ю Ближе к вечеру рубль слегка отыграл по отношению к доллару, зато евро еще подрос. Но это, похоже, не пределы роста. В последний раз такие значения валют в стране наблюдались в марте 2016 года
Фото: Алексей Белкин

ДОЛЛАР — ДО 70,4, ЕВРО — ДО 81,5

Сегодня доллар дважды за день пробил психологическую отметку в 70 рублей на Московской бирже. В начале торгов доллар ненадолго взлетел до 70,16 рубля, но чуть позднее скорректировался до 69,8–69,9 рубля. Евро тоже не порадовал, устремившись к 81 рублю: с утра значения колебались около 80,8–80,9. Зато после обеда две валюты уверенно устремились вверх, и после 13:30 доллар приблизился к отметке 70,4 рубля, а евро — 81,5 рубля, с последующим небольшим отскоком. Ближе к вечеру рубль слегка отыграл по отношению к американской валюте: на 18:00 доллар торговался на уровне 70,3 рубля, зато евро еще подрос до 81,6 рубля. Но это, похоже, не пределы роста. В последний раз такие значения валют Россия наблюдала в марте 2016 года.

Рубль продолжает планомерно падать, хотя никаких серьезных новостей с момента публикации фотографий предполагаемых отравителей Скрипалей на рынок больше не поступало. Тем не менее санкционное давление на Россию не ослабевает, и зарубежные инвесторы продолжают убегать с российских рынков, боясь негативных последствий. Продолжают рушиться и рынки валют развивающихся стран, в частности турецкой лиры, на которых переложил основную вину за падение рубля Антон Силуанов. «Волатильность на российских финансовых рынках возросла и стала сравнимой с волатильностью в других странах с формирующимися рынками. На нее негативно повлиял „эффект заражения“ от финансовых рынков Турции и Аргентины, а также планы по введению новых санкций со стороны», — говорится в последнем бюллетене ЦБ РФ «О чем говорят тренды». Словом, рубль скользит вниз, пока негативный фон продолжает сохраняться.

В сентябре Россия должна закрыть очередную крупную порцию внешнего госдолга, а в эту пятницу Центробанк пересмотрит ключевую ставку рефинансирования, большинство экспертов ожидает ее повышение на 0,25 п. п. до 7,5%. Сегодня же помощник президента России Андрей Белоусов заявил журналистам, что видит возможность для повышения ключевой ставки Центробанка России, но считает это нежелательным. «Возможность есть, и есть некоторые основания для этого. Но я считаю, что это будет крайне нежелательное действие, потому что это сильно затормозит инвестиционную активность, а также приведет к дополнительным расходам на бюджет»,— сказал Белоусов перед началом Восточного экономического форума. Тем не менее похоже, что это будет неизбежной мерой реагирования на упавший курс.

«КОМУ НУЖНО БЫЛО, УЖЕ ВЫШЛИ ИЗ ОБЛИГАЦИЙ. ТЕМА СО СКРИПАЛЯМИ ОТОЙДЕТ НА ВТОРОЙ ПЛАН»

Эксперты фондового рынка высказывают самые разные предположения, как может дальше развиваться ситуация по курсу рубля. Так, например, отечественной валюте может помочь растущая цена на нефть. «До тех пор, пока внешний фон не стабилизируется и нерезиденты не сократят позиции в российских активах до комфортных уровней, рублю будет довольно сложно выйти на более-менее равновесные уровни. Взятие отметки 70/USD может способствовать ухудшению настроений в отношении рубля как со стороны нерезидентов, так и внутренних инвесторов. Поэтому краткосрочные перспективы выглядят неопределенно, хотя растущие цены на нефть могут стать тем фактором, который позволит рублю противостоять внешним новостям», — сообщает сегодня на сайте «Финама» главный экономист РФПИ Дмитрий Полевой.

Основные события для рубля будут сконцентрированы во второй половине недели, считает главный аналитик «Нордеа банк» Денис Давыдов. «Валюты развивающихся стран остаются в минусе на фоне сохраняющегося беспокойства по теме торговых войн. В пятницу президент США Дональд Трамп пригрозил ввести пошлины в отношении китайских товаров на сумму $267 млрд в дополнение к тем $50 млрд, которые уже действуют, и тем $200 млрд, решение по которым находится в высокой степени готовности. Таким образом, анонсированные пошлины могут затронуть весь китайский импорт в США. В четверг дополнительное давление на развивающиеся рынки может оказать укрепление доллара в случае выхода сильных данных по американской инфляции (для этого есть довольно много предпосылок). На этом общем негативном фоне ситуация для рубля может усугубиться очередными слушаниями в сенате США по тематике российских санкций. Сенаторы обсудят новые возможные инструменты санкционного давления на РФ с представителями ряда исследовательских институтов», — напоминает он. Неделя завершится заседанием Банка России по ключевой ставке — в случае усиления давления на российскую валюту вероятность повышения ставки возрастет.

Аналитик «Альпари» Владислав Антонов оптимистично смотрит на перспективу отечественной валюты. «Если обращать внимание только на негативные факторы для российской валюты, то фундаментальная картина для нее очень мрачная. Сейчас покупатели иностранной валюты доминируют на рынке. Это нормальная рыночная ситуация, когда одни продают валюту по каким-то причинам, а другие ее покупают. Каждым движет своя мотивация, — объясняет он. — Когда торгуешь против рубля, смотришь только негативные факторы, а на положительные закрываешь глаза. Однобокий анализ ведет к убыткам. Из-за него можно несвоевременно выйти с рынка и оказаться в просадке. Рано или поздно на них обратят внимание. Бегство из ОФЗ уже заложено в цены. Кому нужно было, уже вышли из облигаций. Тема со Скрипалями отойдет на второй план».

Антонов приводит и ряд факторов, которые должны держателей рублей взбодрить. Во-первых, американские сенаторы на данном этапе не планируют вводить санкции против госбанков. Во-вторых, пресловутая цена на нефть. В-третьих, ЦБ РФ прекратил покупку валюту для минфина до конца сентября и пообещал, что может и продлить срок. В число этих же факторов он отнес и вероятное повышение ключевой ставки ЦБ.

«Не советую частным инвесторам, не имеющим опыта работы на финансовых рынках, сейчас заниматься спекуляциями. Без опыта можно зайти в рынок и надолго в нем остаться, поскольку не хватит смелости закрыть убыток, если рынок пойдет против вас. На жадности и страхе вы просто потеряете часть денег», — сообщает аналитик «Альпари».

Многие эксперты еще с прошлой недели продолжают прогнозировать в среднесрочной перспективе отскок доллара до 67 рублей за единицу. Рубль недооценен, сходятся во мнении многие аналитики. Но это не мешает рынку играть против «россиянина», и кто знает, когда мы увидим очередное «дно».

«БЛИЖАЙШАЯ ЦЕЛЬ — 72,5–73 РУБЛЯ ЗА ДОЛЛАР»

О том, верить ли в восстановление рубля, стоит ли сейчас сбрасывать накопленную валюту или подождать и как еще могут среагировать на падение отечественной валюты власти, «БИЗНЕС Online» поинтересовался у экспертов.

Владислав Жуковский — экономист, финансовый аналитик:

— Я вам скажу золотое правило: если хочется остаться без штанов, если хочется быть бедным и нищим и не иметь никакой заначки на черный день — быть таким профессиональным нищим, то надо прислушиваться к мнению министров и делать так, как говорит российское правительство: как говорят чиновники из министерства экономического развития, минфина и Центробанка. Все, кто живут в России, прекрасно помнят, что всегда, когда российские чиновники говорят, что девальвации не будет, что ситуация под контролем, что экономика устойчива, а валютно-финансовая сфера у нас как никогда стабильна, надо понимать, что впереди армагеддон. Причем не просто там падение, а полноценный мощнейший кризис, мощнейшее потрясение и шоковый обвал рубля.

Ровно то, о чем я говорил в 2015–2016 году, когда рубль был 47–48 рублей за доллар: что мы увидим и 65, и 80 рублей за доллар —  это произошло. И были объективные причины, было очевидно, что это произойдет. Сейчас та же самая ситуация. В конце 2017-го – в начале этого года я несколько раз описывал те причины и механизмы развертывания нового кризиса, новой шоковой девальвации: почему рубль идет сначала 62–63 рубля за доллар, дальше 67,5–68 рубля за доллар, дальше 72–73 рубля. А дальше будем двигаться к переписыванию декабрьских минимумов 2014 года — 79 рублей за доллар. То есть у нас было два года надувания пузырей в российской экономике.

Дна падения нет. Надо понимать, что курс рубля сейчас — величина политическая. Да, сейчас кризис на рынке развивающихся стран: обновляют исторические минимумы аргентинский песо, индийская рупия, бразильский реал близок к обновлению, абсолютный минимум пробила турецкая лира. Обваливается сильнейшим образом китайский юань. Это, безусловно, будет давить на российскую экономику и провоцировать дополнительный отток капитала из России. Но сейчас рубль будет реагировать прежде всего на то, что будет происходить с режимом санкций. Ближайшая цель — 72,5–73 рубля за доллар. Отсюда возможна некая боковая консолидация, чтобы укрепиться где-нибудь на 69–70 рублей за доллар. А дальше, если ничего не изменится (а пока ничего не меняется), — 79  рублей за доллар. Это осенью, может быть, в октябре-ноябре. Декабрь — традиционно самый сложный месяц для России.

Каждый гражданин РФ должен иметь какой-то минимальный план. И, безусловно, как минимум 10–15 процентов своего дохода нужно стараться откладывать на черный день, потому что черный день в России это далеко не день: в России есть и черные годы, и черные десятилетия. Такой застой и шоковые девальвации были, есть и будут происходить. Откладывать на покупку валюты — того же доллара, в меньшей степени евро — жизненно необходимо. Плюс рассмотреть вариант покупки тех или иных валютных облигаций, соответственно, либо российского правительства, либо зарубежных компаний. Подойдет любой финансовый актив, который дает стабильный денежный поток в иностранной валюте. Таким активом может являться недвижимость за рубежом — тоже в помощь.

Я понимаю, что эти рекомендации касаются немногих. Просто для среднестатистического россиянина, у которого зарплата меньше 1000 долларов (а у большинства она ниже 35 тысяч рублей), самый лучший вариант — просто с каждой зарплаты, получки откладывать 10–15 процентов и переводить в валюту. Нет задачи закупать сразу «на всю котлету», как говорят финансисты. Но любое укрепление рубля воспринимайте как возможность купить валюту подешевле: купили, положили, забыли.

Максим Осадчий — член совета директоров БКФ, начальник аналитического управления:

— Заявления о том, что рубль недооценен, делаются на основе анализа внешнеторговых потоков. Но помимо внешней торговли, на рубль влияют и потоки капитала. Усиливающаяся напряженность между Россией и США, а также Англией способствует оттоку капитала за рубеж, выходу нерезидентов из российских бумаг, в первую очередь ОФЗ, и, как следствие, девальвации рубля. Среди последних факторов — обвинения, выдвинутые в адрес Баширова и Петрова по делу Скрипалей, а также информация Wall Street Journal о том, что Трамп рассматривает возможность нанесения удара по российским военным в Сирии.

Эффект ожидания ужесточения санкций ослабляется высокой ценой нефти — в районе 77 долларов за баррель Брента. Других серьезных факторов поддержки рубля нет. Вероятность дальнейшего ослабления рубля возрастает.

«ЦБ  МОЖЕТ НАЧАТЬ ВЫВАЛИВАТЬ ДОЛЛАРЫ НА РЫНОК И ТАКИМ ОБРАЗОМ СБИВАТЬ РУБЛЕВОЕ ПАДЕНИЕ»

Александр Виноградов — ведущий экономист автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский центр Олега Григорьева „Неокономика“»:

— То, что сказал Орешкин, — это типичный, классический, хрестоматийный пример словесной интервенции. Его задача как представителя правительства, министра экономического развития постараться сдерживать вероятную панику в данном случае вербальным способом.

На стоимость рубля сейчас влияет целый ряд факторов — ожидание новых санкций, объективная слабость и еще ряд причин, которые я описывал в своих заметках. Идущая сейчас продажа части валютной выручки, наоборот, удерживает рубль от падения. Невозможно сказать, кто и что сейчас сильнее влияет на рубль.

В дело пока еще не вмешивался Центробанк со своими резервами — он может начать вываливать доллары на рынок и таким образом сбивать рублевое падение. Более того, своим недеянием ЦБ показывает, что ситуация, в общем-то, не выходит за какие-то рамки — ну все нормально, все по плану. Это добавляет во все это некую стабильность. Если Центробанк полезет, то это будет означать «ой-ой-ой» и «ай-яй-яй». Вопрос в этой суперпозиции, и она неясна.

Что касается фундаментально обоснованного курса. Наверное, он сейчас слегка ниже 70 рублей, скажем, 68–69. Но санкции продолжают давить, продолжает расти ощущение токсичности, и от этого мы в обозримом будущем точно не избавимся.

Текущие легкие движения в цене на нефть никак не повлияют на рубль. Если Израиль вдруг внезапно жахнет ядерным ударом по Саудовской Аравии и нефть станет 120–150 за баррель, то это, конечно, повлияет на курс рубля.

Стоит ли продавать накопленную валюту? Отвечу так: я свои валютные запасы сейчас продавать не буду.

Вадим Хоменко — вице-президент Академии наук РТ, доктор экономических наук:

— Сейчас колебания рубля в сторону снижения опять определены пакетами санкций. Это однозначно. Как можно иначе объяснить такие колебания за короткий промежуток времени? Один пакет санкций за другим, а следом идет эмоциональная реакция инвесторов на них, а не на объективную картину в экономике России.

Если санкции не усилятся, то за счет роста цены на нефть рубль будет укрепляться. В краткосрочной перспективе мы уже видели рост цены на нефть и следом постепенное укрепление рубля.

Можно ли считать текущий курс дном? Вам его никто не определит. В данном случае мы ушли от объективных факторов в экономике к факторам, связанным с давлением. Санкции пока не подорвали нашу экономику, но они действуют психологически, действуют на режим финансовых операций. Пока в экономике нет обвала.

Понимаете, лимит предъявления санкций не исчерпан. Вот в чем дело. Каждый принятый пакет санкций говорит о наших слабых местах, а у нас их много. Бьют то здесь, то там. Лимит санкций был бы исчерпан, если бы у нас не было столько уязвимых мест и были бы надежные партнеры. Мы не смогли повернуться в сторону азиатских стран, изменить структуру экспорта. Как были у нас в числе основных партнеров европейцы, так и остались — товарооборот только упал.

Я думаю, гражданам сейчас не стоит избавляться от накопленной валюты.