«ХОТИМ СОХРАНИТЬ ОЗЕРО ДЛЯ ПОТОМКОВ»

Письмо с просьбой помочь разобраться в нарастающих слухах по поводу застройки озера Марьино многовартирным жилым комплексом пришло в редакцию «БИЗНЕС Onlinе». Автор письма, Резеда Гайнутдинова, пишет о том, что озеро, расположенное между администрацией Ново-Савиновского района и налоговой инспекцией Московского района на улице Короленко, официально признано водоохранной зоной и занесено в реестр. «Как такое строительство возможно, если озеро является водоохранной зоной? Считаем, что это беспредел, и хотим сохранить озеро для потомков», — от имени жильцов близлежащих домов пишет Гайнутдинова.

Речь идет о новом жилом комплексе «Норвежский», застройщиком которого является компания «СМУ-88». Продажи в новом жилом комплексе стартовали в последних числах августа, а на 7 сентября здесь было запланировано официальное открытие офиса продаж. Согласно проекту, невдалеке от озера появится пятисекционный дом переменной этажности (16–20 этажей) на 505 квартир с подземным паркингом на 560 мест. По информации, опубликованной на сайте компании-застройщика, «новый ЖК соединяет в себе актуальные архитектурные концепции и традиции скандинавского строительства», а стоимость квартир здесь сейчас варьируется от 2,7 до 5,2 млн рублей. Закрытый от машин двор будет на стилобате на уровне второго этажа.

Площадь участка — 7,7 тыс. кв. м, разрешенное использование — для многоквартирных домов с использованием первых этажей под общественно-деловые функции. Согласно публичной кадастровой карте, границы участка проходят прямо по берегу озера — неудивительно, что это вызывает беспокойство. Впрочем, как пояснили в самой компании, строительство территорию самого озера не затронет: стройплощадка находится за местным проездом, который как раз и идет по берегу. Более того, есть планы принять участие в восстановлении водного объекта, а строительство будут вести щадящим способом. 

«Есть свои нюансы при строительстве рядом с водным объектом. Сваи забивать мы не планируем, заглублять их будут методом вдавливания. Стоит задача не только построить дом, но и сохранить это озеро. В наших же интересах, чтобы по соседству был благоустроенный  экологический объект, где жители этого дома могли бы проводить свое время», — рассказал пресс-секретарь «СМУ-88» Айрат Габдулбаров. Он добавил, что сама стройплощадка находится не на берегу, а на удалении от водной поверхности. «Это не та история, когда строительный забор ставят прямо на берегу и бедные ондатры, утки — все разбегаются», — подчеркнул пресс-секретарь. По его словам, забор будет оставлять возможность для внутриквартального проезда, вдоль которого будет тянуться пешеходная дорожка рядом с озером.

Фраза о благоустроенном объекте по соседству оказалась не просто фигурой речи. Как выяснил «БИЗНЕС Online», застройщик заключил договор с экологом и профессором КФУ Нафисой Мингазовой, которая в 2012–2013 годах уже разрабатывала проект по спасению и реабилитации озера Марьино, включавший в тогда себя аэрацию воды, очистку от ила и водорослей, благоустройство прилегающей территории и посадку новых растений. «В этом году к нам с идеей благоустройства водоема обратилась фирма „СМУ-88“, которая намерена застраивать территорию автостоянки», — рассказала она корреспонденту «БИЗНЕС Online». В течение осени 2018 года Мингазова совместно с кафедрой природообустройства и водопользования будет проводить исследование текущего состояния озера. Весной 2019 года предстоит презентовать застройщику новый проект благоустройства, после чего будут проводиться сами работы.

В ходе работ нужно предусмотреть такую концепцию, которая будет продолжать концепцию экологического парка, объясняет Нафиса МингазоваФото: «БИЗНЕС Online»

ПЕРВЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК: КАК БЫВШЕЕ КАРАСИНОЕ ОЗЕРО ПРЕВРАТИЛОСЬ В МАРЬИНО

История этого водоема в публичном пространстве началось еще с 70-х годов прошлого века. Тогда озеро существовало как остаток водно-болотного комплекса парка Победы и называлось озеро Карасиное. Затем были построены улицы Бондаренко и Короленко, здание Ново-Савиновской администрации. И от бывшего большого озера Карасиного остался небольшой водоем, который в 2007 году при инвентаризации назвали озером Марьиным — в честь сотрудницы Горводзеленхоза, которая организовала и возглавила работу по его благоустройству. Название прижилось. В 2000 году водоему был присвоен отдельный номер в государственном реестре водных объектов Казани. «Это было первое озеро Казани, которое получило статус государственного регистратора, — объясняет Мингазова. — Все это было связано с борьбой жителей, экологов, природоохранной прокуратуры».

Изучением этого водоема кафедра занимается с 2000-х годов. Основная угроза нависла над озером в 2004–2008 годах, когда рядом началось строительство дома, впоследствии получившего название «Дом у озера». В качестве компании-застройщика тогда выступила фирма «Элитстрой» — впоследствии она обанкротилась, так и не доведя строительство до конца. Но часть озера строители успели засыпать. Это нарушило экологический баланс: озеро стало заиливаться и гибнуть. 

«Оно зацвело, появился страшный запах сероводорода. Поэтому надо было проводить мероприятия, принимать меры. В первую очередь требовалась аэрация водоема. Поставили аэратор, попутно чистили от мусора дно, берега (средства выделила администрация городаприм. ред.). А потом новый застройщик — ЗАО „Вектор“ — выделил нам еще 6 миллионов рублей на благоустройство», — вспоминает Мингазова. По ее словам, модной сегодня практики благоустройства рекреационных зон в Казани тогда не было. И фактически это был первый опыт приведения в порядок прибрежной зоны при активной поддержке самих жителей. Было проведено озеленение ивами, рядом высажена березовая аллея. Отдельной радостью для экологов стал отказ от бетонных берегов.

«Галина Рудольфовна (директор ООО „Вектор“ Галина Гильфанутдиноваприм. авт.) очень трепетно относилась, и благодаря ей очень много идей было осуществлено. И самая главная идея — создание первого экологического парка города Казани. Там до сих пор есть вход с названием „экологический парк озера Марьино“», — рассказала профессор КФУ. 

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАСТРОЙКИ ДОЛЖНО ЗАКОНЧИТЬСЯ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ СМОТРОВЫХ ПЛОЩАДОК И СПУСКОВ К ВОДЕ

Но вслед за этим, по ее словам, возник закономерный вопрос — кто за всем этим будет следить? За любым садом нужен уход, напоминает Мингазова известную истину. А озеро, существующее в условиях города, нуждается в уходе вдвойне, поскольку самостоятельно очищаться ему очень сложно. Слишком много бывает любителей отдохнуть, оставив после себя кучку (а то и горку) мусора. Дважды в год берега убирают в рамках двухмесячника – декадника по санитарной очистке города работники администрации района, периодически на уборку выходят студенты и сотрудники КФУ. Как пояснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе исполкома, «взять на баланс» естественный водный объект, включенный в госреестр, муниципалитет просто не вправе: это превышение полномочий, поскольку это задача федеральных органов. И единственное, что возможно, — организовать уборку прилегающей территории в рамках субботников либо того скудного финансирования, что отпускается на содержание зеленых территорий.

«Озеро опять зарастает зелеными водорослями, захламляется. Были и случаи варварства — „доброжелатели“ выкопали многолетние кусты, кража плитки... Повреждены кустарники, появились надписи хулиганские», — сетует Мингазова. — Нас это , конечно, тоже беспокоило, потому что мы все время изучаем этот водоем, в меру сил стараемся его поддержать».

Дважды в год берега убирают в рамках двухмесячника-декадника по санитарной очистке города работники администрации района, периодически на уборку выходят студенты и сотрудники КФУ Дважды в год берега убирают в рамках двухмесячника – декадника по санитарной очистке города работники администрации района, периодически на уборку выходят студенты и сотрудники КФУ Фото: kpfu.ru

Сказать, что это озеро всегда будет с благополучным качеством воды, — значит покривить душой. Слишком много рядом отягчающих факторов в виде антропогенной нагрузки и дорог. Следовательно, в ходе работ нужно предусмотреть такую концепцию, которая будет продолжать концепцию экологического парка, объясняет Мингазова. Экологам, по ее словам, необходимо будет следить за тем, чтобы воздействие со стороны жилого комплекса было упорядоченным и оставалось в границах ближайшего берега. Чтобы оно закончилось благоустройством смотровых площадок, спусков к воде, позволяющих упорядочить рекреационные потоки. При этом берегоукрепление здесь должно быть мягким – никакого бетона и т. д. Кроме того, водоем, по оценкам Мингазовой, будет нуждаться в частичном дноуглублении. «Ни в коем случае нельзя углублять его полностью. Нам предлагали шесть лет назад: давайте спустим воду, выроем котлован... Тогда по этому пути не пошли, и сейчас нельзя. Надо думать, как щадящим способом углубить», — акцентирует внимание эколог. 

Застройщик собирается вести восстановление озера параллельно со строительными работами, и проводиться эта работа будет не один год. «Мы видим, что в 2012 году бюджет вложился, провел эту работу, но сейчас у нас проблемы по озеру продолжаются. Дальше-то как поддерживать? — задается вопросом Габдулбаров. — Возможно, мы будем предлагать какие-то федеральные программы по сохранению водных городских объектов». Не исключено, что миссию по поддержанию озера в порядке возьмут на себя покупатели жилья — по крайней мере, предложение такое могут сделать и им, считает собеседник «БИЗНЕС Online».