Дамир СафиуллинФото: kpfu.ru

НЕОЖИДАННАЯ ФИГУРА

Сегодня стало известно о том, что совет директоров АО «Камгэсэнергострой» принял решение утвердить в должности генерального директора компании Дамира Сафиуллина. До этого момента испытывающее далеко не лучшие свои времена предприятие на протяжении пяти месяцев в статусе исполняющего обязанности гендиректора возглавлял экс-главный инженер Эдуард Идрисов. Его назначили в апреле этого года, сразу после того, как компанию покинул Рустем Лихачев.

Отметим, что советом директоров «Камгэсэнергостроя» гендиректором компании будет назначен именно Сафиуллин, «БИЗНЕС Online» сообщили собственные источники в «Ак Барс Холдинге» («Камгэс» входит в его структуру) еще пару дней назад. Сегодня Идрисову, как информируют наши источники внутри холдинга, была объявлена благодарность и предложена должность первого заместителя гендиректора. Отдельно было отмечено, что за недолгое время руководства компанией ему удалось закрыть всю задолженность по заработной плате и уменьшить практически в полтора раза кредиторскую задолженность. Кроме этого, в заслугу и. о. отнесены и несколько выигранных судов в арбитраже, в том числе банкротных, которыми в последнее время торпедируют холдинг контрагенты. Кстати, по стечению обстоятельств, именно сегодня стало известно о 10 новых исках, предъявленных «Камгэсу» исполкомом Набережных Челнов в рамках земельных споров. 

Кадровая чехарда в «Камгэсе», продолжается уже пять лет: генеральные директора сменяют один другого с калейдоскопической быстротой. Кроме того, в конце июня сменился председатель совета директоров компании. Вместо Ирека Файзуллина, министра строительства архитектуры и ЖКХ РТ, был назначен его зам — Юрий Аляшев.

Назначение Сафиуллина выглядит несколько неожиданным. Он по образованию юрист, долго работал в энергетике, не имеет опыта работы на такой должности в строительной отрасли. Однако ему не раз приходилось работать в проблемных условиях. Как рассказывают наши источники, в 90-е, когда Сафиуллин еще был старшим следователем отдела прокуратуры по расследованию убийств и бандитизма, на него обратил внимание Ильшат Фардиев, в ту пору глава Альметьевска. Сафиуллин тогда ярко проявил себя на ниве обуздания криминала в нефтяной столице РТ. Вскоре Фардиев занял пост гендиректора «Татэнерго» и пригласил Сафиуллина на должность начальника юротдела компании. Можно сказать, что звезда менеджера взошла в этот момент. В 2003 году его назначают заместителем гендиректора ОАО «Татэнерго» по корпоративной политике и управлению собственностью. Он стал одним из ключевых членов команды Фардиева и играл важную роль в реформах, которые тогда шли в «Татэнерго». Напомним, что в тот период по инициативе Анатолия Чубайса, возглавлявшего РАО «ЕЭС России», шел раздел энергокомпаний на генерирующие и сетевые. В Татарстане и Башкортостане этот процесс был запущен позже и сопровождался затяжными и сложными переговорами с федералами. Как отметил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» главный редактор ИА «Девон» Анвар Маликов, именно в тот период за Сафиуллиным закрепилась репутация «блестящего переговорщика».  

Знающие Сафиуллина люди характеризуют его как чрезвычайно грамотного юриста, отмечая, что на этой позиции он смог выстроить разрозненные, не координировавшие свою деятельность структуры в филиалах компании в жесткую вертикальную структуру, состоящую из правового управления и функционально подчиненных ему юридических отделов, групп и юрисконсультов в подразделениях. Он также считается, по сути дела, создателем энергетического третейского суда, который получил сертификат российского центра содействия третейским судам за номером 7, — один из крупнейших в России и по количеству организаций, использующих третейскую оговорку, и по количеству обращений.

Собеседники «БИЗНЕС Online» в управлении «Татэнерго», где когда-то трудился Сафиуллин, помнят его как одного из лучших руководителей как с точки зрения отношений с подчиненными, так и с точки зрения деловых качеств. «Он очень справедливый и при этом немногословный, говорит всегда по существу, — отмечает один из собеседников. — Дамир Харунович быстро вникает в суть дела, при этом может работать без бумаг — он обладает способностью запоминать и удерживать в памяти массу информации. Выделяя главное, он очень четко ставит задачу подчиненным, умея потребовать и сроки, и качество выполнения». А с точки зрения человеческих качеств сотрудницы-женщины отмечают его внимательность и тактичность, и никто не может вспомнить, чтобы он сорвался на грубость или невежливость. Особо отмечают и его обязательность: «О чем договорились — непременно сделает». 

В результате этой работы Сафиуллину в 2008 году доверили пост гендиректора Сетевой компании, тем самым Фардиев сохранял неформальный контроль за структурами, возникшими после выделения сетей из «Татэнерго». В 2012 году, когда министерство энергетики РТ было расформировано, Сетевую компанию возглавил уже сам Ильшат Шаехович, а Сафиуллин переместился на должность заместителя генерального директора по корпоративной политике Генерирующей компании. В это время он избирается депутатом Госсовета РТ по Лениногорскому одномандатному округу, а в мае 2014 года назначается на должность заместителя министра промышленности и торговли РТ, после чего принимает решение сложить с себя депутатские полномочия. Через два года Сафиуллина приглашают занять пост начальника корпоративного управления собственностью и инвестициями ТАИФа, на котором ему, судя по всему, и поступило предложение, от которого он не смог отказаться.

БЕЗ ДИВИДЕНДОВ, ЗАТО С КРЕДИТОМ

Какое же хозяйство досталось Сафиуллину? В каком-то смысле ситуация напоминает момент его прихода в «Татэнерго»: предприятие завалено исками, идет ликвидация ряда подразделений. Если проанализировать финансовые данные стройхолдинга, то можно увидеть, что планомерно ухудшаться состояние экономики компании начало с 2013 года, когда ее покинул Александр Евдокимов, работавший еще в команде легендарного Евгения Батенчука. На должность гендиректора тогда назначили Рамиля Шайдуллина — впервые у руля холдинга стал человек, не являвшийся выходцем из самого «Камгэса». Он так и не смог обеспечить достаточный портфель заказов и после полутора лет работы покинул холдинг. По официальной версии, Шайдуллин был освобожден от должности по собственному желанию и планировал начать развивать собственный бизнес. Но, по сведениям из неофициальных источников, его «ушли» после вскрывшихся злоупотреблений.

В апреле 2015 года решением совета директоров «Камгэса» и. о. генерального директора компании был назначен Ильдар Шагитов, с 2006 года работавший в компании директором по подготовке производства. Но за время его руководства показатели холдинга упали еще значительнее. В июле 2017 года кадровая чехарда продолжилась назначением миноритарного акционера Ак Барс Банка, совладельца ООО «Инвестиции и Консалтинг» и руководителя НПП «Казаньнефтехиминвест» Рустема Лихачева, которого считают доверенным лицом главы «Ак Барс холдинга» Ивана Егорова. Но и он продержался недолго: в апреле совет директоров предприятия досрочно прекратил его полномочия. После чего исполняющим обязанности гендиректора «Камгэса» стал Эдуард Идрисов.

Еще после прихода Шайдуллина стало понятно, что «Камгэс» уйдет из Набережных Челнов, где до этого всегда базировался головной холдинг. К тому времени все руководство компании переместилось в Казань, поближе к материнскому «Ак Барс Холдингу». И теперь «Камгэс» активно избавляется от своего имущества в автограде. В начале этого года, например, была запущена массовая распродажа производственных и административных объектов в Набережных Челнах. Общая площадь выставленных на продажу объектов недвижимости составляет почти 120 тыс. кв. м, а земли под ними — более 300 тыс. кв. метров. Кроме того, в начале декабря 2017 года все электросетевое хозяйство дочерней компании «Камгэса» — «Предприятия электрических сетей» (ПЭС) — было продано Сетевой компании. По нашей информации, за актив, который обеспечивал практически 3/4 промышленных предприятий автограда электроэнергией (за исключением КАМАЗа, у которого есть собственное подразделение «КАМАЗ-Энерго»), «Ак Барс Холдинг» как главный бенефициар предприятия выручил почти 650 млн рублей.

Прошлый год для компании был непростым. Как на собрании акционеров в июне озвучивал Идрисов, объем строительно-монтажных работ по генподряду снизился с 7,4 млрд рублей в 2016 году до 4,8 млрд в 2017 году. Выручка составила чуть более 5 млрд рублей, что на 34% ниже, чем в предыдущем году, а чистая прибыль — 108,5 млн рублей (в 2016 году — 142 млн рублей). Произошло также снижение прибыли от продаж на 197 млн рублей, или на 40% в относительном выражении, рентабельность продаж снизилась с 6 до 5,8%. Прибыль до налогообложения снизилась на 88 млн рублей, что составляет 46%. Основными причинами снижения финансовых показателей в компании называли сокращение строительного рынка РФ и, как следствие, сокращение финансирования госконтрактов. На том собрании было решено дивиденды акционерам не выплачивать, причем уже второй год подряд.

Тем временем сокращается число дочерних предприятий «Камгэса». Так, в июне нынешнего года «Камгэсэнергострой» вышел из учредителей ООО «Ак Барс Металл», в уставном капитале которого доля предприятия составляла 8,1%. Единственным учредителем компании теперь остается ОАО «Холдинговая компания „Ак Барс“». Прекратила компания свое участие в капитале ООО «Гидпромжилстрой», где «Камгэсу» принадлежало 80%.

Еще одна из «дочек» — компания «Строй-Кран» — сейчас проходит процедуру банкротства. Она была реорганизована в ООО «СУМ», а перед работниками оставались долги по зарплате. «Камгэсэнергострой» также принял решение ликвидировать ООО «Спецстрой» — в прошлом одно из крупнейших подразделений холдинга, которое специализировалось на земляных работах. Сейчас компания входит в список крупных должников по налогам и сборам. Кроме того, Арбитражный суд РТ ввел процедуру наблюдения в отношении еще одной «дочки» ПАО «Камгэсэнергострой» — «Камгэс-Стройград». Исковое заявление подало ЧОО «КамГэс-Охрана», перед которым у компании образовался долг около 1,4 млн рублей.

Постоянно лихорадит и другую «дочку» «Камгэсэнергостроя» — «КамгэсЗЯБ». В январе налоговая инспекции обращалась в Арбитраж с иском о признании компании банкротом из-за неуплаченных долгов в 56,5 млн рублей. В итоге дело закончилось мировым соглашением. Но история запомнилась благодаря в том числе и словам мэра автограда Наиля Магдеева, которые он сказал в интервью газете «Челнинские известия»: «Думаю, что компания „КамгэсЗЯБ“ или перенесет завод, или закроет его. Наверняка эта территория будет востребована для дальнейшего жилищного строительства. ЗИЛ ведь снесли — и ничего: страна пешком не ходит. И с „Москвичом“ та же история. На этой территории в Москве теперь прекрасные жилые комплексы. Убрали два завода в центре города — и ничего. Одним заводом бетона больше, одним меньше. В сегодняшних условиях это сильно не почувствуется, зато город будет иметь возможность развиваться дальше. На территории завода ячеистых бетонов можно строить хорошее жилье, объекты соцкультбыта».

Кроме того, в июле сообщалось, что земельное управление Нижнекамска взыскало с «Камгэса» 3,5 млн рублей долгов по аренде земли и 1,9 млн неустойки. Чтобы пополнить оборотные средства, ПАО взяло кредит в Ак Барс Банке на сумму 150 млн рублей. АО «Агропромышленный парк „Казань“» тем временем судится с холдингом, требуя обязать компанию безвозмездно устранить недостатки, допущенные при выполнении госконтракта 2011 года.

В Арбитражном суде, кстати, регулярно регистрируются иски на банкротство самого «Камгэсэнергостроя». Например, в декабре 2017 года такое требование выдвинула УК «Техстройконтракт». Сумма требований составляет 1,3 млн рублей. До этого в разное время иски на банкротство ПАО «Камгэсэнергострой» подавали ООО «РАРИТЭК-Технологии» (долг в 7,9 млн рублей), ООО «ЕвроДизайнСтрой» (долг в 1,2 млн рублей), совладелец ООО «Хлеб» Александр Кокуркин (долг в 11,4 млн рублей). Кроме того, исполком Казани требовал от «Камгэса» 108 млн рублей неотработанного аванса за ЖК «Салават Купере». В окончательном же решении арбитража значится сумма в 36,7 млн необоснованного обогащения.

Несмотря на все вышеуказанное, «Камгэсэнергострой» по-прежнему является флагманской для Набережных Челнов организацией. В топ-50 крупнейших компаний автограда по версии «БИЗНЕС Online» холдинг занимает достаточно высокое 7-е место.