Красивой архитектуре мешают российские нормы пожарной безопасности и небрежность подготовки рабочей документации. Казанский архитектор Ильсияр Тухватуллина, автор знаменитого ЖК «Берег» и торгово-офисного центра «Сибирские номера», в интервью «БИЗНЕС Online» рассуждает о том, насколько важна роль авторского контроля, почему фабрика Алафузова — находка для инвесторов, а также о преимуществах фасадов из кирпича.
Ильсияр Тухватуллина — казанский архитектор, автор знаменитого ЖК «Берег» и торгово-офисного центра «Сибирские номера»
«ЖАЛЬ, ЧТО «БЕРЕГ» НЕ ЗАВЕРШИЛИ 30-ЭТАЖНОЙ БАШНЕЙ»
— Ильсияр Мисхатовна, как можно понять, что дом, который мы видим, — дом Ильсияр Тухватуллиной?
— У меня один принцип — максимально вписаться в ситуацию. Я считаю, что качественная архитектура — это та, что максимально гармонирует с окружающей средой и по возможности улучшает ее. Заказчик понимает, чего он хочет в части количества квартир, их площади, какое должно быть соотношение однокомнатных, двухкомнатных, трехкомнатных квартир, какие по размеру коммерческие площади, а все остальное — как объект должен выглядеть, какую информацию должен нести, какие материалы будут применяться, где какие квартиры должны находиться и как сориентированы по сторонам света — является работой архитектора.
Еще до университета я училась в архитектурной студии «Да-Да», и нам там говорили: объект должен быть спроектирован на конкретное место. Если его легко можно реализовать в другом — твоя недоработка. Нас учили чувствовать и понимать, что само окружение диктует тебе, какой объект должен появиться здесь, с какими качественными характеристиками. Если научиться считывать эту информацию, правильно ее применять, то на основе этого анализа получится удачное во всех отношениях здание.
— А бывало так, что показываешь проект, а он не нравится?
— Бывало, что мы с заказчиком не можем найти общий язык, тогда мы просто дальше не работаем. Это очень редко случается, за 14 лет в моей практике, может, два-три раза так не совпало. Бывает, что реализация объекта откладывается из-за экономической ситуации в стране, например из-за кризиса. Проект замораживается, а со временем меняется отношение к идее, к месту. То, что я проектировала 6 лет назад, сегодня я бы сделала по-другому.
«Жилой комплекс «Берег» — один из моих первых проектов, можно сказать, мой «любимый ребенок». Он стал для меня билетом в профессию»
— Кстати, со времени работы над проектом ЖК «Берег» прошло 14 лет. Если бы вы работали над ним сейчас, вы бы изменили в нем что-нибудь?
— Жилой комплекс «Берег» — один из моих первых проектов, можно сказать, мой «любимый ребенок». Он стал для меня билетом в профессию.
По пластике фасадов я бы ничего менять не стала. Оставила бы вот эти монолитные пояса с большим выносом — они создают необходимую светотень, хорошо просматриваемую с другого берега. Оставила бы игру террас и балконов. Жаль, что не реализовали крайнюю справа башню 30-этажной. Она оказалась коммерчески нецелесообразной. Башня бы хорошо завершала композицию и визуально «сидела» на оси моста «Миллениум» до поворота к проспекту Фатыха Амирхана. Так что архитектуру я бы оставила прежней, а вот материалы изменила бы на более качественные и дворовые пространства сделала бы гораздо живописней. Сейчас столько возможностей для этого.
Это, кстати, был один из первых объектов, где дворовая территория размещается на кровле коммерческого этажа. Благодаря ему с уровня прогулочной набережной комплекс выглядит более сомасштабным человеку, так как основные высотные акценты размещены с отступом от передней границы.
«Я предполагала, что там будет прогулочная набережная, которая активно разовьется, и будет много гуляющих людей, особенно в праздники»
— В 2004 году там набережной и не пахло, но вы все равно заложили такую возможность, когда проектировали «Берег»?
— Конечно! Я предполагала, что там будет прогулочная набережная, которая активно разовьется, и будет много гуляющих людей, особенно в праздники. Так на самом деле и происходит, например, во время салютов. Было важно, чтобы жители чувствовали себя комфортно, чтобы к ним во двор никто не заглядывал, и при этом не хотелось ставить забор. Поэтому я приподняла двор. Теперь во время праздников жители выходят на эту террасу, они тоже участвуют в зрелище, но при этом чувствуют себя комфортно, в безопасности.
— О безопасности. В соцсетях Казань все чаще называют «городом заборов». Как уйти от этого и соблюсти баланс безопасности?
— Мне кажется, сейчас волей или неволей создана такая атмосфера тревоги и напряжения. В СМИ постоянно говорят, что какие-то катастрофы, аварии, кто-то погиб, что-то случилось. А ведь столько всего позитивного происходит в мире! Сколько удивительных открытий делается, сколько культурных и образовательных программ проводится: международные конкурсы, олимпиады по физике, математике, музыкальные мероприятия, где наши ребята выигрывают. Почему бы об этом больше не рассказывать? Это же так повышает чувство гордости! Бед и горя всегда много, но не надо в таком масштабе это распространять. Естественно, что люди чувствуют себя тревожно и психологически отгораживаются, не хотят, чтобы кто-то видел их частную жизнь. Постепенно надо менять общую парадигму, подавать позитивную информацию, чтобы люди не боялись, чувствовали себя спокойно. Тогда и пропадет эта тяга к заборам. Хорошая альтернатива — это камеры видеонаблюдения. Например, Лондон просто напичкан камерами, и там практически нет заборов. Зато каждый сантиметр просматривается, и об этом все знают.
«Илья Вольфсон ставит классные задачи, и в этом смысле я его очень поддерживаю»
«Вольфсон вообще хочет ЗАДАТЬ другую планку»
— Качественная архитектура — удовольствие недешевое, и современному обществу она не по карману, поэтому хорошей архитектуры меньше, чем должно быть?
— Я думаю, всех волнует вопрос: почему наша современная архитектура в основной своей массе, мягко говоря, не совсем эстетична. Что не так? Причин много, но есть ключевые.
Одна из них — статус архитектора. В Европе, например, архитектор — главное лицо при строительстве. Невозможно самовольно поменять его решения или заменить какие-то материалы. И не обязательно это дорогая архитектура, просто она один в один, как задумал архитектор. Если заказчик и строители с уважением относятся к решениям автора проекта, если у них между собой полное взаимопонимание, то все будет хорошо, объект будет удачным.
Вот еще одна причина. Если посмотрите эскизные проекты, разработанные казанскими архитекторами, то вы удивитесь, насколько многие из них интересны, продуманны и качественны. Однако, когда дело доходит до разработки рабочей документации (а часто ее разрабатывают не авторы проекта), многие решения меняются. Смешно сказать: специалист по водоснабжению и канализации может сдвинуть оконный или дверной проем, потому что ему так удобнее трубу проложить. И все, объект не узнать.
Конечно, качество архитектуры во многом зависит и от компетенции архитектора, от его характера, насколько уверенно он может отстоять свои решения. Очень часто творческие личности не могут себя защитить, на них легко надавить, заставить поменять проектное решение. В этом смысле большую поддержку архитекторам оказывает управление архитектуры и градостроительства Казани. В последнее время оно очень тщательно следит за тем, чтобы эскизный проект был воплощен в жизнь так, как он был задуман. И, если вдруг идея была изменена в силу каких-то обстоятельств, заказчик обязан согласовать все изменения. Это очень хорошо и правильно и повышает качество создаваемых объектов.
Разумеется, большую роль играют используемые строительные материалы. Я за долговечность и надежность, и у меня вызывает большие вопросы все, что касается керамической плитки и вентфасадов. Почему сейчас очень популярны вентфасады? Потому что всем надоел желтый и коричневый кирпич, а вентфасад позволяет воплотить любые цветовые решения. К тому же благодаря применению этой системы легко заменить утеплитель или деформированную керамическую плитку. Такое невозможно проделать со слоистой кладкой. Но если говорить о самом оптимальном решении, то я считаю, что в строительстве как минимум многоквартирных жилых домов должны применяться натуральные материалы, в том числе кирпич. Он оптимален для нашего климата, и, если все сделано правильно, фасад из кирпича практически не нуждается в обслуживании. Психологически человеку ближе кирпичный дом, он вызывает чувство надежности. И самое интересное, что стоимость вентфасада и кирпича не так сильно отличается. Заказчики не верят сначала, но, когда начинают сравнивать и считать, понимают, что цена практически одинаковая, а эффект совершенно другой.
Вот если бы была возможность выбора, вы бы в каком доме жили: с вентфасадом или красивым кирпичом, со сложной природной поверхностью?
«Разумеется, большую роль играют используемые строительные материалы»
— Я не знаю, как выглядит красивый кирпич.
— Значит, скоро узнаете! В городе появляются застройщики, готовые к этому. Вот недавно прошел комиссию мэра и президента жилой дом в центре города, где применяется и глазурованный кирпич, и кирпич с вкраплениями металла. И такие дома будут не только в центре. Например, один из последних проектов я готовила для СМУ-88, его уже начали строить на улице Братьев Касимовых. Я почему его хочу выделить — Илья Вольфсон единственный, кто сразу согласился на кирпич, когда мы обсуждали фасад. Это будет идеальная дышащая конструкция стены — внутренний 51-й блок теплой керамики и наружный керамический кирпич. Лучше не придумаешь. В облицовке будет частично использован глазурованный кирпич, на первых этажах планируем отделку под дерево. Будет очень красиво. Вольфсон вообще хочет другую планку задать для всех, выйти на новый уровень, сделать то, чего другие еще не делали. Он ставит классные задачи, и в этом смысле я его очень поддерживаю.
— Насколько это сложно в реализации?
— Реализовать не сложно — сложно принять это. Для нас это непривычно.
— Если это не сложно и стоит почти столько же, почему никто не делает?
— Не знаю. Для меня это загадка. Надеюсь, скоро все поменяется. Полностью от вентфасадов мы, конечно, никогда не уйдем. Все застройщики разные, с разным уровнем понимания и подходами к архитектуре. И какая-то часть домов всегда будет в керамической плитке 60 на 60 светло-бежевых тонов.
ЖК на ул. Братьев Касимовых от СМУ-88
«Что сейчас видят наши дети? Батареи и глухие стены»
— В Копенгагене архитектурное бюро BigArchitects представило дом, задуманный как социальное жилье. Он выполнен из бетона и дерева, с большими окнами — совершенно не создает впечатления социального. Почему у нас не так?
— Во-первых, посмотрите, как долго трудятся над проектами в Европе: они по 6 лет их разрабатывают, прорабатывают до последней ручки, полностью считают экономику и потом очень быстро строят. У нас наоборот: на проект дают очень мало времени, ненамного больше на стройку. При этом страдает качество и принятых проектных решений, и качество строительства.
Во-вторых, совершенно другие нормы. Вот, например, у нас расстояние между окнами двух этажей должно быть 120 сантиметров (так называемая противопожарная отсечка), и это не позволяет нам делать окна в пол. Почему окна и витражи в пол — это хорошо? Они не только формируют совершенно иное пространство в квартире, но и оказывают положительное психологическое влияние и на взрослых, и на детей, особенно маленьких. Что сейчас видят наши дети? Батареи и глухие стены. Естественно, им интересно узнать, что же там за окном. Они залезают на подоконники, а это опасно, они оттуда падают. В случае с окнами в пол малыши все прекрасно наблюдают со своего уровня. С нашими нормами такие окна можно воплотить в жизнь, если окна разместить в шахматном порядке. Но это далеко не всегда возможно, для этого нужны большие комнаты. В Европе этого норматива нет, поэтому у них фасады совершенного по-другому выглядят.
Если еще говорить по существующим нормам, то я считаю не совсем обоснованной норму с обеспеченностью жилья машино-местами. Сейчас на каждые 53 квадратных метра жилой площади надо предусмотреть одно машино-место. Застройщик обязан соблюдать эту норму и строить огромные подземные или надземные парковки, которые никто никогда не купит, потому что даже себестоимость одного машино-места, для многих покупателей неподъемна. Потратив немаленькие деньги на парковку (если она подземная, это может стоить до трети стоимости всего объекта, так как там сложная система инженерных решений, дымоудаления), застройщик начинает экономить на надземной части здания. Поэтому мое мнение — надо либо увеличить жилую площадь, обеспеченную машино-местом, до 75 «квадратов», либо разрешить устанавливать механизированные устройства, когда одна машина над другой. Это будет гораздо дешевле, и покупать эти места будут быстрее.
Многоквартирный дом на улице Дортеавей в Копенгагене
«Чем больше старых предприятий в городе будет задействовано, тем лучше»
— В прошлом году в мировые тренды вышла реновация тех пространств, которые в текущем состоянии себя изжили и не выполняют своих функций. С каких объектов вы бы начали реновацию в Казани?
— Первое, что приходит на ум, — льнокомбинат и фабрика Алафузова. Это такие жемчужины в самом центре города! Бывшие производства — это всегда супернадежные конструкции, там огромная высота этажа, высокие окна — в таких условиях можно сделать все что угодно: и квартиры в стиле лофт, и интересные офисные и выставочные пространства. Я не понимаю, почему в Казани на эти здания не обращают внимания. Москва давно поняла, вся Европа давно поняла ценность таких пространств, а мы никак. Если бы у меня были деньги, я бы сразу его купила не задумываясь и сделала бы конфетку.
— А что бы вы там сделали?
— Я бы максимально использовала возможности здания и его местоположение. Огромную плоскую кровлю надо делать эксплуатируемой, благоустроить ее, возможно, разместить ресторан или что-то подобное. Оттуда открывается шикарный вид на Кремль. Верхние этажи я переделала бы в жилье. Вы же видели в фильмах что-то похожее, когда огромная квартира и ни одной колонны, вокруг кирпич и черный металл, высоченные потолки — это все бывшие производственные пространства. Их можно делать даже двухуровневыми, а на первых этажах разместить интересные бизнес-пространства, проводить там выставки, лекции, семинары, там очень много возможностей — если бы кто-то заинтересовался.
— Сколько это будет стоить?
— Сам выкуп дорогой будет, но большая экономия в том, что само здание, его конструкции — стены, перекрытия — очень надежные, не требующие дополнительного укрепления. Нужно будет почистить кирпич фасада, заменить витражи, поменять всю инженерию, доработать ее под новые нужды. Надо считать, но это не так уж и дорого, особенно когда делаешь лофт. Чем больше старых предприятий в городе будет задействовано, тем лучше. У них есть своя аура: старые кирпичные стены, само пространство, детали, пропорции — они же все прекрасны. Надо, конечно, смотреть, не все они подходят сразу, где-то больше работы предстоит, где-то меньше.
— И они пригодны для жилья?
— Они однозначно пригодны для освоения под новые функции. Если территория не позволяет разместить нужное количество площадок, можно проработать вариант гостиницы. Возможностей много.
«Не должно звучать такого понятия, как окраина»
— А где вообще должны жить люди в городе? Должно ли быть функциональное зонирование пространства?
— Люди должны жить там, где хотят жить, где им комфортно. Среда должна быть максимально многофункциональной, чтобы убрать эту маятниковую миграцию, когда огромное количество людей утром перемещается в центр, а вечером — обратно. Надо на местах создавать такие пространства, где человек мог бы и работать, и жить, и заниматься творчеством, и проводить досуг, чтобы все было в одном месте — самодостаточная гармоничная среда.
— В Казани это возможно сделать? Каким образом?
— Конечно! Именно эти задачи ставит перед нами новый генплан. Было очень много споров, расширяться городу или оставаться в прежних границах. В итоге принято, на мой взгляд, абсолютно правильное решение остаться в границах и максимально эффективно использовать эту территорию. Если говорить грубо, это как когда ты живешь в квартире много лет, тебе эта квартира нравится, но в шкафах уже собралось много ненужных вещей и мебель уже не годится. В таком случае что мы делаем? Правильно, хорошую ревизию! Все лишнее раздаем или выкидываем, переделываем или перешиваем, внимательно смотрим и каждый сантиметр максимально оптимизируем. И сейчас в городе идут эти процессы — проводится полная ревизия всего хозяйства, чтобы оно было максимально задействовано в городской жизни. Не должно звучать такого понятия, как окраина, нужно, чтобы в любой точке города человек чувствовал себя комфортно. Это все реально. Либо создаются новые объекты, либо в существующих развивается более сложный функционал. Пересматриваются освободившиеся пространства, и в зависимости от потребностей территории они приобретают новые функции: социальную, культурную, спортивную, жилую. Например, огромный градостроительный потенциал у Адмиралтейской слободы и района речного порта. Это классные точки роста, и, если эти территории будут развиваться как задумано в новом генеральном плане, будет здорово!
— То есть город ждет период точечной застройки?
— Вопрос с точечной застройкой мне, честно говоря, непонятен. Если участок сформирован, отражен на кадастровой карте, функционал и характеристики его прописаны — в чем проблема? Проектировщик согласно всем исходным данным, соблюдая все нормы, разрабатывает эскизный проект и передает его заказчику. Заказчик передает эскизный проект на рассмотрение в управление архитектуры и градостроительства. Там специалисты проверяют, соответствует ли проект нормам, выдержаны ли необходимые разрывы от здания, от парковок, от площадок, обеспечены ли все квартиры и общественные помещения машино-местами, достаточное ли количество озеленения и прочее. Если этого нет, его просто не согласуют. После этого наступает этап разработки проектной документации, которую, в свою очередь, рассматривает экспертиза. Там проверяют не только вышеперечисленные показатели, но и надежность принятых конструктивных решений, толщину и конструкцию наружных стен, инсоляцию каждого жилого помещения, ширину и расположение проездов для пожарной техники, размещение контейнерных площадок и еще очень много важных вещей. И если это не соблюдать, то хоть точечная, хоть комплексная застройка — строить тебе не дадут.
Другое дело, когда людям просто не нравится, когда на привычном пустыре рядом вдруг возникает объект. Но вашего дома тоже когда-то не было, и всем было без вас хорошо. Если на кадастровой карте предусмотрена жилая или социальная застройка, то рано или поздно придет застройщик и начнет строить.
«Для всего мира сегодня основная тенденция — сделать город максимально комфортным, потому что в нем огромное количество преимуществ»
«на Западе был культ загородных домов, а сейчас они пересматривают свое отношение к этому»
— Какое ваше идеальное жилье? Оно в городе или за городом?
— Вот смотрите, раньше на Западе был культ загородных домов, а сейчас они пересматривают свое отношение к этому. Для всего мира сегодня основная тенденция — сделать город максимально комфортным, потому что в нем огромное количество преимуществ: театры, культурная программа, интересные современные общественные пространства, есть куда сходить с детьми, где встретиться с друзьями. В жизни за городом тоже есть свои прелести: природный ландшафт, ты можешь там спокойно уединиться, но не все могут себе позволить купить или построить загородный дом. И что им делать? Мучиться? Страдать? Злиться? Нет, должны быть такие условия, чтобы любой человек чувствовал себя комфортно.
Давно ведь известно, насколько ценна архитектурная среда для психологического состояния человека. Архитектура может вдохновить на творчество, поднять настроение, а может и подавить, лишить энергии, а еще хуже — спровоцировать на какие-то не самые позитивные действия. И от качественной архитектуры выиграют все, общий тонус будет более позитивным. Может, мы и стали все такими хмурыми, потому что в одинаковых хрущевках выросли? Радует также, что у некоторых застройщиков меняется отношение к придомовой территории, происходит переосмысление двора. Они понимают, что это в разы улучшает качество среды, насколько это важно для жителей, даже заказывают отдельные проекты под это.
— У кого в ближайшее время появятся дворы нового уровня?
— Большое внимание этому уделяют «#Суварстроит», «Унистрой», «Ак Барс Девелопмент», тот же СМУ-88. Очень часто в последнее время звучат пожелания максимально приблизить к природной среде, использовать луговые травы и крупномеры. И у тех застройщиков, кто за свою репутацию переживает, уже не будет во дворах только детских площадок и турников, организованных на плоской прорезиненной поверхности. Сейчас во дворах будет больше зелени, разноуровневых решений, больше геопластики, природного разнотравия.
— Есть мнение, что меняется восприятие жилого пространства, на рынок недвижимости пришли миллениалы, которые вкладывают в квартиры другой смысл. Это место, где можно переночевать и принять душ, они редко едят дома, встречаются с друзьями в кафе или парках. Жилая архитектура как-то отреагирует на это?
— Не все так однозначно. Возьмем западный, европейский опыт, они проводят много исследований на эту тему и понимают, что в пределах одного жилого комплекса должны быть разные предложения. Более того, они пришли к выводу, что в одном жилом комплексе должны жить разные социальные группы, чтобы среда была разнообразной. Тогда общий уровень подтягивается, понимаете? Планка не падает, а поднимается.
Должны быть и небольшие квартиры, и с большим метражом. В больших квартирах больше возможностей для изменения функций при меняющихся потребностях ее обитателей, например, заменить детскую на кабинет или наоборот. Будет правильно, если каждый сможет выбрать жилье в пределах его дома или комплекса, и при повышении его социального статуса у него будет возможность сменить квартиру на более просторную и комфортную. А пока квартира небольшая, человек может посетить небольшое уютное кафе поблизости, встретиться с друзьями или прогуляться по качественно благоустроенной территории, потому что в маленькой квартире постоянно находиться тяжело. Это касается и взрослых, и детей.
Чем разнообразнее пространство, чем более оно функционально и эстетически наполнено, тем лучше, тем меньше человеку захочется уезжать.
Айрат Алеев
Ильсияр Тухватуллина родилась в Набережных Челнах 24 сентября 1975 года.
В 1990 году окончила художественную школу №1 в городе Набережные Челны.
В 1992 году окончила детскую школу архитектуры и дизайна «Да-Да» в городе Набережные Челны.
В 1998 году с отличием закончила Казанский государственный архитектурно-строительный университет по специальности «архитектор».
Основатель и руководитель ООО «Архитектурный Дом «АДТ», ООО «АДТ-проект».
С 2004 года занимается частной практикой.
Член казанского градостроительного совета с 2014 года.
Член союза архитекторов России с 2018 года.
Участие в конкурсах и награды:
- 2006 — победитель премии «Атлант Baltic Build», Санкт-Петербург, специальный приз СМИ. Объект — «Культурно-развлекательный комплекс «Родина», ул. Баумана, Казань;
- 2007 — 3-е место на ежегодном смотре-конкурсе, Казань. Объект — жилой комплекс «Берег», Казань;
- 2007 — лауреат конкурса «Городские дворовые пространства», Москва, Объект: Жилой комплекс «Берег», Казань;
- 2010 — победитель в номинации «Лучший проект жилищного строительства». Объект — жилой комплекс «Берег», Казань;
- 2011 — открытый международный конкурс «Archidea2011», победитель в номинации «Архитектура, жилые комплексы». Объект — жилой комплекс «Берег», Казань;
- 2011 — открытый международный конкурс «Archidea2011», финалист. Объект — жилой комплекс «Мари Клермон», Казань;
- 2013 — лауреат в номинации «Лучший проект с использованием инновационных материалов и технологий» II республиканского конкурса в области архитектуры и проектирования. Объект — многофункциональный комплекс с подземной парковкой «Сибирские номера», ул. Баумана, Казань;
- 2016 — диплом I степени в номинации «Архитектура – жилые здания» в шестом международном фестивале «АвтоГрад», Набережные Челны. Объект — «Многофункциональный комплекс «ВДНХ», Казань;
- 2016 —диплом II степени в номинации «Архитектура – жилые здания» в шестом международном фестивале «АвтоГрад», Набережные Челны. Объект — «Жилой дом по ул. Островского, Казань»;
- 2016 — диплом III степени в номинации «Архитектура – жилые здания» в шестом международном фестивале «АвтоГрад», Набережные Челны. Объект — «9-этажный дом с административными помещениями и автостоянкой по ул. Тихомирнова, Казань.
За последние 14 лет реализованы объекты:
- жилой комплекс «Берег», ул. Сибгата Хакима, Казань;
- культурно-развлекательный комплекс «Родина» на ул. Баумана/ Мусы Джалиля, 44/10-8, Казань;
- жилой дом «Мари Клермон», ул. Малая Красная, Казань;
- жилой комплекс «Экопарк «Дубрава» по ул. Дубравная, Казань;
- многофункциональный комплекс с подземной парковкой по ул. Баумана, 36 («Сибирские номера»);
- многофункциональный комплекс «Манхэттен» по ул. Оренбургский тракт, Приволжского района города Казани.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 71
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.