Марат Ахметов: «У нас погибших площадей нет. Но мы вместо 35–40 центнеров получили, скажем, 15–18. Урожай потеряли. Но снижение его не компенсируется правительством» Фото: prav.tatarstan.ru

«ПРИРОДА ОКАЗАЛАСЬ СИЛЬНЕЕ НАС»

Сегодня министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов провел брифинг о ходе осенних полевых работ и оценил ситуацию с урожаем зерновых. По его словам, хлебных зерновых культур в этом году было собрано 3,7 млн тонн. Это на 25% (1,3 млн тонн) меньше, чем в прошлом. С учетом сбора в октябре-ноябре зерновой кукурузы с 50 тыс. га земель валовый сбор составит чуть больше 3,9 млн тонн.

«И министерство, и сельхозпроизводители ставили перед собой задачу повторить результат прошедшего года по земледелию (5 млн тонн зернаприм. ред.), но природа оказалась сильнее нас. Поправки она вносила», – оценил Ахметов, но зато отметил высокое качество зерна. На зернотоки урожай этого года поступал с хорошим уровнем влажности в 9–12% (стандарт – 13,5%). 

Средняя урожайность по Татарстану – 26 ц/га, в тройке лидеров Заинский район – 37,1ц/га, Сармановский – 33,6 ц/га, Атнинский – 33,2 ц/га. По валовому сбору зерна лидирует Актанышский район –151,4 тыс. тонн, Арский – 150,5 тыс. тонн, Сармановский  район со 148 тыс., АО «Агросила» собрало 366,1 тыс. тонн, ХК «Ак Барс» – 286,7 тыс. тонн, ЗАО «КВ Агро» – 177,7 тыс. тонн. В хвосте рейтинга Агрызский, Бугульминский, Верхнеуслонский, Елабужский, Альметьевский, Пестречинский, Камско-Устьинский районы.

По данным минсельхоза, в этом году за вегетационный период (апрель – июль) на поля выпала половина от среднемноголетних норм осадков. «При таких условиях рассчитывать на 5 миллионов тонн было невозможно, хотя все технологические приемы старались проводить своевременно и качественно», – еще раз подчеркнул министр.

Средняя урожайность по Татарстану - 26 ц/га, в тройке лидеров Заинский район – 37,1ц/га, Сармановский – 33,6 ц/га, Атнинский район – 33,2 ц/га Средняя урожайность по Татарстану – 26 ц/га, в тройке лидеров Заинский район – 37,1ц/га, Сармановский – 33,6 ц/га, Атнинский район – 33,2 ц/га Фото: «БИЗНЕС Online»

Рассчитывать на компенсации пострадавшим от засухи не стоит. «По методике минсельхоза России, утвержденной правительством России, компенсация будет предполагаться только на погибшие площади. У нас погибших площадей нет. Но мы вместо 35–40 центнеров получили, скажем, 15–18. Урожай потеряли. Но снижение его не компенсируется правительством, – рассказал Ахметов корреспонденту «БИЗНЕС Online». – По пределам страхового случая тоже показатели очень полярны. Поэтому и страхование нам бы и не помогло». Министр также заметил, что сейчас вносятся изменения в закон о страховании, после принятия которых со следующего года «будет полегче». «Нам выгодно будет застраховаться. Любое снижение можно будет застраховать с соответствующими условиями. А пока я не рассчитываю, что правительством будет предусматривать какие-то компенсации для Татарстана. Нам однозначно сказали – «только на погибшие площади», – заключил он.

В этом году с 3,1 млн тонн до 2,2 млн тонн сократится валовый сбор сахарной свеклы из-за низких закупочных цен прошлого года (по совету минсельхоза РФ Татарстан сократил посевы этой культуры на 10%). Результат – цены на сахарную свеклу стабилизировались на уровне 40 рублей за кг, такой цены на рынке не было уже три года. «Это компенсирует недополученные доходы, которые возникли в прошлом году», – сказал Ахметов.

Радуют министра и цены на зерно, которые выросли в два раза по сравнению с прошлым годом с 4,5–5 рублей за килограмм до 9–10 рублей. «Конечно, я удовлетворен этим, – признал Ахметов на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о состоянии цен на рынке зерновых. – Но при этом во мне двоякое чувство. Как один писатель говорил, один – за колхоз, а другой – против… Хлеб – это политика, поэтому приходится внимательно прослеживать динамику цен на него», – сказал Ахметов. Министерство уже обсудило с мукомолами эту ситуацию, есть договоренность не пересматривать стоимость социальных сортов хлеба. В случае если цена на социальные сорта все-таки будет расти, правительство РТ введет субсидирование.

Радуют министра и цены на зерно, которые выросли в два раза по сравнению с прошлым годом с 4,5–5 рублей за килограмм до 9–10 рублей Радуют министра и цены на зерно, которые выросли в два раза по сравнению с прошлым годом с 4,5–5 рублей за килограмм до 9–10 рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОСЕНЬ ПОХОЖА НА 2009 ГОД – ЗАСУШЛИВА»

Битва за урожай-2018 подходит к концу, начинается новая. Основная обработка почвы выполнена на площади 1,6 млн га, в том числе с углублением – 533,7 тыс. га (32% от обработанной площади). Близки к завершению вспашки зяби (вспашка с осени для посева яровых) пяти районов, Балтасинский район ее уже полностью завершил.

«Осень похожа на 2009 год – засушливая. Это вам может казаться, что асфальт мокрый. А как таковых серьезных осадков еще ни в сентябре, ни в октябре не проходило!» – с сожалением в голосе сказал Ахметов. Напомним, что вслед за осенью 2009 года последовал сильно засушливый 2010 год, когда в Татарстане был собран рекордно низкий урожай зерновых 700 тыс. тонн.

По данным минсельхоза, в почве накоплено 40–50 мм осадков, а на зиму надо уходить с запасом влаги в 180–200 миллиметров. «Запас нас поддержал», – сказал Ахметов. Министерство сейчас взаимодействует с хозяйствами, убеждая всех не оставлять обработку полей на весну, даже паровых. А тем, кто уже провел обработку, рекомендуют вновь провести углубление пашни. «Наша задача – путем обработки почвы заполнить запас влаги, не уходить на весну даже с 70–80 миллиметрами запаса, – сказал Ахметов. – Кто сказал, что 2019 год будет по влагообеспеченности таким же, как и 2017-й? Все лето заливало. Если год будет таким же, как этот, то эта влага нам нужна!»

Малое количество осадков уже повлияло на всходы озимых в Предволжье. Всего под урожай 2019 года озимые культуры уже посеяны на площади 543 тыс. га, из них 397 тыс. га – озимой пшеницы, 136 тыс. га –озимой ржи.  Оригинальными и элитными семенами засеяли 27% площадей, под озимые внесено около 28 кг действующего вещества минеральных удобрений на гектар. «Всходы не большие, пока не знаем, как они перезимуют, не накапливая сахара на зимовку. Примерно половина озимых культур под сомнением», – оценил ситуацию Ахметов.

«В целом год будем завершать с объемом валовой продукции на уровне прошлого года, - заключил первую половину своего доклада Ахметов. – Эти два показателя (снижение урожая зерновых и сахарной свеклы прим. ред.), конечно, повлияют на наши номинальные суммы валовой внутренней продукции. Зато сложившиеся цены на зерно и сахар, стабильный спрос на картофель – это немного поможет нашим сельхозпроизводителям нормально обеспечить себе подготовку к следующему году».


«ЕСЛИ БЫ ПРИВЕЛИ В ПОРЯДОК РЫНОК СТРАНЫ, ТО МОЛОКО ТАТАРСТАНА С ПЕСНЕЙ УХОДИЛО БЫ!»

Отдельно Ахметов высказался по теме животноводства, где, по его словам, ситуация складывается намного лучше, чем в растениеводстве. Этот год, несмотря на отсутствие крупных животноводческих инвестиционных проектов, планируется завершить с ростом производства. Например, по мясу ожидается рост на 1,4% до 518 тыс. тонн, включая мясо КРС, свиней и птицы. Лучше всего показатели роста у свиноводства и птицеводства, нежели КРС, насчитывающего сегодня в республике более 1 млн голов. В этом плане успешнее всего Атнинский, Кукморский, Сабинский, Балтасинский, Мамадышский, Альметьевский и Азнакаевский районы, а среди производителей – ООО АПК «Продовольственная программа», АО ХК «Ак Барс», АО «Красный Восток», ООО «Камский Бекон», ООО «Челны-Бройлер», ООО «ПК «Ак Барс» – птицефабрика «Яратель».

Несмотря на эти «мясные» успехи, продолжает вызывать опасения «депрессивная тема» по молоку. По словам главы минсельхоза РТ, для Татарстана, являющегося лидером молочного производства, все эти колебания на молочном рынке очень чувствительны. «От реализации молока, даже с ростом на 3 процента, мы выручили на 3,5 миллиарда денег меньше, чем в прошлом году, за эти 9 месяцев, – отметил министр сельского хозяйства РТ, посетовав на отсутствие нормального регулирования рынка. –  Хотя мы говорим, что в стране не хватает собственного производства, но при этом единое таможенное пространство свои дела делает…» 

Несмотря на мясные успехи, продолжает вызывать опасения «депрессивная тема» по молоку, извечно обсуждаемая за свои закупочные цены Несмотря на «мясные» успехи, продолжает вызывать опасения «депрессивная тема» по молоку, извечно обсуждаемая за свои закупочные цены Фото: «БИЗНЕС Online»

В беседе с журналистами Ахметов с сожалением отметил, что у него сегодня нет механизмов влияния на эту ситуацию. Средний рост молочного производства в республике по итогам года – 1,3%, будет достигнут показатель в 1,85 млн тонн с учетом ЛПХ. На сегодняшний день средние закупочные цены на молоко повышаются, достигнув в среднем 21,3 рубля за кг без НДС. Отрицательная разница к уровню 2017 года сократилась в два раза с 5 до 2,3 рублей за килограмм. «Закупочные цены на молоко сегодня на 2 рубля и 30 копеек по отношению к тому периоду прошлого года в среднем по республике ниже. Мы сегодня работаем на пределе себестоимости молока», – пояснил Ахметов. Проблему постоянного роста цен на молоко в магазинах он объяснил разницей стоимости между оптовиками и розницей. «Если бы по полной цепочке законопроектом была разделена доля производителя сырья, доля переработчика, доля продавца, тогда бы справедливость можно было бы навести. Но сегодня такого закона нет. Это в порядке мечты. Вроде бы слухи и ходят, что при внесении изменений в госпрограмму по развитию сельского хозяйства как будто бы этот фактор будет учтен. Поживем – увидим», – заключил глава минсельхоза РТ.

Уже после брифинга Марат Готович рассказал «БИЗНЕС Online» о судьбе депутатской идеи по молочным интервенциям. Напомним, 20 февраля депутаты Госсовета РТ обратились к премьер-министру России Дмитрию Медведеву. Парламентарии попросили главу правительства провести закупочные интервенции в отношении молочной продукции для защиты добросовестных производителей. «Идея не получила развития. Не знаю почему, – пояснил Ахметов. – Страна, видимо, не сочла нужным. Тем более каждый факт интервенции требует консервации определенных государственных денег. Даже зерно вот  3,5 миллиона тонн в интервенционном фонде хранится. Оно пока не реализовано. Хранение каждой тонны обходится в 100 рублей в месяц. Нам называли цифры – только 4 миллиарда потребуют затрат на хранение. Поэтому федеральное правительство очень осторожно рассматривает такие вопросы» (отметим, накануне вечером стало известно, что по распоряжению Медведева из федерального интервенционного фонда сельхозпродукции будет реализовано 1,5 млн т зерна).

При этом Ахметов заметил, что эта молочная интервенция, может, и помогла бы татарстанским производителям молока справиться с проблемой, но полезнее было бы просто заняться регуляцией рынка. «Зачем заниматься интервенцией, когда у тебя собственного сырья не хватает. Регулируй там! – заметил министр. – Если бы привели в порядок рынок страны, то молоко Татарстана с песней уходило бы за 28–30 рублей за литр. Даже если бы молоко у сельхозпроизводителей забирали за 25–27 рублей, я даже не говорю о 30 рублях, то это было бы большим стимулом для хозяйствующих субъектов. Я верю, что когда-нибудь возьмутся за ум и приведут в порядок рынок молока в стране».


«А ТАМ ВЫШЕ – ВИДНО БОЛЬШЕ. ЗДЕСЬ ОБИЖАТЬСЯ НЕЧЕМУ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался, что Ахметов думает по поводу замечаний Рустама Минниханова. Тот в своем сентябрьском послании указал на существующую разницу сельскохозяйственных успехов между районами, когда вроде потенциал земель огромный, а показатели районов оставляют желать лучшего. По словам главы минсельхоза РТ, эта разница между районами была всегда в республике. И виной всему два фактора – человеческий и инвестиционный. «Есть субъективный человеческий фактор, связанный с тем, кто у руля. Есть плюс к тому же тот фактор, который требует больше инвестиционных вложений, – пояснил Ахметов. – Без особой поддержки они вряд ли в год или два подтянутся и выйдут на уровень лучших или средних районов республики. Это такая каждодневная работа министерства при личной высокой заинтересованности глав муниципальных районов. Разбираем каждый субъект, кто он такой и на что способен. Здесь кадровые решения нужно принимать очень осторожно, поскольку многие эти субъекты являются собственниками. Это работа тонкая, но нужная. Мы этим занимаемся». А с отмеченными в послании «проблемными» районами, которых в республике 15, Марат Готович обещал работать в ручном режиме.

Сегодня в Ставрополье Владимир Путин и Медведев должны провести совещание с сельхозпроизводителями. В этой связи наш корреспондент поинтересовался у Ахметова, какие бы предложения или вопросы он задал на этом совещании. Оказалось, что, собственно, никаких. «Я не думаю, что руководство страны не информировано о состоянии сельского хозяйства страны. Мне кажется, важнее сельского хозяйства нет ничего. А там выше – видно больше. Там есть стратегические вопросы, которые требуют большего внимания у руководства страны, – отметил министр, многозначительно добавив. – Здесь обижаться нечему».

Затронули журналисты и тему сельскохозяйственных отношений Татарстана с федеральным центром. У Ахметова поинтересовались, на какие национальные проекты за счет федерального бюджета может рассчитывать республика в следующем году. В ответ он рассказал, что федеральный бюджет и так многим помогает сельхозпроизводителям: это и компенсация процентов по кредитам (на следующий год ожидается поддержка в размере 2,5 млрд рублей), и выдача единой субсидии по различным направлениям, не отдельным хозяйствам. «На следующий год не планируется, что сумма будет больше, чем в нынешнем году. Кроме того, идет на убыль число инвестиционных кредитов, и их сумма будет уменьшаться. На сегодняшний день Татарстан получает, не учитывая дополнительные поступления, около 6 миллиардов рублей. И Татарстан выделяет еще столько же, – отметил Ахметов. – Естественно, чтобы изменить сельскохозяйственную отрасль России, нужно увеличить эту помощь как минимум вдвое».

Напоследок журналисты поинтересовались у Ахметова, как бы он мог оценить результаты своей работы на посту министра сельского хозяйства и продовольствия РТ. Все-таки День работника сельского хозяйства вот уже скоро… Шутливый ответ Ахметова был весьма предсказуем: «Поскольку вопрос связан с моим пребыванием в должности, я не идиот. Я сам себе оценки давать не буду».