МЕЛКИЕ СЕТИ АЗС В РТ БЬЮТ ТРЕВОГУ И ШЛЮТ SOS ПРЕЗИДЕНТУ РТ: ПО ИХ МНЕНИЮ, СИТУАЦИЯ С БЕНЗИНОМ РАЗБАЛАНСИРОВАНА КРУПНЫМИ ИГРОКАМИ И РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ГОССТРУКТУР    

Впервые с начала XXI века в России произошел бензиновый кризис, который уже стучится и в двери нефтяного Татарстана - нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей республики. Пока что таблички «Бензина нет» АЗС в РТ не вывешивают, но в ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ, которая в лице её президента Ирека Сулейманова обратилась в  редакцию «БИЗНЕС Online», считают, что картина складывается очень тревожная…  

ВОДИТЕЛИ РАСКУПАЮТ БЕНЗИН ВПРОК, КАНИСТРАМИ… 

Итак, бензиновый рынок в России разбалансирован. Причём, если нет проблем по дизельному топливу, поднятие цен на которое не так давно было горькой сенсаций, то с 92-м бензином ситуация аховая. Надо сказать, возникла она не вдруг и не сразу - ещё месяц назад нефтяники резко снизили объёмы поставок на внутренний рынок - и всё отправили на экспорт. Как объяснил в минувший четверг на заседании (его вполне можно назвать экстренным) президиума правительства РФ замминистра энергетики Сергей Кудряшов, главная причина проблем с бензином - рост его экспорта: сразу на 67%! 

Кудряшов сообщил: бензин уходит за рубеж, потому что экспортные поставки выгоднее внутренних на 2000 - 3000 рублей за тонну. Замминистра также раскритиковал независимых продавцов, не привыкших покупать бензин на бирже, и их стремление "придержать" продукт и дождаться, пока цены повысятся. 

И они в самом деле повысятся как минимум на 5%, поскольку государство разрешило нефтяникам поднять цены на бензин. Правда, в качестве меры борьбы с бензиновым кризисом в России компаниям одновременно запретили в мае экспортировать нефтепродукты. 

Премьер России Владимир Путин принял и другие, достаточно жёсткие, меры. Так, Кудряшову было поручено срочно подготовить «проекты документов, чтобы поднять вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты». 

На совещании в минэнерго РФ перечислили «горячие бензиновые точки» России. Это, например, Белгородская, Брянская, Кемеровская области, а также Алтайский и Красноярский края. Это те регионы, где на многих АЗС вывесили таблички «Бензина нет». А в Красноярском крае на некоторых АЗС цена на 92-й бензин взвилась до 27 рублей. В результате ажиотаж усилился, и водители раскупают бензин впрок, канистрами…

 СКОЛЬКО ОСТАЛОСЬ БЕНЗИНА 

Как обстоят дела с бензином в Татарстане? В редакцию «БИЗНЕС Online» обратился президент входящей в Российский топливный союз ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения в РТ Ирек Сулейманов. И вот что он рассказал:

- Ситуация в Татарстане сложная, неоднозначная. Получилось так, что заводы-производители и нефтяные компании работают в рынке – по каким ценам, куда выгружать, как отгружать, какие объёмы топлива, решают самостоятельно. 

А вот что касается розницы, в частности у нас в Казани и Татарстане в целом, мы получаем… нет, не запреты на повышение цены, а, как это правильно сказать, некоторые рекомендации. 

У нас в республике действует созданная распоряжением правительства РТ рабочая группа по мониторингу оптовых и розничных цен – она не диктует, а просто рекомендует цены. В эту рабочую группу входит и наша ассоциация предприятий нефтепродуктообеспечения в РТ. Конечно, мы, коммерсанты, отстаиваем свою точку зрения исходя из рыночной ситуации. Ну а рабочая группа может придерживаться другого мнения. И такие участники рынка, как Татнефть и Татнефтепродукт, не могут не прислушаться к её рекомендациям и держат определённые цены на бензин. А мы, независимые владельцы АЗС, продавать дороже, конечно же, можем - мы свободные участники рынка. Но тогда кто к нам поедет за бензином? 

При этом Нижнекамский НПЗ ТАИФ-НК с 31 марта не отгружает, не проводит торги по 92-му бензину. А с 6 апреля и по сегодняшний день не отгружает даже уже оплаченный нами товар. Причём это касается только независимых владельцев АЗС, а не таких компаний, как Татнефть, Татнефтепродукт, ТАИФ, Корсар, - они для собственных нужд получают бензин, насколько я знаю, беспрепятственно. А вот нам его не отгружают, и огромный дефицит 92-го бензина налицо. 

Конечно, нефтяным компаниям и переработчикам нефти намного выгоднее на сегодняшний день продавать топливо на экспорт. И хотя в России с мая намереваются запретить экспорт нефтепродуктов, но ведь и после того, как запретят, надо ещё посмотреть, появятся ли нефтепродукты на внутреннем рынке и в какой срок они появятся?.. 

А пока мне звонят наши ребята из разных городов республики: караул, у меня товара осталось до 3 мая! Ну и что он вынужден делать? Он вынужден уже сегодня отпускать по 20 литров в одни руки и по высокой цене… Как это происходит в Алтайском крае. 

При этом сегодня один из самых крупных поставщиков нефтепродуктов в республике по 92-му бензину торгует со своего склада по 31 тысяче рублей за тонну. Это 23 рубля 50 копеек в розницу. А средняя цена на 92-й бензин у нас в РТ – 22 рубля 90 копеек. 

ГОСУДАРСТВО ПИЛИТ СУК, НА КОТОРОМ СИДИТ 

- Сейчас ситуация обострилась. Поэтому мы от имени ассоциации написали письмо президенту Татарстана. Мы просим его принять меры по формированию не декларативных, а истинно рыночных отношений на топливном рынке республики. Считаем, что здесь должны превалировать рыночные отношения, а не государственное регулирование. Оно нужно - конечно же, государство должно заботиться о своих гражданах, это нормально, это первая его задача. Но предприниматели – это ведь тоже граждане Татарстана. Наши фирмы и частные предприниматели вложили в экономику республики личные средства – в надежде на то, что они будут нормально работать. За нами стоят тысячи людей, ведь порядка 50 процентов от общего числа АЗС республики – независимые владельцы. 

Пока же получается, что государство пилит сук, на котором сидит. Надо сделать выгодные условия - для всех. Помогая одним, нельзя убивать других. Тем более что сегодня о поддержке малого и среднего бизнеса говорят на всех уровнях, начиная от президента страны Дмитрия Медведева и заканчивая чиновниками в районной администрации… 

Хочу напомнить про ситуацию, которая сложилась летом прошлого года, когда в Татарстане начали продавать некачественный бензин, из-за чего испортилось немало автомобилей. Но ведь и в нынешней ситуации некоторые владельцы АЗС для получения хоть какой-нибудь прибыли могут начать реализовывать некачественное топливо. Я это вполне допускаю. Я ведь привёл пример, что сегодня оптовая цена - 23 рубля 50 копеек, а мы торгуем на большинстве заправок по 22 рубля 90 копеек. 

Хотя на некоторых АЗС вынуждены были повысить цену до 24 рублей за литр. Вынуждены! Но так делают, извините, порядочные бизнесмены, кто ценой регулирует ситуацию, теряя покупателя. Потому что кто к ним поедет-то покупать дорогой бензин? Но ведь наверняка найдутся и те, кто начнет химичить… 

КАК ТОРГОВАТЬ? КАК РАБОТАТЬ? 

Свою точку зрения «БИЗНЕС Online» также высказал владелец нескольких АЗС Казани Ирек Шарафутдинов: 

- Мы уже неделю назад установили цену выше, чем у всех по городу, - 23.50. Потому что запасов топлива у нас нет. Они у нас фактически до 3 мая. В принципе на рынке предложение есть, но по 31,5 тысячи рублей за тонну. То есть закупочная цена получается по 24 рубля литр! А на заправках у нас сегодня по 23.50. При этом у конкурентов в лице ТАИФа - 21.90. Разница в 1 рубль 60 копеек. Это уже существенно, это не 10 копеек… 

При этом тот же ТАИФ является оптовым поставщиком, его перерабатывающая компания не поставляет товар больше никому, а на свои собственные АЗС продают фактически по оптовой цене. 

Уфа на сегодняшний день предлагает с завода топливо по 31 тысяче за тонну плюс 2 тысячи сюда привезти и хранить… В итоге получаем закупочную (!) цену - 25 рублей 25 копеек… 

Поэтому, считаю, тут имеют место и спекулятивные явления. Чтобы их сбить, нужно, чтобы были товарные запасы. А запасов на сегодняшний день нет. Можно играть ценой, попридерживать товар, если он есть на складе. А что делать, если на складе дырка от бублика? В бак обещания, рубли и доллары не засунешь, в бак надо заливать реальное живое топливо. 

Со времён президента Бориса Николаевича Ельцина не было в России ничего подобного нынешнему бензиновому кризису. Тем более странно, что он коснулся и нашей республики, которая добывает и перерабатывает нефть. 

Сегодня весь интернет заполнен прогнозами о росте цен на бензин на 5 - 7 процентов. Ну, не знаю… Дай Бог, чтобы недели через две эту ситуацию выправили. Ведь топливо надо ещё выработать, топливо надо отгрузить... Причём во все регионы, а страна у нас огромная… Если в каждый адрес отгрузить хотя бы по 100 тонн, и то сколько тысяч тонн надо выработать! А потребление большое - это объективно. 

Поэтому даже те, у кого есть в наличии топливо, его придерживают. Потому что не знают - завтра получат восполнение запасов или нет? Нет же никаких гарантий, а свою АЗС надо обеспечить. А как обеспечишь, если отдал последнее? 

Когда я знаю, что у меня документы подписаны на тысячу тонн, и нефтезавод их аккуратно отпускает, идёт отгрузка - это одно. А если нет подписанных документов? Вот мы начинаем новый месяц - завтра последний день апреля, а никто не знает, что будет. Если раньше Уфа подписывала оптовым поставщикам 20 тысяч тонн сразу объём, принимала заявки и отгружала, то сейчас, грубо говоря, даёт только 400 тонн вместо 20 тысяч и подписывает их по спекулятивной цене - а завтра, говорят, ещё посмотрим, что будет… Как торговать? Как работать? 

Моё личное мнение: сейчас только административным способом происходит удерживание цен госкомпаний. У нас в регионе это Татнефть, Татнефтепродукт. Но у Татнефти основной доход не от розничной продукции, а от добычи нефти и продажи нефти на экспорт, то есть за счёт одного сегмента бизнеса покрыть убытки другого - это возможно. А небольшие трейдеры зависимы от этих, скажем так, экономически необоснованных нерыночных шагов. Что сейчас и происходит - у нас разбалансировали реальный рынок. И разбалансировали здорово. Это надо было умудриться сделать! И возникла эта ситуация не вчера, а месяц назад, когда сняли объёмы поставок на внутренний рынок и всё отправили на экспорт. И получили бензиновый кризис в стране, которая является ведущей в мире по добыче и переработке нефти. Думаю, в США министр энергетики в такой ситуации уже подал бы в отставку…  

Елена Чернобровкина 

P.S. Газета «БИЗНЕС Online» обратилась для прояснения ситуации с бензиновым кризисом в РТ с официальным письменным запросом в Татнефть и ТАИФ. Мы готовы познакомить своих читателей с точкой зрения этих компаний на проблемы с бензином.