. Разрисованные граффити стены, заброшенные здания и непрекращающаяся стройка — совсем не тот антураж, в котором можно было бы встретить вечером какого-нибудь министра
Фото: minmol.tatarstan.ru

«ЭТО ПРИНОСИТ БОЛЬШОЙ ДОХОД РЕГИОНУ»

Разрисованные граффити кирпичные стены, заброшенные мануфактурные здания и непрекращающаяся стройка — совсем не тот антураж, в котором можно было бы встретить вечером какого-нибудь министра. Если только речь не идет о новоиспеченном министре по делам молодежи Татарстана Дамире Фаттахове. Он продолжает знакомиться со сферой, отданной в его распоряжение, и накануне отправился на «Фабрику Алафузова» — пообщаться с представителями так называемой ночной мэрии Казани. Как признался сам Фаттахов, идя на рандеву с молодежью, он не имел четкого плана: важна была сама беседа и коммуникация — в этом заключается пока главная задача #молодогоминистерства, пытающегося найти общий язык с молодежью. Поездив до этого по районам, Дамир Ильдусович взялся за самый доселе недосягаемый для власти пласт целевой аудитории — ночную молодежь, интересы которой на встрече представили 30 владельцев кальянных, клубов и баров.

Как пояснил, приветствуя молодых людей, Фаттахов, министерство работает с тремя основными категориями молодежи: 14–17, 17–22 и 22–30 лет. Если с первой и второй категориями понятно, как работать (через школы и вузы), то те, кто постарше, — темный лес. «Молодежь и молодые люди не ограничиваются серьезными молодежными организациями, с кем есть коммуникация, — заметил Фаттахов. — Есть аудитория, которая активно себя проявляет, самостоятельна, с активной жизненной позицией, но так или иначе не соприкасается, не работает, ничего не требует от министерства, от власти. Эта целевая аудитория проводит много времени у вас. Что нужно молодому человеку в XXI веке? Это наш главный вопрос, чтобы быть актуальными в наших программах. Есть стереотип, что ночная жизнь — это все, связанное с выпивкой, загулом. На самом деле это далеко не так». На встречу Дамир Ильдусович пришел с твердой верой, что ночная жизнь молодежи не ограничивается дискотеками и выпивкой до утра, но, что это за времяпрепровождение, министр сказать затруднился, поэтому и попросил поведать о том, чем живет ночная Казань.

Проводником Фаттахова в индустрии ночных развлечений молодежи стал клубный промоутер и «ночной мэр» Казани Артур Хосровян. Перед погружением в жизнь он кратко ввел министра в курс дела. «„Ночная мэрия“ готова выступить модератором коммуникации, готова стать посредником организации диалога власти и вечерней, ночной индустрии», — заверил он. Занимательная статистика от «ночного мэра»: в Казани около 50 тыс. человек в будни вечером проводят время не дома, а в выходные таковых более 100 тысяч. Они ищут для себя новые формы реализации и социализации. По мнению Хосровяна, если не совладать с этой маленькой армией, то она совладает с властью. Да и не нужно забывать, что ночь — это лицо города, его лакмусовая бумажка для любого туриста. В Берлин, например, треть всех путешественников приезжают исключительно на ночные рейвы. Чем хуже Казань? Хосровян доказывал Фаттахову, что в ночной индустрии важен не только потребитель, но и экономический эффект от него. «Дополнительные трафики людей... Это приносит большой доход региону — если им заниматься, конечно», — отметил «ночной мэр» Казани.

. Фаттахов взялся за самый доселе недосягаемый для власти пласт целевой аудитории — ночную молодежь
Фото: minmol.tatarstan.ru

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ ЗА БАРНОЙ СТОЙКОЙ

После такой воодушевляющей вводной следующие два часа посвятили знакомству с конкретными лицами, стоящими у руля ночной Казани. Они объясняли министру, чем он может быть полезен ночной отрасли.

Главный редактор казанского портала Enter Даниил Губайдуллин говорил о несовершенстве ночной индустрии Казани, которая во многом просто копирует аналоги других крупных городов. По его словам, сегодня три четверти молодежи постоянно ездят в Москву, Питер, Нижний Новгород на тусовки — в столице РТ мало уникальных предложений. Из зала тут же посыпалась критика: мол, докажи статистикой! Больше всех возмущались владельцы ночных клубов, которым грех жаловаться на недостаток посетителей. Оказалось, что речь шла лишь о культурных мероприятиях, а не о вечеринках. Этот тезис расшифровала руководитель фонда «Живой город» Инна Яркова. Не так давно этот фонд организовывал спектакль на рассвете, на который пришли более 400 человек. «Не было пьяных, никого не было с битами, не было милиции даже! — рассказала она. — Люди достигли уровня, когда они готовы в этом вариться». Таких культурных и модных движух не хватает городу. Правда, ночные спектакли и фестивали — это единственный пример культурной ночной жизни молодежи. Проблема в том, что организаторам, может, и хватает креатива на новые формы искусства, но двигаться в этом направлении сложно. «Я говорю не про какую-то финансовую составляющую, а про организационную, как можно выстраивать коммуникацию, чтобы быть друг другу интересными и полезными», — пояснила Яркова.

. Инна Яркова: «Я говорю не про какую-то финансовую составляющую, а про организационную, как можно выстраивать коммуникацию, чтобы быть друг другу интересными и полезными»
Фото: minmol.tatarstan.ru

Альтернативную версию непьяного ночного досуга молодежи предложил руководитель проекта «Казанский марафон», Timerman Вадим Янгиров. Фаттахов, любитель марафонов и всего спортивного, удивлялся, как его коллега оказался на этом странном совещании: «Кого-кого, но не ожидал тебя тут увидеть». Но у Янгирова все было предельно логично. Он организует не только дневные казанские марафоны, но и ночные. При этом посещаемость — на уровне: только на недавнее мероприятие собрались 2 тыс. человек, которым в кайф побегать по набережным глубокой ночью с фонариками на лбу. «Ночная жизнь не ограничивается клубами и ресторанами, это еще и активное времяпрепровождение», — заверил Янгиров.

По-деловому к разговору с Фаттаховым подошел руководитель компании ShowMakers Владимир Шавгулидзе, занимающийся проведением молодежных мероприятий на платной основе. Он спустил всех на землю. Молодежь уезжает за ночной жизнью в другие города из-за недостатка в Казани свободных пространств и, конечно, денег, заверил он. «Чего не хватает нам? Давайте говорить прямо — финансирования!» — заявил Шавгулидзе. С ним согласился руководитель Requizit Борис Бауман, который хотел бы провести всероссийский чемпионат по квизу, но негде. Точнее, есть где, но это стоит денег, что накладывает на организатора ответственность. А вот если бы кто-то помог разделить это бремя... Модератор встречи попросил поднять руки тех, у кого еще есть проблема с доступными площадками для их культурных ночных мероприятий. Никто не поднял — видимо, застеснялись. Руководитель клуба Bazzar Тимур Гайнутдинов объяснил, что молодые бизнесмены не стесняются, а просто не знают, как нужно себя правильно вести в присутствии министра.

Шавгулидзе тем временем рассказывал, что не раз сталкивался с такой проблемой: какие бы ни были маркетинговые усилия приложены, случается, что молодежь игнорирует нормальные мероприятия в пользу попоек. Привел даже пример, когда сам привозил в Казань преподавателей и коучей Джастина Тимберлейка, Мадонны, Рианы и прочих. Хотели на их мастер-класс позвать всю молодежь Казани, но не получилось. Пришли всего 10 человек, а организаторы понесли убытки. Причиной такого фиаско, по мнению главы компании ShowMakers, стало отсутствие у современной молодежи понимания, что следует считать модным. Нужны проводники в субкультуры города, которые бы разжевывали современную моду в правильном ключе. Кто может стать такими проводниками? Ответ Шавгулидзе: школьные и вузовские активисты.

Взяв слово, Фаттахов сообщил, что он не в первый раз слышит, будто молодежь не доросла до качественного продукта казанских клубов. Видимо, ее надо воспитывать. Кто этим может заняться? Да те же самые представители ночной индустрии города, которые должны формировать свою среду: «Воспитывайте их, и они сами потом к вам придут, но уже как клиенты». Действительно, что мешает объединиться тем же клубам и ночным театрам? «Будет круто, если ты приходишь в бар не только на пьяных животных посмотреть. А ты приходишь, и там комфортно!» — заявил глава минмолодежи РТ. Он предложил устраивать, например, интеллектуальные дискуссии прямо... за барной стойкой.

Затронул Фаттахов и тему денежных «хотелок»: «Есть вопрос денег. Но вам же не деньги нужны и не ресурсы. Мне важно увидеть, что полезного вы несете в общество, то, как вы формируете эту среду. Писем — вот такая пачка! Оплатите аренду помещения, а мы проведем клевый фестиваль, оплатите артиста, оплатите дорогу... И примерно стандартные формулировки: „Власть, дай денег“. А где оценка того, что ты несешь полезного?» Фаттахов не исключил, что денежная поддержка ночной индустрии от министерства будет, но только если это полезно для молодежи.

. Фаттахов призвал владельцев заведений ночной индустрии создавать условия для созидания, а не только для потребления
Фото: minmol.tatarstan.ru

В БАР — ИНКОГНИТО

В пылу открытой дискуссии министр по делам молодежи РТ призвал владельцев заведений ночной индустрии создавать условия для созидания, а не только для потребления. «Опыт показывает: те, кто шевелил пятой точкой в наше вузовское время, кто пытался, суетился и делал что-то, достойно сейчас идут по жизни, уверенно стоят на ногах», — делился наблюдениями Фаттахов. На его призыв к созиданию ответил «ночной мэр», который напомнил, что перед ним сидят все-таки владельцы клубов и баров — бизнесмены, которые создают рабочие места для молодых людей. И чем это не работа ручками и не созидание? Кальянщики, например. А что? Зато берут без опыта работы и зарплаты достойные... «Вот 50 тысяч идут отдыхать, а еще столько же работают в этот вечер», — пояснил Хосровян.

Тему условий для созидания затронул и руководитель школы Night Market Academy, глава продюсерской компании Ozone Pro Шамиль Ибрагимов. Он напомнил министру, что раньше были дома пионеров, где молодежь собирала модели самолетов или кораблей, а ныне подобных площадок для творчества нет в Казани —разве что «Фабрика Алафузова» и «Этажи». Прозвучало, конечно, спорно: подростковых клубов и молодежных центров в городе все же немало. Руководитель и владелец «Фабрики Алафузова» Андрей Питулов рассказал Фаттахову, что к нему много талантливых ребят приходят с разными хотелками, дальше чего дело не заходит. Возможно, это связано с недостатком внимания Питулова к проектам — разрывается, не успевает за всем уследить. Все-таки содержать арт-объект стоит денег. Он напомнил, что в других странах государство поддерживает такие креативные пространства, как его. Кроме того, цены на жилье вокруг взлетают. «Хотим или нет, но это бизнес-проект. Чем помочь-то? Мы должны прийти сюда и стать соучредителями? Вложиться?» — спросил Фаттахов. На это Питулов скромно ответил: «Нет».

«Я слышу две вещи: или поддержать институт наставничества, или это микро... Не хочу называть это слово — гранты, они себя немного дискредитировали, — сказал Фаттахов. — Моя внутренняя позиция, что это не по 1 миллиону 10 организациям, а лучше по 50 тысяч 50 организациям — эффекта от такого будет больше. Волны пойдут. Надо запустить процесс. Вдруг этим ребятам не хватило там элементарных вещей?» Следом руководитель ночных кинопоказов «Время кино» Альбина Нафигова предложила устраивать питчинги, но не сценариев, а молодежных проектов в ночной индустрии. «Вы как министерство не только сами смотрите, во что вы вложитесь на следующий год, но и приглашаете такие структуры, как ТАИФ, — тех, кто занимается финансированием добровольно-принудительным образом», — сказала Нафигова. Фаттахов заверил, что идея с питчингами принимается.

. Много о чем еще просили министра по делам молодежи РТ, но большинство предложений были завуалированными просьбами о финансировании
Фото: minmol.tatarstan.ru

Много о чем еще просили министра по делам молодежи РТ, но большинство предложений были завуалированными просьбами о финансировании. Однако красной нитью через все выступления проходила мысль об операторе ночной жизни молодежи, эдаком помощнике минмолодежи РТ. Кандидатура лежала на поверхности — так называемая ночная мэрия Казани, которую нужно наделить кредитом доверия и которая бы фильтровала все просьбы в министерство. Фаттахов лишь еще раз напомнил, что надо подходить рационально и правильно, в каждой просьбе анализировать эффект. Бизнес бизнесом, но давайте поговорим все же о воспитании молодежи.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Фаттахова, как давно он был в заведениях ночной жизни города. Он ответил, что кальянные не посещает, был как-то давно в баре, но только чтобы съесть бургер. «Вот мне сегодня захотелось заглянуть в „Соль“ и Bazzar, если ребята пригласят, — улыбнулся он. — Хотя, думаю, сделаю это даже без них, инкогнито. С целью познакомиться».