Долларовый миллиардер Рубен Варданян размышлял о том, почему в России до сих пор существует негативное отношение к бизнесменам

«КО МНЕ ПОДОШЕЛ ДЕДУШКА И НАЗВАЛ МЕНЯ КАЗНОКРАДОМ»

Разговор, нити которого плотно держал в своих руках казанский предприниматель и блогер Михаил Кузнецов, шел на философские темы. Долларовый миллиардер Рубен Варданян и основатель бизнес-сообщества «Атланты» Михаил Воронин размышляли о том, почему в России до сих пор существует негативное отношение к бизнесменам.

Воронин назвал предпринимателей чрезвычайно живучим растением-сорняком борщевиком: «Он растет где угодно, его вырубают, жалуются на него, он всем не нравится, но он все равно продолжает расти, потихоньку расширяя ареал своего воздействия. Ко мне подошел дедушка и назвал меня казнокрадом. Я спросил: почему? Он сказал, что на такую машину честным трудом заработать невозможно», — рассказал свою историю Воронин, добавив, что это иллюстрирует отношение к предпринимателям всего российского общества, которые считают их казнокрадами, откатчиками и ворами. «Мы же видим в предпринимателях, в тех, кому не все равно, лучших людей земли», — отметил он.

По словам Воронина, сейчас у молодежи просыпается интерес к предпринимательству, поэтому надо не упустить возможность донести до нее реальные ролевые модели состоявшихся бизнесменов. Однако, по словам Воронина, такие успешные предприниматели привыкли общаться со своей аудиторией через такие классические медиа, как газета «Ведомости». 

— Но кто из молодежи в последний раз читал «Ведомости»? — задал он вопрос залу.

— Даже я, не молодежь, не читаю, — признался Варданян.

— Но вас там публикуют, — напомнили ему журналисты.

— По инерции, наверное, — усмехнулся тот.

— Сейчас очень важно наладить этот мост между состоявшимися успешными предпринимателями, взять их опыт, упаковать в привлекательную форму и донести через те медиа, которые сейчас использует молодежь, — продолжил рекламировать свой проект Воронин.

«ИЗ-ЗА ФЕЙК-НЬЮС ЧЕРЕЗ 5–10 ЛЕТ ПОЯВЯТСЯ ГИЛЬДИИ КУПЦОВ, ГИЛЬДИИ ПАРИКМАХЕРОВ И Т. Д. И ОНИ БУДУТ СТАРАТЬСЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОИ СЕТЕВЫЕ ПРОСТРАНСТВА»

Тема СМИ нашла отклик у Варданяна, и он решил поделиться своим предсказанием будущего. «В 1989 году рухнула Берлинская стена, и казалось, что мир, ну кроме Ирана, Кубы и Северной Кореи, стал единым. Все вокруг были братьями. Но потом появились Аль-Каида и ДАИШ (запрещенные в РФ террористические организацииприм. ред.), произошли события 11 сентября 2001 года. После этого уже не было ощущения того, что мир един. Тем не менее до 2008 года мы работали в 16 странах, деньги перевести в любою точку мира – никаких проблем. Было ощущение того, что бизнес становится глобальным. А сейчас всюду комплайнс, контроль, госрегулирование. Глобализация остановилась, и вести дела стало намного сложнее», — посетовал Варданян.

То же самое, по его мнению, может случиться и со СМИ. «Все эти «Фейсбуки» и интернет дали возможность миллиардам людей между собой общаться. Но мне кажется, что постепенно из-за скандалов с фейк-ньюс мы вернемся к закрытым клубам», — сказал он, пояснив, что слишком много лжи сейчас распространяется через сети, доверие к неизвестным источникам подорвано. «Мне кажется, что в диапазоне 5–10 лет опять появятся закрытые сообщества, где все друг друга знают и доверяют. Будет смесь офлайн- и онлайн-общения — условно говоря, будут гильдии купцов, гильдии парикмахеров и т. д., и они будут стараться контролировать свои сетевые пространства – кто что сказал. По моему мнению, мы идем к таким информационным ограничениям, потому что вседозволенность ведет к терактам и дестабилизации», — спрогнозировал Варданян.

«ДЛЯ БИЗНЕСА КЛИЕНТЫ СТАЛИ ВАЖНЕЕ, ЧЕМ ПРОИЗВОДИМЫЙ ПРОДУКТ»

Воронин настойчиво продолжал гнуть свою линию и попросил СМИ помочь в популяризации опыта предпринимателей, которые сумели многого достичь. По его словам, в России есть десятки достойных фигур, о которых за узким кругом посвященных никто не знает.

На это ему заметили, что в Казани очень трудно найти успешных предпринимателей, которые готовы и умеют рассказать о своем опыте: многие просто не хотят делиться своими достижениями.

«Бизнес любит тишину, это правда. Но это меняется», — отметил Варданян. По его словам, для деловых СМИ есть хорошая новость: сейчас для бизнеса клиенты стали важнее, чем производимый продукт. «Если ты можешь достучаться до клиентов и они готовы тебя слушать, то дальше ты можешь предлагать им любой продукт. Меняется парадигма бизнеса. Если раньше вся цепочка маркетинга была построена от продукта или услуги, то сейчас коммуникации становятся ключевым элементом успеха», — подчеркнул он.


«ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО КОНСУЛЬТАЦИИ ВАРДАНЯНА ДОРОГИЕ...»

Когда кончились общефилософские вопросы, Кузнецов дал-таки возможность задавать несколько вопросов уже сильно заскучавшим журналистам.

— Поделитесь своими прогнозами об экономической ситуации в России до конца года. Ожидаются новые серьезные санкции со стороны США. Каким будет курс рубля? — задал интересующих многих вопрос корреспондент «БИЗНЕС Online».

— Вы обо мне очень хорошего мнения, но я не знаю и даже не думаю об этом, — ответил Варданян, так объяснив свое откровенное лукавство. — А то потом напишут: Варданян сказал, что доллар будет 90. Все, бежим, покупаем доллары или юани (смеется).

— А что бы вы посоветовали делать простым российским инвесторам?

— Жить, — был ответ инвестиционного гуру.

— Куда им вкладываться?

— Смотря какой портфель — короткий или длинный, какой бюджет, какой для вас приемлемый риск... — вновь ушел от конкретики Варданян, подчеркнув, что для профессионального ответа на этот вопрос нужно часа два. По его словам, сегодняшняя тенденция к упрощению его пугает. «Хочется все быстро-быстро. Дайте мне совет: рубль или доллар? Но быстро не получится», — сказал Варданян.

— Ну тогда лично про ваши активы, — не сдавался корреспондент «БИЗНЕС Online». — Вы совладелец КАМАЗа (в июле Варданян был переизбран в новый совет директоров ПАО «КАМАЗ»прим. ред.), и в этом году автозавод впервые за долгие годы выплатил дивиденды. Насколько мы понимаем, на ваши акции пришлось порядка 35 миллионов рублей дивидендов. Как бы вы оценили эффективность своих инвестиций в КАМАЗ?

Было такое ощущение, что спикеры съели какую-то кислятину.

— Я думал, у нас дискуссия больше общего плана, — недовольно ответил Варданян. Тем не менее он сказал, что «гордится» тем, что в 2004 году стал акционером КАМАЗа. «1990-е были очень трудными для КАМАЗа: случались и убийства, и сильный пожар — сгорел завод по производству двигателей. Сергею Когогину предстояла тяжелейшая задача — поднять завод, у которого было огромное количество долгов и при этом отсутствовал понятный собственник. На мой взгляд, он один из лучших менеджеров, а КАМАЗ — один из лучших проектов. К сожалению, из-за кризиса 2008 года произошла переоценка всего, в том числе и интереса к России. Российский рынок стал менее интересен инвесторам, а тяжелая индустрия напрямую зависит от развития экономики страны. Добавьте к этому жесткую конкуренцию на мировом рынке. Тем не менее я считаю, что КАМАЗ остается успешной компанией. Это национальный бренд, пример развития российского машиностроения», — сообщил миллиардер.

— Здесь у нас площадка для общения по теме будущего предпринимателей, постарайтесь ее придерживаться, — прервал начало следующего вопроса ведущий Кузнецов.

— Тем более что консультации Варданяна дорогие, — поддержал кто-то из присутствующих.

- Да, да, да, — громко засмеялся довольный удачной шуткой Варданян.


«К СОЖАЛЕНИЮ, ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ ЭТОТ ВОПРОС РЕШАЕТСЯ СЛОЖНО»

Любопытную тему подняла казанская предпринимательница, которая пожаловалась на трудности ведения социального бизнеса.

Варданян, в портфеле которого 62 проекта в области impact investment (инвестирование с социальным эффектом), подтвердил, что это непростая проблема. «Их горизонт планирования — 20–25 лет, а бизнес-проект имеет максимум 5–10 лет. Поэтому есть нестыковка между этими двумя вещами», — пояснил он.

Тем не менее, по его словам, проекты, которые направлены на изменение социальной среды, становятся все более важными. «Талантливый человек не будет жить и работать в компании, если рядом его семья не будет в безопасности, если рядом не будет хорошей школы, комфортной среды, хорошего медицинского обслуживания. И это становится очень важным для того, чтобы удержать талантливых людей от переезда в другой город или эмиграции», — сказал Варданян.

По его словам, бизнесмены все больше будут понимать, что для своей успешности они должны брать на себя социальную нагрузку. «Это очень непростая вещь. Готов ли я получать меньший доход — не 15 процентов, а 5 процентов, но зато вокруг меня будет благоприятная социальная сфера? К сожалению, при капитализме этот вопрос решается сложно. В основе всегда будет прибыль, но социальные факторы будут давить все больше и больше», — рассказал миллиардер. По его мнению, сейчас главным активом страны или компании становятся люди, а не нефть или большие заводы. «Может, тогда и получится изменить отношение к социальному бизнесу», — осторожно предположил Варданян.

После завершения мероприятия неудовлетворенные журналисты деловых СМИ потянулись за Варданяном в попытке получить от известного бизнесмена хоть какие-то цифры и бизнес-новости, но тот быстро покинул помещение — его уже ждали на другой встрече.