Первым совещанием в правительстве Башкирии новый, с оговоркой «временно исполняющий обязанности», глава Радий Хабиров показал, что чиновникам расслабляться нельзя На первом же совещании в Башкортостане врио главы Радий Хабиров показал, что чиновникам расслабляться не стоит Фото: glavarb.ru

НЕЛЕГАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ В УФЕ – ЭТО ДИКИЙ ЗАПАД

Сегодня утром новый руководитель региона Радий Хабиров начал совещание с чиновниками региона с транспортных проблем, сравнив Уфу с Техасом. Вопросы, которые он озвучивал, не всегда получали ответы. «Скажите мне, когда на территории Уфы перестанут ходить нелегальные автобусы? Это нерешаемая задача? – вопрошал врио главы Башкортостана временно исполняющего обязанности главы администрации Уфы Салавата Хусаинова. – Сколько вам времени нужно? Чтобы я людям ответил, что больше нелегальных перевозчиков не будет. Что, у нас нет правоохранительных структур? Давайте обратимся в совет безопасности. Почему такая история? Москва – 10-миллионный город, вы не представляете, что было в Москве! Вы сейчас там ни одного нелегального не поймаете. И, кстати, так во многих столицах. В Казань давайте поедем – там тоже этого нет! А здесь что происходит? Тут Техас, что ли? Тут власть есть вообще? Я жду ответа».

Хабиров с ходу угодил в одну из болевых точек города. Проблемы с общественным транспортом уже столько лет так мучают жителей Уфы, что рейтинг сменщика Рустэма Хамитова с этой секунды ускорил рост.

Проблемы с общественным транспортом уже много лет мучают жителей Уфы Фото: Светлана Садыкова

В Техасе общественного транспорта в нашем понимании нет вовсе – тем жестче получилось сравнение. Там нельзя рассчитывать на автобусы, и в Уфе тоже. Правда, в контексте разговора сравнение с Техасом напоминало сравнение с Диким Западом и беззаконием. Через любую популярную остановку в Уфе из-за пазиков и «газелей» зачастую просто невозможно проехать. Нелегальные перевозчики – еще и одна из главных причин пробок.

Совещание, на котором Хабиров велел городским властям отчитаться о принятых мерах, назначено на 1 декабря.


«Если поликлиник нет, то это преступное разгильдяйство»

Следующая тема, которая поднялась на совещании, оказалась еще более острой – дефицит поликлиник при строительстве 1,5 млн кв. м жилья за последние три года. По словам Хабирова, он уже поверхностно изучил проблемы здравоохранения, и у него возник ряд вопросов. Дальнейший диалог со строителями и министром здравоохранения показал, что даже поверхностное изучение может оказаться фатальным для чиновников.

«Где поликлиники? Я могу ошибаться, но как минимум три поликлиники должны быть. Давайте считать вместе. 1,5 миллиона квадратных метров делим на 30 –сколько получается? 50 тысяч жителей? Министр здравоохранения, к вам вопрос. Сколько должно быть поликлиник?» – продолжал сыпать вопросами руководитель.

Анвару Бакирову, министру здравоохранения республики, в этот момент не завидовал никто.

Хабирова интересовало строительство не только поликлиник, но и жилья, которого возводят немало. Маржинальный ли это бизнес или девелоперы работают себе в ущерб – ему если и отвечали, то делали это едва слышно даже в зале, не говоря о трансляции.

«Если их [поликлиник] нет, то это преступное разгильдяйство. Если они есть, тогда я хотел бы спросить: где они? Я практически 10 лет не был в Уфе, редко приезжал. Я вот проехал, куда ни посмотришь, везде новые дома стоят, шло строительство. Это очень хорошо на самом деле, я за то, чтобы жилье строилось, но должно возводиться и социальное», – завершил эту тему Радий Фаритович. Кроме того, чуть позже он назначил большое совещание по здравоохранению на 18 октября, обратившись к секретарю совета общественной безопасности Алексею Касьянову с просьбой организовать координацию правоохранительных органов.

«Влиться в мою команду очень просто, – написал чуть позже в своем «Инстаграме» Хабиров. – Нужно всего лишь сопереживать людям, знать, какие у них есть трудности, и хотеть их решить» Фото: glavarb.ru

«ЧТО С ОНКОДИСПАНСЕРОМ?»

– Анвар Акрамович, а что у нас происходит с онкологической больницей? – Хабиров снова поднял на ноги Бакирова. – Когда вы завершаете строительство? Почему так долго строите? Мне доложили, что проектировать начали в 2012 году. Сегодня какой год? 6 лет строим, да? Это правильно, нет? Вы знаете, что у нас люди просто берут и умирают? Вы это знаете? Министр строительства, вы знаете, что люди умирают? От онкологии люди умирают, потому что негде лечить. Вы это знаете? В чем дело? Вот вы сколько работаете министром строительства?

– Три месяца, – ответил глава госкомитета РБ по строительству и архитектуре Григорий Невоструев,

– Я работаю два дня, и все, что негативное есть, я на себя принимаю. Вот вы работаете три месяца, значит, вы принимаете все на себя.

Попытка Невоструева объяснить задержку строительства проблемами с проектировкой объекта, изменением фундаментной части, перекосами и трещинами Хабирова не устроила: «Я бы вот вас отправил в семью онкологически больного, вы бы людям про ваш перекос рассказали. И у вас бы у самого бы перекосило все, я думаю».

«Скажите, по смертности от онкологии мы на каком месте в Российской Федерации? – вновь адресовал вопрос Хабиров Бакирову. – Я вас спрашиваю, мы на каком месте в Российской Федерации по смертности по онкологическим заболеваниям?»

«Вы, видимо, живете в своих представлениях, – добавил глава после ответа. – СМИ пишут: мы вошли в тройку регионов по самой высокой смертности от онкологических заболеваний. Вы с удивлением это узнаете от меня? Я вам еще раз говорю, что мы вошли в тройку регионов по самой высокой смертности от онкологических заболеваний, где произошел резкий рост почти на 6 процентов».

Новый корпус онкодиспансера планировалось построить к 2019 году. О расширении всерьез говорили в 2012 году. С тех пор сроки сдачи объекта несколько раз сдвигались. Последний раз – до начала 2020 года.

Хабиров не остановился, добивая тему со здравоохранением. На бедолаге Бакирове уже давно не было лица, ему приходилось отбиваться, но с каждым разом это было сложнее.

«Что происходит со специалистами? – удивлялся врио главы республики. – Я знаю, что большой дефицит. У нас достаточное количество кадров производит наш медицинский университет? Почему такая история? Почему взрывается почта главы от того, что не хватает специалистов? Какие меры приняты конкретно для того, чтобы этого не было? На почту пишут, что новорожденного ребенка приводят и не могут попасть к врачу. А потом годами ходят, и ребенок умирает. Вы такие случаи знаете, нет? Вы вот такие сожаления рассказывайте родителям. Вы министр, и вы за это отвечаете и наделены властными полномочиями».

Рассказал глава и случаи из опыта работы в Красногорске, где ему было сложно удержать специалистов в области медицины из-за близости Москвы: «Я когда приглашал молодого специалиста или врача, я ему давал квартиру или садик, но он уходил через два дня, потому что за МКАДом квартиру и зарплату давали в два раза больше. Здесь где-то МКАД рядом есть?»

«Я разочарован вашими ответами и вашим подходом к работе. Вы же доктор наук? Может быть, вам лучше преподавать? Не задумывались об этом?» – завершил свой спич на тему здравоохранения Хабиров.

Совещание длилось чуть больше двух часов, но красной нитью по нему проходила тема здравоохранения, к которой Хабиров вернется в четверг, 18 октября.

«Влиться в мою команду очень просто, – написал чуть позже в своем «Инстаграме» Хабиров. – Нужно всего лишь сопереживать людям, знать, какие у них есть трудности, и хотеть их решить, а не спихивать с себя ответственность. Чиновники, которые «не знают», что при массовом жилищном строительстве нужно сразу закладывать (в том числе за счет инвесторов!) социальные объекты, мне не нужны. Чиновники, которые не в курсе, какого количества объектов по их профилю не хватает республике (это при том, что деньги на строительство есть!), тоже не будут продолжать свою работу».

«Универсальный способ потрафить народу – это бросить ему нескольких бояр на растерзание»

«БИЗНЕС Online» собрал мнения о том, насколько эффектным получилось выступление и каким руководителем показал себя новоиспеченный глава региона.

Шамиль Валеев – публицист, ди⁠ректор ИА «Медиакорсеть»:

– То, что произошло сегодня на первом совещании Хабирова в правительстве Башкортостане, – это прежде всего сигнал для населения. Речь идет о том, что есть очевидные проблемы, связанные с медицинским обслуживанием людей в сфере государственного здравоохранения. Таких выступлений, видимо, будет много, но то, что он начал именно с минздрава, думаю, говорит о том, что это самая наболевшая сфера, потому что жалоб в социальных сетях, в СМИ очень много. Люди не получают лекарства, с инсулином какая-то засада. Мы об этом тоже писали. И то, что он взялся за эти темы, круто, значит, у правительства республики нет времени на раскачку. Сейчас оно замотивировано показывать свою открытость, законность и эффективность, о которых Хабиров сегодня сказал. Но самое главное – правительство сегодня находится в полосе перемен, и принцип консолидации, о котором объявил Радий Хабиров, предполагает, что чиновников не будут делить на своих или чужих или по каким-то политическим лагерям и группировкам, которых очень много сложилось в Башкортостане за 8 лет. К ним будут относиться по принципу эффективности. Хорошо работаешь, показываешь результат, нет жалоб – все нормально. То есть подход будет по принципу эффективности, а не по принципу клановости.  

Сергей Сергеев – профессор, доктор политических наук, КНИТУ-КХТИ/КФУ:

– То, что демонстрирует нам Хабиров, – это такой стиль поведения в должности, когда вновь пришедший начальник показывает, что предыдущий начальник был плохим, все запустил, а вот я сейчас буду наводить настоящий порядок. Мне кажется, это такая примитивная управленческая технология, которая, помимо всего прочего, подразумевает, что плохо ли люди работали или хорошо, все равно у них можно найти какие-то недостатки и потом заменить этих сотрудников представителями своей команды.

Конечно, в Башкортостане есть проблемы, но они есть всегда и везде. Другое дело, какого рода решения нужны, чтобы их исправить, и какого рода должен быть управленческий стиль при этом. Это большой вопрос. Может быть, и не нужно было так жестко браться за перевозчиков или за строительство. Но это зависит не от проблем, а от человека, который берется эти проблемы решать. Ну и еще, конечно, немаловажно, что народу это нравится. Жизненный уровень падает, так или иначе, везде, и универсальный способ потрафить народу – это бросить ему нескольких бояр на растерзание.

Ольга Панчихина – председатель Общественной палаты Республики Башкортостан:

– Нам прежде всего необходимо взаимодействие сообществ, чтобы решались те или иные проблемы. И у нас есть задачи, которые необходимо выполнить. Поэтому Хабиров сегодня и задавал вопросы о том, насколько эти проблемы решаются.  

Я бы не назвала стиль работы Хабирова авторитарным, потому что это были вопросы, задаваемые тем министерствам и ведомствам, которые за них отвечают. Поэтому он просто спрашивал, достаточно серьезно, как руководитель крупного региона.

Я, наверное, не стала бы говорить, кому был этот сигнал. Я думаю, что каждый, кто был на оперативном совещании, воспринимал эти вопросы и смотрел на себя со стороны, думая, как в его ведомстве решаются эти вопросы. Поэтому я считаю, что наша главная задача, чтобы все люди, находящиеся на тех или иных руководящих постах, помогали решать вопросы и проблемы населения, создавать все условия, чтобы в республике жить было безопасно и комфортно, чтобы Башкортостан продолжил развиваться и прежде всего заботился о наших гражданах. А люди, которые стоят у руля, должны прежде всего служить обществу.