Аймоне ди Савойя Аоста — генеральный директор Pirelli в РоссииФото: Мультимедиа Арт Музей, Москва

«РАБОТАЯ С АЛИСОЙ И СЪЕМОЧНОЙ ГРУППОЙ, ДУМАЙ О 80-Х И ЯПОНСКОЙ СТИЛИСТИКЕ»

— В календаре Pirelli 2018 года фотограф Тим Уокер воссоздал фантасмагорический мир «Алисы в стране чудес». Как в компании согласились на эту необычную идею?

— Компания всегда дает полную свободу действий фотографу. В успешной реализации творческого замысла Тима Уокера не было сомнений. А разве могло быть иначе, когда речь идет о знаменитой «Алисе» и современном «сказочнике» Тиме Уокере с его неповторимым стилем и взглядом на вещи?

— В съемках календаря 2018 года, как и в 1987-м, приняли участие только темнокожие модели. Как проходил их отбор? Как они сами восприняли съемку, остались ли довольны результатом?

— Выбор моделей для Календаря лежит полностью на фотографе. Уокер собрал на съемочной площадке уникальный состав, куда вошли не только профессиональные модели, такие как Наоми Кэмпбелл и Даки Тот, но и актеры, певцы и общественные деятели, например, актриса Вупи Голдберг, певец Шон Дидди Комбс и гамбийская активистка защиты прав женщин Джаха Дукурех. Согласитесь, вполне неожиданный выбор, но точно передающий замысел художника. Многие, для которых модельный бизнес не основное занятие или вообще в новинку, были удивлены приглашению. Когда Вупи предложили работу, ее реакцией был слова: «Неужели мне выпало такое счастье?» Все откликнулись на приглашение с большим энтузиазмом. Шон Комбс, в свою очередь, сказал: «Это будет нечто великолепное. Я уверен, что все, кого сюда не пригласили, позеленеют от злости и будут нам завидовать».

Червонная Королева и Червонный Король — Ру Пол и Джимон ХонсуФото: Мультимедиа Арт Музей, Москва

— Как фотографу и стилисту удалось перенести ту атмосферу, что царит в «Алисе в стране чудес», на съемочную площадку?

— Атмосфера на съемочной площадке — это настоящая магия. Для создания своей «Алисы» Уокер сотрудничал с иконой мира моды — стилистом Эдвардом Эннинфулом, который создал неповторимые костюмы для съемок, и Шоной Хит, одним из самых знаменитых креативных директоров и сценографов Великобритании. Именно Хит разработала великолепные декорации и инсталляции, которые позволили переосмыслить «Алису в стране чудес» и перенестись в мир Льюиса Кэрролла. Вдохновением послужила не только сама история, но и иллюстрации Джона Тенниела к первому изданию произведения.

Для идеи костюмов Эдварду Эннинфулу было достаточно фразы Тима: «Работая с Алисой и со съемочной группой, думай о 80-х и японской стилистике». Так появились выступающие детали, накладные плечи и тонкие талии. Пафф Дэдди, например, одет в великолепный красный костюм, но при этом он обут в свои обычные сапоги. Живые карты одеты в кеды, так как для команды была важна связь с современностью.

— Открыли ли участники съемки что-то новое в «Алисе» после создания календаря? Произошло ли новое прочтение известной сказки?

— Для многих участие в съемках играло большое социальное значение. Благодаря идее фотографа и ее яркому воплощению удалось уйти от клише и стереотипов, показать все виды и формы красоты. В современном мире не обязательно родиться с определенным цветом кожи, чтобы стать героем сказки. Алисой может быть какая угодно девочка — любой расы и национальности, и волшебство доступно для всех. Для моделей съемки стали незабываемым опытом, впрочем, как и для всей команды, и возможностью привлечь внимание к важным вопросам в современном обществе.

Герцогиня и Червонная принцесса — Вупи Голдберг и Тхандо ХопаФото: Мультимедиа Арт Музей, Москва

«НА ВЫСТАВКЕ МОЖНО УВИДЕТЬ ТЕХНИКУ ПЕЧАТИ, ЕЩЕ НЕ ДОСТУПНУЮ В РОССИИ»

— Как вы считаете, актуален ли сюжет «Алисы в стране чудес» для российской современности?

— Произведение Льюиса Кэрролла неспроста получило мировую популярность. «Алиса в стране чудес» является отражением мира, в котором мы все живем, препятствий, которые нам приходится преодолевать и при этом оставаться самим собой. Возможно, именно поэтому повествование Кэрролла приобрело такую известность и актуально везде.

— В создании календаря не раз принимали участие модели из России. А возможны ли съемки календаря в России — с российским фотографом и стилистом?

— При создании Календаря нет ограничений ни по месту съемок, ни по кастингу, ни по составу команды. Если будет талантливый фотограф из России, разделяющий ценности Pirelli, готовый предложить интересную и актуальную для современного общества тему, то почему бы нет?

Алиса — Даки ТотФото: Мультимедиа Арт Музей, Москва

— В российском глянце до сих пор не решаются часто ставить на обложки темнокожих моделей. Как календарь восприняла российская публика — популярна ли была выставка в Москве и Йошкар-Оле, получил ли календарь кто-то из россиян?

— Календарь Pirelli всегда очень хорошо принимают в России. Это иллюстрирует успех ежегодной выставки Календаря в МАММ в Москве, а также прошедшие в этом году выставки в Калининграде, Кирове и других городах. Каждый год Календарь выпускается ограниченным тиражом и не подлежит продаже, если речь, конечно, не идет об аукционах. В России Календарь подарен партнерам и друзьям компании. Например, одним из постоянных обладателей легендарного Календаря Pirelli является Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея.

— Назовите три-пять причин посетить выставку в Казани.

— То, что Календарь может увидеть все большее количество людей из разных городов России, безусловно, является положительным моментом. Хотя имиджи Календаря уже можно найти в интернете, во-первых, там можно найти не все изображения, а во-вторых, именно в музее при правильном освещении получится действительно погрузиться в созданную Тимом Уокером сказочную атмосферу новой «Алисы». Кроме того, на выставке можно увидеть работы, созданные в технике печати, еще не доступной в России.

— 2018 год близится к завершению. Как вы считаете, стал ли календарь его отражением? Предвосхитил ли сюжет календаря происходящее в мировом сообществе?

— Безусловно, как и предыдущие Календари, издание 2018 года отразило актуальную повестку дня, проблемы, с которыми сталкивается современное общество. Новая интерпретация «Алисы» привлекла внимание к жизненно важным вопросам, а само произведение напоминает, как важно оставаться самим собой. Особенно сейчас, когда в современном мире большой поток информации в масс-медиа и интернете может сбить с толку и перевернуть с ног на голову какие-то, на первый взгляд, очевидные вещи. История Алисы помогает со стороны взглянуть на происходящее.