«Некоторые страны говорят: «Мы великие! Под нами должен быть весь мир!» А сколько им лет-то от роду?» — рассуждал сегодня митрополит Феофан на праздновании юбилея главной святыни Раифского монастыря — чудотворной Грузинской иконы Божией Матери. О том, как глава Татарстанской митрополии освятил новую мозаику под стенами обители от авторов портрета Месси, радовался большому числу прихожан и призывал власти республики строить больше храмов, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан не заставил себя долго ждать, подъехав через минуту, как его упомянули
МОЗАИЧНАЯ ИКОНА ОТ АВТОРОВ ПОРТРЕТОВ МЕССИ И САЛАХА
«А кто будет сегодня службу проводить?» — интересовались друг у друга сегодня утром прихожане Троицкого собора Раифского Богородицкого мужского монастыря. «Владыка Феофан», — отвечали в толпе. «А где же он? Не видно», — вопрошали верующие. Но митрополит Казанский и Татарстанский Феофан не заставил себя долго ждать, подъехав через минуту после того, как его упомянули. Сегодня в Раифе празднуют 350-летие с момента появления в монастыре главной святыни обители — чудотворной Грузинской иконы Божией Матери. По этому случаю в монастыре провели торжественное праздничное богослужение.
С самого раннего утра к Раифскому монастырю съезжались небольшие микроавтобусы с паломниками как из Татарстана, так и из ближайших регионов. В этом году территория обители, воздух над которой почти всегда наполнен цветочным благоуханием, несколько преобразилась. Первое, что сразу же бросается в глаза приезжающих, — это огромное мозаичное панно Грузинской иконы Божией Матери из тысячи разноцветных камней, на обратной стороне которого изображена колокольня монастыря. Произведение мозаичного искусства размером 3 на 4 метра с изображением святого образа выполнено из разноцветной морской гальки и ракушек. Панно появилось из-под руки казанских мастеров студии мозаики и камня «Анна Солнечная». Эта студия уже год трудится в Храме всех религий, где и находится штаб-квартира организации. Летом мастера уже порадовали жителей и гостей города огромными мозаичными портретами египетского футболиста Мохамеда Салаха и аргентинского форварда Лионеля Месси, которые можно было найти в городе на импровизированных выставках. Начав с известных футболистов, казанские мастера продолжили святыми образами православной церкви.
Первое, что сразу же бросается в глаза приезжающих, — это огромное мозаичное панно Грузинской иконы Божией Матери из тысячи разноцветных камней
Прямо под колокольней организовали две выставки, посвященные 350-летию принесения чудотворной иконы в монастырь. На одной из них можно было увидеть исторические документы по восстановлению древней Раифской обители, на другой — многочисленные фотографии из коллекции фотохудожника Фарита Губаева, опять же посвященные монастырю. Но особой популярностью выставки, как показалось корреспонденту «БИЗНЕС Online», они не пользовались — все спешили в храм на праздничную службу.
К появлению владыки в храме было уже порядка 250 человек, затем число прихожан удвоилось
«ПРОЕХАЛ БОЛЬШОЙ МИКРОРАЙОН, СТРОИТСЯ СЕЙЧАС... ТАМ ТОЖЕ НУЖНО ХРАМ ПОСТРОИТЬ!»
«Представьте себе! 350 лет! Это же целая история всей страны и казанского края. С этой иконой связана судьба России. Неслучайно по сей день люди так почитают эту икону. К великому сожалению, икона Казанская, которая была у нас, пока еще не найдена. А это подлинник! Одна из древнейших святынь в России», — рассказал владыка Феофан корреспонденту «БИЗНЕС Online» прямо перед началом службы у дверей собора. На самом деле в Раифе хранится не совсем подлинник — оригинал был утерян, но хранящийся образ — это древний, намоленный список. Икону рано утром в компании десятков верующих перенесли из Грузинского храма в Троицкий собор монастыря. По словам монашествующих, на службу ждали большее количество людей, чем обычно, поэтому святыню и перенесли в храм побольше.
Ожидания оправдались, к появлению владыки в храме было уже порядка 250 человек, затем число прихожан удвоилось. В их числе был и глава Зеленодольского района Александр Тыгин, который на время покинул рабочий пост, чтобы почтить Раифскую святыню. Припозднились и другие церковные завсегдатаи — молодежные православные активисты в зеленых жилетках, помогающие епархии на крупных богослужениях. Большинство из находящихся в храме — паломники в возрасте старше 50 лет. Молодежи, как обычно бывает в Раифе, например, на Крещение, практически не было, не считая местных — из детского корпуса монастыря.
Среди прихожан был и глава Зеленодольского района Александр Тыгин, который на время покинул рабочий пост, чтобы почтить Раифскую святыню
Служба практически ничем не отличалась от праздничных литургий. В сослужении митрополита были правящие архиереи митрополии: епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, а также недавно назначенный наместник обители — отец Гавриил. «Очень быстрая служба сегодня», — отметили прихожане, выходя из храма. Действительно, праздничная литургия продолжалась чуть более часа. Что странно, с проповедью перед собравшимся глава Татарстанской митрополии выступать не стал, а доверил это дело наместнику обители. Впрочем, владыка на праздники часто дает возможность выступить перед прихожанами «молодым». Отец Гавриил во всех деталях рассказал об истории чудотворной Грузинской иконы. «Мы верим, что Богородица покрывает наш монастырь и всю казанскую землю. Эта земля является уделом Пресвятой Богородицы. Известно несколько чудотворных икон на казанской земле — Казанская икона Божией Матери, Раифская, Семиозерная. Мы верим, что уже более 25 лет возрождения Раифской обители связано с заступничеством Божией Матери с ее покровом», — отметил наместник монастыря.
Венцом праздничных мероприятий стал крестный ход к мозаичному панно во главе с митрополитом. Владыка совершил чин освящения художественного образа Богородицы. После того как он прочел над монументом молитвы, окропил его святой водой, верующие стали прикладываться к камню, как к любой другой церковной иконе. Завершился же крестный ход полутысячной толпы верующих все у того же Троицкого собора.
Служба практически ничем не отличалась от праздничных литургий
«Я сказал, что мы празднуем сегодня 350 лет. Задумайтесь! 350 лет иконе Грузинской! — все также восхищенно говорил митрополит Феофан и тут же придал своей речи актуальное геополитическое направление. — А некоторые страны говорят: „Мы великие! Под нами должен быть весь мир!“ А сколько им лет-то отроду? Наша икона в образе Грузинской здесь с нами только 350 лет. А им-то сколько?»
Проблемы в отношениях между странами исходят, считает владыка, от «человеческого эгоизма». Глава митрополии призывал избавляться от этих пороков и почаще ходить в церковь. Его искренне порадовало, что сегодня на службе было много прихожан.
«Это еще один ответ на вопрос — а нужны ли нам храмы? Конечно, нужны! Хорошо это. А что плохого? В храме должно быть комфортно, чтобы можно было стоять, перекреститься и чтобы никто никого не толкал, чтобы можно было без валерьянки дышать... Нужны храмы везде и всюду! Сегодня утром заехал в Осиново (в храм Грузинской иконы Божией Матери — прим. ред.), там замечательно сейчас идет все-таки восстановление, многое делается. Проехал большой микрорайон, строится сейчас. И у меня сразу мысль — а как же так? Там же люди живут! А на душе всякое бывает. Там тоже нужно храм построить. Я обязательно обращусь к властям, чтобы был и там храм. И это будет нормально!», — отметил Феофан, призывая к межконфессиональному согласию. Напоследок он прокомментировал и появившееся панно под стенами монастыря. Владыка отметил уникальность мозаики, выполненной из природных материалов: «Эта икона еще будет внесена в список культурного наследия!»
Чудотворная Грузинская икона Божией Матери — главная святыня Раифского Богородицкого мужского монастыря, которая манит в обитель из года в год сотни паломников
350 ЛЕТ В РАИФСКОЙ ОБИТЕЛИ
Чудотворная Грузинская икона Божией Матери — главная святыня Раифского Богородицкого мужского монастыря, которая из года в год влечет в обитель сотни паломников. Свою историю икона начала в 1622 году, когда персидский шах Аббас завоевал Грузию. Он вывез многие грузинские святыни в Персию, а позже они были проданы русским купцам. В их числе была и Грузинская икона Божией Матери , которую впоследствии передали в Красногорский монастырь в Архангельской епархии, где она обрела славу чудотворной. Известны истории, как святыня исцеляла от глухоты и слепоты. Прославленную своими чудесами икону доставили позже в Москву, где ей молились для избавления от чумы. После этого с чудотворного образа сняли копии, а патриарх Никон установил день почитания иконы — 4 сентября по новому стилю.
На казанской земле святыня появилась в 1668 году благодаря митрополиту Казанскому Лаврентию, по просьбе которого иконописец в Красногорском монастыре снял точную копию с иконы. Список торжественным крестным ходом в Раифскую обитель доставил лично владыка. Доска, на которой была написана святая икона, имеет в высоту 40 и в ширину 30 см, украшена драгоценными камнями, жемчугом, а размещена была в серебряном ковчеге. По оценке ювелиров того времени, стоимость иконы составляла более 10 тыс. рублей. С появлением святого образа в Раифе икона и здесь приобрела славу чудотворной, избавляя поклоняющихся от самых разных болезней. Стало традицией, что 31 июля Грузинская икона Божией Матери отправлялась на поклонение и в Свияжск.
С приходом к власти большевиков Грузинскую икону Божией Матери спасли ученые Казанского университета и перенесли ее в храм Ярославских святых на Арском кладбище, где она находилась до восстановления Раифского монастыря. Возвращение иконы состоялось 14 августа 1992 года при участии бывшего митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия. С тех пор чудотворный образ лишь изредка покидает Раифу, но лишь для совершения крестных ходов. Так, например, этим летом икона участвовала в путешествии из храма святого великомученика Димитрия Солунского в селе Новые Параты в Волжской епархии Марийской митрополии до Раифской обители.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 107
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.