В понедельник в Корстоне стартовал IoT World Summit Russia - одно из крупнейших событий в сфере интернета вещей В понедельник в Корстоне стартовал IoT World Summit Russia – одно из крупнейших событий в сфере интернета вещей

«СКОРО СОСИСКИ БУДУТ ВЛЕТАТЬ В ФОРТОЧКУ»

К 9 утра в понедельник, совсем как на работу, представители бизнеса и чиновники стали стекаться в «Корстон», где уже через час стартовал IoT World Summit Russia – одно из крупнейших событий в сфере интернета вещей. Пока холл заполнялся людьми, компании, представленные на саммите, бодро рапортовали интересующимся о своих особенностях и перспективах. На каждом баннере самая читаемая подпись – «Умный город» или «Умное производство». Как становится ясно из последующих выступлений и обрывков комментариев присутствующих, весь интернет вещей сейчас нацелен на эти два направления. Один из присутствующих, писатель Рамиль Гарифуллин, в разговоре комментирует перспективы интернета вещей словами «так скоро нам сосиски будут сами залетать в форточку!»

Первой поприветствовала присутствующих Ольга Исакова и почти сразу отметила теплыми словами место встречи - уже во второй раз Саммит проходит в Татарстане Первой поприветствовала присутствующих Ольга Исакова и почти сразу отметила теплыми словами место встречи: уже во второй раз саммит проходит в Татарстане

Первой поприветствовала присутствующих генеральный директор Redenex Ольга Исакова и почти сразу отметила теплыми словами место встречи: уже во второй раз саммит проходит в Татарстане (в предыдущий раз – в Иннополисе).

Министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов в своем приветствии сделал акцент на роли республики в развитии интернета вещей и промышленного интернета вещей. «Руководство республики сейчас находится на пике формирования подходов к цифровой трансформации в регионе как в сфере государственного управления, так и в промышленном секторе, – заверил он. – Но важно отметить, что наибольший рост будут давать социально значимые услуги».

Роман Шайхутдинов в своем приветствии сделал акцент на роли республики в развитии интернета вещей и промышленного интернета вещей. Роман Шайхутдинов в своем приветствии сделал акцент на роли республики в развитии интернета вещей и промышленного интернета вещей

Шайхутдинов заявил, что для продвижения того дела, которое обсуждается в рамках форума, республика готова выступить в трех ипостасях: «В первую очередь это инвестиционно привлекательный регион, готовый разместить у себя производство. Во-вторых, потребуется реализация некоторых мер правового характера, связанного с так называемой правовой песочницей. И такую песочницу мы сейчас тестируем в рамках беспилотного автомобиля (запущен в Иннополисе совместно с «Яндексом»прим. ред.). В-третьих, мы готовы выступить как площадка для вхождения на рынок стран СНГ и на рынок дальнего зарубежья. Буквально недавно делегация из Татарстана вернулась из Китайской Народной Республики. Это огромный рынок, который на самом деле не так еще богат предложениями, связанными с интернетом вещей. Китайцы многое развивают, делают, но очень хотят сотрудничать».

Талия Миннулина: «Сегодня самая растущая инвестиционная отрасль - информатизация и связь» Талия Минуллина: «Сегодня самая растущая инвестиционная отрасль – информатизация и связь»

«Я посмотрела, сколько запросов в Google «что такое интернет вещей?». В месяц – более 2 миллионов! – вступила в разговор руководитель агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина. – Почему? Потому что сегодня самая растущая инвестиционная отрасль – информатизация и связь. И, конечно, интернет вещей – это то, что эту отрасль развивает и что ею движет. Ключевой драйвер развития интернета – возможность повышения эффективности производственных технологических процессов на фоне сокращения капитальных затрат. То есть это просто повышение эффективности нашей работы и, конечно, повышение качества жизни. Мировой рынок интернета вещей в 2017 году достиг 312 миллиардов долларов. Для сравнения, 2015 год – это всего 113 миллиардов. Вы видите, какая серьезная динамика у этого сектора… А что происходит в России? Мы нашли исследование, согласно которому расходы только бизнеса на интернет вещей в 2017 году составили более 20 миллиардов рублей и основную выручку генерировала транспортная отрасль – более 13 миллиардов».

Леонид Коник:  «Цель интернета вещей не в связи между вещами, а в том, чтобы делать наши представления максимально эффективными» Леонид Коник: «Цель интернета вещей не в связи между вещами, а в том, чтобы делать наши представления максимально эффективными»

«СМАРТ СИТИ» ПО-РОССИЙСКИ

Своим мнением о трансформации интернета вещей поделился и модератор пленарной сессии «Цифровое лидерство от стратегии к результату» Леонид Коник, генеральный директор компании Comnews. «Мы начали заниматься интернетом вещей до того, как это стало мейнстримом, – четыре года назад. Мы выходили к прессе, партнерам, клиентам, и словосочетание «интернет вещей» вызывало смех. Мне приятно, что ситуация изменилась. Что вы видите, когда мельком смотрите в зеркало? Вы видите не свое отражение, а свою память о себе. Мозгу проще вытащить цифровую память о вас из головы, чем генерить что-то новое. Это просто энергетически эффективнее. Так происходит и в бизнесе, и в правительстве – наши представления о реальном мире существенно отличаются от самого мира. Мир меняется и постоянно идет вперед, а наши представления остаются старыми. Цель интернета вещей не в связи между вещами, а в том, чтобы делать наши представления максимально эффективными».


Дискуссия разгорелась на площадке «Умный город». Специалисты предполагают, что в мире около 600 «умных городов», в России к ним можно отнести Москву, Санкт-Петербург и Казань. Директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Якина остановилась на трансформации этого понятия. Еще 5 лет назад оно подразумевало только использование технологий для повышения информатизации города, теперь же под «Смарт Сити» подразумевают развитие города с применением информационных технологий для повышения качества жизни нынешнего и будущего поколений жителей. Так технология «умного города» перестала быть целью и стала инструментом развития городов. «В России этот процесс пока сложен к внедрению, – констатировала Яркова. – У нас много городов, не так много миллионников, и развитие городов по мировой классификации соответствует ступени развития «Смарт Сити 1.0»,  в отдельных направлениях 2.0, хотя во всем мире и 4.0 и более. Эта классификация показывает, что Россия в самом начале пути».

Дискуссия разгорелась на площадке «Умный город». Специалисты предполагают, что в мире около 600 умных городов,  в России к ним можно отнести Москву, Санкт-Петербург и Казань Дискуссия разгорелась на площадке «Умный город». Специалисты предполагают, что в мире около 600 «умных городов»,  в России к ним можно отнести Москву, Санкт-Петербург и Казань

А вот основатель и генеральный директор Cities of People Карл-Филип Коэнграхтс вообще выступил против понятия «умный город». Он много лет он проработал в городской администрации бельгийского Гента и пришел к выводу, что город не может быть умным: «Он же не человек! Но он может быть сделан для людей, для их удобства».

Коллегу поддержал мэр Иннополиса Руслан Шагалеев: «Если театр начинается с вешалки, то город – с вокзала. В Киото, чтобы добраться из аэропорта в город, можно воспользоваться скоростным поездом, но, чтобы это сделать, надо знать японский и поменять деньги». Билет Шагалееву удалось купить только через полтора часа… Словом, это пример того, как город может быть инновационным, но оставаться неориентированным на людей, резюмировал он, и именно этого казуса надо избежать при внедрении интернета вещей.