Накануне «Ак Барс» впервые за три года выиграл в Нижнекамске у «Нефтехимика». Несмотря на особый статус матча, игра получалась скудной на события — тренеры занимались тактическим поединком, что сказалось и на игре. Хотя антураж поединка на поле от этого мало пострадал. Всё об атмосфере первого матча татарстанского дерби.
Матч получился обычным, интересным, нелогичным. Нижнекамцы были активнее, «Ак Барс» оказался сильней
ЗА ДЕНЬ ДО ДЕРБИ
Если бы меня спросили об атмосфере перед татарстанским дерби, то я сказал, что все сложно. С одной стороны, это вроде сложившееся традицией противостояние клубов в силу амбиций предыдущих руководителей и поддерживаемое нынешними. С другой – обычный матч за два очка с искусственно раздутым ажиотажем. В свете преобладания первого второе для продвижения в массы в Нижнекамске и раздувать особо не надо: проморолик на официальном канале, немножко рекламы в местных СМИ и постоянные вопросы от прессы об атмосфере и ожиданиях предстоящего матча.
Это хорошо чувствовал Алексей Михнов, для которого это дерби стало первым. За день до матча он говорил, что завтра на льду это все не будет сильно чувствоваться, обычная игра за два очка. А в преддверии матча – ощущение более значимой игры.
Когда у Андрея Сергеева спросили, какие козыри в игре с «Ак Барсом» у «Нефтехимика», он на минуту задумался, иронично улыбаясь, потом ответил: «Болельщики».
Да, болельщиков на стадион можно завлечь афишей дерби с «Ак Барсом» – безотказный вариант. И Дамир Шарипзянов отметил, что полный зал на дерби дает дополнительную мотивацию – когда не видно пустых сидений. Нижнекамцам стыдно должно быть за то, что местные хоккеисты мечтают увидеть отсутствие зияющих проплешин на секторах.
В плане игровой подготовки все как обычно – одна короткая тренировка и разнообразная работа по желанию.
На стеклянной двери кассы висит объявление «Билетов нет»
ДЕНЬ ДЕРБИ – БИЛЕТОВ НЕТ
За два часа до матча движение перед дворцом слабое. На месте, где в прошлый раз жарили на вертеле баранов, всего лишь мангал с шашлыками. Устанавливают концертное оборудование, хотя кого завлекать – билеты распроданы уже вчера.
На стеклянной двери кассы висит объявление «Билетов нет». Фотографирую, дверь открывается, и выходит молодой человек с билетом в руках. Допустим.
В фойе на втором этаже притулилась стойка одного из татарстанских банков с двумя милыми сотрудницами. В перерыве матча разыгрывали шины «Виатти». Такой вот ивент-маркетинг. Татарстанское дерби – это такой республиканский форум и отличный шанс прорекламировать себя. По арене ходили болельщики в кепках «Нефтехимика», «Ак Барса», «Нефтяника» и сборной России.
Внутри дворца пока тихо. Готовят попкорн, подключают кеги с пивом, Микаэль Руохомаа бегает по фойе мимо пресс-центра, его лицо украшает программку к матчу.
В другом крыле «Ак Барс» отгородился на разминку. Несколько хоккеистов играют мячом, другие разминаются в группах, Андрей Марков отдельно от всех делает махи ногами у стены. Артем Лукоянов со всей дури, не видя, заряжает мячом в его сторону, но тот легко уворачивается с грацией кошки. Виноватая улыбка в оправдание, и, вернув мяч, Лукоянов методично с безжалостной силой расстреливает ворота в бросковой зоне. Первый мимо, второй попал. Последним по традиции на разминку подтягивается Данис Зарипов.
Слово за слово, толчок за тычок – пошла реальная возня
«ПУСТЬ МЕНЯ ОШТРАФУЮТ, НО ЭТОТ «БЛАНШ» У МЕНЯ ИЗ-ЗА СУДЬИ»
У «Нефтехимика» впервые в сезоне сыграл Андрей Нестрашил, лечивший травму. У «Ак Барса» вышел оправившийся от повреждения Михаил Глухов, заменивший Федора Малыхина. Роб Клинкхаммер к нам не приехал, тоже повреждение.
Матч получился обычным, интересным, нелогичным. Нижнекамцы были активнее, «Ак Барс» оказался сильней.
Сначала Павел Порядин не попал по шайбе в пустой угол с передачи Эмиля Галимова, потом сам Галимов не забил и от досады бросил клюшку в борт. Нарушений было много, Юусо Пуустинен реализовал большинство в формате четыре на три, и у многих на «Нефтехим Арене» отлегло.
На трибуне какой-то подставной парень снял майку и играл мускулами на камеру, изображая Мистера Вселенную для рубрики «Покажи бицуху». Девушки селфились на фоне счета на табло. «Ак Барс» между тем целую минуту не мог правильно войти в зону.
Потом был долгий видеопросмотр и отмененная шайба, хотя Алексей Потапов видел, что она пересекла линию. От этого «Ак Барс» только завелся и начал действовать активнее.
Во втором периоде Потапов и Владимир Ткачев забросили две шайбы с разницей в две минуты. Оба раза неудачно сыграл вратарь «Нефтехимика» Илья Ежов. Он понимал, что это его привоз, начал злиться и в итоге что-то сказал судье.
После второго перерыва в барах закончилось пиво, а 10-минутный дисциплинарный штраф Ежова – нет.
Вечер становился томным, и взорвать этот танцпол вышел Дмитрий Огурцов. Катясь на смену, он пересекся маршрутом с совсем не торопящимся к своей скамейке Глуховым, после чего тот принципиально стал еще менее расторопным. Слово за слово, толчок за тычок – пошла реальная возня. Защитник «Нефтехимика» первым скинул перчатки и привел два прямых весомых довода. После того как Огурцов скрутил оппонента, решил вмешаться линейный Сергей Шелянин. Он схватил Огурцова за руки и освободил от захвата Глухова. А тот в долгу не остался – пока судья держал Огурцова, Глухов успел всунуть ему два хука по незащищенному лицу.
Зверская обида и огорчение исказили лицо защитника, и он через двух судей пытался дотянуться до обидчика. После игры раздосадованный Огурцов плюнул даже на возможный штраф, чтобы высказаться по эпизоду.
«Пусть меня штрафуют, но судья не должен себя так вести, когда начинается драка. Нельзя сжимать мне руки, чтобы я пропускал удары. Если бы он так не сделал, я бы ни одного удара не пропустил. Я не знаю, чем он думал, как он думал, – потом ездил и улыбался. Я не представляю, как он сейчас может спокойно сидеть, подошел бы и извинился хотя бы, у меня такой „бланш“ из-за него», – Огурцов непроизвольно двинул скулой, под глазом был огромный красный ушиб.
Победа дает Зинэтуле Билялетдинову право быть высокомерным
ХОДИТЬ ТОЛЬКО НА ДЕРБИ – НЕ КРУТО
В последние три минуты матча мы всё увидели: злость, волю к победе, шансы и маленькие драмы. Полная чаша арены наконец-то проснулась и начала шуметь – теперь это было похоже на хоккейный матч, а не на театр. Вместе со зрителями хоккей со скамеек плотно смотрели по две с половиной пятерки с каждой стороны, доигрывали команды чуть ли не в один состав. Это и было дерби? То, что мы увидели в концовке, это принципиальность? Да, тем более что «Ак Барс» не мог два года победить в Нижнекамске. Но, черт возьми, «Нефтехимик» каждый матч доигрывает так, что у всех на трибунах колени ходуном ходят, но при этом по половине арены ветер гуляет. Да, дерби, хорошо – пришли посмотреть на звезд «Ак Барса», а кто-то даже приехал. Но Зарипов и Александр Бурмистров, например, почти весь матч просидели на скамейке, и от этого игра не потеряла. Какой еще ажиотаж нужно создавать вокруг хоккея, чтобы на него ходили?
Почему дерби – не круто? Из-за лицемерия многие просто ходят «на „Ак Барс“» или ради статуса, потому что попасть трудно. Это может быть смешно в масштабах Татарстана или России, но в Нижнекамске работает. По аналогии – так же ходят в Большой.
Игра изменилась, индустрия изменилась, мы изменились. Все, до чего дотянулись вездесущие руки маркетологов, изменилось. Хоккей превратился в контент, который мы должны потреблять, а свободное время сжимается все больше. Игра и раньше была зрелищем, но сейчас это продукт, который борется за наше время и внимание, которых банально не хватает на все. Говорите – дерби? Нужно всегда чем-то отличаться, чтобы привлечь внимание, навесить дополнительную ценность. Возможно, в принципиальной игре неудобного андердога с чемпионом скорости будут в 1,15 больше, бросков на те же 10–15 процентов больше, но ценнее ли такая игра для зрителя в два раза? На игру «Нефтехимика» с минским «Динамо» пришли меньше 2,5 тыс. зрителей, на дерби – 5,5 тысячи.
Да, хоккеисты тоже стали профессионалами, для которых хоккей – своеобразный roleplay, а победа или поражение – работа. Когда Глеб Семенов, так и не дебютировавший в КХЛ, последним уходя с раскатки, примеряет на себя непривычную роль профессионального хоккеиста. Смотрит на себя со стороны, неуклюже обрабатывает шайбу и, как все остальные, бросает по воротам – сильно выше.
Но игра – это страсть. И это то, чего никогда не отнять. Как только игрок выходит на лед, когда касается шайбы и видит перед собой варианты атаки, эта страсть из нашего детства и нашей природы – страсть соперничества – загорается в их и наших глазах. И когда Огурцов дерется с Михновым, бьет кулаками по лицу и получает в скулу в ответ, это не для всеобщего потребления, не продукт – лишь подспудно. Это его страсть и желание оказаться лучше. Когда Аркалов задирает Никиту Лямкина, Владислава Подъяпольского закапывают с шайбой на пятачке, когда Ежов что-то выкрикивает судье, забывая о последствиях, – это азарт борьбы, который не измеряется с точки зрения маркетинга. И так каждую игру. На два с половиной часа хоккеисты в этой каше кипящих эмоций, которые через сопереживание с ними могут разделить зрители. Какое вам еще нужно дерби, чтобы прийти на арену? „Дерби соснового леса“?..
Победа дает Зинэтуле Билялетдинову право быть высокомерным на пресс-конференции, а Андрей Назаров не может скрыть за линзами очков разочарованного взгляда. И ты чувствуешь это, потому что журналисты тоже люди.
КХЛ. Регулярный сезон. «Нефтехимик» (Нижнекамск) – «Ак Барс» (Казань) – 1:2 (1:0, 0:2, 0:0)
21 сентября. ЛД «Нефтехим Арена». 5500 зрителей
1:0 Пуустинен (Сергеев, 13:09, бол.)
1:1 Потапов (Лукоянов, 34:15)
1:2 Ткачев (Галиев, 36:14)
Вратари: Ежов – Подъяпольский
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.