Одна из ведущих кредитных организаций страны, ПАО «АКИБАНК», в этом году отмечает свое 25-летие. Для разговора о том, что такое банк изнутри, как он развивался в текущем веке и в чем принципиальные различия советской и российской банковских систем, «БИЗНЕС Online» встретился со Светланой Корепановой, возглавлявшей в 2000–2014 годах департамент кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ).
«ПОЯВИЛИСЬ КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ, И ЭТО БЫЛА СОВСЕМ ДРУГАЯ ИСТОРИЯ...»
– Светлана Валентиновна, хотелось бы составить небольшой обзор поэтапного развития АКИБАНКа глазами уже бывшего сотрудника. Но сначала расскажите, пожалуйста, как начиналась ваша личная карьера.
– Работа в банковской сфере для нашей семьи не пустой звук. Моя мама с 1965 года работала в отделении Стройбанка СССР. В Набережных Челнах она курировала вопросы финансирования жилищного строительства, знает цену каждому дому в этом городе. Сама я пришла в банковский сектор в 1982 году. Можно сказать, что моя жизнь – это наглядный пример преемственности поколений.
Что касается работы в банке, я всегда придерживалась принципов профессиональной преемственности, передавая свой опыт и знания следующему поколению банковских работников. И очень рада, что сегодня в банке продолжаются традиции наставничества над молодым специалистами.
– Вы ведь пришли в команду банка несколько позже ее старта?
– АКИБАНК основан в 1993 году. В середине 1990-х это был маленькой кредитной организацией со штатом в несколько человек. С приходом в руководство 25-летнего, энергичного Ильдара Хайдаровича Галяутдинова банк обрел второе дыхание, за короткое время сформировалась клиентская база и укрепилась деловая репутация. Появилось собственное здание и достойная материально-техническая база. Тогда он и пригласил меня – и доверил вести кредитование и расчетно-кассовое обслуживание малого и среднего бизнеса, одного из сложнейших направлений.
– В чем принципиальные различия между системами советских госбанков и нынешних, коммерческих?
– В советское время кредитования как такового и не было. Были госбанки, которые несли скорее контрольные функции, ничем особо не рискуя. К примеру, через Стройбанк шло финансирование строительства КАМАЗа. Бюджетные средства осваивались в соответствии с титульными списками. Банковские служащие контролировали строительство объектов, монтаж оборудования, особенно импортного. Наша отчетность шла напрямую в Москву.
С приходом рыночной экономики и появились коммерческие банки, их число росло стремительно. К концу 1994 года их насчитывалось уже почти 2,5 тысячи, и это была совсем другая история. В коммерческом банке все риски лежат на руководителе и его команде. Банк работает с деньгами вкладчиков и возвращает их с прибылью. Это только в кино банкиры пресыщены радостями жизни, на самом же деле это тяжелейший труд, голова никогда не отдыхает. Первейшими качествами банковского работника должны быть стойкость к соблазнам и стрессоустойчивость. Даже высококлассный специалист, если он не способен оставаться предельно порядочным, не удержится в нашем кругу. И наоборот – науке обучиться можно, а с принципиальностью сложнее, поэтому честность ценится работодателем прежде всего.
– Как АКИБАНК преодолевал кризисы – вы, получается, застали не один?
– Мы все кризисы проходили ровно именно благодаря осторожности и дальновидности руководства. Не вкладывались в ценные бумаги, всегда уделяли приоритетное внимание собственной капитализации. Ее динамика во все времена оставалась положительной. Взять последнее десятилетие: если по итогам 2008 года капитал банка равнялся почти двум миллиардам рублей, то за эти годы он вырос более 2,5 раза
– А внутренние кризисы случались?
– Бывали авралы, но ничего критичного для выживаемости. АКИБАНК никогда не имел бесплатных бюджетных денег, и потому всегда держал про запас подушку ликвидности на случаи форс-мажорных обстоятельств, работая исключительно в рыночных условиях и чувствуя поддержку акционеров. Плюс стратегия, о которой я упоминала: не имея уверенности в эффективности проекта — а значит, в возврате денег, — банк не рискует деньгами вкладчиков и акционеров.
Реализованы много проектов с нашими клиентами, которые все эти годы развивались вместе с нами. Ведь главным посылом, которым руководствуется коллектив банка, является доверие наших клиентов. Клиентская база у банка всегда стабильна — крупные корпоративные клиенты как были с нами, так и остаются.
«ЗАДАЧЕЙ БЫЛО ЗАСТАВИТЬ МОЛОДЕЖЬ «ВКЛЮЧИТЬ АНАЛИТИКУ»
– Поскольку вы своим примером олицетворяете профессиональную преемственность поколений, интересно: кому вы сами передали свой опыт?
– Через мой департамент прошел основной поток нашей молодежи. Нынешнее поколение росло с компьютерами и сдавало ЕГЭ – сочинений они не писали, причинно-следственные связи видеть не научились. Своей задачей я видела то, чтобы молодые специалисты за кредитным процессом смогли понять бизнес клиентов, их повседневные расходы. Мы ведь работали с индивидуальными предпринимателями, предприятиями МСБ, а в отчетности клиентов всегда что-то остается за кадром. От скрытых факторов может зависеть дальнейшая платежеспособность клиента. Чтобы учесть все нюансы, нужны компетенции. Никогда не знаешь, с каким вопросом обратится клиент. Риски всех отраслей надо понимать и просчитывать. Все мои воспитанники сегодня занимают руководящие позиции в банке и несут ответственность за решения бизнес-задач.
– Насколько дружелюбно складывалась атмосфера в коллективе банка? Важно ли, на ваш взгляд, неформальное общение между коллегами?
– Хороший человек — это не профессия, и наше общение в первую очередь строилось на рабочих интересах, но отношения всегда оставались близкими. Этому способствовала и кадровая политика банка: совместные праздники, частые тренинги с выездом на базы отдыха, куда приглашались бизнес-тренеры из Москвы и Санкт-Петербурга. Неформальное общение важно в той мере, которая позволяет сформировать взаимное доверие. Знаете, я работала в нескольких банках, но самым плодотворным периодом моей карьеры стала именно работа в АКИБАНКе. Здесь руководство сумело применить мой потенциал по максимуму. Здесь было надежно и в вопросах социальной защищенности — четко отработаны механизмы материальной помощи в форс-мажорных обстоятельствах. Детей без проблем отправляют в пионерские лагеря при финансовой поддержке банка, в школу собирают, а к Новому году подарки, бывало, даже внукам дарили. Вот и в этом году, по традиции, ко Дню пожилых людей, все пенсионеры банка, а нас уже почти сто человек, получили материальную поддержку. Я уже четыре года на пенсии, но по-прежнему заглядываю в банк поговорить с бывшими коллегами. Бывает, они сами звонят, зовут на чашечку чая — просто так, без повода.
– У банка в этом году юбилей, и у его основателя, кстати, тоже. Что Вы пожелали бы юбилярам?
– Банку — стабильности и процветания клиентов, которыми он силен. Желаю избегать резких взлетов, чтобы не случалось резких падений. На моих глазах банк из небольшого кредитного учреждения превратился в один из ведущих банков страны. 25 лет для банка – это уже достаточно зрелый возраст. За четверть века сложились традиции и история, сама жизнь подтвердила правильность стратегии. История банка за прошедшие годы – это история непрерывного развития и стремления вверх.
Я рада тому, что работала в современном, технологический выстроенном банке, где превыше всего чтится деловая репутация, оперативно принимаются решения и удовлетворяются все потребности клиента.
Ильдару Хайдаровичу я прежде всего желаю здоровья, потому что нагрузка очень высока. Стрессоустойчивости и надежных, преданных людей вокруг. Работники банка знают, что в лице своего руководителя они всегда найдут поддержку в случае возникновения трудных жизненных ситуаций. Его требовательное, но вместе с тем заботливое отношение к подчиненным всегда вызывает уважение. Кроме этого, лично меня всегда восхищало его почтительное отношение к людям старшего поколения и особое отношение к женщинам-руководителям.
Я знаю, что, приближаясь к своему юбилею, Ильдар Хайдарович посадил столько деревьев, сколько ему лет — он любит землю и счастлив тогда, когда счастливы люди вокруг него.
Федор Жуков
ПАО «АКИБАНК». Лицензия ЦБ РФ №2587К
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.