Пожар в Нижнекамском районе, который четвертые сутки никак не могут окончательно потушить, вызывает много вопросов. Хозяина горящей свалки не может найти даже нижнекамский исполком, а экологи уверяют, что чадящий резиновый мусор не наносит вреда окружающей среде. «БИЗНЕС Online» выяснил, что свалка расположена на землях компании, которую полтора года назад купил у ТАИФа король недвижимости и главный фигурант земельных скандалов в Челнах Алексей Миронов.
ПОЖАР В ЧЕТЫРЕ ДНЯ
В прошлую пятницу днем жители Нижнекамска начали выкладывать в соцсетях фотографии густого черного дыма, который появился в окрестностях села Прости, что в 15 км от самого города. Темный дым для Нижнекамска — история не новая. Неделей ранее соцсети пестрели фотографиями черных клубов из труб промышленных предприятий. Напомним, что тогда все обернулось массовыми жалобами на химические запахи, а Росприроднадзор начал административное расследование в отношении ПАО «Нижнекамскнефтехим».
Однако в этот раз дым появился откуда не ждали — со старой несанкционированной свалки, заваленной шинами. Резиновый мусор свозился сюда много лет назад с шинного завода. Как ответили «БИЗНЕС Online» в ПАО «Татнефть», в июле 1995 года после проведения работ по горнотехнической рекультивации, посадки многолетних трав в соответствии с согласованным проектом рекультивации полигон промышленных отходов был закрыт и передан совхозу «Нижнекамский». Сейчас предприятиями шинного комплекса объект не используется, мероприятия на землях чужих владельцев не проводятся.
В этот раз дым появился откуда не ждали — со старой несанкционированной свалки, заваленной шинами
Нижнекамские пользователи соцсетей тоже об истории свалки знают немало. Люди уверены в том, что мусорному объекту лет 30 и несанкционированной ее назвать сложно. Александр Поливин пишет: «Несанкционированная)) туда дорогу в прошлом году сделали» (орфография и пунктуация автора здесь и далее сохранены — прим. ред.). «Ну как она начала гореть, то сразу получила статус несанкционированной, так как хозяин сразу пропал. Кто-то неплохо откаты получал с нее в мэрии...Фамилия у него на М начинается...» — вторит Поливину Роберт Федоров. Вадим Иовенко возмущается: «Эта свалка с 90-х годов там. Все о ней знают и никто ничего не предпринимает!!!» «Там 4 года собирали цвет мед копали все знали», — добавляет Фания Юсупова. Но самым осведомленным оказался Александр Златковский, который уверен, что свалка эта — почти ровесница городу: «С 70-х, по оврагу набитому бракованной резиной мы совсем молодыми прыгали. это ранняя свалка, использовалась еще до строительства и запуска сажевого завода. Потом запустили сажевый, брак стали сжигать, свалку заровняли. Далее история темная, ее разрыли коммерсанты лет 10 тому назад, добывая металлы. Разогнали их экологи пару лет назад, оставив кучи».
По итогам трех дней работ пожарные отчитались, что было потушено 5,4 тыс. кв. метров. На утро сегодняшнего дня площадь возгорания остается 600 кв. метров. Тушат очаги и грунтом, и водой
Жители села Прости вызвали пожарных в пятницу в три часа дня. В МЧС сообщили, что горение происходило мелкими очагами на площади 1,5 тыс. кв. метров. Однако позже стало ясно, что пожар намного серьезнее. По итогам трех дней работ пожарные отчитались, что было потушено горение на площади 5,4 тыс. кв. метров. На утро сегодняшнего дня площадь возгорания остается 600 кв. м. Тушат очаги возгорания и грунтом, и водой. За три дня работники завезли 6 тыс. куб. м грунта, сделав 762 рейса. Очаги засыпают грунтовым слоем от 30 см до 2 метров. Воду пожарные расходуют со скоростью 17,5 л в секунду. Кстати, из-за этого некоторые жители села Прости остались без воды. По словам главы поселка Дамира Бадартинова, воды какое-то время не было в 30% домов. Но сейчас она есть, правда, напор слабый. «В целом мы несильно страдаем. Нельзя сказать, что воды не было. Она есть, просто давление слабое, до всех не доходит», — пояснил глава поселка корреспонденту «БИЗНЕС Online». Однако местным жителям от этого не легче. По словам сельчан, утром возле водовозки была большая очередь преимущественно из людей пенсионного возраста. Возмутил людей и тот факт, что о проблемах с водой заранее не предупредили.
«Тушение сейчас на стадии завершения, остались локальные тлеющие участки. Я думаю, нам еще понадобятся сутки максимум. Пожарные свою работу выполнили, в кольцо взяли, чтобы в дальнейшем не было угрозы распространения», — заявил нашему изданию руководитель исполкома района Айдар Сайфутдинов.
После того как пожар поутих, у специалистов ведомств и общественности возникает как минимум два вопроса: какой вред нанесен природе и кто должен за него отвечать
ПРЕВЫШЕНИЙ ПДК НЕ ОБНАРУЖЕНО
После того как пожар поутих, у специалистов ведомств и общественности возникает как минимум два вопроса: какой вред нанесен природе и кто должен за него отвечать? Но пока ни на один из них нет четкого ответа. В МЧС «БИЗНЕС Online» сообщили, что на месте сотрудники Росприроднадзора и Закамского ТУ минэкологии отбирали пробы с подветренной стороны. В МЧС отчитались, что превышений ПДК не обнаружилось. Этот факт жителями Нижнекамска, судя по реакции в соцсетях, был воспринят иронически.
Однако на деле все сложнее. Как пояснил руководитель территориального отдела управления Роспотребнадзора по РТ по Нижнекамску Рустем Изиятуллин, в зоне очаге действительно превышений не наблюдается, потому что дым поднимается вверх. Логично, что в селе в итоге превышения ПДК все же нашли. «Роспотребнадзором был организован ежесуточный мониторинг в близлежащем населенном пункте — это Прости. В момент горения мы там зафиксировали превышение предельно допустимых концентраций по продуктам горения. Были информированы исполком, сельское поселение. Путем подворного обхода были предложены мероприятия жителям. Это прежде всего превентивные меры — чтобы в момент горения не выходили на улицу, закрывали форточки, использовали приспособления, если необходимо, в виде марлевых, смоченных водой повязок», — пояснил Изиятуллин. По его словам, превышения ПДК продуктов горения фиксировались лишь в первый день пожара. После того как МЧС удалось локализовать горение на второй день в субботу, воздух уже соответствовал гигиеническим нормативам. «В воскресенье тоже приезжали, мерили, все в норме было. Сегодня еще поедем контрольный замер делать», — сообщил Изиятуллин.
Однако сегодня стали известны результаты анализа пятничных проб. Превышение ПДК обнаружено по 6 веществам — это оксид и доиоксид азота, фенол, диоксид серы, оксид углерода, бензол. Кратность превышения — в среднем в четыре раза. Об этом «БИЗНЕС Online» доложил госинспектор управления Росприроднадзора по РТ Ленар Низамутдинов. Теперь возникает вопрос, о каких нормах отчитывался МЧС.
Самое интересное, что жителями Нижнекамска пожар на свалке почти не чувствовался. В селе Прости тоже не жаловались на запахи
Самое интересное, что жителями Нижнекамска пожар на свалке почти не чувствовался. В селе Прости тоже не жаловались на запахи. А вот челнинцы, особенно проживающие в юго-западной части города, сообщали в соцсетях на выходных о смоге и запахе. «Люди, вы вчера заметили непонятный смог в городе? — пишет анонимный пользователь в одной из челнинских групп «ВКонтакте». — На высоте девятиэтажного дома со стороны Нижнекамска и Елабуги этот смог надвинулся к нашему городу примерно в 16.45-17.00. На дым не похоже — в городе пожара не было. Не иначе как выбросы с предприятия — вокруг одни химические заводы. Кто-нибудь вчера заметил? Почему Роспотребнадзор, Минэкологии, МЧС проверку не проводят? В городе более 500 тыс. населения и этот смог видели все». Челнинцы сразу ответили анониму, что, скорее всего, связано это именно с пожаром на свалке, смог от которой дошел до автограда.
Начальник Прикамского ТУ минэкологии РТ Наил Гарипов сообщил, что ни в Челнах, ни в Елабуге превышений в атмосферном воздухе не выявлено. В районе мечети на ГЭСе у ведомства расположена автоматическая станция, которая каждый день мониторит ситуацию, но пока поводов для беспокойства экологов нет.
Начальник Закамского ТУ минэкологии и природных ресурсов РТ Алексей Лобанов рассказал «БИЗНЕС Online», что эта свалка считается объектом федерального надзора и занимается ею Росприроднадзор. «Так что корректней им вопрос задать, — перенаправил Лобанов. — А так мы в принципе мониторим ситуацию. Эта свалка — бывший полигон «Нижнекамскшины». Она стоит в плане министерства на рекультивацию. И уже разговор об этом шел, чтобы ее включить в перечень объектов накопленного ущерба и после рекультивации закрыть полностью. Но это процесс не одного дня», — сказал Лобанов, уточнив, что на пожаре они «тоже были и работали, смотрели фон в очаге возгорания».
В марте 2017-го «Нефтехимагропром» выкупил у НКНХ как непрофильный актив известный король недвижимости автограда и фигурант земельных дел Алексей Миронов
МИРОНОВСКИЙ СЛЕД
В историю свалки вникают и в исполкоме города. «Я дал поручение, чтобы мне собрали всю информацию о том, в какие года полигон образовался, какие предприятия туда сбрасывали отходы, кто давал разрешение. Меня самого все очень интересует. На это уйдет определенное время. Мы направили запросы, чтобы поднять архивные документы и все-таки разобраться, как свалка там появилась вообще, проводилась ли рекультивация. По предварительным данным, еще в 1970-е годы свалка была образована», — пояснил Сайфутдинов.
Отметил чиновник и тот факт, что полигон располагается на участке земли, которая принадлежит компании «Нефтехимагропром» — некогда бывшему сельскохозяйственному подразделению ПАО «Нижнекамскнефтехим», снабжавшему заводские столовые нефтехимиков мясом и молоком. Сам участок относится к землям сельхозназначения. И вот здесь возникает пикантный нюанс: дело в том, что в марте 2017-го «Нефтехимагропром» выкупил у НКНХ как непрофильный актив известный король недвижимости автограда и фигурант земельных дел Алексей Миронов. Предположительно, девелоперу сделка обошлась не менее чем в 600 млн рублей — такова сумма чистых активов предприятия по итогам 2015 года. В них входят, в частности, две фермы КРС в селах Верхняя Уратьма и Благодатное на 3,1 тыс. голов в общей сложности, собственный свинокомплекс закрытого цикла на 11 тыс. голов с мясокомбинатом и полями. В прошлом году предприятие планировало использовать под зерновые и кормовые культуры около 12 тыс. га своих сельхозугодий. Сейчас номинально владеет «Нефтехимагропромом» Тариел Арчаия, который стал учредителем компании в ноябре прошлого года. Он же является гендиректором и владельцем небезызвестного ООО «Парковое» — это давний и скандально известный актив Миронова. Напомним, что территория площадью 11,7 га, которую вернул городу челнинский лендлорд после всех земельных скандалов и по которой к делу привлекли его юриста Альберта Халиуллина, как раз и принадлежала «Парковому». Понятно, что пока Миронову точно не до свалки и не до ее рекультивации. Королю недвижимости только в сентябре изменили меру пресечения с запрета определенных действий на более мягкую — подписку о невыезде.
Кстати, по словам госинспектора Росприроднадзора, на свалку жаловались местные жители еще три месяца назад. «25 лет назад это был полигон «Нижнекамскшины», — пояснил госинспектор. Однако, по его словам, наказать завод теперь уже нельзя: срок давности — 1 год. Поэтому была проведена проверка в отношении собственника земли. Так как участок относится к категории земель сельхозназначения, пояснил представитель Росприроднадзора, то дело передадут Россельхознадзору.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.