аплодисменты после слов: «Я обещаю вам вернуть долг».
Что касается программы вечера, то на этот раз в ГСО РТ не стали придумывать какую-то оригинальную концепцию — это был настоящий оперный гала с хитами на все времена: Моцарт, Россини, Пуччини, Чайковский... Но баритон Жилиховский обратил внимание корреспондента «БИЗНЕС Online», что порядок номеров построен очень грамотно: «Сначала стилистически легкий Моцарт, а потом тяжелая музыкальная артиллерия». А все потому, что на такие концерты приходит очень разная публика. «Сюда приходят все, с улицы, неподготовленные. К походу в театр люди все-таки готовятся: купили билет, заплатили за это деньги, оделись красиво. Они знают, куда идут, и даже часто знакомятся заранее с сюжетом оперы. А сюда приходят все — кто-то что-то знает, а кто-то вообще ни при чем», — заметил наш собеседник, поэтому важно сначала завлечь публику, прежде чем «палить» по ней арией Лю из «Турандот» или арией Онегина «Ужель та самая Татьяна?».
У оркестра и именитых солистов это получилось. Если вокально лидировал уверенный и ровный голос Жилиховского, то актерски зрителя с ходу покорила Толкмит. Ее лукавая простушка Церлина из «Дон Жуана» была чертовски обаятельна, а мимика певицы, явно обладающей талантом комической актрисы, так убедительна, что наблюдать за ее крупными планами на экране, что располагался по заднику сцены, было отдельным удовольствием. Ну а первое громкое «браво» сорвал Жилиховский за блестяще исполненную вокально и актерски арию Фигаро. После этого музыканты и публика уже существовали исключительно в унисон.
Толкмит сменила четыре платья за вечер, заставив шушукаться собравшихся в импровизированном зрительном зале дам. А завершали концерт сразу три номера из «Евгения Онегина». Вообще, сама идея закончить вечер, к примеру, не хрестоматийной «Застольной» из «Травиаты», а финалом оперного шедевра Чайковского заслуживает уважения. «Позор, тоска, о жалкий жребий мой!» — после этих слов, произнесенных Жилиховским-Онегиным, оставалось только приветствовать артистов бурными и продолжительными овациями. Для тех, кто не успел за это время разойтись, на бис прозвучал «Марш Красной Армии» Сайдашева, а после этого уже грянул салют.
«Мне хотелось бы, чтобы после сегодняшнего концерта люди расходились с улыбкой на лице и ощущением чистоты и счастья», — говорила нам перед концертом Толкмит. Кажется, все так и получилось.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.