Вопрос о переходе на прямые договоры внезапно подняли накануне в исполкоме Челнов, пригласив журналистов на пресс-конференцию Вопрос о переходе на прямые договоры внезапно подняли накануне в исполкоме Челнов, пригласив журналистов на пресс-конференцию Фото: Олег Спиридонов

«НЕ СОВСЕМ ВЫГОДНО ЭТО ТОЛЬКО ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ»

Каждый жилой дом может провести общее собрание собственников и решить, платить ли поставщикам коммунальных ресурсов напрямую или продолжать делать это через управляющую компанию или ТСЖ. Вопрос о переходе на прямые договоры внезапно подняли накануне в исполкоме Челнов, пригласив журналистов на пресс-конференцию. И хотя инициатива эта давно обсуждалась законодателями, жилищниками и коммунальщиками, сам документ, предполагающий такую возможность для жильцов, федералы издали сравнительно недавно — в апреле. 

А в Челнах вопрос и вовсе назрел буквально на днях. Как сообщила начальник отдела экономического анализа и прогнозирования управления жизнеобеспечения Альфия Кондрабаева, в челнинской УК «Ремжилстрой» уже сегодня состоится собрание по этой теме, уведомление о нем чиновница видела самолично. Дело в том, что «Ремжилстрой», как уже неоднократно писал «БИЗНЕС Online», сменил владельца — теперь управленцем жилого фонда в 92 дома является московский собственник — АО «ДомКом Инвест», связанный с московской группой «ПИК», за которой стоит сенатор Сергей Гордеев. Поэтому не исключено, что в исполкоме пока любое начинание москвичей будет восприниматься с настороженностью. Правда, другие челнинские УК, также оказавшиеся под московским влиянием — УК «Электротехников» и «Махалля», — о таких намерениях исполкому пока не заявляли.

Упомянув про собрание в «Ремжилстрое» вскользь в самом конце, чиновница большую часть своего доклада посвятила самой процедуре перехода и связанными с этим рисками для жителей. По ее мнению, введение закона вызвано большой задолженностью УК перед ресурсоснабжающими организациями и больше направлено на те регионы, в которых ситуация с задолженностью патовая. Так, в июле 2018 года озвучивалась цифра в более 1 трлн рублей по всей России. По Челнам задолженность на 1 октября составляла 795 млн рублей. При этом показатель в сравнении с другими районами республики считается хорошим, так как держится в рамках среднемесячного начисления. И процент сбора за ЖКУ один из самых высоких в республике — 99,6–99,8%. В исполкоме назвали автоград лидером по собираемости, но новый порядок может оказаться палкой о двух концах и привести к обратному эффекту.

По мысли законотворцев введение прямых договоров позволит поставщикам ресурсов получать свои деньги, минуя посредников в виде недобросовестных управляющих компаний, которые средства жильцов используют по своему усмотрению. «Кому это выгодно? — задала сама себе вопрос Кондрабаева и сама же ответила. — Для УК это выгодно, потому что они отходят от сбора средств за коммунальные услуги, в платежке порядка 60–70 процентов составляют именно коммунальные услуги. Ресурсоснабжающим организациям, если у них есть какие-то проблемы с отдельными УК по оплате за свои услуги, это тоже выгодно, потому что они свои деньги будут получать напрямую. Не совсем выгодно это только для наших жителей».

По мысли законотворцев, введение прямых договоров позволит поставщикам ресурсов получать свои деньги, минуя посредников в виде недобросовестных управляющих компаний По мысли законотворцев, введение прямых договоров позволит поставщикам ресурсов получать свои деньги, минуя посредников в виде недобросовестных управляющих компаний Фото: Олег Спиридонов

По мысли Кондрабаевой, первое неудобство, которое получают собственники квартир, — ворох договоров с ресурсоснабжающими организациями и несколько офисов, по которым придется бегать в случае, если будут какие-то вопросы по начислениям. Второй момент — форма самого прямого договора пока окончательно не разработана и не утверждена. И третье — в исполкоме считают, что тариф для жителей может вырасти. «Да, он не вырастет больше чем на 4 процента, — пояснила Кондрабаева. — Указом президента ежегодно устанавливается этот предельный индекс роста тарифов — как правило, он составляет 4–4,2 процента. Более того, в последние годы по водоотведению, например, у нас тариф даже снижался. По теплоснабжению он вырос на 1 процент. А в данном случае ресурсоснабжающая организация получит возможность включить в тарифы содержание всех абонентских служб, которые они будут вынуждены создать для работы с населением и расчетов. Это достаточно серьезная работа, и, учитывая, что опыта у ресурсников в этом вопросе в части обслуживания физлиц не достаточно, им нужно будет перестроиться. Затраты лягут в тариф. Да, он не будет выше предельного индекса, но будет выше, чем сейчас».

Кроме прочего, поставщики ресурсов вряд ли будут миндальничать с недобросовестными плательщикам. Если УК идут навстречу многодетным и малообеспеченным, предоставляя субсидии, договоры реструктуризации долгов, то с ресурсниками достаточно сложно будет эти моменты урегулировать, уверена Кондрабаева.

Несмотря на все «страшилки», в исполкоме «в порядке информирования, а не навязывания» все же озвучили порядок перехода на прямые договоры. Как выяснилось, каждый житель по собственной воле не сможет это сделать — должно быть решение общего собрания собственников дома, проведенное по всем правилам Жилищного кодекса. 51% должен прийти на собрание, чтобы был кворум, жильцам должны раздать бюллетени и провести голосование. После подсчета голосов жители свое решение направляют в ресурсоснабжающую организацию, у которой есть три месяца на подготовку. Кроме того, у поставщиков есть возможность самим заявить о переходе на прямые договоры и перевести жителей, если у УК большие долги перед коммунальщиками. В этом случае жителей лишь уведомят постфактум.

По мнению Кондрабаевой, первое неудобство для собственников квартир — ворох договоров и несколько офисов, по которым придется бегать в случае, если будут какие-то вопросы по начислениям По мнению Кондрабаевой, первое неудобство для собственников квартир — ворох договоров и несколько офисов, по которым придется бегать в случае, если будут какие-то вопросы по начислениям Фото: Олег Спиридонов

По платежам тоже существует несколько вариантов. Квитанция может формироваться по принципу одной и платеж будет так же осуществляться через ГРЦ, но ресурсоснабжающая организация может присылать расчетки и через свой расчетный центр, если посчитает это более выгодным. «Но это опять же затраты на людей, на программное обеспечение. Одно хорошо — появятся новые рабочие места», — заметила Кондрабаева, сказав напоследок, что у исполкома тоже есть муниципальный жилой фонд порядка 3%, но пока с прямыми договорами решили не торопиться.

ПЕРЕХОД НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРы НЕ БЛАГО

Директор компании-зачинщика — УК «Ремжилстрой» — Галина Лукина дала понять «БИЗНЕС Online», что пока срочного бегства населения от одних договоров к другим не назревает. «Мы постоянно встречаемся с советом МКД, и, когда вышло это постановление, совет нас попросил разъяснить его суть. А то ведь пишут так, что простым людям непонятно. Мы им разъяснили, но они попросили еще раз провести собрание. А то много в наш адрес высказываний — куда мы деньги деваем, что они не доходят до ресурсников. Мы составили график, и вот теперь ходим по домам. Мы все это поручили специалисту по работе с населением и начальнику юротдела. Они ходят и все разъясняют, и мы никому не навязываем своих мыслей», — разъяснила директор.

Она же сказала, что ресурсники, по ее мнению, сейчас не готовы к прямым договорам, так как нужно организовать людей, рабочие места, но даже и это не так страшно. «Просто это лишняя затрата, которая переложится на плечи населения. Да и потом это же не будет какой-то массовый переход. Вы же видите, каких сил стоит одно собрание провести. У меня на всю территорию таких три-четыре дома, может быть, и у каждой управляющей компании по два-четыре дома, кто перейдет. Это мелочи жизни. Тут, в принципе, нет ничего сложного. Вот перешел один дом на прямые договоры — и один человек за день этот дом обработает и оформит всю документацию. Это заблуждение, что нужно создавать абонотделы, сбытовые, говорить что у жильцов повысится квартплата — пугают их так. Никто ничего не повысит. Поставщикам скажут повысить на 4 процента — они это сделают, а ничего специально не будут увеличивать. Так что зря они пугают. Все пойдет своим чередом, а остальные будут присматриваться. И вот это уже длительный процесс», — прокомментировала Лукина.

Известный эксперт в области ЖКХ член Общественной палаты РТ Михаил Застела считает, что для жителей переход на прямые договоры не благо, потому что поставщики ресурсов и УК будут все время делить границы ответственности. «У «Водоканала» граница до дома, а за то, что происходит в нем, отвечает управляющая компания. Но они будут друг на друга валить. Крайних найдешь, но не сразу. И потом один подает ресурс, а после говорит: вот у вас там плохо работает, потому что УК недорабатывает. А УК будет говорить: а у вас там напора нет. А как бедному крестьянину определить, что там на самом деле? Сейчас ведь УК заключает договоры с поставщиком, за все отвечает она и со всем разбирается она. А потом могут возникнуть вопросы: где вода потерялась, куда электроэнергия убежала? На тарифах это вряд ли может отразиться, УК ведь только промежуточное звено. И на тарифах ресурсы не сказываются ни в меньшую, ни в большую сторону. Хотя, конечно, если придется содержать штат сотрудников в абонотделе, это действительно может лечь в тариф, потому что пока такие службы есть только у газовиков и на селе у электриков», — высказался Застела.

Галина Лукина: «Никто ничего не повысит. Поставщикам скажут — повысить на 4 %, они его повысят, а ничего специально не будут повышать. Так что зря они пугают» Галина Лукина: « Никто ничего не повысит. Поставщикам скажут повысить на 4 процента — они это сделают, а ничего специально не будут увеличивать. Так что зря они пугают» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЭТО ВСЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МНОГОМИЛЛИОННЫЕ ЗАТРАТЫ»

Директор филиала АО «Татэнерго» Айрат Зайнуллин, высказавшись от лица поставщиков услуг, считает, что оплата напрямую вызовет неудобства. По его словам, на сегодняшний день у управляющих компаний и ресурсосберегающих организаций выработалась наиболее эффективная схема работы и с переходом на прямые договоры ситуация останется неизменной, то есть лучше, чем есть, не станет.

«Необходимости в изменениях мы, по крайней мере пока, не видим, к тому же это создаст неудобства участникам этого процесса. Если перейти на прямые договоры, получается, что с каждым потребителем отдельно заводятся договорные взаимоотношения, что может привести к повышению тарифов. Это создаст дополнительные неудобства жителям и поставщикам ресурсов. Ничего хорошего, честно говоря, в этом не вижу. Но выбор, конечно же, остается за собственниками жилых домов, — сказал Зайнуллин, упомянув, что сбор средств за услуги в настоящее время оценивается положительно — в 99%.

По его словам, потребители получают качественное обслуживание, а управляющая компания и ресурсосберегающие организации работают на достаточно хорошем уровне. Помимо того, Зайнуллин признался, что еще не слышал о том, чтобы подобные договоры заключались. «Я знаю, что сейчас идут какие-то собрания в жилых домах, но это единично, насколько я понимаю. Кто-то инициирует эти вопросы, раскачивает ситуацию, но не знаю, в чьих это интересах», — признался директор.

Айрат Зайнуллин: «Если перейти на прямые договоры, получается, что с каждым потребителем отдельно заводятся договорные взаимоотношения, что может привести к повышению тарифов» Айрат Зайнуллин: «Если перейти на прямые договоры, получается, что с каждым потребителем отдельно заводятся договорные взаимоотношения, что может привести к повышению тарифов» Фото: «БИЗНЕС Online»

Также он считает, что если путем внедрения прямых договоров преследуется цель увеличить сбор средств за услуги, то это, наоборот, вызовет снижение процента сбора и в первую очередь, возможно, пострадают ресурсосберегающие организации. «Увеличить сбор выше 99 процентов? Боюсь, это будет проблематично. Скорее всего, произойдет, наоборот, снижение из-за которого в первую очередь, может быть, пострадают ресурсосберегающие организации. То есть какая цель в этой ситуации преследуется? Убрать посредников в лице управляющей компании? Но посредники получают какое-то вознаграждение за поставленные услуги, а тут за это дело они ничего не будут получать, потому что люди напрямую будут платить поставщикам. По моему мнению, у нас добросовестные управляющие компании. Когда через городской расчетный центр проходят прозрачные платежи, значит, недобросовестных управляющих просто не может быть. Если вот уйдут от городского расчетного центра, от этой прозрачности, тогда можно будет сомневаться», — пояснил Зайнуллин.

Коммерческий директор ООО «Челныводоканал» Владимир Чучкалов рассказал «БИЗНЕС Online», что при переходе на прямые договоры с потребителями у организации неизбежно появятся большие дополнительные затраты. «Если, скажем, функции расчетов по начислению платежей мы можем передать тому же ГРЦ, то заключение с каждым потребителем отдельного договора, снятие квартирных приборов учета на госповерку, их приемка после госповерки или ремонта все равно останутся за поставщиком энергоресурсов. Поэтому каждая РСО (ресурсоснабжающая организация) будет вынуждена увеличивать свою абонентскую службу. Ведь если сейчас мы имеем дело только с общедомовыми приборами учета, то при прямых договорах придется доходить до каждого квартирного счетчика. Придется увеличивать и штат юристов для работы с неплательщиками. А это все дополнительные многомиллионные затраты, которые, безусловно, отразятся на тарифах», — сообщил Чучкалов.

Также он пояснил, что большинство многоквартирных жилых домов в нашем городе находятся на закрытой схеме горячего водоснабжения (ГВС). Это означает, что приготовление горячей воды осуществляется с использованием внутридомового оборудования. Следовательно, «Водоканал» будет отвечать только за подачу холодной воды, а договор на горячее водоснабжение при закрытой схеме ГВС будет по-прежнему с управляющей компанией. Если сегодня УК контролирует счетчики на холодную, горячую воду и на электроэнергию, то при прямых договорах от каждой организации будет приходить свой контролер.

«Сегодня острой проблемой для жилищных организаций является нераспределение воды на внутридомовых сетях – это потери и хищение воды. И разницу между показаниями общедомовых и квартирных приборов учета сегодня обязана оплатить УК. Отдельные управляющие компании считают, что с переходом на прямые договоры они уйдут от этой проблемы, и она ляжет на «Водоканал». Не уйдут, так как по закону оплата всей этой нераспределенки и объемов воды на содержание общедомового имущества по-прежнему останется обязанностью управляющей компании», — объясняет Чучкалов.

Последний момент, о котором он рассказал, — это опять же граница ответственности между «Водоканалом» и жителями в виде стены дома. «В случае, например, загрязнения воды на внутридомовых сетях жильцам все равно придется разбираться с управляющей компанией, которая отвечает за эксплуатацию внутридомовых трубопроводов. И в этой ситуации житель может стать заложником законодательной неразберихи между жилищными организациями и «Водоканалом», так как система прямых договоров еще не отработана», — сказал Чучкалов.

«Для добросовестных потребителей особых плюсов нет, людям придется иметь дело с несколькими квитанциями, дополнительно оплачивать банковские услуги по каждой из них, — считает Марат Минибаев — директор ООО „Единый расчетный центр — „Татэнергосбыт“. — Да, можно оплатить счета через портал госуслуг, но ресурсоснабжающая организация может не иметь договора с порталом на прием платежей. При появлении отдельных квитанций у потребителя появится возможность выбора — оплачивать или не оплачивать услугу.

Плюс в том, что управляющая компания не будет отвечать за сбор денег. Ресурсоснабжающие организации должны будут самостоятельно обеспечивать подготовку всех платежных документов, ведение базы, а также вести работу по взысканию задолженности. То есть управляющая компания снимает с себя эти обязанности.

Я бы акцентировал внимание на том, что сейчас все жилищные услуги оплачиваются в едином платежном документе, и УК в случае перехода на прямые договоры тоже придется формировать свои квитанции на оплату услуг по управлению жилым домом, содержанию общедомового имущества.

В республике, как и по всей России, с апреля текущего года появилась возможность перехода на прямые договоры. Но этот инструмент полезен и рекомендуется к использованию в регионах с низкими сборами за ЖКУ, где есть проблемы с нецелевым расходованием средств управляющими компаниями. В Татарстане создана система единого расчетного центра, нет и не было больших проблем со сбором средств. Поставщики услуг тоже особенно не заинтересованы в переходе на прямые договоры – им необходимо будет создавать свои абонентские службы, юридические отделы, вести базу начислений. Да, они могут продолжать обслуживаться у нас, так как создана единая база лицевых счетов, поставщикам не придется нести дополнительные расходы на службы по работе с потребителями, программы расчета. Мы к этому готовы.

В Татарстане случаи перехода на прямые договоры уже есть, но они носят единичный характер, например, в Ютазинском муниципальном районе ТСЖ перешло на прямой расчет. Такая практика нераспространенная, к этому подходят весьма осторожно».